Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 15. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 15. ГЛАВА 4. СТ.16-30. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ (продолжение)


16. Что есть работа и что, поэтому, бездействие – даже разумные в этом вопросе введены в заблуждение. Из этих двух Я объясню тебе, что есть работа. Зная это, ты будешь освобожден от неблагоприятного.

КОММЕНТАРИЙ:

Карма-йога есть Божественное знание, и потому Бог работает с Арджуной именно в этом направлении, помогая ему хорошо понять все нюансы практики карма-йоги, все, что может более точно ориентировать человека в процессе выполнения им работы. Человек в материальном мире считает, что все, что касается работы, ему понятно, также каждый считает, что работа есть необходимость, средство заработать деньги, и запрещенной такая деятельность быть не может или это абсурд. В своих рассуждениях человек опирается как бы на опыт человечества, на свой опыт и   уверен, что имеет также право на труд, он свободен в выборе работы, свободен в  ее выполнении и уверен, что  всю работу он выполняет лично и в соответствии  с приобретенными знаниями. Человек может согласиться, что для выполнения работы ему необходимы чувства, общение, некоторый опыт, ему приходится также обращаться к своей памяти, необходимо место работы, непременно побуждающие к работе причины. Но на все это человек материальный смотрит привычно, считая себя причиной своего труда, считая себя непременно исполнителем, считая, что труд выполняет сам лично и почти никогда не думает, что все это и более того ему дает Бог. Также не может знать, что все, что делается в другом понимании, непременно приведет к страданиям. Даже достаточно умные и религиозные люди не могут понимать, что полностью все в исполнении работы дает человеку Бог. Поэтому Бог еще раз акцентирует внимание Арджуны и всех на том, что же на самом деле есть работа и что в таком случае есть бездействие.

17.Также, непременно, с пониманием, что есть работа, должно быть понято, что есть запрещенная деятельность, а также должно быть понято, что есть бездействие. Иначе, очень трудно будет правильно исполнять работу.

КОММЕНТАРИЙ:

В материальном мире человек, думая о том, что надо правильно исполнять работу, направляет мысль прежде всего на знания, опыт, общение, профессионализм, условия работы, техническое обеспечение, в некотором роде на свои качества и   менее всего связывает успешное или неуспешное выполнение работы с тем, что не знает, что работа на самом деле дается Богом, и Создатель на нее дает определенные ограничения и налагает   определенные требования на то, как человек должен понимать и выполнять работу. Т.е. человек, работник далеко не всегда может знать, что работа имеет и свое четкое определение, и на нее налагаются Богом требования, где угодна Богу именно та работа, которая Богом разрешена.

Помимо этого, существует определение работы, которая считается запрещенной деятельностью. А также есть такое понимание, как бездействие. Но чтобы человек выполнял работу правильно, он должен этими знаниями относительно работы обладать и приступать к работе, хорошо понимая, как надо ее выполнять и как выполнять запрещено.

Также человек должен иметь понимание и о бездействии при выполнении работы. Только в таком случае человек, обладая этими знаниями и строго следуя требованиям Бога, может успешно выполнять работу, ибо только тогда так выполняемая работа будет считаться разрешенной Богом. По сути, все эти знания непременно необходимы, ибо являются базовыми для выполнения карма-йоги. Но карма-йога требует от человека полное понимание, что человек полностью управляем Богом, Бог дает человеку мысль, желания, чувства, выбор, направляет человека в работе, контролирует процесс работы, доводит процесс до автоматизма, где человек, вовлекаясь в работу, не чувствует усталости и как бы действует автоматически и иногда не замечает, не запоминает, как эта работа протекает, как и связи и отношения. Отсюда Бог вводит понимание о бездействии в работе и о работе в процессе бездействия.

18. Тот, кто в работе видит бездействие и в бездействии видит работу, он разумен в человеческом обществе; он вовлечен в преданное служение, будучи занятым в различных видах деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Человек, исполняющий работу, только тогда будет благословлен Богом, когда будет вооружен все же совершенными духовными знаниями. Согласно этим знаниям в каждом живом существе, в человеке присутствует Бог, управляющий человеком, дающий ему через тело чувства, также желания, ум, разум, память, реакции, все внутренние энергетические состояния, движение тела, рук, ног, направленный мыслительный процесс, жизненные силы, речь, осознание и восприятие себя, как работника, напоминает качества человека, дает понимание и пр.; через все это именно Бог управляет человеком постоянно, что бы человек ни делал, что бы ни предпринимал и какой бы работой ни занимался. Бог Управляет не только мыслью человека, не только напоминает ему  знания, опыт, не только в процессе работы обеспечивает человека речью и общением, но и создает условия работы, все обстоятельства и ситуации в процессе работы, кого надо, приводит, кого надо, уводит,  расставляет всех по своим местам, каждому дает  его задание и дает возможность его выполнить, также Бог управляет взглядом, слухом, использует качества человека, дает ему движение, реакции, полностью в человеке управляет руками, ногами, движениями разного прядка.

И только религиозный человек, зная в себе присутствие Бога, постоянно помня об этом, Милостью Бога видит, как Бог им Управляет, Управляет и другими людьми,  видит, как Бог помогает в решении тех или иных вопросов и видит, как, по сути, весь процесс работы проходит автоматически, где каждый занимает строго свое место, действует строго так, как его ведет Бог в пределах своих качеств и требований производства или той или иной работы или сферы деятельности; каждый говорит в свое время и замолкает в свое время,   все вопросы и конфликты, все издержки качеств человека и наставления того или иного порядка поднимаются автоматически, разрешаются и уходят, как отработанные, Бог дает атмосферу работы, состояние , понуждающее к работе, Бог Указывает через ситуации на изъяны, показывает,  кто виноват, кто старателен, кто терпелив, кто берет ответственность на себя. Понимая так, постоянно направляя в работе мысль на Бога, постоянно видя присутствие Бога в  работе, понимая, что именно Бог показывает все этапы работы и Свое Управление ею и каждым, религиозный человек (и скорее всего это преданный Бога Кришны) начинает осознавать и утверждаться все более в том, что на самом деле, даже работая, фактически не работает, ибо все идет как бы по определенному строго начертанному направлению; и сам человек все делает автоматически вплоть до мелких и крупных разборок, значительных и незначительных деталей, остановок, перезапусков, отдыха, отвлеченного и сосредоточенного состояния, как некоторых людей, так и всего коллектива, если он имеется, становится свидетелем того, что Сам Бог направляет каждое его действие, открывает и закрывает рот, направляет мысль, дает и реакции разных порядков.

Чтобы так понимать, непременно должен быть так направленный ум, религиозность и устремление посвящать свой труд Богу; человек должен заниматься преданным служением, ибо, иначе, такое откровение ему будет невозможно дать. Но, утверждаясь в том, что, работая, человек бездействует, такой преданный непременно приходит к полному и осознанному пониманию, что все делает Бог, а потому  правомерно посвящение плодов любой своей деятельности Богу, как и правомерно понимание того, что не имеет смысла быть привязанным к любой своей деятельности, ибо человек не более, как просто марионетка в руках Бога.

Поэтому без понимания, что человек, по сути, исполняя работу, ничего не делает, быть занятым в карма-йоге невозможно, как и невозможно без этого понимания реально не считать себя причиной плодов своей деятельности. Только понимание, что все в человеке делает Бог, дает основание человеку не претендовать на плоды труда, не считать себя причиной труда и не считать себя производящим и распоряжающимся. Или считать себя бездействующим в труде по факту. Это базовое понимание и тот, кто так понимает, он уже непременно занят преданным служением, и его карма-йога не вызывает сомнений.

Также, если человек занят преданным служением, то он понимает, знает, что в каждом присутствует Бог. А это означает, что каждое мгновенье Бог занят развитием человека, и это происходит постоянно через мыслительный процесс, через чувства, которыми Бог сопровождает то или иное событие или состояние человека. Бог дает каждому постоянный внутренний труд, человек анализирует, волнуется, обдумывает, сравнивает, выбирает, обозревает события в своей жизни или жизни других людей. Также во сне человек не знает забвения, ибо Бог не упускает и мгновения, чтобы человек не мыслил, не проявлял свое отношение, не переживал… Поэтому практически в материальном мире в любое время, в любом положении человека, в любой ситуации и даже после смерти человек постоянно во внутреннем труде; и нет, не бывает такого, чтобы человек был в полном забвении. И если такое понимание у некоторых людей и присутствует, то это только потому, что Бог забирает память, ибо не все надо прокручивать ему или ставить в основу мышления. Бог переводит человека из одного состояния в другое, дает обозревать мыслью разные события, и в мгновение может человек забыть об одном и настроиться на другой образ мышления, прорабатывая с Богом те вопросы, которые подает Бог, абсолютно зная, что, когда и в какой степени человеку нужно или необходимо просмотреть и ответить на вопросы Бога в себе в виде того или иного мыслительного процесса. Это видя в себе, преданный Бога непременно понимает, что он всегда, по сути, в активном состоянии, даже когда тело недвижимо и когда нет больших переживаний или страданий. Т.е и не работая фактически руками, даже в неподвижном состоянии человек непрерывно Волею Бога и присутствием Бога в себе работает, т.е. в бездействии видит, осознает   свою активность, что есть фактически работа.

Так понимая работу Бога в себе, человек не может более сколько-нибудь претендовать на плоды любого своего труда, не может считать себя независимым от Бога. Это состояние для него реальное, есть Высшая Истина, и потому в работе он не может более считать себя причиной, тем, кто создает и распоряжается, ибо это вопиюще не так, и человек не может претендовать реально ни на какой труд. Ему ничего не остается более, как посвящать свою работу Богу, и он делает это без  страданий, без больших и даже малых усилий, но естественно, это становится его неотъемлемым качествам и потребностью только так воспринимать работу, что облегчает внутреннее состояние, снимает любую напряженность, и работа может сопровождаться состоянием благости и наслаждения, ничем ум человека не возмущается, он ка всему равен, абсолютно собран, получает от Бога энергию, не вовлекается в лишние разговоры, никого не винит, входит  в нормальное подчинение, понимая, что и  над ним  человек поставлен Богом, и речь дает ему Бог и видение…  и легко и старательно следует указаниям, гармонично вливаясь в коллектив или  в свою индивидуальную работу, выполняя ее с наслаждением, видя, что качества других также используются Богом в процессе работы, как положительные, так и не совсем, но все распределено так, что работа выполняется, и  преодолеваются все возникающие по ходу вопросы и разногласия или разночтения, и потому его карма-йога становится полноценной и истинной, а потому и плоды такой практики приносят  ему непременно пользу в плане духовного и материального развития.


19.Тот, кто победил все устремления удовлетворить чувства тем, что предлагает эпоха, его работа сожжена огнем знания. Те, кто знает, называют такого человека разумным.

КОММЕНТАРИЙ:

Если говорить более точно, то следует говорить не о победе, а о преодолении. На самом деле никакие лавры не должен себе приписывать человек, на какой бы ступени материального и духовного развития он не стоял. Ибо, прежде всего, на человека работает именно время. Чем дольше человек занят преданным служением и здесь духовной практикой, будучи направляемым Святыми Писаниями, Самим Богом, полностью управляющим в этом процессе человеком, тем более человек Милостью Бога достигает качества, угодные Богу и способствующие преодолевать желания человека, привязанность к объектам материального мира, как и дающим опять же Милостью Бога возможность контролировать все процессы в человеке, включая умственный, желания, чувства, сами качества. Именно временные характеристики играют абсолютную роль. Всем идти к Богу, всех Бог ведет, каждого Бог ведет уникальными путями, работая над каждым Лично, индивидуально, непрерывно и всем отведен примерно один временной отрезок преданного служения. Поэтому, чем больше воплощений человека направлены в это русло, тем успешнее  сам путь и преданного служения и решение вопросов, связанных с контролем чувств и пр. Но всем этим  управляет только Бог, давая постепенно человеку более сложные задачи и пути преодолений, формируя в материальных играх определенные качества и понимания, давая человеку понимание, что все абсолютно зависит от него, давая ему старание, терпение, возможность анализировать свой путь и здесь результаты, давая в некотором роде и планировать  свое духовное развитие. Но без Воли Бога, без управляющих и направляющих энергий Бога человек не получит ни желание, ни смысл, пальцем не пошевелит и причины для этого не найдет и искать не будет.

Но Арджуне так надо было говорить, чтобы он воспрял духом, почувствовал в себе энтузиазм, желание пойти по Указанному Богом пути, как и основание. Ибо такова была ступень его материального и духовного развития и пока только так мог направляться его мыслительных процесс, который работал в рамках его еще не утвердившихся знаний и качеств. Также, надо понимать и то, что  так сказать: ПОБЕДИТЬ ВСЕ УСТРЕМЛЕНИЯ к удовлетворению чувств - невозможно. Это невозможно ни в материальном мире, ни на духовном плане, ибо есть всегда и то, те стремления не духовного порядка, которые Бог сохраняет человеку, ибо это необходимо и для отдыха живого существа, и для его развития, и для поддержания тела и интереса к жизни на любом плане. Это также - необходимые желания зависимых живых существ, которые (желания) все же должны присутствовать, побуждая и на тот образ жизни, который ни есть чистое преданное служение, который также делает жизнь живого существа греховной, но и обойти эти направления невозможно. Отсюда можно также говорить, что для живых существ на духовном плане нет также чисто духовного существования, но весьма условное. Ибо жизнь человека никогда не может по своей чистоте и духовности уподобиться жизни Бога и всегда хоть в какой-то мере направлена на наслаждения, что автоматически делает человека греховным. И все же, есть смысл для некоторых живых существ (при всем при том, что человек полностью не может отречься от материальных наслаждений и желаний) в материальном мире говорить о не привязанности к источникам наслаждений и также о том, что работа, так стоящего человека, не приносит ему больших проблем и страданий. Такой человек, будучи достаточно непривязанным к плодам любой деятельности, видит, что, даже исполняя работу, он фактически ничего не делает. Работа исполняется полностью автоматически, и в процессе работы он может также отсутствовать мыслью и полностью полагаясь на Бога, иногда не замечая некоторые этапы работы, механически их исполняя, не помня, но неотступно работая и в процессе работы используя также автоматически навыки, знания, опыт, необходимый мыслительный процесс… В таком случае можно говорить о том, что работа такого человека сожжена огнем знания, ибо только знание переплавляет материальные качества в качества угодные Богу, также в отрешенность, что делает работу неощущаемой, исполняемой автоматически, но без эмоций, лишнего проявления себя, выполняемой качественно и умело. Такие люди, так занятые в работе, непременно считаются разумными, ибо они полностью осознают, что ими управляет Бог, подчиняются Богу, видят присутствие Бога в любой своей деятельности постоянно и потому вовлечение в такой связующий процесс с Богом через труд для них становится естественной необходимостью, и иначе уже такой человек не может ни воспринимать работу, ни исполнять.

20.Отказавшись от привязанности к плодам своей деятельности, всегда удовлетворенный, ни в чем не имея убежища, такой человек, хотя и полностью занят в работе, никогда, непременно, не делает что-либо.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог, по сути, объясняет Арджуне, как себя чувствует человек в работе, когда занят карма-йогой. Это те моменты, которые следует выделить, осознать их присутствие, акцентировать на этом внимание тому, кто уже начинает путь карма-йоги. Т.е. Бог направляет мысль Арджуны на то, как он должен сражаться, чтобы его работа была разрешенной деятельностью, не повлекла за собой последствия греховной деятельности или значительных последствий. Т.е. речь идет об отказе от привязанности к плодам своей деятельности, также человек должен быть в себе удовлетворенным, как бы ни протекала работа и какими бы преодолениями или изъянами не сопровождалась.

Также человек ни в чем не должен иметь убежища. Не иметь убежища означает, что  человек материально не очень должен твердо стоять на ногах, как и возможно члены его семьи, как и дети,  не должен мыслить, как он распорядится тем или иным имуществом или плодами, чтобы себе помочь, ни на кого из других людей он также не должен уповать, но только на Бога, всегда как бы имея  условный неразменный пятак в кармане; это те средства, которые малы, но постоянно так или иначе, но не переводятся, ибо  человек надеется на Бога, и Бог дает ему понимание, кто, когда в результате чего ему поможет; когда Бог Сам ведет и дает, помогает через ситуации, непредвиденные события, близких и чужих людей, разворачивает лицом к такому преданному и тех, на кого и нет и не может быть надежды. Человек непременно должен быть в нужде и это преодолевать, не боясь унижений, оскорблений, не боясь голода и постоянно видя, что кроме Бога никто, по сути, не дает; и такое понимание должно укрепиться неизменной практикой, которую дает человеку Бог. Без нужды, без полной зависимости от Бога, без прохождения такой постоянной практики в материально мире человек не сможет преданно служить Богу Кришне, не сможет, воистину, уповать только на Бога, не сможет реально надеяться только на Бога, видеть Милость Бога и быть благодарным Богу. Без этого человек не сможет развиваться качествами, не сможет проповедовать и правильно свидетельствовать о Боге, не сможет повести за собой, не сможет объяснять Слово Бога и его практическое применение в материальном мире.

Человек также без такого опыта и не увидит, что, исполняя работу, он фактически ничего не делает, ибо Бог ему не покажет, не наведет на это мысль, не покажет все нюансы работы Бога над человеком, человек не обретет в себе некоторый условный мир и смысл, он вообще не войдет в состояние карма-йоги. Но надо также знать, что, если человека Бог Сам поведет по пути карма-йоги, то хочет он или нет, но  работа Бога над ним обеспечена и ему придется придаться Богу, придется преодолевать с Богом, придется и страдать и осознать Бога в себе и насладиться этим. Ибо Бог вовлечет в карма-йогу с пониманием, что другого пути нет и не будет. И в этом направлении уже не возможно сопротивляться, невозможно отказаться, невозможно самому отсрочить. Бог на любом этапе труда будет напоминать о Себе, о Своем присутствии, о плодах труда и показывать человеку воочию, что не он, не от него. И речь не его, и движение не его, и другие не сами… Будет и дано удивление результатом, ибо не мыслил, но получил, не ожидал, но отметили, не думал – вознаградили… Не привязанность к плодам и процессу работы будет, станет воронкой, которая вовлекает в процесс труда все быстрее и глубже. Плоды труда будут распределяться Богом достаточно неожиданно, и в немалой степени направляться Всевышним именно на духовное развитие, углубление сознания, утверждение в совершенных знаниях… и непременно на благотворительность и постижение Личности Бога.

21. Такой человек, не стремящийся к плодам своего труда, контролирующий деятельность своего ума, отказавшийся от чувства собственничества, исполняющий работу только для поддержания тела, никогда не погрязает в последствиях греховной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Погрязать сильно не дает Бог. Но и не освобождает от греховной деятельности, ибо это вопрос жизни вообще. На самом деле греховностью является то, что человек так и не назовет. Все, что сколько-нибудь отводит мысли от Бога, все, что-сколько-нибудь направляет на себя и даже своих близких или тех, кого знаешь, всякая помощь другому без мысленного обращения к Богу и упоминания в себе Бога, все, что ты делаешь и не спросил при этом разрешения у Бога напрямую (а человек не может напрямую и первый спросить и точный услышать ответ, ибо и не все можно знать) – все есть грех, греховная деятельность самой разной величины и направления, грех автоматически сопровождает каждое живое существо, человека, как бы он ни старался, как бы ни служил преданно Богу, как бы ни отрекался от плодов своего труда, как бы ни контролировал деятельность ума, как бы ни отказывался и не достигал чувство, далекое от собственничества, как бы человек ни был аскетичен. А поэтому существуют для каждого и плоды греховной деятельности в виде страданий. Но старание человека в преданном служении Богу делает этот грех незначительным, и это надо помнить.

22.Удовлетворенный прибылью, которая приходит сама собой, преодолевший двойственность, не считающий себя причиной результатов своего труда, неизменный в успехе и поражении, такой человек хоть и занят в работе, никогда не связан ею.

КОММЕНТАРИЙ:

И снова. Надо понимать, что все эти стихи направляют человека к правильному исполнению работы, т.е. речь идет о карма-йоге. Причем о карма-йоге не только привязанной к непосредственно работе, но имеющей отношение к любой деятельность человека, к любому проявлению человека в материальном мире и в духовной практике. Т.е. помнить о Боге надо ПОСТОЯННО, посвящать Богу свою любую деятельность надо ПОСТОЯННО, не претендовать на плоды любой своей деятельности надо ПОСТОЯННО. Никогда на мгновение не отклоняясь умом. Вообще тема карма-йоги красной нитью пронизывает всю Бхагавад-Гиту. Все учит, Все Наставления Бога учат помнить Бога и выделяются те аспекты, те духовные практики, которые этому способствуют. Именно для этого дается определение гун природы, двойственности, отрешенности и все другие духовные направления.

Бог учит и разъясняет, и снова учит, и разъясняет, и Наставляет, и требует. Сказанное Богом надо усвоить, запомнить, заучить, ибо, по сути, Бог много раз повторяет одни и те же требования в разных вариантах и под разным углом. Надо запомнить, надо усвоить, надо следовать. И ни каких отклонений или разночтений или полустараний или полуусилий. В каждом стихе Бог напоминает уже сказанное и добавляет новое и так постоянно. Бери и запоминай. Прибыль должна приходить к человеку сама собой, никаких изощрений и ухищрений, ничего не должно быть дополнительно выискиваться, никак нельзя претендовать за чужой счет, идти путем лжи, обмана, хитрости, подлога. Никакими нечистыми путями. Человек должен преодолеть двойственность материального мира, не страшиться богатства и бедности, зимы и лета, благоприятного и неблагоприятного, победы и поражения, рождения и смерти, выигрыша и проигрыша, друзей и врагов и не разделять так в своем сознании, все принимая, как Волю Бога, и смиренно все преодолевая, уповая на Бога.

Также человек должен быть невозмутим к любым жизненным ситуациям или обстоятельствам, не претендовать на плоды любой своей деятельности. О таком человеке здесь сказано, что он не связан свой работой и ее плодами. Но и поправку надо иметь ввиду. Полную свободу от работы и от любой деятельности Бог также не дает. Свобода и независимость обуславливается ступенью материального и духовного развития, на которой стоит человек, степенью его утверждения в Святых Писаниях, непременно временем или продолжительностью его духовной практики, о чем Знает только Бог. Также, человек не должен мысленно смотреть в эту сторону, но строго следовать Слову Бога и преданно служить Богу.  А во что это выльется, в какие последствия, это - то, чем не следует себя беспокоить, но в этом вопросе достаточно полностью постараться вручить себя Богу. Человек также не связан работой на уровне понимания и мысли. Но фактически он всегда все же работой обеспокоен, знает телесное и умственное напряжение, знает и физические усилия, знает и нежелательное в работе общение или подчинение, знает и тот или иной уровень человека, который управляет или назидает его и может не всегда быть с ним согласен и в некотором роде может страдать от людей в процессе работы и не всегда по существу и не всегда с пользой для материального и духовного развития. Но все же обращается в себе к Богу, молится, просит Бога и не берет на себя в большой мере переживания и таким образом освобождается от больших потрясений в работе. Но понимает, что и понятное, и не понятное – все ему устраивает Бог, Бог Знает, Бог так ведет, Бог развивает и помогает. И это делает человека более умиротворенным, не враждующим, не прекословящим, дружелюбным в свою меру, немногословным и потому несколько и независимым от работы.

Надо в работе быть разумным, не считать, что карма-йога полностью освобождает от страданий, во всех вопросах мыслью устремляться к Богу, просить Бога и не бояться потрясений, ибо в любом случае Бог показывает, что помогает человеку, смягчает  ситуации, дает нужный мыслительный процесс, утихомиривает боль или обиду, которая также может возникнуть у преданного, ибо Жизнь в некотором роде должна иметь эмоциональный окрас и восприятие и никуда не деться в материальном мире от общения с материальными людьми. Но помнить следует, что и через любого Бог может и наставлять, и указать, и обидеть, если это кармически оправдано. Преданный всегда или постоянно должен руководствоваться на каждом шагу Святыми Писаниями и всегда должен себе на все вопросы,  возникающие по ходу работы, в любых ситуациях говорить: ВОЛЯ БОГА, ПЛАН БОГА, БОГ ЗНАЕТ, БОГ МИЛОСТИВЫЙ, БОГ ПОМОЖЕТ, БОГ ПОСТОЯННО ПОМОГАЕТ.

23.Преодолевший привязанности в работе, свободный, расположенный в знании, он, исполняя работу, как жертвоприношение, полностью сливается с Верховным Брахманом.

КОММЕНТАРИЙ:

А если точно, то НИКОГДА ЧЕЛОВЕК НИКАКИМИ СВОИМИ КАЧЕСТВАМИ С БОГОМ НЕ СЛИВАЕТСЯ И ПРИВЯЗАННОСТИ В РАБОТЕ ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ. Это иллюзия, работа иллюзорных энергий Бога, и это точное знание. Состояние преодоления дает преданному Бог, как следствие его сотрудничества с Богом и здесь старания. Это обещание дано Арджуне и его современникам и тем, кто на примерно такой ступени материального и духовного развития стоит и нуждается в поощрении такого вида. Также, как бы человек ни старался, как бы преданно ни служил, как бы ни был аскетичен и добродетелен, но Милостью Бога он полностью не преодолевает привязанность к работе, но в некоторой мере, которая позволительна, которая дается Богом, которая считается соответствующей его ступени материального и духовного развития.

Эту меру может знать Бог, и в некотором роде такое понимание и обоснование этому как бы отречению в работе Бог дает человеку, однако Сам контролируя в процессе работы, к чему еще можно или надо проявить привязанность, а что можно опустить. Поэтому говорить о полной свободе человека от работы не следует. Это мнение является заблуждением. Непременно, хоть в какой-то мере человек связан работой. Это – Истина, и она никак не умаляет старания человека и его видимую отрешенность от работы.

Но в совершенном духовном знании человек может быть расположен ощутимо, может постоянно ориентироваться на то, что ему напоминает Бог, может свой мыслительный процесс в основном сосредотачивать на работе именно в рамках тех совершенных знаний, в которых уже расположен или утвердился умом. В любом случае человек управляется Богом, служит Богу, продвигается в развитии качеств, настраивается на отречение от плодов своей деятельности, и таким образом работа для человека становится средством его духовного развития, ибо применяя к ней  буддхи-йогу, особый неоднократно указываемый здесь внутренний настрой и мыслительный процесс, человек, таким образом практикуя постоянно, приносит Богу жертвоприношения и этим одухотворяет работу, что и выводит человека на связь с Богом, вхождение  в Бога, что в свою очередь в немалой степени и способствует очищению человека  и его мыслительного процесса от греховной и наказуемой деятельности, что помогает утверждаться в качествах духовного порядка, угодных Богу, в тех качествах, которые в свое время и выведут его Милостью Бога на духовный План.

24.Духовное подношение Верховному Брахману есть масло, предложенное духовной душой духовному огню потребления. Ими непременно будет достигнут Верховный Брахман, полностью поглощенными духовной деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ:

Посвящение Богу плодов своего труда, аскетизм, простой образ жизни, отказ от источников материальных наслаждений, добродетель, сжигание объектов чувств на огне чувств и на огне ума, контроль желаний, изучение Святых Писаний – все это есть на самом деле самые разные виды жертвоприношений Богу. Но из всех жертвоприношений, приравниваемых маслу, предлагаемому духовному огню потребления, здесь следует обратить внимание на жертвоприношение именно трудом. Это жертвоприношение самое ёмкое, самое действенное в пути духовного развития человека, ибо оно требует многие другие формы жертвоприношений и без них не обходится. Речь идет о карма-йоге и о посвящении Богу плодов любой своей деятельности. Но работа, труд есть в материальном мире сложный процесс. Здесь преданному приходится непрерывно жертвовать Богу и не только материальными благами, не претендуя на них и предоставляя Богу ими распоряжаться. Здесь в жертву приносится умственный процесс, ибо строго направлен на Бога, речь человека, ибо непременно ограничена, общение, ибо и здесь человек постоянно должен себя контролировать, как и свои чувства и эмоции, также происходит жертвоприношение добродетелью, поскольку надо быть доброжелательными, терпеливым, не осуждать других, быть смиренным в любой ситуации, как и  уметь подчиняться и следовать требованиям любого направления, понимая, что всем процессом работы и всеми связями управляет Бог. Также карма-йога имеет и такие побочные продукты, как бедность, долги, зависимость… все это и есть жертвоприношение Богу в достаточно не слабой форме. Такое жертвоприношение Богу делает и труд и все его составляющие одухотворенными, и это снижает уровень или степень греховной деятельности, что в свою очередь ослабляет и последствия в виде существенных наказаний, а это в свою очередь делает человека менее зависимым от работы. Но никак и ни на каком уровне от работы не освобождает, даже на уровне понимания о бездействии в работе, посвященной Богу.

25.Некоторые йоги, совершенно поклоняясь полубогам, непременно приносят им жертвоприношения. Другие приносят жертвоприношения на огонь Верховного Брахмана. Так предлагаются жертвоприношения.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что карма-йога есть одна из разновидностей жертвоприношений, описанных в Ведах. Однако, все существующие жертвоприношения можно разделить на два вида. Те, которые приносятся полубогам или другим мистическим живым существам и жертвоприношения, которые непосредственно и осознанно приносятся Богу Кришне. Поклонение и веру человеку дает Сам Бог, как и жертвоприношения, как и свои религиозные требования и постулаты. Любое религиозное направление имеет ступени и этапы своего развития и люди, соответствующие им, непременно, считается, обладают теми качествами, которое то или иное религиозное направление требует. Каждое религиозное направление требует свой аскетизм и ограничения, свои знания, свои жертвоприношения, свои также формы поклонения, своих святых, свои посты и праздники, имеет свои особенности в проявлении человека как среди единоверцев, так и по отношению к другим людям. В каждой вере есть та ступень, которая считается ступенью наиболее полного проявления веры. На этой ступени можно говорить о совершенном поклонении в рамках данной веры.

Вовлекая человека в то или иное религиозное направление, Бог исходит из кармы человека, его качеств и цели Бога на человека и потому дает каждому достаточно серьезный труд религиозного порядка, дает каждому своих учеников и последователей, дает каждому уверенность в истинности пути. Наивысшее проявление веры обычно выражается в состоянии отрешенности, даже когда человек поклоняется полубогам, а также в некоторой степени в аскетизме. Эти здесь развитые качества и послужат в дальнейшем тем, что откроет двери в более высокую религию. Т.е. поклонению Самому Богу Кришне. Т.е. ни одна вера не дается просто так, но является как бы своеобразным тренажером качеств, постепенно переводящим человека на уровень более высокой веры и в итоге на путь преданного служения. Каждая религия непременно имеет значение, направленна на развитие качеств, усиливает религиозный дух человека, его понимание о своей зависимости от потусторонних сил, делает терпеливым, смиренным и жертвующим высшим силам, используя жертвоприношение, этот акт, как обращение к Высшим Силам, желая плодов той или иной деятельности или более благоприятных событий или исходов событий.

Те, кто поклоняются Самому Богу Кришне, считается, уже обладают подходящими качествами и могут уже идти через изучение Святых Писаний, карма-йогу, другие формы преданного служения и здесь духовные практики. Это направление религии считается высочайшим, абсолютным, развивающим те качества, которые выводят за пределы материального мира на духовный план. Здесь жертвоприношения преимущественно направлены на отказ от плодов  своей деятельности, добродетель и изучение Святых Писаний. Все эти  и другие жертвоприношения Богу Кришне непременно связаны с преодолениями, терпением,  элементами страдания, а потому говорят что эти жертвоприношения приносятся на огонь Верховного Брахмана, т.е. это те жертвоприношения, которые сжигают в человеке объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума. В человеке этот процесс видится как преодоление очень непростых Божественных энергий, как бы подобных процессу горения, когда человек через терпение преодолевает в себе очень сильные желания разного рода, и это на первых порах видится достаточно не простым и мучительным процессом.

26.Другие предлагают процесс слушания и другие чувства на огонь умственного контроля. Другие предлагают, как жертву, источник звука и другие объекты чувств на огонь чувств.

КОММЕНТАРИЙ:

Все эти жертвоприношения не только используются при поклонении Богу Кришне, но и другим живым существам, но в своей мере. Все эти жертвоприношения есть результат взаимодействия и заимствования таких актов у разных религиозных направлений. Все они также описаны в Ведах и есть неотъемлемая часть религии и во все времена. Все эти жертвоприношения даются Богом человеку индивидуально, в свое время, как и своим путем, от рождения к рождению, от религии к религии, дополняясь и усложняясь. Также желание приносить такие жертвоприношения даются Самим Богом и во все времена. Цель жертвоприношений не только обязана быть связанной с работой и непременно успехами в работе, но и с развитием в человеке состояния отрешенности, что есть не реагирование на внешние возбуждающие объекты. Но восприятие этих внешних объектов возможно через слух, обозрение, осязание. В этом случае процесс слушания также можно рассматривать как процесс жертвоприношения. Очень часто преданному предлагается слушать прочтение Святых Писаний. Если человек еще не развил вкус к слушанию, то восприятие звука при чтении сопровождается той энергией Бога, которая может сделать слушание для человека невыносимым или очень и очень возбуждающим, ибо дается трудно переносимое желание покинуть это место, не слушать и не вникать. В таком случае человек приносит жертвоприношение тем, что некоторыми внутренними усилиями заставляет себя слушать, вникать, мыслить в этом направлении, таким образом направляя отрицательные сопровождающие слушание энергии на огонь умственного контроля, где и внимает человек, и убеждает себя на уровне мысли, что надо сосредоточиться слушать и преодолеть состояние внутренней нетерпимости или неусидчивости или невнимательности, или несогласия. Также приносить в жертву источник звука также надо уметь, и практика в этом направлении непременно помогает человеку и в процессе отрешенности. Звуки могут быть или очень громкие, или лай собаки, или истошный плач ребенка или причитающий, или это может быть скрежет железа, или оглушительный свист и так далее. А отрешение всегда предполагает полную отрешенность, т.е. умение не реагировать, оставаться  спокойным или не замечающим. Чтобы так реагировать на звук, надо постоянно, оказываясь под влиянием этого звука и испытывая очень не простые возбуждающие Божественные энергии, терпеть, давая себе указания умом, контролируя свои чувства, убирая гнев или другую нежелательную реакцию, понимая, что это есть духовная практика, посвященная Богу, что иначе невозможно преодолеть и достичь состояние, которое бы не приносило страдания, и никак не беспокоило ум. Огонь чувств и есть момент переживания источника звука, претерпевание этого состояния с пониманием, что внутренний дискомфорт человеку дает Бог, и Бог дает желание человеку это состояние преодолевать и учиться преодолевать, делая его полностью устойчивым и непоколебимым в любой подобной ситуации. В таком случае человек начинает владеть собой, не теряет равновесие и самообладание, никак не реагирует ни на кого, как бы к нему эмоционально или грубо не обращались, не подвержен страху, панике, не кричит сам и никого собою также в этом плане не беспокоит.


27.Также другие, освещенные светом знания, предлагают, как жертвоприношение, на огонь ума в связующем огненном процессе, действия всех чувств, также функции жизненного дыхания, контролируемые умом в связующем огненном процессе.

КОММЕНТАРИЙ:

Чаще всего человек устремлен контролировать себя по всем направлениям, хотя доминирующее ему показывает Бог. Но процесс контроля себя достаточно привлекателен, и человек автоматически желает быть неуязвимым во всех видах воздержания и ограничений. Однако, причиной, началом таких жертвоприношений непременно являются совершенные духовные знания, которые постоянно указывают человеку, что необходимо идти по пути отрешения от внешних материальных объектов и не только наслаждения, но и тех, которые есть издержки внешнего мира, выплеск материальным миром тех проявлений, которые действуют возбуждающе, нагнетающие, усиливают мыслительный процесс или ослабляют в не очень привлекательном направлении. Внешние факторы такие, как гнев, зависть, оскорбления, убийство, драка, насилие, глумление – все это вызывает у человека внутреннее потрясение, шок, дестабилизацию, неадекватность, растерянность…   Эти состояния не возникают у человека сами по себе. Человек, сталкиваясь с такими внешними раздражителями, получает от Бога некоторые соответствующие энергии, которые дают человеку вызванное ими эмоциональное состояние, у каждого свое, но такое, что человек сам может срываться на крик, впадать в истерику, входить в ступор. Поэтому преданный Бога также занят тем, чтобы все эти чувства силой йоги сводить в себе на нет, как бы не отражая в себе внешние факторы, но здраво их воспринимая, здраво на все реагируя, опуская, не вовлекаясь в возможные игры и роли. В процессе духовной практики преданный, чтобы развить в себе отрешенность, постоянно предлагает все возникающие в себе чувства, как реакции, на огонь умственного контроля, подключая терпение, как и смирение, как и полностью предаваясь Богу и постоянно просматривая любую такую ситуацию через призму совершенных духовных знаний.

Также в некоторых случаях в качестве жертвоприношения предлагаются функции дыхания на огонь ума. Что это значит? Человеку также непременно надо уметь претерпевать некоторые виды страданий. Т.е. здесь речь уже идет не о влиянии материального мира в буквальном смысле, а об умении претерпевать вещи физического порядка, ибо человек может оказываться в материальном мире в самых неожиданных и непростых ситуациях. Непременно надо уметь владеть своим телом, непременно надо как-то уметь управлять собой в случае недостатка воздуха, пищи, отдыха… Поэтому в Ведах существуют и такие практики, которые непременно считаются жертвоприношением и посвящаются Богу, ибо для некоторых Бог ставит и такие задачи, и требования; и такие практики также в некотором роде считаются необходимыми в плане развития человека и достижения им некоторых норм, условно называемых совершенствованием тела и души. На самом деле такие жертвоприношения или практики развивают терпение, смирение, самоконтроль и непременно дают  или усиливают  состояние отрешенности и независимости от условностей материального мира.

28.Также другие, те, кто устремлены к достижению совершенства, дав строгие обеты, жертвуют материальной собственностью, жертвуют путем исполнения тапасьи, жертвуют, занимаясь восьмиступенчатой йогой, также жертвуют, изучая Веды.

КОММЕНТАРИЙ:

Нельзя ставить целью в материальном мире достижение совершенства. Надо понимать, что это материальный лозунг даже религиозных людей. Человек, ставящий перед собой такую цель, не понимает смысл и суть такого направления и готов направить так свои усилия ради и во имя самой цели, надеясь исключительно на себя, свои здесь старания и в угоду своим амбициям. Непременно такой человек устремлен к славе, к почтению, дорожит мнением других людей, ищет именно в материальном мире то, на что можно приложить свои силы и усилия, дабы возвыситься, обрести в себе уверенность, быть недосягаемым примером, насладиться своими материальными неординарными качествами. Истинно религиозный человек никогда не думает о совершенстве или даже о ступени своего материального и духовного развития, и полностью в этом вопросе вручает себя Богу.

Но есть тип людей, которые находятся между материей и духом. Ум таких людей возбужден. Человек опытом материального существования постепенно подошел к тому, что его не устраивает материальный мир и все, что он сулит; человек уже как бы вырос преимущественно из пеленок материальных наслаждений и посулов, но качествами еще не готов заняться преданным служением, не получил еще  такой Милости Бога. В таком случае ум человека обеспокоен направлением пути, акцентами в жизни, не сможет никак точно сформулировать цель жизни, не будучи глубоко религиозным. Подчас такой человека устремлен к самым разным йогам и здесь практикам и целью видит некие мистические силы, которых до конца не может осознать, ни их направление и ни истоки. Также такие люди устремляются к разной оккультной литературе, пытаются изучать разные религиозные Писания, ища свое место, свое проявление или свою нишу в материальном мире, но средствами как бы быстрыми, доступными, требующими некоторых усилий, но много обещающими. Такие люди интуитивно чувствуют, что развитие духа и отчасти тела имеет отношение к потустороннему, оттуда прослеживается, вознаграждается или как-то стимулируется. Но чтобы заслужить Милость Высших Сил, чтобы получить от них некоторые указания и поддержку, многие пытаются их привлечь к себе некоторыми деяниями, которые в некотором роде можно назвать и жертвоприношением. Идя по стопам некоторых признанных и нет учителей или адептов, в лучшем случае многие дают себе те или иные обеты, которые очень сильно могут выбивать человека из обычной жизненной колеи, но рекомендованы авторитетами, как путь достижения совершенства и здесь некоторых вознаграждений. Некоторые люди идут по пути пожертвований материальной собственностью и готовы это делать по своей собственной инициативе и регулярно, обрекая себя на нужду и многие добровольные страдания. Вступая на такой путь пожертвований и имея целью все же из этого извлечь некоторые благоприятные плоды, не посвящая этот процесс Богу, человек, по сути, не заслуживает особой Милости Бога, ибо делает это не с тем умонастроением и также не может знать, что в таком случае такая добродетель должна не претендовать на плоды и полностью отпускаться. Человек никак не должен ожидать ни от потусторонних сил, ни от Бога наград. На самом деле пожертвование собственностью или добродетель должны составлять часть преданного служения и никак не быть единственным направлением в деятельности человека в материальном мире, но подкреплено поклонением Богу, изучением Святых Писаний и пр. Но этот путь достижения совершенства тоже не придуман человеком, но непременно дается Богом человеку на определенной ступени его материального и духовного развития, как промежуточный на пути к преданному служению и имеет свой смыл, хотя и несколько другой нежели достижение совершенства. Такая цель (достижение совершенства) есть всего лишь побуждающий и ведущий фактор   для развития качеств человека, угодных в итоге Богу, и тех, на основании которых Бог даст человеку в свое время и путь преданного служения.
Другие желают достичь совершенство и через путь аскетизма и через восьмиступенчатую йогу. Но среди так идущих людей правы те, кто уже желают постичь Слово Бога, получить авторитетные Указания Бога и потому изучают Святые Писания, желая не столько достичь совершенство, сколько найти свое место в материальном мире и более не плутать, как и избавиться от страданий и заниматься только теми практиками, которые рекомендованы Самим Богом.

29.Также другие в воздухе, идущем вниз (вдох), предлагают воздух, идущий наружу (замедленный выдох), и в воздухе, идущем наружу (выдох), предлагают воздух, идущий вниз (замедленный вдох). Некоторые, управляя движением воздуха, идущего наружу, и воздуха, идущего вниз (замедленный вдох и выдох) достигают высший результат, испытывая транс, вызванный остановкой дыхания. Другие, контролируя себя умом в процессе еды, предлагают, как жертву, воздух, выходящий наружу (замедленный выдох),  в воздухе выходящем наружу (вдох при этом произвольный).

КОММЕНТАРИЙ:

Описанная практика принесения жертвоприношений редко посвящается Самому Богу. Она фактически ничего человеку не дает. Но ею человек как бы заявляет, что желает духовное развитие, желает направить усилия на то, что принесет ему спасение, мир в сердце, укажет истинный путь. Бог управляет и здесь и мыслительным процессом человека, и результатами его  жертвоприношения, но ничего существенного в результате такой практики человек не может получить. Разве что очень слабое обещание на некоторые поощрения мистического порядка. Чаще всего такие люди в следующей жизни получают тот путь, который развивает качества, угодные Богу, и затем Милостью Бога человек переводится на рельсы преданного служения и в свое время будет непременно отправлен на духовный план.

30. Все те, кто хорошо знаком со всеми этими внешне различными жертвоприношениями, кто в результате такого исполнения очистился от кармических последствий, кто насладился этим нектаром, идут к высшему духовному существованию.

КОММЕНТАРИЙ:

Знакомство с приведенными всеми и более того жертвоприношениями само по себе ничего не дает человеку. Одно ознакомление и даже  практика в одном из указанных или других направлений не дает также человеку полного или даже частичного очищения. Очищает человека только полноценное преданное служение Богу Кришне, и других путей нет и не может быть. А сюда входит большой комплекс духовных практик, где жертвоприношение занимает свою нишу и никак не отвечает за переход к высшему существованию.


Рецензии
Я прочитала, не полностью, то что написано у вас, но мне понравилось.

Хрушкова Екатерина   18.08.2017 23:05     Заявить о нарушении