Числа и идентичность. Главы 54-56

Глава 54.

1. В предшествующей главе, я обещал своим читателям заняться сравнением выражающий позиционную контекстную модальность (жесткая малоподвижная иерархическая лестница социальных статусов и ролей, организованных вдоль общей для проксимономики СВН и морфономики BDH дифференциальной полувертикальной диагонали ВН) лежневой теории (mud sill theory)общества южного сенатора Хэммонда, проповедовавшего необходимость универсального рабства низших классов, как необходимого условия развития цивилизации с идеями Авраама Линкольна о развитии и совершенствовании личности и смене социальных ролей, как выражением господствовавшей на севере транспозиционной контекстной модальности. В этой связи нам будет необходимо проанализировать те типы идентичности, которые были ближе всего связаны с транспозиционный модальностью и прежде всего аллономику (от греческого аллос другой), которая была северной антитезой южной проксимономике, как воплощению патриархально авторитарной домашности.

2.На контекстограмме аллономика ADH расположена слева (справа от наблюдателя и слева от самого рисунка схемы)от центральной вертикальной инструментальной линии FH (субъект-обьект). Таким образом она симметрична проксимономике BCH относительно центральной инструментальной оси и делит с проксимономикой одну общую точку Н (контекстное поле ценностей/объектов)на пересечении центральной вертикали и нижней репрезентационной горизонтали CD (личность-мир).

3. Наше обсуждение аллономики мы начнем с анализа нескольких важных замечаний Токвиля по поводу некоторых черт тогдашнего американского общества (путать его с сегодняшним американским обществом очень не стоит, они глубоко различны,несмотря на родовое сходство,и то, что классический труд Токвиля в Америке все еще активно переиздают и изучают,является скорее данью традиции и таланту автора). Но поскольку речь у нас идет об Америке 1850х годов, накануне гражданской войны 1861-1865 гг. т. е. лет через 20-25 после того как вышла книга Токвиля его описание еще вполне подходит.

4. Для Токвиля американское общество было примером демократии и "крайнего" с его точки зрения равенства, где бедные люди определяли политику, голосовали за своих кандидатов и писали законы, где аристократия была подавлена (кроме как на Юге, где Токвиль отметил аристократический характер общества), а богатство не было популярно и не выставлялось (корпоративные разбойники миллионеры и роскошь "позолоченного века" конца 19/начала 20 века еще далеко впереди).

5. Каким в этих условиях было положение закона в системе американского общества? Напомним, что в терминах нашей матрицы письменное право, как контекстный фактор, обычно относится к контекстному полю А абстрактных норм и принципов, хотя не обязательно занимает там ведущее положение поскольку закон нередко ориентируется на узкие групповые интересы и противоречит справедливости по старой пословице "закон что дышло, куда повернёшь туда и вышло".

6. И тем не менее закон, насколько он соответствует принципам справедливости и понятию Закона, а не представляет собой просто средство для продвижения интересов тех или иных политических групп, относится к контекстному полю А.Это основное контекстное поле, связанное с преобладавшей на Севере транспозиционной, ориентированной на перемены,нововведения и реформы,контекстной модальностью. Оно также является вершиной аллономного треугольника ADH. Что же пишет Токвиль о роли законодательства в демократическом американском обществе? Ниже я даю перевод соответствующего отрывка из книги Токвиля Демократия в Америке.

В Соединенных Штатах никто, кроме рабов, слуг и нищих,которые находятся на содержании городских общин,не лишен права голоса (здесь Токвиль автоматически исключает женщин, кстати сказать, активное женское движение за избирательные права началось в США именно в этот период, в середине 19 века ЛБ), а следовательно косвенного участия в законосозидающей деятельности. Поэтому те, кто хотели бы атаковать закон, вынуждены выбирать один из двух способов действия: они либо должны изменить мнение нации, либо ногами растоптать ее пожелания.

Существует другая, более непосредственная и влиятельная причина по которой каждый американец чувствует нечто вроде личной заинтересованности в том, чтобы слушаться законов, ибо человек, который сегодня не принадлежит к партии большинства, может принадлежать к ней завтра и поэтому вскоре может начать требовать того же самого уважения к воле законодателя, которое он сегодня сам демонстрирует. Поэтому, каким бы неприятным закон ни был,американец ему подчиняется не только потому что он продукт действий большинства, но также и потому что закон, часть его собственных действий,он рассматривает его, как соглашение в котором он сам является участником.

Поэтому в Соединенных Штатах нет многочисленной и вечно возмущенной толпы, рассматривающей закон, как природного врага, которого нужно бояться и подозревать.Напротив,можно наблюдать, что все классы общества выражают большое доверие к законодательству их страны, испытывая к нему нечто вроде родительской любви.

Я неправ,когда говорю о всех классах. Поскольку в Америке европейская лестница власти перевернута, то богатые оказываются в положении аналогичном тому, в котором в Европе находятся бедные,в Америке именно богатые часто не доверяют закону.Как я уже сказал в другом месте, реальным преимуществом демократического правления является не то, что оно гарантирует интересы всех,как иногда утверждают, а то,что оно защищает интересы большинства. В Соединенных Штатах, где правит бедный человек,богатые всегда испытывают некоторый страх, что он может злоупотребить своей властью над ними.

Эти настроения среди богатых могут порождать молчаливое недовольство, но не создают угрозы насилия для общества, ибо та самая причина, которая препятствует доверию богатого человека к законодателю также предотвращает его неповиновение требованиям закона.Поскольку он богат он не создает закон и вместе с тем по причине своего богатства он не решается его нарушить. В цивилизованных странах восстают обычно только те, кому нечего терять." (Tocqueville 1969, 240/241 Часть 2, гл. 6)

7. Характерно, что недоверие к письменному закону было намного сильнее именно на Юге с его рабовладением и господством аристократии, именно там было сильно противопоставление письменного законодательства и реальных неписанных обычаев и традиций (например по поводу повсеместных дуэлей, которые законы категорически запрещали,а обычаи требовали). Именно на Юге высказывались в этой связи и получали распространение новые версии древнего релятивистского противопоставления между "законом", относящимся к контекстному полю абстрактных норм А и "природой" или реальной жизнью,относящимися к контекстному полю конкретных жизненных форм В (см. цитированное мною в одной из предшествующих глав введение Джона Уилсона к популярному в это время на Юге дуэльному кодексу).

8. Но нас здесь теперь интересует положение дел на Севере и поэтому Токвилевское замечание о доверии, которое обычно испытывает простой человек на демократическом Севере к письменному законодательству, для нас очень важно. Оно важно для нас именно потому, что в терминах нашей матрицы это доверие представляет собой результат подчеркивания (тематизации, активации)связи между ценностями этого простого трудящегося человека (контекстное поле ценностей и обьектов Н)и абстрактными принципами, правилами и правовыми нормами (контекстное поле нормативных принципов А). Линия,соединяющая А и Н, в контекстной матрице идентичности называется референциальной линией и является ведущей линией аллономики АHD. Она симметрично противопоставлена дифференциальной линии ВН,ведущей линии проксимономики BHC,господствовавшей на Юге парадигмы иерархической, патриархальной домашности. 

В следущей 55й главе мы продолжим наш исторический анализ аллономики, как главной парадигмы идентичности,связанной с транспозиционной контекстной модальностью.

Глава 55.

1. В предшествующей 54й главе я начал исторический анализ аллономики ADH,распространенной на Севере США середины 19 века и тесно связанной с транспозиционной контекстной модальностью, парадигмы социальной идентичности. С помощью свидетельства Токвиля об уважении бедноты и среднего класса американского населения Севера(фермеры, ремесленники, мелкие торговцы и предприниматели,занимавшие контекстное поле H объектов инструментального/властного отношения FH и исполнителей указаний власти/заказчиков,работников и создателей материальных ценностей )к правовым нормам и стоящим за ними абстрактным принципам истины и справедливости (контекстное поле А) мы обнаружили как конкретно тематизировалось содержание полувертикальной референциальной линии НА, связывающей ценности/работников Н с правовыми нормами/абстрактными принципами (контекстное поле А). Референциальная линия является ведущей линией аллономики.

2. Но уважение трудовых масс Севера к правовым нормам и принципам это только один из аспектов референциального отношения. Другим, не менее, если не более важным аспектом такого отношения было стремление к самосовершенствованию, к тому, чтобы в той или иной степени приблизиться к данному абстрактному идеалу. Вот, что пишет Токвиль о стремлении простых американцев изменить свое положение и добиться большего уважения в чужих и собственных глазах путем приближения к идеальной норме поведения, то есть (в терминах нашей матрицы) путем движения вверх по референциальной линии.

Равенство вносит в человеческий ум много идей, которые без него туда бы не попали,и оно меняет почти все идеи,которые были там прежде.Я возьму в качестве примера понятие человеческого совершенствования,ибо это одна из главных идей,порождаемых мыслью. Она сама по себе составляет большую философскую теорию,последствия которой можно наблюдать ежедневно в том как ведется дело.

Хотя человек во многих отношениях похож на животных, одна особенная черта свойственна только ему одному: он улучшает себя, а они нет. Человечество с самого начала не могло не обнаружить эту истину. Таким образом идея совершенствования стара как мир, равенство не породило ее, но придало ей иной характер.

Когда граждан разделяют по рангу, профессии или по рождению и когда все обязаны следовать по тому пути, который перед ними открывают обстоятельства, каждый думает,что он может видеть близко перед собой последние пределы человеческих свершений и никто не пытается сражаться против неизбежной судьбы. Не то, чтобы аристократические народы абсолютно отрицали человеческую способность к совершенствованию, но они не представляют ее себе неограниченной. Они мыслят в терминах улучшения, а не коренного изменения, они полагают, что условия в обществах будущего будут лучше,чем теперь, но по существу теми же.Допуская что человечество серьезно продвинулось вперед и возможно будет способно двигаться дальше,они заранее предполагают определенные непреодолимые пределы такого прогресса...

Но когда касты исчезают и классы сближаются,когда людей смешивают вместе и меняются привычки, обычаи и законы, когда новые факты требуют к себе внимания и обнаруживаются новые истины, когда исчезают старые концепции и на их место приходят новые, тогда человеческая мысль представляет себе возможность идеального, но все время ускользающего совершенства.

Каждый человек видит, что постоянно происходят перемены. Некоторые из них оказываются к худшему, и он хорошо понимает, что нет такого народа и такого индивида, каким бы просвещенным он ни был, который обладает непогрешимостью.Другие перемены улучшают его жизнь, и он приходит к выводу, что человек как таковой наделен бесконечной способностью к совершенствованию. Его неудачи учат его тому, что никто не открыл абсолютное благо,его успехи вдохновляют его искать его неустанно. Так вот, всегда в поиске, падая и вновь поднимаясь, часто разочаровываясь,никогда не отчаиваясь, он постоянно стремится к необозримому величию, которое неясно,мельком вырисовывается в конце длинного пути, по которому должно следовать человечество.

Трудно даже представить себе сколь многое естественным образом выводится из этой философской теории бесконечной способности человека к совершенствованию и какое огромное влияние она оказывает даже на тех, кто, сосредотачиваясь исключительно на действии, а не на мысли,в то же время поступает в соответствии с теорией, о которой он сам ничего не знает.

Я однажды встретил американского моряка и спросил его, почему в его стране корабли делают так, что они долго не выдерживают. Он сходу ответил что искусство мореплавания развивается так быстро, что даже лучшие суда будут почти бесполезны, если продержатся больше нескольких лет. (Tocqueville 1969, 452/453 т.2,ч.1,гл.8).

3. Так же как в другом отрывке Токвиля о движении американских поселенцев на Запад,цитированном мной в начале посвященного американскому обществу раздела этой книги, Токвиль дает здесь блестящее описание транспозиционной контекстной модальности с ее непостоянством и вечным стремлением к переменам. Но именно в силу этой крайней изменчивости жизненных форм и обычаев внутри этой модальности,люди жившие в этих условиях нуждались в общих, абстрактных принципах независимых от происходящих перемен и в тоже время позволяющих эти перемены осмыслить. Так моряк, определяющий свой путь по карте нуждается в неизменной и устойчивой координатной сетке.

4. Возвращаясь к нашей матрице мы можем интерпретировать это стремление к совершенствованию, как движение от конкретных ценностей Н к абстрактным нормативным идеалам А вдоль референциальной линии НА. Американское общество того времени на Севере действительно было охвачено эти стремлением к внутреннему и внешнему совершенствованию. Об этом писали и говорили философы, политики, социальные реформаторы и проповедники.Мощное религиозное движение этого периода, известное в американской истории как "Второе Великое Пробуждение (The Second Great Awakening)в лице своих наиболее влиятельных и авторитетных представителей, таких, как известный проповедник и непримиримый противник рабства Чарльз Финни, основатель Оберлин Колледж, куда принимали афроамериканцев и женщин,утверждало необходимость постоянного внутреннего реформирования и практической реализации принципов социальной справедливости, включая отмену рабовладения.

Глава 56.

1. В прошлых двух главах мы сформулировали некоторые общие соображения относительно центрального значения аллономики HDA с ее принципов самосовершенствования и восхождения вверх к левому контекстному полю общих принципов А из контекстного поля обьектов/ценностей Н (в котором могли находиться наемные рабочие или даже рабы) по левой полувертикальной референциальной диагонали познания и обучения, как усвоения общих правил, (она симметрично противостоит правой дифференциальной полувертикальной диагонали BH социальных статусов, изначально связанных не с общими правилами, а именно с уникальными "славными" поступками, эта связь отчетливо просматривается в обществах позднего средневековья и начала Нового времени, например в Испании 16 века незнатные конквистадоры, отправляющиеся в Америку, уже на корабле объявляли себя дворянами идальго, не только потому что рассчитывали жить паразитически за счет покоренного населения, но и потому, что надеялись совершить славные, с их точки зрения подвиги и отличиться в бою) и соответствующего изменения собственной социальной роли и положения для общества северных штатов США в середине 19 века.

2. Теперь нам предстоит контекстологический анализ аллономной парадигмы идентичности в ее конкретном выражении в одном из ключевых выступлений Авраама Линкольна накануне своего избрания президентом США (1860)и последовавшей затем Гражданской войны, а именно в его речи в Сельскохозяйственном обществе штата Висконсин в Милуоки (30 сентября 1859 г.).

Ниже я даю перевод наиболее важных для нас отрывков из этой речи, сопровождая эти высказывания своими комментариями.

3. Линкольн начинает свое выступление, приуроченное к открытию сельскохозяйственной ярмарки/выставки, с того чтобы подчеркнуть значение таких ярмарок для преодоления социальных противоречий между "чужими" E и "своими" G и таким образом для формирования прочных горизонтальных связей внутри общества вдоль центральной горизонтальной оси GE.

Сельскохозяйственные ярмарки становятся национальным учреждением, они полезны во многих отношениях, они связывают нас между собой и таким образом лучше знакомят нас друг с другом и способствуют тому, что мы начинаем более дружественно относиться друг к другу, чем было бы без них. С начала существования человека на земле и вплоть до совсем недавнего времени слова "чужой" и "враг" были синонимами или почти что синонимами.

Долгое время после того, как цивилизованные нации определили, что разбой и убийство являются тяжкими преступлениями, когда их совершают внутри своего народа и по отношению к своим людям, и назначили за них суровые наказания, считалось не только не предосудительным, но даже похвальным грабить, убивать и порабощать чужеземцев и в качестве наций и в качестве отдельных индивидов. Даже сейчас это мнение не исчезло полностью.Человек на высшей ступени нравственного развития несмотря на все, чего может достичь абстрактный принцип, относится гораздо лучше к тому, кого он знает нежели к тому, кто ему не знаком.

Одной из высших задач цивилизации является исправление больших и малых дурных последствий, к которым приводит недостаток сочувствия и положительная враждебность между чуждыми друг другу лицами и в качестве индивидов и в качестве наций. Наши сельскохозяйственные ярмарки существенно помогают достичь этой цели. Они делают более приятными, крепкими и долговечными связи общественного и политического союза между нами (They render more pleasant, and more strong, and more durable the bond of social and political union among us). (Lincoln, 1859)

4. Я привел последнюю фразу в подлиннике из-за ее символического значения. Через год после этой речи Линкольн будет избран в президенты США, а через полтора года начнется разрушительная и кровопролитная война между Севером и Югам, война официальной целью которой с точки зрения Севера будет "сохранение Союза" (the preservation of the Union). Характерно, что Линкольн в своей речи, говоря о горизонтальных отношениях между индивидами и группами внутри общества и между различными обществами употребляет то же самое слово "union". Иными словами политические связи в его глазах имеют преимущественно горизонтальный характер, в то время как для Хэммонда с его лежневой теорией общества эти связи прежде всего иерархичны и вертикальны и не случайно, что говоря о будущем южном государстве Хэммонд использует другое слово "империя" (empire), которая по его мнению призвана править миром.

5. С этим горизонтальным пониманием политики у Линкольна связан и тот факт, что одной из главных задач цивилизации он считает развитие и укрепление этих горизонтальных отношений в контексте этономного ВЕС Золотого правила (которое в числовом значении центрально-радиального прочтения центральной коммуникативной горизонтали I 1 E 6 I 1 G 8 связано с числовым кодом Золотого сечения 1, 618), в то время, как Хэммонд считает основой цивилизации эгономное CFD порабощение (центральная вертикальная инструментальная ось FH) низших слоев общества (среднее нижнее контекстное поле объектов/ценностей Н)высшими (среднее верхнее контекстное поле субьекта власти F) с целью извлечения прибыли (кстати говоря числовое значение центральной инструментальной вертикали F 7 H 9 в простом нумерационном нисходящем векторном прочтении совпадает с номером химического элемента золота 79 в таблице Менделеева).

6. Интересно, что в интеграномном центрально-радиальном прочтении суммарная числовая форма той же центральной инструментальной вертикали I 1 F 7 + I 1 H 9 равняется 36. В 41й главе этой книги я указывал, что число 36 соответствует двум последним цифрам числа 236,а это последнее число (кстати говоря соответствующее числу известных филогенетических линий эволюционного древа)тесно связано с двумя изотропными (геометрически подобными друг другу) парадигмами репарономики ABE и фрагментономики GED.

7. Простая нумерационная числовая форма репарономики A 2 B 3 E 6 дает нам число 236. Суммарная числовая форма фрагментономики в определенном векторном прочтении G 8 E 6+ E 6 D 5 + G 8 D 5 равняется 236.

8. Но эти парадигмы изотропные (сходные друг с другом) по своему геометрическому положению (т. к. их треугольники подобны, т. е. парадлельны друг другу всеми своими сторонами) и сравнимые друг с другом по числовым формам анизотропны, т. е. противоположны друг другу по своему смыслу.

9. Задачей репарономики ABE является исправление поведения привилегированной группы населения (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В) по отношению к отчужденным (левое среднее контекстное поле "чужих", аутсайдеров Е) и следовательно наиболее уязвимым слоям общества (внутри самой этой парадигмы такое исправленное поведение отображается верхней диагональю этономики рекогнитивной/признавательной линией ВЕ) в соответствии с требованиями справедливости (левое верхнее контекстное поле общих принципов А).

10. Когда Линкольн в своей речи (см. выше) говорит о том, что "Одной из высших задач цивилизации является исправление больших и малых дурных последствий, к которым приводит недостаток сочувствия и положительная враждебность между чуждыми друг другу лицами и в качестве индивидов и в качестве наций" он по всей вероятности имеет в виду репарономику АВЕ.

11. Задачей фрагментономики GED является покорение "своими" инсайдерами (среднее правое контекстное поле "своих" G) уязвимых "чужаков" ( среднее левое контекстное поле "чужих" Е) их опускание в положение покоренного ресурса (нижнее левое контекстное поле мира/рынка D) по отношению к которому "свои" инсайдеры G выступают в роли всевластных победителей (нижняя "победительная"/перформативная диагональ GD фрагментономной парадигмы идентичности).

12. Когда Хэммонд утверждает всевластие "своих" над "чужими" как фундаментальное свойство цивилизации он имеет в виду эту фрагментономную парадигму и связанное с ней насилие.

13. Любопытно, что прозвище Линкольна, начиная с его юношеских лет, было "честный Эйб" (honest Abe). Он заслужил его еще когда работал клерком в магазине в городке Нью Салем (штат Иллинойс). По словам современника жителя Нью Сэлема Роберта Ратледжа "Суждение Линкольна было окончательным в этом районе страны. Люди полагались на его добросовестность, честность и беспристрастие" (цит.по Leidner 1999). Если он обнаруживал, что ненароком обсчитал покупателя на несколько центов он закрывал магазинчик и отправлялся пешком к нему домой вернуть деньги.

14.Жена Линкольна Мэри писала о нем "Мистер Линкольн...почти что маньяк по части честности" (там же). По словам работавшего с адвокатом Линкольном судьи Дэвиса "Основой его умственного и нравственного существа была честность и он плохо защищал несправедливое дело" (The framework for (Lincoln)'s mental and moral being was honesty, and a wrong case was poorly defended by him) (там же).

15. Один из его близких друзей Леонард Светт вспоминал о нем "Он верил в великие законы истины, справедливое исполнение долга, свою ответственность перед Богом, конечную победу справедливости и ниспровержение неправды (He believed in the great laws of truth, the right discharge of duty, his accountability to God, the ultimate triumph of the right and the overthrow of wrong)(там же).

16. Мы продолжим контекстологический анализ речи Линкольна в следующей 57й главе.

Примечания.


13/15. См. доступный в сети очерк Gordon Leidner, Abraham's Lincoln's great laws of truth, integrity: A long career ruled by honesty,1999.www.greatamericanhistory


Рецензии