заявка о Плёсе. три музея

Саша Кузнецов





"Человек в пейзаже"

Заявка
На док. фильм
по теме                "Провинциальные музеи России"



"Плёс, заштатный город Костромской губернии, Нерехтского уезда, при реке Волге. Основан в 1409, с 1778 по 1796 уездн. г., ж. 2164,2 химич. зав."
Из Брокгауза и Ефрона.
Сегодня, когда мы так подвержены влиянию штампов массовой культуры, уважительное наблюдение настоящего возвращает нас к реальности неспешного течения жизни. "Всё в реке".
Три музея Плёса — дом-музей Левитана, музей пейзажа и выставка декоративно-прикладного искусства — объединены в Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1980 году было принято решение об организации музея-заповедника, главная цель которого обеспечить охрану памятников истории и культуры, природного ландшафта города Плёса и прилегающих к нему территорий. Сюда входят три музея: музей Левитана, Музей Пейзажа, музей истории Плёса.
      Три дня, три части нашего фильма расскажут о жизни людей, работающих в этих музеях и живущих на берегу Волги в прекрасном старинном городке. В течении фильма, как в воде реки отразятся многие достопримечательности российской глубинки.
     Фабрик и заводов в городе нет. Зато есть сельскохозяйственный колледж, одна средняя школа, а так же музыкальная, спортивная школы, детская туристская база, филиал ювелирной фабрики. Для приезжающих в городе имеются пансионат с лечением и дом отдыха Союза театральных деятелей России.
В музеях Плёса работают люди и мы остановимся в доме Галины Панченко, работающей в музее Левитана. Её муж Виталий Панченко - художник и каждый день он снаряжает свою лодку, благо дом у Волги, и переправляется на противоположный берег, где пишет свой этюд маслом. Галина же идёт в музей, где проводит весь день за работой: в залах и запасниках. В середине дня приезжают дети, целый класс из ивановской школы и мы видим реакцию мальчиков и девочек, рассматривающих живопись Левитана. Но Галина начинает с рассказа о самом городе: " Первое летописное упоминание Плеса относится к 1141 году. Он сразу получил статус города, т.к. по средневековым законам городом считалось укрепленное крепостными стенами поселение. Город строился на высоком правом берегу Волги, как военная, пограничная по тем временам, крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений Волжской Булгарии. Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья. Есть два объяснения названия города. С вершины горы, на которой была поставлена крепость, в хорошую погоду Волга вверх по течению просматривалась на 17 км и гарнизон успевал приготовиться задержать любое проходящее мимо судно. Такие прямые участки реки между двумя поворотами называются плёсами. Но, возможно, название города связано с другим значением слова "плёс" - "песчаная отмель".
На следующий день экскурсия работниц Ивановской ткацкой фабрики направляется в музей пейзажа, где сотрудник музея рассказывает посетителям: " Первое летописное упоминание Плеса относится к 1141 году. Он сразу получил статус города, т.к. по средневековым законам городом считалось укрепленное крепостными стенами поселение. Город строился на высоком правом берегу Волги, как военная, пограничная по тем временам, крепость, которая должна была защищать северные границы Владимиро-Суздальской Руси от постоянных военных вторжений Волжской Булгарии. Торгово-ремесленное население города размещалось на посаде, располагавшемся у подножия Соборной горы на территории современной набережной и Заречья. Есть два объяснения названия города. С вершины горы, на которой была поставлена крепость, в хорошую погоду Волга вверх по течению просматривалась на 17 км и гарнизон успевал приготовиться задержать любое проходящее мимо судно. Такие прямые участки реки между двумя поворотами называются плёсами. Но, возможно, название города связано с другим значением слова "плёс" - "песчаная отмель".
импрессионистов" и художников - друзей И. Левитана."
На третий день, в третьем фильме мы видим выставку прикладного искусства, где другие дети весело играют с предметами быта крестьян и горожан Ивановской губернии. Молодая румяная учительница пытается их образумить: "Тихо, дети. Послушайте и потом можете задавать свои вопросы. Вы ведь приготовили вопросы?"
Экскурсовод рассказывает: "Выставка расположена в здании бывшей женской прогимназии и посвящена художественным промыслам края. Постоянно в составе экспозиции действует раздел, посвященный лаковой миниатюре Палеха и Холуя..."
На третий день у Галины выходной. Она кормит детей завтраком.
Галина собирает этюды мужа и грузит на велосипед.
Она садится на велосипед и едет вдоль старинных домиков по набережной. На первом этаже деревянного особнячка распахивается окно и чьи-то руки выставляют горшки с красными цветами на подоконник.
Галина везёт картины мужа к пристани, где идёт торговля: художники выставляют свои работы в надежде окупить краски и холсты.
Виталий с мольбертом спускается к своей металлической лодке, закинув на плечо вёсла.
Во дворе дома их сыновья что-то строят из обломков кирпичей.
К пристани с радиопеснями причаливает белый теплоход со стайками туристов на палубах.
Местный батюшка тоже пописывает, но ему неудобно самому стоять и предлагать своё искусство и он прогуливается недалеко вместе с Виктором Скалкиным, местным патриархом живописи, известным даже в Европе. Мы побываем у него в доме на самом верху, на холмах среди деревенских домов - понаблюдаем за его работой, послушаем его истории, которыми он делится с молодым отцом Андреем и пение птиц в саду, заполняющих паузы. Виктор расскажет о тридцати художниках Плёса, объединившихся в отделение Союза художников России. Новый день начинается с  очередной поездки Виталия на пленэр.
Издалека долго течёт река Волга. Где-то лает собака. КОНЕЦ.


Экспликация
Остановившись в доме художника и получив возможность наблюдать его жизнь вдумчиво и неторопливо, мы погружаемся в неспешный ход жизни провинциального городка  и камера, влюблённой оптикой фиксируя день за днём связи людей друг с другом, естесственным путём прорастает в ткань реальности из которой и появляется музей, где работает жена художника Галина Панченко. Она встречает людей, приехавших в Плёс, в архитектурно-исторический и художественные музеи заповедника, состоящий из трёх частей: сегодня - это музей Пейзажа. Завтра - музей Левитана. На третий день - истории Плёса.
Три фильма - три музея. И три дня. Каждое утро начинается в их доме, как основе бытия. Мама собирает детей в школу. С реки доносятся звуки проплывающего судна. Галина идёт в музей, работает в запасниках. Виталий Панченко собирает мольберт и краски и отправляется на этюды, переправляясь на другой берег Волги на лодке. Металлическая "Казанка" скрипит уключинами, вдалеке появляется баржа.
Голос экскурсовода рассказывает о достопримечательностях, истории и музеях Плёса. Натуральные шумы, звуки городской жизни и доносящиеся с реки, узнаваемые радиопесни с проплывающией баржи, обрывки случайных разговоров в продуктовом магазине - каждый день создают ощущение настоящего. Кадр заполняется плеском речной волны, случайной музыкой и светом.
В воскресный день Галина собирает работы мужа и везёт на велосипеде к пристани, где вместе с другими художниками пытается продавать их туристам, выходящим с причалившего теплохода. Плес издавна привлекал художников, всех, кто исщет покоя и вдохновения. Сейчас здесь живут более тридцати членов местного отделения Союза художников России и даже местный батюшка принимает в нём участие.
Главным героем фильма становится жизнь, действительная и реальная, неспешно и вдумчиво течёт она вместе с водами великой русской реки Волги. Звуки и изображения фильма делают её религиозной.


Рецензии