Sancti Petro Conditori Cronstati

Кронштадт. Памятник Петру Перьвому (так на памятнике!) Основателю Кронштадта 1841-го года


Памятник открыт   9 июля (27 июня по ст. стилю) 1841 года.
Скульптор:   Теодор-Жозеф-Наполеон Жак   (Theodore-Joseph-Napoleon Jacques)
Отливка:       Пётр Карлович Клодт
Высота памятника — 8,66 метров  (4,57 м — фигура, 4,09 м — постамент).


Вначале процитируем сообщения из различных интернет-ресурсов, тем или иным способом интерпретирующих «официальные» ресурсы.

« В этом памятнике Петр Первый впервые изображен во весь рост. До этого Петра I изображали всадником на коне, либо отливали только бюст. Это объясняется тем, что он был худощавого телосложения с тонкими ногами, а образ его должен был воплощать военную мощь Российского Государства.
Но император Николай Первый позволил внести в фигуру Петра Великого некоторые изменения: была убрана сутулость, корпус стал значительно полнее, а ноги - более устойчивыми...»

 « Памятник Петру I в Кронштадте был создан по повелению императора Николая I.
За основу была взята скульптура молодого французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в Петербурге.
Пётр I, победивший шведов в Полтавской битве, предстаёт полный величия, опираясь своей шпагой на поверженный флаг врага. Под ногами Петра Великого - дата: «1709». Это год Полтавского сражения.       
    Памятник был отлит П. К. Клодтом в Литейном доме при Академии художеств в Петербурге. Памятник установили на гранитном постаменте, украшенным по углам бронзовым орнаментом.
      На лицевой стороне подножия надпись: «Петру Первому Основателю Кронштадта 1841-го года» на сопротивной стороне на латинском языке: «Petro Primо Conditori Cronstati 1841». 
В 1881 году великий князь Константин Николаевич поддержал предложение изменить латинскую надпись на памятнике, и выбор пал на предложение историографа флота Ф. Ф. Веселаго запечатлеть слова самого Петра: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». «Из указа 1720 г. Мая 10 д.».
      
      Памятник установили в центре Арсенального плаца, — пустынной насыпи около здания Арсенала, где проводились строевые мероприятия кронштадтских экипажей. Памятник установили так, чтобы лицо Петра I было обращено в сторону моря и крепости Кроншлот, с основания которой началась история Кронштадта.
      Открытие памятника произошло 27 июня 1841 года (по ст. стилю), в день 132-й годовщины победы в Полтавском сражении.»
      

На фото к статье представлены

Верхний ряд:
Слева  —  постамент с надписью. Видны следы, оставленные предыдущим оформлением памятника ещё ДО нанесения надписи «Петру Перьвому основателю Кронштадта 1841 год» (орфография НЕ изменена).
Справа — памятник в перспективе с окружающим его парком. Эти деревья уже взрослыми были привезены с комьями земли и посажены по распоряжению Ф.Ф.Беллингсгаузена в безжизненную почву Кронштадта.
Вокруг памятника в 60-х годах XIX века сформировался регулярный Петровский парк. В 1882 году была открыта гранитная Петровская пристань, и в том же году с трёх сторон парка начали устанавливать чугунную ограду.

Нижний ряд:
Слева — верх скульптуры памятника. Видны как бы повязкИ на шее скульптуры. Прямо как в антисоветском анекдоте про откручиваемые головы памятников, чтобы менять только голову памятника при смене очередного правителя.
Справа — фрагмент шведской карты 1692 года, за 11 лет до официального основания Петербурга, с нанесеным значком и надписью Petersburg на острове в дельте Невы.
Рекомендуемый источник: видео «Большой обман Петра великого» на сайте «тайнам нет», где говорится о том, что Петербург назван в честь Святого Петра, бывшего рыбаком. Дельта Невы издавна была богата рыбой, что отражено в разнообразных летописных и картографических источниках.
Имя Петр было взято на вооружение коллективом пришлых завоевателей во избежание кривотолков, мол мы здесь местные и город назван в нашу честь.

В русской истории есть целая эпоха самозванцев, которые называли себя самодержцами. Обращаю внимание на дату воздвижения памятника 1841 год.  Получается, что более ста лет никого из лже-петровых соратников-наследников на острове не было. Или что-то было подправлено в хронологии событий после захвата власти т. н. Романовыми. Ведь даже историю т. н. Петра не могли написать более 100 лет, , вероятно подчищали-сжигали неудобные документы.

Российская императрица Екатерина 2 даже переписывалась с французским мыслителем Франсуа Мари Аруэ  за написание истории Петра императора, но получилось художественное произведение под псевдонимом Вольтер "История Карла XII, короля Швеции".


Да и сам памятник вызывает закономерные вопросы — а не переделан ли он из какого-либо шведского памятника, стоявшего на этом месте или привезённого.


Ниже приведена статья из газеты «Кронштадтский вестник» № 15 от 09.04.2004 г. «Экскурсия по городу с Лидией Токаревой и «Кронштадтским вестником»:

«Петровский парк
На месте нынешнего Петровского парка было когда-то обширное болото, поросшее камышами. В густых зарослях гнездились дикие утки, и громкое кваканье лягушек перекликалось с криками чаек, нырявших в волны за рыбой.
Все изменилось с началом строительства Губернских домов и Петровского дока. Земля, вынутая из огромных котлованов, была использована для подсыпки берега в черте города. Но долго еще горы грунта возвышались в районе Красной улицы и Якорной площади. После 1752 года вся эта масса была, наконец, перемещена к морю. И образовались две новые городские площади: Якорная и Арсенальная, близ Морского Арсенала.
Арсенальная площадь представляла собою квадрат, вдающийся в Среднюю гавань. Плотно утрамбованная, она, со временем, превратилась в плац-парад. Здесь, на свежем воздухе, регулярно устраивались парады, смотры, учения, разводы караулов, наказания нижних чинов, провинившихся перед законом.
Наказания, жестокие и бесчеловечные, были одно другого ужаснее. Но ни одно из них не могло сравниться с «зеленой улицей», когда осужденного прогоняли сквозь строй. Привязав несчастного к дулам ружей, двое его товарищей вели его между рядами солдат или матросов, и каждый, а было их несколько сот человек, должен был хлестнуть прутом по голой спине осужденного, в результате чего тело человека превращалось в кровавое месиво. Пруты, использовавшиеся в этом виде наказания, назывались шпицрутенами. Это были особо проваренные и просоленные прутья ивы или березы определенного размера.
Наказание шпицрутенами было введено еще Петром Первым и отменено только 165 лет спустя!
По праздникам, в хорошую погоду, на Арсенальной площади играла музыка, собирался народ, и начиналось общее гуляние - развлечение, хоть немного скрашивавшее тоскливую повседневную жизнь замкнутого военного города.
В 1839 году главным командиром Кронштадтского военного порта был назначен знаменитый адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Это был человек необыкновенной души и совершенно редкостных качеств. Глядя на изрытые, покрытые густой грязью улицы, задыхаясь от зловония, идущего изо всех углов, адмирал Беллинсгаузен просил у казны денег хотя бы на простейшее благоустройство территории Кронштадта.
Но время шло, казна ссылалась на отсутствие средств, и адмирал Беллинсгаузен за свой счет нанял рабочих, которые прорыли водосточные канавы, замостили несколько улиц и приступили к озеленению. Саженцы адмирал Беллинсгаузен выписал сам, они прибывали в Кронштадт из разных уголков страны. И появились в Кронштадте сады, парки, бульвары! К этому следует добавить, что когда адмирал Беллинсгаузен скончался в 1852 году, то оказалось, что его не на что было похоронить. А четыре дочери адмирала остались бесприданницами.
Так на Арсенальной площади возник скромный сад, имевший милый, но провинциальный облик. А это для Кронштадта не подходило. И вот, по поручению командования, инженеру Н.И. Валуеву было поручено разбить на этом месте парк в голландско-французской манере, тем более, что в центре Арсенальной площади вот уже 20 лет красовался монумент императора Петра Великого.
Сохранилась старинная акварель, изображающая молодой, только что высаженный парк. По сравнению с величественным памятником, сиротливо выглядят тоненькие молодые саженцы. Бронзовый Петр Великий смотрит на море поверх их рядов. Он выше их на целых 7 метров! Но прошли годы. И разрослись деревья, поднявшись выше монумента, и загородили ему вид на море. Но какая чудесная тень в жаркий летний день царит в Петровском парке! Какая защита от холодного ветра! Как прекрасны мощные, густые кроны деревьев Петровского парка зимой! Опушенные инеем, они кажутся чем-то сказочным. Конечно, трудно живется деревьям в Петровском парке: корни подмыты высоко стоящими грунтовыми водами, и сам грунт сырой и слабый, плохо держит. Поэтому часто во время бурь и штормов деревья падают. Молодой парк вначале был обнесен деревянной оградой, но в 1883 году она была заменена чугунной, отлитой на нашем Пароходном заводе. По праздникам и в воскресные дни под звуки военного духового оркестра по аллеям старинного парка чинно прогуливалась чисто одетая публика.
А в 1917 году Петровский парк стал местом отдыха трудящихся и моряков Красного Балтийского флота. Под влиянием большевистской агитации родился в Кронштадте клич: «Пора убрать этих бичей самодержавия!» Имелось в виду уничтожение памятников императору Петру Первому и адмиралу Макарову. Но, к счастью, эта идея не нашла поддержки в народных массах, и памятники все же уцелели. Тогда же был переименован и сам Петровский парк в Парк Свободы. Ныне старое название вернулось парку и это, конечно, справедливо: Петровским он стал тогда, когда появился здесь памятник основателю Кронштадта - один из лучших памятников царю-реформатору. Многое в своей истории пережил Петровский парк. Нет на свете человека, который не пришел бы сюда, чтобы встретиться с морем, если уж довелось ему хоть раз в жизни побывать в Кронштадте.»


Однако вернемся к памятнику.

По непроверенным данным в 1961 году у памятника была похищена шпага, которую не смогли найти, и она была заменена на другую НЕсоответствующую эпохе Петра императора.
НЕ сообщается о возможном вложении в правую руку статуи рыбацкой сети или удочки, которая бы органично смотрелась в этом случае. Сюжет «Святой Петр тянет невод из Невы» так и напрашивается при взгляде на напряженно выгнутую фигуру с выставленой вперёд для упора ПРАВОЙ ногой и опущенной вперёд ПРАВОЙ рукой, а левую руку уперев на поясе. Читатель может попробовать встать так, как фигура на исследуемом памятнике, и согласиться с автором, что скульптура Святого Петра изображает момент ужения рыбы Святым Петром на обычную удочку на берегу залива. И никакой шпаги ему для этого не надо.

Кстати, на статуе Святой Петр изображен подпоясанным мелкоячеистой рыбацкой сетью, которой очень удобно ловить знаменитую питерскую корюшку. Да и на ногах у него рыбацкие сапоги.


А 1709 год это скорее всего дата установки памятника.
Ведь до 1700 года Балтийское море было внутренним озером Швеции. После завоевания Прусскими войсками южного побережья Балтики (как правило используя водные коммуникации и десанты), шведский король и парламент вынуждены были создавать новую морскую базу, до следующей войны (так называемая русско-шведская война 1809 года, а на самом деле российско-шведская). Историки как всегда бредят, не делая различий двух юридических лиц — Ройссии (REUSS) и Русии (RUSIA).


На этом исследование по этому вопросу завершено.


P.S.  Конечно, вывод о памятнике Апостолу Петру в Кронштадте родился не на пустом месте. Хотя Прусскими войсками и была проведена жестокая зачистка. Сжигались книги, иконы. В случае пассивного сопротивления дома сжигали вместе с хозяевами, а после создавались мифы о самосожжении староверов. Памятник Апостолу Петру это только один из эпизодов.
Жестокость среди Прусских солдат держалась на шпицрутенах, введенных Петром императором в Прусских армии и флоте и унаследованная ройссийской армией. Этого как бы не понимают апологеты Петра императора и лепят памятники Петру императору в каждой деревне как хорошая хозяйка пирожки, как будто нет других более достойных людей.


Рецензии