Формула счастья

«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).

 Слово «счастье» означает: хорошая часть, блаженная участь.
 «Всякий человек – кузнец своего счастья». Эта народная поговорка известна всем.
 «Поиски счастья – основной источник несчастья», – полагал Эрик Хоффер.
 «Человек создан для счастья, как птица для полета», – писал Короленко.
 «Если бы люди построили дворец счастья, то самым большим залом был бы зал ожидания», – заявил Жюль Ренар.

 Недавно скончавшийся поэт Евгений Евтушенко сетовал по поводу поисков счастья, которые не увенчиваются успехом:

 Понял я, что тайно был причастен
 к стольким людям сразу всех времён.
 Понял я, что человек несчастен,
 потому что счастья ищет он.

 Счастье – словно взгляд из самолёта.
 Горе видит землю без прикрас.
 В счастье есть предательское что-то –
 горе человека не предаст.

 Счастлив был и я неосторожно,
 слава Богу – счастье не сбылось.
 Я хотел того, что невозможно.
 Хорошо, что мне не удалось.

 Я люблю вас, люди – человеки,
 и стремленье к счастью вам прощу.
 Я теперь счастливым стал навеки,
 потому что счастья не ищу.

 Вспомним несколько библейских текстов о счастье и несчастье.

 «Царь Агриппа! Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всём, в чём обвиняют меня иудеи» (Деян. 26:2), – заявил апостол Павел.
 «Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако» (Иов. 30:15). Это признание страдальца из древней книги мудрости.
 «Да не будет между вами … такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца своего» (Вт. 29:18-19). К сожалению, многие нечестивцы гордятся такой линией поведения.
 «Видел я, как глупец укореняется…  Дети его далеки от счастья» (Иов. 5:4-5). Так сказал Елифаз о несчастии глупцов в их нечестии.
 «Ничего не спасалось от обжорства его, за то не устоит счастье его» (Иов. 20:21). Это фрагмент из речи Софара.
 «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю» (Иов. 21:13). Так Иов говорил о беззаконниках. «Видишь, счастье их не от их рук» (Иов. 21:16).
 «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3:15).
 «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал. 3:16).

 Не следует путать счастье и удовольствие, которое как наркотик, происходит от греха; а счастье от победы над грехом!
 «Женское счастье – если милый рядом!» Это слова из популярной песни. Если бы это было так! Но, увы! Источники счастья ненадёжно искать в другом человеке, в доме, автомобиле, в восполнении потребностей в имуществе или в друзьях. Счастье может быть при отсутствии всего этого, даже при потере здоровья, утрате трудоспособности. Счастье не в том, что посылает Бог, а в самом Боге!

 Как-то одна девочка пожаловалась матери на то, что у нее болит живот. «Потому он болит, что пустой. Кушать надо!», – сказала мать.
 Вечером к ним пришёл в гости дядя, и стал жаловаться на то, что у него голова болит.
 – Потому она болит, что пустая, – без обиняков заявила девочка. 

 Без Христа
 жизнь пуста!

 Минус превратится в плюс,
 если в сердце Иисус!

 Параметры счастья, по мнению многих психологов, заключаются в спокойствии, в позитивной окейности, в умении радоваться земному бытию, в трансцендентной связи с высшим Разумом.

 Там, где войны, люди видят счастье в достижении мира. На Донбассе, где разрушительная борьба за выполнение Минских соглашений становится всё ожесточённей, народ считает счастьем время, «когда не стреляют».


 Определения счастья знаменитыми людьми

 «Счастливые часов не наблюдают», - считал Александр Грибоедов, убитый исламскими фанатиками в 37-летнем возрасте в Иране. 
 «Счастье на стороне того, кто доволен», – говорил учитель Александра Македонского философ Аристотель. Ему вторил Генри Филдинг, утверждавший: «Счастлив тот, кто считает себя счастливым».
 «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его», – заявлял английский драматург Бернард Шоу.
 «Люди, осыпанные дарами счастья, походят на корабли, чересчур перегруженные, которые больше, чем другие подвергаются опасности потонуть», – говорил Иоанн Златоуст)
 «Благополучие и счастье обусловлено наличием 3-х слагаемых: нужно что-то делать, кого-нибудь любить и на что-то надеяться». Таково мнение Классовского.
 «Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых», – полагал римский император Марк Аврелий.
 «Счастье следует просить у Бога, мудрость – приобретать самому», – советовал римский оратор Цицерон.
 «Не гоняйся за счастьем – оно всегда находится в тебе самом», советовал греческий мудрец Пифагор.
 «В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым». Это слова китайского мудреца Конфуция.

 «А что такое счастье! Насыщенная гордость», – так определял его Михаил Лермонтов. Ему же принадлежит наблюдение:
 Поверь мне – счастье только там,
 Где любят нас, где верят нам!

 «Те, что ищут счастья в тщеславии и развлечении, походят на людей, предпочитающих свет свечки сиянию солнца», – утверждал Наполеон.
 «В юности кажется, что счастье будет, а в старости – что оно было», – заметил Константин Мелихан.
 «Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость несчастлива, потому что она всё знает», – говорил Франсуа Шатобриан.
 «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или вещам»,  – советовал Альберт Эйнштейн.
 «Кто входит в дом счастья в дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий», – писал Бальтазар Шатобриан.
 «Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив», – говорил нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу.

 «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее» –  по словам Френсиса Бэкона.
 «Счастье в том, чтобы обладать хорошим здоровьем и плохой памятью», – заметил Людвиг Фейербах.

 На свете счастья нет,
 Но есть покой и воля!

 Таково безапелляционное заявление поэта Александра Пушкина. Ему же принадлежит наблюдение: «Говорят, что несчастье - хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет».

 «Счастье есть удовольствие без раскаяния», по определению Льва Толстого.
 «Величайшее счастье, доступное человеку – любовь, – должно служить источником всего возвышенного и благородного», – уточнял Блез Паскаль. Он же записал в своих «Мыслях»: «Счастье заключается только в покое, а не в суете».
 «Никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливых случайностей», – поучал римский мыслитель, учитель Нерона Сенека. «Ни у кого не бывает постоянного счастья», вторил ему соотечественник Плавт.
 «Любить – это находить в счастье другого собственное счастье», – утверждал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц.
 «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше Оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо», – говорил Виктор Франкл.
 «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца», – считал Шарль де Костер.
 «Будь справедлив, и будешь счастлив», – писал Жан-Жак Руссо.
 «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий жизни», – писал Гюстав Флобер.
 «Счастье достается тому, кто много трудится», – таково заключение Леонардо да Винчи.


 Причастники, или настоящие счастливцы

 Мнения выдающихся мыслителей зачастую многоразличны. Немецкий философ Готфрид Лейбниц определял счастье как состояние устойчивой радости, а его соотечественник Людвиг Фейербах связывал счастье с хорошим здоровьем и плохой памятью. Американский мыслитель Ралф Эмерсон утверждал, что счастье – это аромат, который невозможно излить на других людей, не уронив на себя хотя бы несколько капель.

 Кого же можно назвать настоящими счастливцами? Что такое истинное счастье? Слово «счастье» имеет своим корнем «часть». Когда-то блудный сын потребовал у отца: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». Отец удовлетворил его просьбу и распутный  юноша  не  только лишился своей части, но и своего причастия к отцовскому дому. Когда Господь Иисус Христос заявил Петру: «Если будешь упрямиться – то не будешь иметь части со Мною», то Пётр согласился на всё, только бы не потерять эту блаженную часть. И в  одном из своих посланий апостол Пётр высоко ценит тех верующих людей,  которые сделались
«причастниками Божеского естества»(2Пет.1:4). Зачастую причастниками считают  верующих, причащающихся во время богослужений. Однако смысл этого слова более глубокий.

 Причастники – это те люди,  которые являются частью великого Целого, называемого Богом. Человек  – часть, Бог – целое. И пребывая в Боге, имея часть в Нём, мы, христиане, по-настоящему счастливы. Соучаствуя со Христом в  страданиях  и  скорбях,  мы  вправе рассчитывать на соучастие в радости и блаженстве. Апостол Павел констатирует (повторение – мать учения): «Ибо все мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).

 Когда-то Пётр сказал Учителю:  «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы  вечной жизни» (Ин. 6:68).  Некогда Адам лишился общения с Богом, потерял свою часть в Эдемском саду. Таким образом, он стал несчастным. Несчастным оказался и как-будто получивший свободу, но обанкротившийся блудный сын. Счастлив только причастник Божеского естества и Божьей благодати.

 Важно, чтобы грешник не лукавил…
 Распиная плоть и суету,
 формулу блаженства вывел Павел:
 счастье – в сопричастности Христу!

 Никого пусть не пугают мысли – 
 с Ним идя на крест, терпя, страдать.
 Где Христос – там счастье вечной жизни,
 преизбыточная благодать!

 В Иисусе – высшее блаженство –
 через сораспятье на кресте!
 Совокупность сил и совершенства
 сконцентрирована во Христе!

 Если скорби сердце рвут на части,
 на небес настроясь частоту,
 обретём мы истинное счастье
 в нашей сопричастности Христу!

 Счастье определяют не только как обладание духовными и материальными благами, но и как чувство удовлетворённости от этого обладания. Недаром мы спрашиваем на первый взгляд богатого человека, счастлив ли он. И нередко выясняется, что материальных благ далеко недостаточно для счастья. Кому-то не хватает здоровья, кому-то творческого успеха или славы. А, бывает, человек имеет видное общественное положение, сделал себе карьеру, оказался в зените славы или на вершине популярности, но не чувствует себя счастливым. Почему? В юности я пытался ответить на этот вопрос так:

 Слава, власть и страсти – вроде птицы синей:
 Это – призрак счастья, это – соль без силы,
 Потому что счастье не бывает личным:
 Это – соучастье в нуждах  наших ближних!

 В Своей Нагорной проповеди Спаситель призывает к тому, чтобы искать прежде всего Царства Божьего и правды Его (Мф. 6:33), заверяя, что прочие атрибуты житейского благополучия автоматически приложатся к основному содержанию нашей жизни.

 Счастье – в  нашем  причастии к Божественным добродетелям и чувствованиям.
 Счастье – в смирении, в сочувствии ближним, в кротости, в стремлении к праведности, в милосердии, в чистоте сердца и языка, в умиротворении и в лишениях, и в гонениях, обусловленных нашим стремлением угодить Богу, исполнить Его волю, будучи «солью земли” и «светом мира». Кстати, в своём послании апостол Петр определяет счастье причастников Божеского естества как подъём по лестнице добродетелей. Этапы или ступени этого духовного прогресса следующие: вера – добродетель – рассудительность – воздержание – терпение – благочестие – братолюбие – любовь. От веры к любви, от части к Целому, поскольку «Бог есть любовь».

 В этом  цель  жизни.  Цель  –  в стремлении к Целому,  о чём апостол Павел свидетельствует: «Стремлюсь к цели,  к почести  вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:14), «Ибо, для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21). Смерть, таким  образом,  становится  средством к цели.  Смерть плотского «я»,  распятие эгоизма  – путь к соединению со Христом, «ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:5). Исходя из этих соображений, апостол мотивирует своё убеждение: «...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23).
 «Разрешиться» – значит: сменить лагерную стоянку, перенести походную палатку в другое место, в данном случае, переменить адрес жительства с земного на небесный. Это значит - жить в непосредственной близости от Царя царей и Господа господствующих, при Его дворе, рядом с Его престолом, являясь Его придворными, Его наследниками, причастниками Его обетований. В этом и заключается счастье. Счастье с большой буквы.

 В чём сущность счастья? Быть здоровым,
 Как говорят, «кровь  с молоком»?
 Вкушать продукцию коровы
 И жить беспечно и легко?

 В чём сущность счастья? Быть богатым
 И влиться в денежный поток,
 Чреватый в перспективе адом,
 Несущий гибельный потоп?

 В чём сущность счастья? Стать женатым,
 Влюблённым в дом свой и семью?
 К высоким устремясь окладам,
 В том видеть будущность свою?

 В чём сущность счастья? Быть весёлым,
 И юмором сдобряя речь,
 Бродить по городам и сёлам,
 Стремясь себя и всех развлечь?

 Быть может, счастье – стать начальством,
 Войти в круг, так сказать, вождей?
 Не в том суть счастья… В соучастье
 В скорбях и радостях людей!

 Когда направишь в вечность зренье,
 И видишь в Иисусе – клад,
 Приходит удовлетворенье
 От нематериальных благ.

 А чтоб не оказаться в сраме
 На точных Божиих весах,
 Дай Бог, чтоб все мы собирали
 Сокровища на небесах!

 В той же Нагорной проповеди Христос утверждал, что подлинное счастье – состоит в чистоте: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
 Еще раз вспомним ключевой текст: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).

 Как важна чистота сердца, языка и всего тела! По закону Архимеда тело, погруженное в воду, становится чище. А сердце, погруженное в Слово Божье, очищается им. «Вы очищены чрез слово Мое», - сказал Христос. Блажен, кто идёт путём очищения и освящения, ведущим в Царство Небесное!

 Да поможет нам в этом Господь!


Рецензии
Истину глаголете! Настоящее счастье возможно только с Богом и по воле Божьей!!!

Николаенко Сергей Витальевич   14.03.2020 16:56     Заявить о нарушении
Сергей Витальевич, спасибо
за мысль, звучащую красиво!

Сказали мудро Вы и верно:
лишь в Боге всё благословенно!

Александр Азовский   15.03.2020 01:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.