Не ошибись, выбирая пути

     Накануне нового учебного года в различных уголках Дубны всё чаще можно услышать примерно такие реплики: «А твой-то куда поступил? Да что ты говоришь? Круто! Это ж один из самых престижных вузов страны…» «А твоя где? Ух ты! Надо же! Я слышала, там конкурс – двадцать человек на место. Молоде-ец!..» Становясь невольным свидетелем подобных диалогов, иногда ловишь себя на мысли, что речь идёт не о выборе учебного заведения в сфере высшего образования, а по меньшей мере о выгодных сделках в распределении фешенебельных квартир в спальных районах Москвы…   

     В самом деле, отчего родители стремятся пристроить своих чад не просто в институт, университет или академию, а непременно в самый «элитный» вуз? И по возможности – за «бугор». Безусловно, всем мамам и папам хочется, чтобы их отпрыски получили качественное образование с перспективой иметь шикарную и высокооплачиваемую должность. Однако часто ли в этой безумной гонке за пресловутой «успешностью»  родители способны различить истинные наклонности своего ребёнка? Готовы ли они идентифицировать реальные увлечения и таланты собственных детей в шумном, но мутном потоке новомодных профессий, о которых сами осведомлены лишь поверхностно? Не совершают ли взрослые дяди и тёти непоправимую ошибку, подталкивая своих далеко ещё не взрослых мальчишек и девчонок в пучину бессмысленно-соревновательной борьбы за место под «солнцем», лучи которого их абсолютно не греют?..   

                ЗАПЛУТАВШЕЕ  ПРИЗВАНИЕ

     В детстве Аллочка Звягинцева очень любила играть в школу. Достав из большой картонной коробки любимых кукол, мишек, зайчиков и прочих игрушечных персонажей, она аккуратно рассаживала их на ковровой дорожке и, сделав строгое лицо, начинала очередной «урок». Сначала увлечённо рассказывала обо всём, что знала сама. А затем проверяла «усвоенный материал» у своих подопечных, наделяя их собственным голосом соответственно внешнему облику. Тигры и слоны отвечали смущённым басом, кудрявые  куклы – кокетливо-жеманными дамскими возгласами. После чего в заранее разлинованной тетрадке девочка ставила «оценки» своим ученикам, оставляя около каждой цифры размашистую подпись. Как в классном журнале…
     Незаметно пролетели школьные годы. В десятом классе отличница Алла всерьёз задумалась о профессии, которой хотела бы посвятить свой дальнейший жизненный путь. К тому времени вполне осознанно она остановила свой выбор на карьере пишущего журналиста. Девушке казалось, что деятельность газетно-журнальных спецкоров овеяна неиссякаемой романтикой. Всегда в дороге, всегда в творческом поиске, всегда в гуще интересных событий. А сколько замечательных людей можно встретить в редакционных командировках, какие чудесные очерки написать о них!..
     Сергей Михайлович, Аллочкин папа, весьма критически отнёсся к радужным мечтам дочери.
   – Глупенькая! – доброжелательно заметил он. – Ты думаешь, тебе позволят писать о том, чего хочется именно тебе? Как бы не так! Вместо возвышенной патетики о космонавтах, артистах и знаменитых учёных придётся сочинять о доярках, комбайнёрах, нефтяниках и оленеводах, преодолевая на грузовиках и телегах разбитые дороги в непроходимых лесах. При этом постоянно испытывая дискомфорт от недосыпа, недоедания и отсутствия элементарной гигиены в сомнительных бараках, избушках, а то и просто в землянках. Так что… Это интересная, но очень сложная, напряжённая работа.  Нет, доченька! Положись на мой жизненный опыт. Сегодня в стране в первую очередь востребованы первоклассные инженеры. То есть – квалифицированные технари. А для этого надо поступить в престижный технический вуз. Потом будешь работать в каком-нибудь солидном КБ. В тепле, в белом халатике и с интеллигентными людьми. Мне ещё сто раз спасибо скажешь…
   – А если пойти в педагогический? – робко возразила Алла. – Учительница по немецкому сказала, что у меня способности к языкам. Буду потом преподавать в школе. Или переводчиком работать…
   – Запомни, дочка: в педагогический сейчас идут одни троечники. Или те, кто не набрал баллов в респектабельных институтах. Поэтому… Тебе надо поступать только в технический!  И, естественно, в столичный…
   …После окончания школы Алла Звягинцева стала студенткой факультета автоматики и вычислительной техники Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). Специальность – прикладная математика. Конкурс – пять человек на место. Вскоре вместе с родителями из Киржача она переехала в подмосковную Дубну. Уже на первом курсе девушка поняла, что будущая специальность – совсем не её профиль. Не к этому она стремилась в своих многообещающих грёзах. Однако идти против воли горячо любимого  отца не стала. Стойко перенеся все тяготы искренней нелюбви к «альма матер», получила диплом пресловутого инженера и устроилась на работу в ЛВТА ОИЯИ. Вышла замуж. Спустя некоторое время перешла в НИИ «Атолл». Но каждодневное пребывание среди электронно-вычислительных комплексов её совершенно не вдохновляло… 
     В лихие девяностые зарплата у инженерно-технических работников упала до критически непрожиточного уровня. Алла Сергеевна, став мамой двоих детей, всё чаще задумывалась о новом месте работы. Пусть не в «белом халате», но хотя бы с приемлемым денежным эквивалентом. По счастью, одна знакомая порекомендовала обратиться в недавно открывшуюся городскую гимназию. После двух собеседований Алла была зачислена в штат этого учебного учреждения на должность преподавателя математики. И только здесь, вспомнив о своих невинных детских забавах, женщина наконец поняла, что педагогика – это её призвание. А математика – безраздельно обожаемая наука, обучать которой подрастающие поколения можно всю оставшуюся жизнь. 
     На сегодняшний день Алла Сергеевна имеет уже солидный педагогический стаж. И высшую профессиональную категорию. «Какое это счастье – заниматься делом, к которому имеешь прирождённые способности!» – часто повторяет она. А сожалеет лишь об одном – этот учительский стаж мог бы стать больше почти на половину всей её трудовой деятельности. Сколько детишек за это время могли бы получить качественные знания?! В настоящей, а не в «игрушечной» школе…

                *   *   *

     «Кажется, будто вся жизнь впереди. Не ошибись, выбирая пути…» – пели в середине 70-х исполнители ВИА «Надежда». С тех пор в реках утекло немало воды. Многое изменилось и в непредсказуемом течении нашего многогранного бытия. Но по-прежнему перед выпускниками школ зачастую возникает нелёгкий выбор: в какое учебное заведение поступить, чтобы потом не терзаться в сомнениях относительно правильности принятого решения? Ведь диплом о профессиональном образовании – это прежде всего документ о наличии приобретённых знаний, а не «корочка» для удовлетворения тщеславных амбиций. И уважаемым родителям следует постоянно помнить об этом…   


Рецензии
Прекрасного дня, Стас!
Сегодня решила почитать вашу публицистику. Хочу констатировать, что журналистским пером вы владеете на высшем уровне. И это чувствуется в каждой выверенной фразе, подаренной читателю.
Тема в статье поднята актуальная - какую профессию выбрать и не ошибиться. Современные тенденции в этом вопросе меня удивляют и настораживают. Людей призывают менять работу и свое дело каждые 5 лет. Более неглубокомысленного призыва и придумать сложно. Уверена, что Запад специально навязывает людям эту теорию, чтобы они клипово проживали свои жизни. При этом не имея любви к профессии и опыта работы. Тогда человек окончательно потеряется и превратиться в неуверенное существо, которым легко управлять и контролировать, лишив его самоуважения.
Вот такие мысли приходят в голову.
Вы, Стас, отлично показали в статье, что выбирать нужно ту профессию, которая дает вам ощущение счастья( хочется работать) и достойное финансовое положение в обществе.
Благодарю за аналитические доводы и размышления, примеры из реальной жизни.
С огромным уважением, Инга.

Инга Ткалич   14.03.2021 13:42     Заявить о нарушении
Добрый день, Инга!
Прочёл Ваше послание - и почувствовал свежесть весеннего дыхания, адекватность человеческих мыслей, безукоризненную логику в рассуждениях. Захотелось вдохновиться на новые литературно-публицистические "свершения". Спасибо Вам огромное!!!
Да, выбор профессии - дело кропотливое и тонкое. Иногда здесь главенствует Его Величество Случай. Вот лишь один пример...
У меня есть знакомый, который с начальных классов (не без помощи родителей) готовил себя служению физико-математическим наукам. Увлекался шахматами и решением сложнейших задач. Но однажды, путешествуя с мамой по Грузии, ещё в советские времена попал на представление в дельфинарий Батуми. Это зрелище настолько потрясло и впечатлило его, что он, вернувшись, увлёкся книгами, написанными известными морскими путешественниками (Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Юрий Сенкевич) и в итоге поступил в МГУ - но не на физмат, а на факультет биологии. Стал достаточно успешным океанологом. И таких примеров - множество. Главное - целеустремлённость...
Благодарю Вас, Инга, ещё раз! Света и радости Вам!
С уважением и признательностью, Стас.

Стас Волгин   14.03.2021 14:18   Заявить о нарушении