Синяя Ирма

                Отцу моему - Гусарову Василию Васильевичу
         
                Часть 1               
               
               
             Эта встреча произошла в тысяча девятьсот тридцать шестом году в дни моей молодости, в теплое летнее время. Тогда я находился проездом в городе Свердловске на Урале. Мы часто играли с пацанами в "очко" -  на деньги. В то лето мне очень везло: неоднократно обыгрывая всю компанию, я вдруг стал обладателем баснословной суммы в двенадцать тысяч рублей!
     Большую часть денег я прятал в сарае, где ночевал, а остальные носил с собой, прибинтовав к лодыжкам под брюками. Сразу снял комнату на привокзальной площади и привел в порядок свой внешний вид. Затем заказал  костюм из твида, купил комплект рубашек, плащ, шляпу и лакированные полуботинки. А стрижка по последней моде и трубка, которую выучился курить,- полностью преобразили меня.
         Как-то, проходя мимо цирка, на афише прочитал объявление: «СПЕШИТЕ  ВИДЕТЬ! ТОЛЬКО ТРИ ВЕЧЕРА ВЫСТУПАЕТ ФРАНЦУЖЕНКА - СИНЯЯ ИРМА».
        Я готов был оплатить друзьям стоимость билетов, но они по разным причинам отказались. Моё место - на первом ряду, по центру. Программа называлась «РАССВЕТНЫЙ ЛУЧ».
       Действие началось с показа цирковых номеров жонглерами и фокусника. А затем на сцене появилась девушка хорошенькая, как куколка, в золотисто-лучистом платье с вязаными крылышками на спинке, лицо - под маской. Красивые волосы - "волной"- в них закреплены разноцветные ленточки.
       Большие раскосые глаза с темными бровями излучали внутренний согревающий свет. Легкая изящная, Ирма как бабочка, легко закружилась в танце. Глядя на нее с тайным восхищением, мне на какое-то мгновение почудилось: будто я нахожусь в солнечной комнате: изумительного цвета бабочка обрела крылья и наслаждается свободным полетом.  Гибкая, почти невесомая, она буквально парила в воздухе! Я был очарован этим полетом, сиянием, - загадкой. Она приковывала мой взор.
     Откуда появилось очарование иллюзией? Оно превратилось в сказку, пленило взор. Кто-то ловит бабочек всю жизнь, а к кому-то они сами прилетают... Вдруг рядом затрепетали крылышки - она села мне на плечо и смотрела мне в глаза! Она словно  что-то просила... В ту же минуту я задремал, а когда открыл глаза - бабочка превратилась в девушку и как ни в чем ни бывало продолжала  танцевать...
       Открыв глаза, я будто оказался в бездонном пространстве, - ничего не видел: ни - зала, ни - публики, а только ее очаровательные глаза... Почему-то взгляд Ирмы направлен прямо на меня, я как под гипнозом. А, возможно, мне так только казалось... Мелодия внезапно оборвалась, а хотелось, чтобы она никогда не заканчивалась. Я боялся, что этот мираж исчезнет, растворится, а "бабочка" улетит...
      Вновь - музыка: быстрая, волнующая. Девушка на пике полета заворожила всех. Вдруг произошло неожиданное: лишь внезапный порыв сильного ветра мог так легко подхватить ее и понести на декорацию! Стеклянный витраж со звоном  разлетелся на осколки.
     Зрители затаили дыхание, оцепенели в недоумении и толком не успели  понять: что собственно произошло? - Как она упала в неподвижной позе на груду сверкающего стекла. Зал ахнул и затих. Многие встали с мест и замерли в растерянности.
      И я был ни жив, ни мертв, и мое сердце словно остановилось, я готов был броситься на помощь. Кто-то даже крикнул:
     - Немедленно пригласите врача! – и тут Ирма открыла глаза, пошевелила рукой и поднялась с пола, как ни в чем не бывало: взмах – и она вспорхнула в воздух, - "бабочка" ожила!  Зал облегченно выдохнул, и я несказанно обрадовался, теряясь в догадках:
      - Что же это было?! – Бутафорское "стекло" из сахара или очередной хореографический трюк? 
       Время от времени, исчезая за кулисами, девушка вновь появлялась в очередном наряде, движениями показывая игру бликов из царства фантазий – экстаз! Медленно затихающие звуки мелодий, смолкли, она раскланялась,сделала «плие»,подобрала цветы, и, под громкие аплодисменты покинула сцену. Народ еще долго стоя аплодировал ей.
       После нескольких танцев Ирма выглядела обессиленной. Все стали постепенно расходиться, и я в том числе, с потрясающе-одухотворенным чувством: образ произвел неизгладимое впечатление, а спектакль доставил удовольствие. Весь оставшийся вечер образ бабочки преследовал меня как наваждение и сами собой сложились строки:
 
                Ничем непримечательная жизнь
                Несла неспешно свои воды,
                Пока не появились виражи,
                Обязанные написанию оды,
                Пока не обозначилось тепло:
                И в созерцании, обаянии – искра!
                И русло изменилось, понесло
                Скопление вод с энергией неистовой.         
                Где понимание и доверие – суть,
                Душа и воспарила, и запела
                И в бабочке, ударом о стекло,
                Струну сердечную задело.
                И чувство зазвенело в стоке вод,
                С явлением "бабочки" прелестной,
                Ее чарующий прилет:
                И – наваждение,
                И – весна, и – песня!

                Под названием:  СИНИЙ  БЛЮЗ, программа продолжилась на следующий день. У меня билет - на первый ряд, на то же место. Опять сначала – цирковые и акробатические номера, а затем – выступление Ирмы. Из-за кулис она выплыла, одетая во все синее, и маска - тоже синяя. Лишь изредка, с разбегу сделав пируэт или шпагат - тонко передавала настроение, игривость, азарт.  И я полностью подчинялся магии танца, не смея оторвать от нее глаз ни на секунду.
      Волосы  девушки аккуратно забраны в «ракушку», шелковистая ткань трико обнимала ее  стройные формы. Синий кружевной шарфик, аквамариновое ожерелье, прелестный подбородок, красивые  тонкие руки - обольстительный образ!  В синем цвете юная девушка выглядела потрясающе! Разве что до сих пор она в маске, и зачем она ей? У меня, честно сказать, душа – не на месте: я чувствовал, что в этом кроется какая-то тайна.
      Танцы следовали чередою, пластика движений: приветливый поворот  головы, взмахи рук, кружения, подчеркивали искренность и нежность обладательницы. Благовония пробуждали чувства, пьянили, манили в увлекательное приключение.  Музыка  смолкла , Ирма низко поклонилась аплодирующим, казалось, они хлопали непрерывно.  На сцену, к ее ногам летели букеты роз, лилий, хризантем, и вот она с охапками цветов исчезла за таинственным бархатом  занавесей.
           Публика  покидала зал, и я тоже подался к выходу.  А в ушах  еще долго звучала мелодия, и очаровательное  видение продолжало волновать воображение. Влюбиться в образ под маской и каждый раз открывать в нем что-то новое: облик, загадочную магию, женскую тайну!
           В третий вечер зрители в нетерпеливом ожидании встретили долгими продолжительными аплодисментами свою желанную гостью. «Дамы и господа, - приветствовал нас конферансье, - Сегодняшнее выступление называется  «ЗВЕЗДНОЕ  ШОУ»!  Всем приятного вечера!»
          Я как и прежде - на том же месте, и готов бесконечно купаться в музыке танца – мерцающем танцевальном ритме, внимая вдохновенному искусству пластики. В Ирме - и поэзия, и свежесть, изящество грации, артистизм  натуры. Наши взоры то и дело встречались, как лучики в темноте: то – сталкивались, то – безмолвно разбегались в разные стороны, (А, возможно, мне это всего лишь казалось...)
          Ткань ее костюма подобна сумеркам, усеянным звездами, - у присутствующих поднялось настроение.  И, как бы дополняя образ, даже ее глаза в прорезях маски излучали  ласковый свет. Романтический вечер – незабываемый отдых. Ее манящая обольстительная сила магнетически притягивала взоры мужчин и они с упоением глядели  ей вслед, вдыхая неповторимый аромат французских духов – все, что оставалось им  напоследок.
      После исполнения  танца  «Звезды» - публика  долго аплодировала и  снова неоднократно вызывая любимицу. Поклонники  таланта бросали ей букеты цветов, а в связи с ее последним концертом в городе, и вовсе не желали расставаться: аплодировали, кричали, свистели, неоднократно вызвали «на бис».
      Вышел конферансье и сообщил: 
    - Дамы и господа, леди и джентльмены, французская танцовщица «Синяя  Ирма»  решила исполнить  прощальный  танец. Торги за танец начнем с суммы  500 рублей!
     Публика удивлена.
     - 600 рублей! Кто – больше?!
     И сразу же: 700, 800, 900! - С каждой новой цифрой, желающих  участвовать в аукционе становилось  на порядок  меньше. После оглашения стоимости танца в 1000 рублей, прекрасно понимая, что настал мой единственный шанс и осознавая, что люблю девушку больше жизни, встал и крикнул: две тысячи рублей!
         Сотни  глаз обернулись и устремились в мою сторону: что за миллионер объявился?  А мне легко было выдержать их вопросительные взгляды. Ведь, одетый «с иголочки», выглядел я весьма презентабельно.
      Мне предложили кресло и, когда принесли его на сцену, я сел. Соблазнительное видение закружилось вокруг, я не ощущал, что это - я. Мысли текли медленно и умиротворенно.
      Умея грациозно двигаться, пластичная, она извивалась, как змея. У лилового цвета платья - декольте и приглушенный свет в зале создали дополнительную ауру очаровании.
     Тут музыка стихла,обидно: мне показалось, что из всех танцев - этот самый короткий ! Да что со мной? Сердцебиение участилось, кровь прилила к виску. Потеря реальности, а земля вот-вот готова уйти из-под ног. Вдруг я осознал, что могу ее потерять, "бабочка" может улететь. И в тот момент, когда девушка раскланялась в очередной раз, я устремился за ней. Сорвался и побежал! Остановил ее, взял за руку, желая удержать...  А потом - оробел, стал запинаться, потерял дар речи и – умолк...
         Глаза под маской оставались безучастными. После концерта у артистки учащенное  дыхание в разгоряченном теле, и легкая испарина на лбу.
        - Ну говорите же! - вырвалось у нее на чисто русском языке,нетерпеливо и резко.
        - О чаровница! Свет глаз моих! - пролепетал я.
         Она улыбнулась, отодвинула мою руку в сторону, и, как ни в чем не бывало, направилась в гримерную.
        - Моя госпожа, вы нужны мне больше жизни! Выслушайте! -
       Она находилась в какой-то растерянности и не уходила.
        - Милая, я люблю вас! Останьтесь со мной! Прошу: не покидайте меня, иначе я умру!
       Мгновение она молчала и вдруг неожиданно произнесла :
        - Ждите меня у фонтана…
            
                Часть  2
      
        После пяти вечера солнце садилось, ветер утих.  Меня не оставляло лихорадочное возбуждение.
               - Придет – не придет? - сомнения обуревали меня. Пока спросил у прохожего: где фонтан? Пока отыскал его в небольшой березовой рощице, что у площади – прошло, быть может, около часа. 
              - Как скоро она будет? -  Боясь, что она исчезнет навсегда, даже о времени не спросил!  Какой же я - растяпа! С расстройства закурил трубку.
            Я метался, как в жару, одиночные прохожие даже обращали на меня внимание.  Первое чувство и свидание с любимой девушкой. Вполне вероятно, что у меня поднялась температура - лицо горело, поэтому я то и дело подбегал к фонтану, чтобы струйки охлаждали его. Брызги попали на шляпу и плащ. Опять закурил.
            Чего только не передумал в минуты долгого ожидания.  Наконец она появилась, я едва узнал предмет своей мечты: на ней - синий в пол  жар-халат,  шляпка с вуалью, сумочка и зонтик.
         Лакированный экипаж ожидал нас  у служебного входа.  Из большой темно-коричневой двухместной кареты вышел лакей, распахнул перед нами  настежь дверцу. Тут я удостоверился, что это реально настоящая дверца кареты, а ручки у нее медные и фигурные!  Щелчок захлопнутой дверцы.  Восседая на козлах, мужчина в черном фраке и цилиндре, натянул поводья,  и кони горделиво участили шаг. 
           Я непроизвольно улыбнулся: экипаж  набирал скорость, внедряясь в полумрак  теплой июльской ночи.  Я был ни жив, ни мертв. К тому же  не мог дышать. Находился, словно, между небом и землей. Мне казалось это – сказка: рядом едет то божество, к которому я боялся прикоснуться.  Девушка-танцовщица открыла возможность влюбиться в нее через музыку, танец. Сердце не чувствовало реальности. Мягкая обивка в карете, впереди загадочное путешествие. Таинственная попутчица  в маске, кто же она? Пока мы не обмолвились ни единым словом.
          Сейчас - рядом, до такой степени близко, что можно почувствовать ее теплое дыхание.  Оборки  бархатного платья волновались от ветерка сквозь щели.  Волновался и я: впервые оказаться в карете!   Тайна влюбленного сердца, которое три вечера поет, раскрыта! Это – своего рода – объяснение в чувстве. 
          Я - счастливый от кульминации происходящего: ведь повезло же  мне выиграть аукцион! И прелестная «бабочка» - рядом! Это – восторг, полет над землей! Одновременно и - радость, и – смущение. Тут на меня накатил необъяснимый приступ веселья.  Я, чтобы успокоиться и отвлечься от неловкого молчания, стал  разглядывать мягкие  сиденья, обитые темно-зеленым плюшем.  Стенки кареты затянуты этой же тканью. Но лучше всего взирать за окошко: как вспыхивают фонари,  и тогда в лиловом пространстве сумерек появляются различимые силуэты домов и деревьев-гигантов.
             Нет ничего прекраснее, чем находиться рядом с очаровательной незнакомкой, пусть даже нам пока не о чем разговаривать.  В пути неоднократно  приходилось замечать, как извозчик, поглядывая, любопытно косился  на нас:
          - Что за парочка? Куда они едут? В какой-то загородный отель? – говорил его взгляд   Вероятнее всего, он  впервые  видел  девушку,  скрывающую лицо под  таинственной маской. В сумерках слышался лишь цокот копыт.
         Большую часть пути девушка провела в задумчивости и молчании: никакого интереса ко мне не проявляла. Возможно, грустные мысли обуревали ею, или усталость, тогда ее головка словно под тяжестью слегка клонилась вниз. А, впрочем, при наличии маски, все мои предположения могли оказаться неверными. Маска она и есть -  маска, разве отгадаешь, что под ней?
         Однажды карету тряхнуло на бугорке, когда же ее покачнуло на повороте,  тогда очаровательная спутница, чтобы удержаться, рукой облокотилась на мое плечо. Мы с пониманием улыбнулись друг другу. В ту минуту я, скорее почувствовал, нежели понял: возникшее видение – не призрак и не сон.  Когда же после недолгой тряски по гравию, кони встали, Ирма  произнесла:
           -  Вот мы и приехали.   Дверца отворилась, я со счастливым лицом протянул ей руку, и она с моей помощью легко соскочила на землю.
             На окраине города, в недорогой гостинице "Уральская",  Ирма снимала номер на трое суток. В прихожей  разделись. Мгновенно тусклый свет из оранжевого абажура залил  просторное помещение. Я с любопытством окинул взглядом  скромно меблированную комнату: справа заметил  двуспальную софу с тумбочками и трюмо,  слева - буфет  и шкаф, а посередине – круглый стол с приставленными к нему четырьмя стульями. 
           Здесь я почувствовал какую-то особую атмосферу: в ней летали ее благоухающие ароматы. Я смог представить, как моей незнакомке здесь хорошо и уютно.  Вазы с  цветами стояли: на столе, трюмо, тумбочке. На подоконнике  лежала раскрытая книга на пятнадцатой странице. Я оживился и почувствовал особое состояние, когда приблизился к девушке: дыхание остановилось. Хотелось прикоснуться к ней, поцеловать.
            Тем временем легким движением руки Ирма задвинула коричневые шторы. Ее движения для меня ассоциировались с танцем. Все происходило как во сне. Наконец стало понятно, что хожу за нею следом: она – к окну, и я – к окну, она постелила на стол белую  скатерть, -  и я оказывался рядом, с готовностью ей помогать.  Притяжение было мощное. Двигаясь в состоянии гипноза, - так же успевал заглянуть в ее сверкающие глаза. Я был окрылен.
           - Кто вы? -  спросила она, между делом, начиная знакомиться.
           - Георгий, 21 года от роду, - сын разорившегося дворянина.
           Открыв буфет, девушка передала мне два сервизных набора.  При запрокидывании головы вверх, маска слегка сползла и обнажила часть лица.…Я оцепенел, заметив, как слегка задрожали ее пальцы рук и чуть не выронили стеклянный фужер, но замешательство длилось всего лишь долю секунды. А затем она легонько поправила и установила  маску на прежнее место.
           - Очень приятно. Мне интересно, Георгий, как вы смогли так рано разбогатеть?  - она окинула меня взглядом от головы до ног. Я оживился и обрадовался такому повороту событий:
           - Да пустяки: играл с ребятами в карты и переиграл всех! Клянусь,  играю не лучше других, мне просто повезло!
           - Вот как?! - Одним счастливчикам бывает такое везение. – ее восторг чередовался с похвалой.
       Она произнесла это искренне, с улыбкой, похоже, что грусть ее в те минуты куда-то мгновенно улетела, и вся она как-то сразу преобразилась,ожила.
            - Стало быть, я и есть тот самый счастливчик! –  охотно согласился я. Да так оно и было в действительности: я был счастлив!               
            Затем Ирма попросила меня вынуть из буфета графин с вином и фрукты. Она жестом пригласила за накрытый стол. Четыре стула примыкали к нему, я выдвинул один и сел напротив нее.
             - Нам пора ужинать: у нас, артистов, всегда поздний ужин, - пояснила она. 
              Я наполнил бокалы вином. Отпив по нескольку глотков , мы немного разговорились, и провозгласили тост: за знакомство. Тем временем в номер принесли ужин, который заказала Ирма в ресторане.  Я несколько оживился и что-то рассказывал, шутил - было смешно. Затем окинул ее туманным и счастливым взором и придвинул стул чуть ближе к ней.  Что-то словно мешало нашему общению, и пусть порой мне удавалось рассмешить девушку, все же я устал  ловить взгляды, или читать их – в прорезях маски...   Для меня маска ассоциировалась как дополнительное препятствие, как посредник, подслушивающий нашу беседу.  Я покосился на синюю, матерчатую пластину, мягко облегающую и на две трети закрывающую лицо, и с едва скрываемым недовольством, но ласковоо произнес:
        - Мне так хочется увидеть вас! И встал перед нею на колени.
        - Милая, почему вы всегда в маске?  Почему сейчас, когда мы совсем одни, не снимете ее?
        - Лучше не стоит... -  с металлическими нотками в голосе, предупредила она.
            Казалось, она ожидала этого вопроса, лицо ее стало нетерпеливым, в глазах – тень смущения. Все же она находилась в явном замешательстве, смущении, и даже сделала шаг в сторону.  Я  ожидал ответа, она – чтобы я отступился. Настало неловкое молчание. 
         -  Ах! – воскликнула она в сердцах и словно уличая себя в нарушении этикета, - Нет, почему же? Я сниму ее, еще раз рискну...
         - Прошу, пожалуйста, сделайте это для меня! Я люблю вас, вы пленили меня танцами!   
         - Как только я сниму маску, все меня покидают,  -  смущенно замялась  она,- Последние три месяца я привыкла быть в маске, -  через силу, она пыталась улыбнуться. 
         - О, Божественная госпожа Ирма! Я жизнь за вас отдам!                Она судорожно в волнении сжала бокал...  Тут я отчетливо заметил, как от нервной дрожи в руке, вино чуть не пролилось и девушка вынуждена была поставить бокал на стол. Отвернулась, а затеи медленно стала развязывать веревочки.  Маска тихо спланировала на пол...
          Боже, что я успел увидеть, да если бы мне заранее знать или догадаться, что предстанет взору, - ни за чтобы не стал настаивать…
      ... Девушка сняла маску, лицо выглядело несколько нездоровым:под глазами - синяки, а на щеках еще не зажитые мелкие ранки.
Подтвердились мои самые мрачные предположения. Увидев это, я все же нашел в себе волю подойти, с нежностью коснуться ее мягких шелковистых волос. Опустив голову, закрыв лицо руками, она заплакала: воспоминания вспыхнули в ней с новой силой.
         - Это - давняя история... как-нибудь потом расскажу...- едва проговорила она.
             Не в силах видеть страдания, я встал перед Ирмой на колени, взял ее дрожащие руки ,желая воспользоваться силой убеждения:
             - Милая, я все для вас сделаю! Клянусь честью! Я позабочусь о вас. Слово дворянина. Она молчала и временами еще немного всхлипывала.
             - Родная,не плачь. У меня есть деньги. Много денег! Мы полетим в Карловы Вары. Лучшие врачи вернут тебе красоту. Все будет хорошо, - вот увидишь!
             Она немного успокоилась и даже улыбнулась вымученной улыбкой.  Происшедшее меня ошарашило, потрясло...Я упал, но тут же попытался встать. Однако выпустил ее руки, и теперь обеими ухватился за скатерть. Скатерть поползла вниз. С нее соскользнули и попадали бутылки и бокалы. Придя в себя,я не знал куда деться...
         И тут я проснулся в своей комнате, весь мокрый от пережитых чувств.
     Сон реальней, чем сама реальность! Часто во сне мы бываем счастливее чем наяву. Я долго осматривался, искал ее глазами: где она? Растворилась...  То ли - сон, то ли - явь? Хотелось продолжения: вернуться туда, остаться там!
     Где ты, Ирма? Неужели я прошел мимо тебя? Ты была реальной: я видел твои глаза, ощущал запах духов, мы ехали вместе в карете... Где ты, моя, таинственная незнакомка, с которой я был счастлив!  Есть ли ты на самом деле и где отыскать тебя?.. Я найду тебя, обязательно найду !

          

Художник Матвеева Александра Викторовна, Российская национальная библиотека.
г.Санкт-Петербург. Редактор Таиса Азизова


Рецензии
Браво! Интрига не отпускает до самого конца. Рассказ завораживает, как сама Ирма.

Тамара, с виду вы обычная женщина, а в литературе - царица! (Извините за пафос - это от восторга.)

Татьяна Гимета   11.03.2018 02:09     Заявить о нарушении