Правда и ложь об антиалкогольной пропаганде

     Довелось мне недавно прочесть монографию известного хирурга Ф.Г.Углова на злополучную для России тему – «Правда и ложь о разрешённых наркотиках: алкоголе и табаке». Сосед по деревне настоятельно попросил изучить эту работу в рамках его подготовки к планируемому «отрезвлению» всех коренных жителей близлежащих деревень, включая и нашу, которое он собирается проводить именно по рекомендациям автора данной монографии.   Я в вопросах общения с алкоголем предпочитаю прислушиваться к мнению другого нашего известного автора – Вильяма Похлёбкина, блестящая монография которого «История водки» стоит у меня на почетном месте. Но раз уж пообещал соседу, то пришлось прочесть и хирургическую монографию. И не пожалел, так как мнение моё об этой работе сложилось самое определённое, чем я и хочу поделиться с читателями.
     Прежде всего, скажу, что к табаку я отношусь абсолютно негативно, сам курил сорок лет, затем бросил 15 лет назад, этим горжусь и призываю всех к однозначному решению – нет таких преимуществ у табака, ради которых стоило бы продолжать курить.  Но в отношении алкоголя не все так просто и однозначно, что и побудило меня взяться за перо, или за клавиатуру компьютера, что вернее в настоящее время.
     Действительно, Углов прав – вокруг гибнут люди, в том числе и от алкоголя. Но как с этим явлением бороться? Неужели все так просто, как предлагает хирург Углов – призывами к всенародной трезвости? Разберёмся…
     В предложенной монографии автор рассматривает модель постоянно пьющего человека, когда этот процесс имеет регулярный характер на протяжении длительного времени, исчисляемого годами. И на этом основании автор позволяет себе декларировать свои призывы. Термин имеет продолжение – «пьющая компания».  Тут необходимо дать определения применяемых терминов, из которых станет ясна направленность данной работы.
     В словаре Д. Н. Ушакова находим: «Пьянство - постоянное и невоздержанное потребление спиртных напитков». Однако, интернет полон статьями, в которых большинство наших  «специалистов», работающих в этой области, к пьянству относят вообще любой прием алкоголя – выпиваете вы раз в день, раз в год или первый раз в жизни – всё равно это пьянство.  Это сразу кажется странным, так как по этой классификации пьяницами являются все национальности, выращивающие виноград – весь Кавказ, Франция, Италия и другие,  а использующие солод – Германия и Чехия прежде всего, являются пивными пьяницами. Могу представить, что было бы, предложи  г. Углов полную трезвость грузинам, или французам, тем же итальянцам?! Там бы разговорами дело не закончилось. Бог судья этим «специалистам», но поэтому одной из задач данной работы определим уточнение используемых терминов на основании опыта, литературных данных и здравого смысла.
     Под алкоголизмом принято понимать зависимость человека от алкоголя, когда, как говорил один мой приятель: «Невозможно пройти мимо…».  Мне мало знакома такая категория людей, но если уже я взялся за анализ представленной монографии, то будем разбираться.  Я сразу скажу, что за свою жизнь я повстречал всего нескольких человек из данной категории, на одной руке поместятся. Пьющих компаний я вообще не видел, так как мы, естественно, встречались в молодости  за праздничным столом, но это было не чаще, чем повторялись красные праздничные листы в официальном календаре, утверждённом правительством страны. Несколько негативных личностей за шесть десятков лет, на фоне многих тысяч позитивных людей. Все негативные давно умерли, это очевидно и не требует никаких дополнительных комментариев – непрерывное длительное употребление алкоголя безусловно ведет к скорой смерти. Это факт, всем известный! Но можно ли на этом основании призывать к вселенской трезвости все остальное население планеты, как это делает уважаемый хирург Ф.Г.Углов? 

     Злоупотребление алкоголем было человеческой проблемой на протяжении всей истории, но даже Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще. Многие строки из Библии одобряют воздержание от алкоголя. Однако, писание не запрещает христианам употреблять пиво, вино и другие алкогольные напитки. В Библии сказано, что даже Иисус иногда пил вино. Христиане должны лишь избегать опьянения. Библия осуждает пьянство и его последствия. Христиане  призваны не позволять чему – либо «господствовать» над своим телом. Поэтому сам алкоголь не является грехом, но зависимость от вина, алкоголизм не может присутствовать в жизни христианина.  По старому завету вино – это благословение (Второзаконие 7:13, 11:14), а его отсутствие – это проклятие (28:39, 51). Во время Тайной Вечери Христос освящает чашу с вином в качестве нового завета (Ев. от Луки 22:14-23). Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6).  Церковь мудро учит нас - чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление алкоголя, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.
     «Дайте сикеру погибающему и вино огорчённому душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своём страдании» [Притчи 31:6-7]. Или - «Иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Всё, что может рука твоя делать, по силам делай...» [Екклесиаст 9:7-10].  По-моему, всё ясно!
     Но и Библия ничего не говорит о причинах, заставляющих людей употреблять алкоголь. Поэтому рассмотрим и этот вопрос.  Следует заметить, что в Библии речь идёт только об относительно слабом виноградном вине только потому, что дистилляция  была изобретена теми же монахами лишь более чем через тысячу лет после рождества Христова. Составители библии не знали дистилляции. А если бы знали, то упоминали бы и крепкие напитки, которые завоевали мир после открытия данной технологии. 

      Рассмотрим другие отношения к алкоголю в разные времена.  Уже вторую тысячу лет своим творчеством завоевывает весь мир персидский поэт Омар Хайам – пророк XI-го  века,  создатель лаконичных четверостиший – рубаи о разумности и справедливости мироустойства, о месте человека во Вселенной, которые весьма уместны в нашем рассмотрении:
     «Блажен, кто на ковре сверкающего луга, пред кознями небес не ведая испуга, потягивает сок благословенных лоз, и гладит бережно душистый локон друга». 
     «Пей вино, ибо друг человеку оно, для усталых – подобно ковчегу оно, во всемирном потопе, бушующем в душах, в мире скорби – подобно ковчегу оно».
     «Ты не верь измышленьям непьющих тихонь, будто пьяниц в аду ожидает огонь, если место в аду для влюбленных и пьяниц  - рай окажется завтра пустым, как ладонь».
     Данные мысли являются образцом разумного и гармоничного отношения к алкоголю, которое на протяжении сотен лет не потеряло своей актуальности под влиянием ханжеских подходов, пример которых мы находим в рассматриваемой монографии.   
     «О, мудрец! Если Бог тебе дал напрокат музыкантшу, вино, ручеёк и закат – не выращивай в сердце безумных желаний, если все это есть – ты безумно богат!» Добавить нечего, а следовать такому примеру надо и хочется.

     Самое серьезное из известных исследований истории алкоголя, выполненное Вильямом Васильевичем Похлёбкиным, показывает, что винный спирт был изобретен в западной Европе лишь в начале XIV-го века, а затем исторически закономерно воспроизведен монахами Московского великого княжества уже в XV-м веке с переходом на хлебный – ржаной спирт, приведший к появлению русского бренда «водка».    Из рассмотрения Похлёбкина следует, что «Русское повальное пьянство» - явление, всегда провоцируемое правящим классом. Целовальникам, распространявшим водку среди населения, вменялось в обязанность – «питухов от царёвых кабаков отнюдь не отгонять», а «кружечный сбор сдавать в царёву казну против прошлых с прибылью». Употребление водки не осуждалось, пока оно не приводило к негативным социальным последствиям.   Ф.Энгельс в XIX-м веке утверждал о необходимости водки для пролетариата – для снятия стресса, как суррогат пищи, как средство забвения от непрерывных проблем, и производственная потребность на ряде производств. Такая необходимость возникает из–за отсутствия нормального питания, лечения, достойной обстановки. Все это организует правящая элита, которая и ответственна за непомерное употребление водки. Запреты и предоставление рабочих самим себе – приводятся как основная причина пьянства.  Отсюда просматривается путь к решению данной проблемы через организацию достойной жизни трудящихся, когда сама собой отпадёт необходимость в пустых и лицемерных призывах к всеобщей трезвости.   До сих пор в нашей стране борьба осуществляется не с пьянством, а с водкой, начиная с ограничения её продажи и подъёма цен. В результате народ, о котором, прежде всего, и говорит г. Углов, по настоящий момент пьёт по-прежнему «не за столом, а за столбом».    Русская традиция сначала пить, а затем закусывать, воспитывалась в нашем народе веками, со времён  первых царевых кабаков, где по указанию властей продавали водку от ведра, и специально без закуски, чтобы народ кучами валился под столы.  За рубежом наоборот – я сам видел и помню по  Швейцарии, Франции, Японии и даже Америке – сначала обильный обед или ужин, и лишь затем подаются напитки, в том числе и крепкие.    Если учесть, что наш народ редко когда был изначально сыт, чтобы выстраивать правильные отношения с алкоголем, то достоверность обобщения Ф.Энгельса дополнительно повышается.  Вечно голодный и поэтому пьяный пролетариат можно с успехом рассматривать как нашу грустную альтернативу Омару Хайаму. 
     С пролетариатом понятно более – менее. А что же с русской интеллигенцией?  Про снижение способности к творчеству под действием алкоголя, обнаруженное г. Угловым,  я усомнюсь. Прожженный алкоголик Модест Мусоргский успешно писал свои блестящие произведения.  Появились  бы «Картинки с выставки» у трезвого композитора? Сомневаюсь. Посмотрите интернет на тему «Знаменитые алкоголики» - Пётр 1-й, Сталин, Есенин, Шолохов, Эдгар По, Хемингуэй, Ремарк и  тысячи других, Высоцкий, наконец, Даль... Конечно, большинство из них ушло раньше времени, но что для них было важнее – творчество или трезвость? А нужны бы они были нам так же со своей трезвостью? Я сам знаю сценическую традицию – проходил – обязательный «полтинничек» коньячка для куража перед выходом на сцену.  Многие мои друзья – музыканты, да и учёные тоже, использовали алкоголь как средство отключения мелких повседневных задач для того, чтобы сосредоточиться на основной проблеме. Чего греха таить – я сам применял такой метод - действует! Почитайте Карлоса Кастанеду.  Так что, автору надо быть осторожнее насчет влияния алкоголя на творчество. Влияет! Положительно!    
     Таким образом, даже из краткого обзора однозначно следует, что отношения «человек – алкоголь» отнюдь не являются тривиальными, которые можно мигом выправить простым запретом, что не удавалось, кстати, ни одному режиму в истории человечества.   Пользуясь имеющимся опытом, и в частности, результатами В.В.Похлёбкина,  можно действительно пытаться поставить вопрос отношений русского народа с алкоголем на научную основу, и двигаться вперед через конструктивные мероприятия, не ограничиваясь пустыми призывами, к чему мы и приступим. 

     В своей работе уважаемый автор рассматривает медицинские аспекты влияния непрерывного и беспробудного пьянства и алкоголизма на органы человека. Мозг уменьшается в размере, ослабевают некоторые его функции! Кто бы сомневался? Но пьяницы даже предложенную книгу не прочитают, не говоря об их сомнительном внимании к призывам знающего хирурга.  Тогда к кому адресована монография? Надо уточнить. Для меня угрозы хирурга неактуальны, у меня полторы сотни научных публикаций, и они продолжаются. Хоть я и не отношусь к абсолютным трезвенникам, но с мозгом у меня все в порядке, слава Богу. И у большинства таких же людей – тоже.
     Далее автор банально утверждает, что алкоголь отрицательно влияет на нравственность населения, лишая его благородства и патриотизма. Но отсюда следует, что самые прожженные алкоголики у нас – бизнесмены, так как их цены и методы работы глубоко безнравственны, жестоки и непатриотичны. Тогда, может быть, книга Углова адресована отечественным бизнесменам? Ну, коли так – я согласен – пусть срочно читают и бросают пить и об манывать народ.
     Проводимые автором примеры, где один зарезал себя «по пьяни», а другой поджёг – нетипичны, примеры вообще ничего не доказывают, на планете столько примеров, сколько жителей. Доказывают обобщения, которых на единичных примерах даже трезвенный хирург Ф,Г.Углов делать не рискует.
     История не знает ни одного примера длительного исполнения «сухого» закона   ни в одной стране. И это понятно, так как алкоголь есть естественная потребность нормального человека, живущего в реальном мире, наполненной страстями, несправедливостью и искушениями. И все дело только в норме, как и в любом другом вопросе человеческой деятельности. Поэтому, автору следовало бы лучше сосредоточиться на предложениях по совершенствованию нормы общения нашего народа с алкоголем и условий для её реализации, а не призывать к несбыточному.
     А пока автор приводит ссылку на известное заключение Всемирной Организации Здравоохранения о том, что все виды антиалкогольной пропаганды неэффективны, кроме запретительных. И затем на протяжении без малого двухсот страниц сам предается такой пропаганде.
     Можно согласиться с автором - стимулирование пьянства русских действительно можно рассматривать как средство уничтожения нашей нации со стороны ЦРУ США. Но, безусловно, реализация этой цели происходит с помощь российского правительства, которое способствует спаиванию населения как прямо, так и косвенно. Повышение цен на алкоголь в магазинах как единственное средство борьбы с пьянством ведет только к ухудшению ситуации, к злоупотреблению суррогатами, аптечными настойками, последствия чего широко известны.  Прибыль в казну и в карман производителя важнее для нашего правительства, чем здоровье нации.
     Но призывы к абсолютной трезвости, как и повышение цен, дополнительно опасны  на данном этапе еще по следующим причинам. Вспомним 17-й год прошлого века – одураченный и многократно обманутый народ властями, судами, помещиками, банками, церковью – получил полную свободу в результате развала страны в ходе революционного переворота. К чему это привело – взялись за топоры, стали громить и жечь подряд всё, что напоминало о несправедливой жизни под прежней властью. Вы думаете, что сейчас в нашей жизни больше справедливости, чем накануне революции? Очень сомневаюсь! И если на секунду представить, что после призывов хирурга Углова иже с ним, русский народ вдруг протрезвеет, то кто может гарантировать, что опять не загорятся усадьбы и не прольется кровь в поисках утраченной справедливости?? Уверен, что нынешняя власть прекрасно понимает эту особенность нашего русского менталитета, и поэтому не особо настаивает на полном отрезвлении народа, справедливо и обоснованно опасаясь за последствия.  В этом смысле призывы известного хирурга к всенародной трезвости звучат еще более безответственно и наивно.      
     Борьба же с алкогольной мафией, которая, в общем – то справедливо беспокоит г. Углова,  закончится блистательной победой народа только после полного запрещения продажи алкоголя. Но все понимают, что эта идея является еще более утопичной, чем призывы к трезвости. Годится только как цель, да и то не для всех, а лишь для пассионарных энтузиастов, вроде меня, способных  на самостоятельное решение практически любой проблемы.  А пока, по моему глубокому убеждению, алкогольную проблему в России надо пытаться решать не запретами и пустыми призывами, а повышением культурного уровня народа.
     Почему я не пью, а мой брат пьёт? У нас одна кровь, одно место рождения, одни предки. Почему? Только из – за разницы культурных уровней. Я – ученый, а он живет в деревне всеми брошенный, как властями, так и родственниками, кроме меня,  и поэтому пьёт, так как больше делать нечего – там даже работы нет. Дело только в этом. Дайте брату нормальные условия жизни и интересные занятия – он бросит регулярно пить без всяких призывов.   Сами же призывы на данном фоне звучат особенно смешно…
     Здесь же находится и проблема низкой рождаемости. Во – первых, «на местах» сейчас вообще нет женщин, они все давно удрали в города за «удобствами». Кроме того, проблема отношений с современными женщинами еще более сложна, чем с алкоголем, и тоже требует для своего решения немедленной культурной революции в стране в сторону обретения утраченной справедливости.   Таким образом, я возражаю господину Углову – основным оружием уничтожения русского народа является не алкоголь, а безразличие властей к судьбам народа, особенно в деревне, поощрения и участие в погоне за прибылью любыми путями, способствование властей морально – нравственному упадку населения. Алкоголь лишь следствие, но не причина. Начинать нужно с власти, а не с народа. Есть хорошая формула  - «За все отвечает начальник!»  Пусть ответит.
     Углов прав – среди долгожителей нет ни холостяков, ни пьяниц. Но это не означает, что и в 70 лет после очередного развода надо бежать регистрировать новый брак, абсолютно отказавшись при этом от алкоголя. Везде нужна разумная мера, достигаемая культурным развитием, которому и нужно уделять максимальное внимание, а не запретам и призывам.   Мера в труде, мера в отдыхе, в любви, в еде, в употреблении алкоголя – все вместе определяет возможность долгой и гармоничной жизни. Творчество, безусловно, и дополнительно  повышает шансы на долгую жизнь при любых условиях. И именно творчество народа у нас менее всего поддерживается властями, я писал об этом… 
     По поводу большой смертности от «опоя водкой» я по-прежнему призываю не только подсчитывать число таких случаев, но и задумываться об их причинах, помня, что алкоголиками, чаще всего,  не рождаются, а причины могут быть более характерны, чем сами события.
     Отдельные слова нужно сказать по поводу примеров, описанных в монографии – «…в орловских колхозах во второй половине дня все труженики поголовно под хмелем». И здесь, по мнению автора, опять виновата водка. Это не так! Дело в том, что здесь-то уж точно есть конкретный виновник – власть. Советские колхозы, это не Пырьевские «Кубанские казаки», где показано абсолютное враньё, а это – первобытное рабство крестьян, полная власть над ними феодалов – председателей и бригадиров, нищета, голод и тотальная несправедливость. Там не только запьёшь, а и в петлю полезешь от полной безысходности. Я это знаю не понаслышке, я сам происхожу, по сути, из «советских крестьян», я родился и вырос в этой среде и видел это своими глазами. Так что, пример с колхозами явно неудачный, водка тут ни при чем совершенно. 
     Я сам знаю по себе, и еще П.Л.Капица в своих воспоминаниях писал, да и другие, что после воскресных двух – трех рюмок коньяка с гостями полная прозрачность сознания, необходимая для эффективной научной работы, достигается лишь через две недели. Это так!  И правильно - за все надо платить!  Но у нас прозрачность сознания народа вообще никому не нужна, и предельно опасна для власти любого уровня. Пусть уж лучше пьют!
     Алкоголь в армии – то же самое, что и гражданской работе. Я сам видел, как наши военные по пути на военный объект для смены караула заходили с автоматами в руках в винный магазин за алкоголем. Это конечно недопустимо, как и пьянство в рабочее время. Военным – особенно, так как у них в руках оружие. 
     Большое удивление вызывают приведенные в монографии письма от женщин, жалующихся на своих мужей, которые до и после свадьбы не пили вообще и любили своих жён, а потом один за другим систематически уходили в вразнос, предаваясь беспробудному пьянству. Автор монографии и здесь делает ошибочный вывод о поголовной вине мужчин в таких ситуациях. На самом деле все как раз наоборот, и я это знаю точно, как на основании собственной жизни, так и по многочисленным коллегам, однокашникам разных видов, соседям, приятелям, окружающим людям. Стоить задуматься – как же так, мужчины женятся по любви, живут нормально и вдруг один за другим ударяются в пьянство?
      Причина в современных женщинах, которые – ни до, ни после свадьбы не знают слова «любовь», выходят замуж исключительно в поисках средств к существованию, постоянно демонстрируют своё неуважение к мужу, и с первого дня требуют от своих мужей «обеспечивать» все их потребности, что ничем не отличает их от уличных проституток, кроме жалобных писем нашему хирургу, который их поддерживает в ущерб интересам семьи и общества.   Тут любой запьёт, хотя я лично не встал на этот путь, а дождался, пока вырастут дети, и спокойно и достойно ушёл, признав глубоко ошибочным свое решение о браке с данной женщиной. Но не каждому по силам проявить волю и знания, необходимые для таких – единственно правильных действий в подобной ситуации.   Я утверждаю, что на свете не существует природного пьянства мужчин, с которым следует «бороться» женщинам, а есть лишь безнадёжные попытки удивлённых мужчин уйти от жуткой реальности, которую представляют собой наши «избранницы», диаметрально меняющие свой начальный облик любящей женщины на реальную ведьму сразу же после регистрации брака, в связи с их поголовным и хроническим остервенением.    Известно, что богини любви  - греческие гетеры обходили отдыхающих мужчин и выбирали себе наиболее трезвых, отмечая пьяных, к которым уже никто не подходил… И не было много пьяных, так как здесь мудро задействован один из самых сильных мужских мотиваторов – собственная самооценка.    А посмотрите на наших сегодняшних женщин – неприступные крепости, брошенные гарнизонами.  Они всё ещё ждут своего «обеспечения», прощения всех вздорных капризов, алых парусов и прочей ерунды, которая, как и призывы к трезвости уводят  народ от истинных проблем. И чего вы хотите от мужчин в такой ситуации? Свято место пусто не бывает - нет любви, значит - будет водка, что и происходит, и с чем я вас и поздравляю. Крепости неприступны, но пусты внутри.   Чувственная убогость нашей жизни создает уверенные предпосылки к поголовному пьянству, особенно в деревнях, где женщин нет в принципе. Идеи Хайама вообще отсутствуют в монографии Углова, даже намека нет, ни малейшего упоминания об этой стороне жизни, далеко не последней.  Пустота!  Призывать нужно к вселенской любви, а не к трезвости. Тогда и пьянства не будет. Вспомним, хотя бы, Вудсток – как хороший пример такой идеи. 

     Лично я родился в Советском Союзе, моя юность пришлась на расцвет застоя, когда огромные «фугасы» вонючего «портвейна» продавались властями везде, включая газетные киоски, и спастись от них было очень непросто,  и далеко не всем удалось тогда, несмотря на непрерывное идеологическое «воспитание» со стороны тех же властей. И – ничего, как –то обошлось для меня, и для большинства друзей и коллег тоже, никто, за редким исключением, не сгинул и не сгорел в алкогольном угаре, как пугает нас хирург Углов.  Народ действительно умирает, но вовсе не только от алкоголизма, а – от жизни во всей её совокупности. Как говорил один мой коллега давних лет: «Самое вредное, это – жить, так как с каждым днём приближаешься к смерти…»
     Я, например, всегда мог и сейчас могу месяцами не прикасаться и не вспоминать про алкоголь, а потом могу и вспомнить, ибо есть такое понятие как «повод», а также моя личная обнаруженная необходимость на время периодически останавливать – выключать напряженный внутренний монолог, чтобы перезагрузить и очистить собственную оперативную память для решения следующих сложных научных проблем, и считаю это совершенно нормальным при наличии творческих задач и здорового образа жизни.   Выстраивание отношений с искушениями жизни – женщинами, властью, деньгами и алкоголем есть сложнейший, самый сложный в жизни процесс создания системы сдержек и противовесов по каждому пункту, которая только и обеспечивает функционирование организма во всех режимах. Простых решений здесь нет, Углов неправ. Я свои отношения выстраивал всю жизнь и выстроил, слава Богу, чего и  всем желаю.
     Доводить же любое дело до полного идиотизма -  любимое занятие нашего  народа, чему мы видим очередной пример в рассматриваемой монографии.  Не выпить пару – тройку добрых рюмок хорошего алкоголя в Новый Год, в День Победы, в день собственного рождения, а также в дни памяти родителей – может себе позволить лишь не вполне психически здоровый человек.   Все, что создал Бог на этом свете, сделано не зря, оно отвечает его замыслу, и наша роль состоит лишь в выстраивании отношений и установлении меры в общении с женщинами, властью, природой, искушениями, включая алкоголь и другие категории.   И уход от решения этой задачи также можно рассматривать как симптом психической неадекватности. Большинство  людей на планете эту проблему успешно решает,  и живёт с ней благополучно. Меньшинство, включая Углова – не может решить задачу, и в оправдание своей несостоятельности они призывают остальных к совершенно несбыточным и невыполнимым утопиям. Здесь всем следует громко и ясно произнести: «Алкоголь был, есть и будет всегда!»  Да, это испытание, ну, а чего вы хотите? – вся жизнь есть непрерывный поток испытаний, в этом и есть её смысл, в преодолении. Или кто-то думает, что исключив одно из них, другие станут легче? Ничего подобного, скорее наоборот.
     Автор монографии, вслед за нашими «специалистами», указанными выше, утверждает, что алкоголь вреден в любых количествах, а всякий, употребляющий его – есть пьяница.  С другой стороны     В.В.Похлёбкин вводит объективный критерий воздействия алкоголя – пульс, частоту сердечных сокращений. Действительно, учащение пульса ведет к сокращению жизни, так как сердце имеет ограниченный ресурс. Но здесь же уважаемый мной Вильям Васильевич показывает на клинических экспериментальных данных, что до некоторого уровня пульс не меняется, что подтверждает наличие безопасных доз алкоголя. Оздоровительное же действие алкоголя также не подлежит сомнению – как диагностическое, так дезинфицирующее и лечебное. Одно расширение сосудов чего стоит! А расслабление души?  Если бы не было водки, то трезвые и злые люди взялись бы за топоры в поисках справедливости, и многие головы валялись бы по дорогам. А так - выпил, и успокоился. 
     Хорошо было хирургу Углову – он твёрдо стоит в своей колее, ежедневно проводя рутинные операции. Есть занятие, которому можно посвятить все время. Мне это понятно, так как и у меня есть такое же занятие. Но вот бросит  мой брат пить, наслушавшись несбыточных призывов, а что дальше? Что делать? Работы нет, всеми брошен, и нет никаких предложений, кроме «палёной» водки, предлагаемой энтузиастами в каждой деревне по сходной цене и в любое время суток.   Отсюда ещё раз следует, что  надо не призывать к утопическим целям, а предлагать альтернативы нездоровому образу жизни, который и является причиной злоупотреблений.   С предложениями проблем нет, я сам предлагал не раз, но у власти и здесь своя  уверенная позиция – не поддерживать никакие предложения, а сохранять существующую ситуацию, видимо, в своих интересах, скрытых от народа. В этом смысле пустые призывы г. Углова явно «на руку» властям, так как создают видимость бурной деятельности, и перекладывают вину на народ. 

     Итак, я нахожу предложенную книгу чрезвычайно вредной, так как она уводит народ от реальных проблем бытия, навешивает ярлыки на, в общем то, невиновных мужчин, совершенно незаслуженно обвиняя их во всех смертных грехах, тогда как проблема глубже, и требует значительных знаний и существенной воли для её рассмотрения, а тем более решения.  Поэтому отвечу соседу, попросившему меня прочитать монографию Ф.Г.Углова,  фразой  из Булгакова: «В печку её…».   
     Употребление алкоголя – нормальная особенность человечества  на протяжении тысячелетий, а избегать следует лишь злоупотреблений, путём как выстраивания собственной конструктивной позиции, содержащей меру, так и креативным влиянием на окружающих.     Пьяницам объяснять бессмысленно – у них нет времени на размышления. А нормальный человек сам установит свои сугубо индивидуальные отношения со всеми страстями жизни, не прибегая к среднестатистическим оценкам, и определяя разумные нормы по каждой из них.   
     Теперь пора дать ответы на вопросы, поставленные в начале. Так что же такое «пьяница»? В моей терминологии – это человек, употребляющий алкоголь «без повода». Причем повод должен быть достаточно серьёзным – как перечисленные мной выше даты, чтобы не пить под каждый лист календаря.  В результате у меня получается, что всего несколько раз в году есть основания отложить дела, и отвлечься на пару дней, предаваясь воспоминаниям, совмещая их с гастрономическими изысками, музыкой, общением с природой, духами предков, глубинами собственного сознания. Это – нормально!
     Термин «алкоголизм» выходит за рамки моих наблюдений. Я не нахожу в своём окружении таких примеров, это нечто маргинальное, медицинское понятие. Мне трудно представит человека, постоянно зависящего от алкоголя, я таких не видел.
     Причинами пьянства я называю – бытовую неустроенность, равнодушие окружения, жлобство и хамство властей всех уровней, и жён – если речь идет о семейных людях, мучительный внутренний диссонанс амбиций с потенциями. Есть, вероятно, некая генетическая предрасположенность в некоторых случаях, но, на мой взгляд – это не основная причина. Каждый пьяница есть брак в работе нашего общества,  включая и церковь, которое так и не может пока найти никаких решений, кроме карательных, запретительных, осудительных, а чаще всего - наплевательских. 
     Тут необходимо вспомнить про «пивной закон», царящий во всех областях человеческой деятельности, включая и  отношения с алкоголем – «80% пива на планете выпивают 20% населения, а остальные 20% пива приходятся на оставшиеся 80% народа». В математике это называется  - «нормальное распределение Гаусса – Лапласа» при котором – чем дальше наблюдаемое значение от средней величины, тем меньше вероятность такого события. Другими словами – на планете больше всего нормальных людей, выстроивших свои отношения со всеми искушениями. Ненормальных, пьяниц и алкоголиков, тем меньше, чем больше они потребляют алкоголя. Их мало, всего 20%, как гласит пивной закон, но потребляют они больше, в сумме 80%, а нормальным людям остается лишь 20% всего объема.  То есть, алкогольная индустрия работает на пьяниц, которых мало, а остальные люди живут нормальной  жизнью.  Так вот – призывы Углова направлены на 20%, которые их не слышат, а остальные прекрасно живут без этих призывов.   Отсюда вывод - неэтично и неблагородно распространять на все общество требования, применимые лишь  к маргинальным слоям этого общества. Следовало, по крайней мере, для ясности внести дополнение в название книги, например – «для беспробудных пьяниц и алкоголиков».  У меня лично нет ни малейших оснований включать себя в число борцов за абсолютную трезвость, лишая себя гастрономического, интеллектуального и эмоционального удовольствия общения с самим собой, с предками, потомками, Господом Богом и дьяволом через райский напиток, испокон веков существующий под Солнцем и предназначенный для любви и соразмерного расслабления души. 
     Я не исключаю возможности полного запрета продажи алкоголя в нашей стране, и от этого был бы явный прок. Россия – одна из немногих стран в мире, где граждане за алкоголем бегут в магазин за государственными напитками, платя при этом баснословные проценты производителю и казне, и создавая условия для спекуляции властей. Есть много стран, где нормальному человеку в голову не придет бежать в магазин, а он спустится в собственный подвал и возьмет напиток своего производства с проверенным и гарантированным качеством, и раз и навсегда решенной проблемой цены, над которой энергично и в одну сторону бьются наши законодатели, в свою пользу, естественно.  Вся Прибалтика, Польша, Центральная Европа, Франция, Италия, Греция и другие страны – веками отрабатывали технологию домашнего винокурения, и достигли впечатляющих результатов по соотношению цена - качества. И никаких проблем там нет, но этому надо учиться с детства. Например, коньяк «по - латгальски» я с удовольствием делаю сам, зная, что Латгалия – восточная область Латвии, граничащая с моей родиной.  Но хотел бы я посмотреть на идеологов запретительных мер после такого мероприятия! 
     Какое мне дело до среднедушевого потребления алкоголя? Все люди разные, а я – вообще товар штучный, как и все нормальные люди, и не приемлю к себе среднестатистического подхода, а требую детального рассмотрения всех особенностей моей индивидуальной персоны. Иначе все это похоже на ересь манихейства, когда не нужно рассматривать все стороны личности, а достаточно прицепиться к чему – то одному, и уже делать выводы: «Ага, выпил вчера рюмку, значит пьяница и вообще плохой!»  - нет, я не согласен с такой формулой. 
     Может быть когда – нибудь, после кардинального решения всех  перечисленных проблем, интерес народа, и мой в частности, к алкоголю уменьшится. Теоретически я могу допустить такую возможность, когда в обществе, наконец, станут востребованы результаты творческих усилий не только эстрадных исполнителей, но и учёных. Женщины должны, наконец, получить где – то все, чего они желают, и  перейти после этого  с Божьей помощью к нормальной человеческой жизни с мужчинами. Начальниками станут нормальные люди, имеющие другие интересы кроме необоснованного стремления к власти и богатству любыми путями.  Но это вряд ли, я не верю, и уж, во всяком случае, это произойдет не при моей жизни. За прошедшие тысячи учтённых лет ничего подобного не произошло. Поэтому, в строящейся моей новой деревенской бане я предусматриваю специальное помещение для винокурения, проходящим женщинам по-прежнему с надеждой заглядываю в глаза, а коллективные формы труда отвергаю полностью, раз и навсегда…   
     Таким образом, нормальное употребление алкоголя в комментариях не нуждается, а злоупотребления всех сортов имеют, прежде всего, социальные причины, которые и следует рассматривать и устранять, а не морочить головы людям пустыми призывами к вселенской трезвости, недостижимой нигде и никогда.   Пьянство, алкоголизм и курение – безусловное зло, но как с ним бороться – отдельный сложный вопрос, а не простой как утверждает г. Углов.
     Пишут, что уже 40% россиян не употребляют алкоголь. Ой, что-то мне не  верится. Есть старая русская традиция не очень доверять непьющим людям. Что у нас сильно повысился уровень жизни? Или все вдруг стали творческими личностями? Боюсь, что нет ни того и не другого. Сердце вещует мне, что такие заявления могут говорить лишь о люмпенизации населения, когда уже вообще никому ничего не нужно. Все становятся менеджерами по продажам чужой продукции, сетевыми маркетологами, винтиками чужого бизнеса, бесчувственными рабами, работающими «за чашку вкусного и питательного бобового супа». Живой, а тем более творческий человек не может не испытывать давление жизни, и должен реагировать на него. Так было, есть и будет… 

СПб,
Август 2017


Рецензии