Ненаписанные рассказы Даниила Хармса

Предисловие

Однажды, когда я только начал подумывать о том, не записать ли мне регулярно приходящие в голову странноватые истории, ко мне во сне собственной персоной явился Даниил Хармс, и с порога задал неожиданный вопрос:
— По какому праву ты присваиваешь мои рассказы?
Я не вполне привык к такому обращению, но поскольку это был сам Хармс и тем более с того света, спокойно ответил:
— Позвольте, я неплохо знаю ваше творчество, не было таких рассказов.
— Если их не напечатали, это не значит, что они не были написаны, — уже более спокойно разъяснил он. – И вообще, если даже я их не сочинил, это тоже не дает тебе никакого права писать их от своего имени. Всем очевидно, что никто кроме меня не мог сочинить подобных рассказов.
Затем он похлопал меня по плечу и уже почти дружелюбно добавил:
— Хоть ты и выбрал далеко не самые удачные мои рассказы, я разрешаю тебе их записывать, только не вздумай выдавать их за свои.
Я не сразу нашелся, что ответить, и пока раздумывал, Хармс исчез.

Ненаписанные рассказы Даниила Хармса

Очки
Жил один человек, который плохо видел и носил очки. Он носил их так давно, что уже забыл, с какого времени это началось, и не мог себе представить, как можно без них обойтись. Он даже чистил зубы и брился в очках.
Как-то раз ему приснился сон, где он увидел себя в зеркале, но поначалу не узнал, потому что был без очков. Этот сон очень впечатлил его. Проснувшись, человек подумал: «Как же так, во сне-то я был без очков, зачем же я в них хожу наяву?». И перестал носить очки.
Вскоре он поменял работу и уехал за границу, потому что родные и знакомые перестали его узнавать.

Жизнь и смерть Михаила Михайловича
Михаил Михайлович всю жизнь много работал. Так его учили родители, и этому он учил своих детей. Он всего добивался сам своим упорством и трудом. Все считали Михаила Михайловича трудоголиком. Но сам Михаил Михайлович в душе всегда проклинал свою судьбу и ужасно завидовал разным бездельникам, получавшим всё на халяву. Он считал это крайне несправедливым, но никогда не высказывался об этом открыто.
Однажды ранним утром, когда Михаил Михайлович сидел за работой, к нему явился ангел, который сказал, что его трудолюбие не осталось незамеченным, и очень скоро ему не нужно будет вовсе работать.
Михаил Михайлович очень обрадовался такому сообщению и весь день ходил в приподнятом настроении. А к вечеру начальник объявил Михаилу Михайловичу благодарность с премией и недельным отдыхом за счет компании. «Вот она, справедливость!»,- думал Михаил Михайлович. – «Неужели завтра не надо на работу?!»
На следующий день Михаил Михайлович тяжело заболел и вскорости умер. Родные и знакомые считали, что работа его сгубила.

Береза
В пригороде города-миллионника жил старик. Старуха его давно умерла, так что он уже привык жить один. Огород у него был небольшой, но ухоженный. Прямо напротив бревенчатого дома высилась большая береза. Много лет назад старик отрубил у березы нижние ветки, и она выросла, как сосна. От самой станции было видать эту березу.
Давно соседи говорили старику спилить ее: и тени много, и соки из земли тянет, и того и гляди на дом рухнет. Старуха не давала сначала: моя сестра это, говорит, одна она тут среди ив росла, я ее оставила. Но вот уже 5 лет как старухи нет, и некому стало березу защищать. Махнул рукой старик, и согласился отдать березу соседу на дрова. Приехал трактор, зацепил березу, чтобы на дом не упала, и спилили дерево. Даже выкорчевали — помогли старику.
Сразу светло стало на огороде. Овощи вырастали большие и сочные. Но старик постепенно потерял интерес к земледелию. Он продал дом с участком и подался в город. Там и сгинул.

Синяя лошадь
У одного пастуха в стаде была синяя лошадь. Откуда она взялась, он уже не помнил, и ему стало казаться, что она была всегда. Очень любил пастух эту лошадь. И дети его ее любили, и внуки. Грациозна и быстра она была. Приехали из города охотники, удивились, увидав синюю лошадь, и стали покупать ее у пастуха. Но пастух отказался продавать лошадь.
— Глупый ты человек, — сказали ему охотники.- Мы одолжение тебе делаем.
— Для чего она вам? — Спросил пастух. — Чудо нельзя купить.
Посмеялись охотники над простотой деревенской. Им очень хотелось знать, какого цвета мясо у синей лошади. Поспорили на дорогой коньяк.
Вечером прискакал к стаду черный человек в маске, отбил синюю лошадь и погнал охотникам.  Но лошадь вдруг превратилась в птицу, взмыла в небо и исчезла в сумерках. В смятении прискакал черный человек к охотником и рассказал о случившемся. Охотники не поверили черному человеку, и не дали ему обещанных денег.
Наутро все стадо у пастуха стало синим, а охотники почернели и перестали пить коньяк.

Работник сна
Однажды осенью Сергей Ильич тяжело заболел. Он старался не замечать болезни, принимал лекарства и ходил на работу. Но ему становилось все хуже, и дело дошло до больницы.
Почти неделю Сергей Ильич лежал в лихорадке и бредил. Одна мысль осталась в его мозгу: «Жизнь кончилась». Но мало-помалу он стал приходить в себя и однажды очнулся. С ним в палате лежали Андрей и Миша. Миша все время смотрел в потолок, а Андрей смотрел в планшет. Андрей Ильич сказал: «Жизнь кончилась», и заснул. И во сне ему приснился волк, который осторожно шел по лесу. Сергей Ильич проснулся и рассказал свой сон. Андрей рассмеялся, и сказал, что есть такая песня у Аквариума «Сергей Ильич — работник сна, одетый в шелк шелестящий волк», и дал послушать эту песню. Сергей Ильич поразился чему-то своему, и стал думать:
— жизнь кончилась
— одетый в шелк шелестящий волк
— жизнь кончилась
— въехал в дверь, и пришла весна
Потом он встал с кровати, открыл окно и улетел в теплые края.

Восхитительно
— Я стою на пороге вечности, и это восхитительно,- донеслось до стоящего в пробке водителя за секунду до того, как он выключил радиоприёмник.
— А что не восхитительно? — подумал водитель. Вот люди переходят дорогу, все разные, и у каждого свои мысли. Разве это не восхитительно? А вот навстречу нескончаемой вереницей огней едут машины. Разве это не восхитительно? А как восхитительно стоят  вдоль дороги дома!
— Восхитительно, восхитительно, — повторял водитель, пока это слово не растаяло, потеряв смысл и уступив место светлой радости.

Чужой дом
Однажды одинокий человек въехал в новый дом. Он строил его десять лет и много мечтал о том времени, когда он наконец-то будет жить в своем доме. Одинокий человек походил по дому, чтобы прочувствовать пространство, выпил стаканчик вина и пошел спать. Всю ночь ему снились кошмары. Под утро одинокий человек сел на кровати и стал слушать дом. Ветер гудел где-то в крыше, дом скрипел, и скрипы стали складываться в занудное «я не твой дом, я не твой дом».
— Как же так? — удивился одинокий человек. — Я строил тебя столько лет, последний кусок не доедал, что ты такое говоришь?
— Я не твой дом, — упрямо повторял дом. — Убирайся отсюда!
Одинокий человек разозлился, вышел из дома и поджег его. Дом сгорел быстро. Одинокий человек вырвал свое сердце, бросил его в догорающие угли и уехал.

Соседи
Сегодня вечером я был в гостях у новых соседей. Это роботы модели В501, которые воспользовались прогрессивным законодательством нашего штата и могут позволить себе жить вместе открыто. Я уже заходил к ним как-то невпопад. У них был романтический вечер, и будучи гостеприимными, они готовы были меня принять, но я отказался, и они зазвали меня на сегодняшний ужин. Поскольку вечером делать было нечего, я взял свой электростимулятор и отправился в гости. Мы поиграли в вист, обсудили последние новости. Даже немного поспорили о совместных семьях людей и роботов. Я выразил сомнение, что это нормально, и был подвергнут обструкции. По мнению соседей, такое отношение попахивает дискриминацией и нарушением священного права на свободу. Оказалось, что у нас практически одинаковые модели электростимуляторов, и я про себя удивился, как близко стало строение робота и человека. После легких электроимпульсов поговорили о музыке. У моих собеседников оказался довольно неплохой вкус, сейчас редко удается встретить таких увлеченных меломанов. Очень милые люди, схожу к ним как-нибудь еще.

Потерявшийся в буднях (корпорация)
Василий работал экономистом в крупной промышленной корпорации. С его рабочего места открывался непрезентабельный вид на обшарпанную заводскую территорию с огромной трубой ТЭЦ, которая нещадно дымила в любое время суток. Иногда Василий подходил к окну и завороженно наблюдал за клубами дыма, бесконечно вырывавшимися из трубы. Однажды Василия попросили поработать в выходные. Доплатить не обещали, но было неудобно отказать начальнику, и Василий согласился, хотя в душе остался недоволен положением дел. Он проработал все выходные и в понедельник вновь вышел на работу. На работе ему стало казаться, что понедельник — не понедельник, а какой-то другой рабочий день, а будни начались когда-то давно и непонятно когда закончатся. Когда наступила суббота, Василий не смог оставаться дома и опять пришел на работу. С тех пор он решил, что все дни рабочие, и стал работать всю неделю. Однажды утром понедельника сослуживцы Василия обнаружили, что у ТЭЦ появилась вторая труба, и очень удивились, как можно было за выходные построить такое крупное сооружение. Они не знали, что это Василий превратился в трубу, чтобы работать не только без выходных, но и 24 часа в сутки. Корпорация не заметила ни пропажи Василия, ни внезапно появившейся второй трубы, и продолжила свою ритмичную работу.

Послесловие
За последние полгода я не написал ни одного рассказа. В голову не приходило никакого сюжета. И вот во сне ко мне снова явился Даниил Хармс и начал меня отчитывать:
— Да ты бездельник, мой дружочек. Так не годится.
Я в ответ бормотал что-то про работу, семью и отсутствие времени.
— Оправдания твои ни к чему, сам понимаешь,- остановил меня Хармс. – Ну что ж, опубликуй хотя бы то, что записал. Прощай.
Хармс уже начал исчезать и напоследок откуда-то издалека крикнул:
— Не забудь указать мое авторство.

Публикую с разрешения автора.


Рецензии