Остановиться нельзя пройти мимо

Остановиться нельзя пройти мимо. И каждый для себя сам выбирает, в каком месте разделить эту фразу, как разрешить чью-то судьбу… Лично я для себя выбор сделала – в первом случае.
Был весьма прохладный день и скорее даже утро, когда солнце еще не успело прогреть землю и человеческие сердца, но уже не темно, и всё, и всех видно. Лучшее время для наблюдений, как все куда-то спешат, и словно сонные мухи, спотыкаясь друг о друга, и не вглядываясь друг другу в глаза. А почему люди боятся смотреть в глаза другим и опускают свой взгляд в землю? Прячут душу? Или ее отсутствие? Бегут, бегут, бегут… Мимо… Все мимо… Как тараканы, которых долго держали в закрытой коробке, но коробка упала и немного приоткрылась, и этот рой осатаневших от совместного проживания в вечной темноте букашек вырвался на свободу… Да только свобода мнимая. Бегут без оглядки. Бегут в автобус, где будут вечно ссориться и грубить, не уступая друг другу. Спешат прорваться в очередь, где нахамят и испортят настроение и себе, и другим. Спешат на работу, которую уже ненавидят до тошноты и до одури, да выхода нет, ведь надо как-то существовать и выживать, бороться за ничтожные крохи, да и детям помочь надо встать на ноги. Лишь бы в этой беготне не затоптать друг друга. Насмерть.
Одинокая скамейка на самой центральной улице небольшого провинциального города, где каждый друг друга знает, где не очерствели сердца от столичной суеты, пробок, конкуренции. Рядом, у всех на виду, прямо на холодной земле лежит пожилой мужчина с разбитой головой. Все пробегают мимо, совсем рядом, но никому и дела нет, что на их глазах умирает человек, беспомощный и нуждающийся в спасении.
Девушка с маленьким ребенком пробегала рядом. Ее дочка, голубоглазая и белокурая Настенька упрямо смотрела на мужчину, забирая свои маленькие ручонки от мамы. Мама, которая видимо опаздывала на работу и в садик, немного прикрикнула на малышку:
-Настенька, пошли скорее, не упрямься.
Девочка остановилась и пристально стала смотреть на мужчину. Мама нагнулась к дочери чтобы заглянуть, куда же так пристально смотрит её ребенок. От увиденного женщина вздрогнула. Люди шли мимо, чуть не наступая на упавшего мужчину с разбитой головой. Она нервно посмотрела на часы. Подошла к мужчине. Но он не двигался. Рука его лежала на сердце. Мужчина прилично одетый, выбритый, чистый. Спиртным не пахнет. Но все по привычке бегут мимо.
Зеваки всегда найдутся. Постепенно мать и дочь создали любопытство толпы. Остановилась женщина средних лет, подошла, но тут же ушла. Подошла другая, потопталась на месте и постепенно исчезла. И как назло мама с ребенком забыла телефон дома. Как же вызвать скорую?
-Вызовите кто-нибудь скорую! Мужчине плохо с сердцем! Он умирает! Ну пожалуйста!
-А че сама не вызовешь? – буркнул находу сверстник лежащего на земле, проходя мимо.
-Да я бы вызвала… Но телефона нет..
-Ага, деловая, телефон поди забрать хочет! Вот еще! – добавила спутница буркнувшего мужчины, будто не понимая, что завтра и сама может также на холодной земле умирать в окружении любопытной толпы. Ведь такое несчастье может случиться с каждым, и от этого никто не застрахован…
Молодой парень остановился.
-Девушка, что нужно-то? Что случилось?
-Вызовите, пожалуйста, скорую, - повторила она, уже жалобно и полуплача от того, что на ее глазах умирает мужчина, а она не может ему помочь.
В этот момент мужчина, лежащий на земле, пошевелил рукой. Он будто слышал крики бедной, беспомощной девушки, единственной, кто пытался его спасти и не пройти мимо, хотя ей, матери-одиночке иметь проблемы с начальством из-за прогула на работе было совсем не нужным.
Парень быстро набрал номер 103, вызвал скорую, назвал адрес.
-Сейчас они приедут. А мне пора.
Девушка проводила парня взглядом, успев сказать ему «спасибо», такое исцеляющее слово… Она уже собиралась уходить, ведь и дочку нужно было вести в садик. Но вдруг остановилась: а если врачи не найдут его, он же не на дороге лежит, а вдруг не приедут? Нет, надо дождаться. Они с дочкой вернулись к мужчине. Мама обняла малютку и сказала:
-Ты же не испугалась, моя хорошая? Дядя просто устал и спит, сейчас его разбудят, и он встанет. Всё хорошо.
-Вот именно! – подхватила сварливая тетка на улице, - бомж валяется какой-то, напился да лежит, проснется да пойдет за добавкой, а она тут шуму-то наделала на всю улицу!
Тетка прошла мимо, а девушка прошептала:
-А если не проснется?.. А если замерзнет и не сможет встать?..  А кто обработает ему раны?.. И почему напился, если не пахнет от него?..
И понеслись предположения от любопытных….
-А может и правда с сердцем плохо стало..
-Вроде не алкаш…
-Опрятный вроде…
Прошло минут пятнадцать. Скорая так и не спешила. Люди уже разошлись. Но всё-таки из-за угла выехала бригада скорой помощи. Они лениво вышли с машины. Мама с ребенком встретила их и проводила к мужчине. Мужчину забрали. Мама с ребенком растворились в толпе и в своих повседневных делах.

***
Прошло две недели. И Настя с мамой вновь гуляли по тем же окрестностям. Они считали вслух, беседовали, размышляли. Девушка с грустью вспоминала мужчину: жив ли он, что с ним случилось… Она была в своих размышлениях. Но резкий женский крик: «Девушка! Дееевууушкаа!» остановил ее. За ней бежала молодая женщина, а рядом, в сторонке та самая скамейка, а на скамейке тот самый мужчина.
-Девушка, простите, я не знаю, как Вас зовут, - начала беседу незнакомка, - но я очень хочу Вас как-то отблагодарить… Мой папа… Он очень хочет Вас видеть, он Вас узнал по голосу, когда Вы с дочкой говорили. Вы ему жизнь спасли. Но он не может сам подойти к Вам, перенес сердечный приступ. Мы вот на той скамеечке.
Мама с дочкой подошли к спасенному мужчине. Рана на голове уже почти зажила. Она была от падения. Мужчина радостно встретил своих спасителей:
-Ох, дочка! Спасибо тебе. За сердце твое доброе спасибо… Я же слышал всё, глаза открыть не мог, от боли свело всё.. Я слышал, что ты говорила, что говорили другие. Дочка, спасибо тебе… Я ж за хлебом вышел, да не дошел… Как прихватило, там и рухнул…
Они обнялись так по-родственному, потому что пережили вместе многое – страх за жизнь. Кто-то страх за жизнь собственную, кто-то – за чужую.
Эти семьи стали общаться вместе, поддерживать друг друга, ведь не зря Бог свёл их.

***
А люди и дальше пробегают мимо. Мимо человеческих тел, безжизненно лежащих на дороге, мимо человеческих слез, мимо жалобного, еле слышного «помогите».  Остановиться и помочь нам мешает чаще наше «Я», которое мы прячем под нехваткой времени, сомнениями, страхами, нежеланием решать чужие проблемы, предрассудками. Хотя на земле мы все - одна большая семья.
А вдруг остановлюсь, а меня заберут в полицию для разъяснения обстоятельств?.. А вдруг это просто бомж?.. А бомж-то не человек, его спасать-то не надо, мы ж все застрахованы от этого… А вдруг опоздаю в магазин за скидками?.. А вдруг он очнется и обругает, что разбудили?.. А вдруг… вдруг…
А вдруг человек умрет? Умрет по вине мимо проходящих и вовремя не оказавших ему помощь? А вдруг совесть человеческая всё-таки проснется и будет потом мучать до конца дней? А вдруг завтра нам будет нужна помощь, которую мы не оказали сегодня? И нас примут за бомжей и алкашей, только потому что сердце не спрашивает, где человека застать врасплох – дома или на улице, посреди дороги…
Остановиться нельзя пройти мимо. И пусть каждый сам сделает свой выбор...

14 августа 2017г отр


Рецензии