Муза в израильском платье. К-га 1. гл. 1. 2 Жуковс

Глава 1. 1.2 Жуковский В. А. (НАПИСАНА В РАЗМЕРЕ а5)

Кому из русскоязычных людей неизвестна хресто- матийная классика: «Победителю – ученику от побеж- дённого учителя» - надпись на портрете Жуковского Пушкину в честь окончания поэмы «Руслан и Людми- ла». Но, пожалуй, мало, кто ответит или даже никто не ответит на вопрос: «Кто родители человека и кто Он сам, о котором Пушкин оставил память:

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.    

Литератор и мемуарист Пушкинской эпохи Ф. Ф. Вигель не без оснований оставил для потомков своё мнение о Жуковском: «Уверяли будто он поляк; дру- гие утверждали, что он малороссиянин; он сам долго не мог решиться, чем ему быть, и оставался покамест русским, славя наше отечество и им славимый».*
Тульский краевед П. М. Мартынов в 1870 году собрал данные о детстве Жуковского. «Метрические книги о родившихся начинаются 1783 годом; в «тетради», вы- данной в этом году белевским духовным правлением священнику Петру Петрову (без фамилии) с причтом, значится записанным рождение Василия Андреевича таким образом: «Той же вотчины (Мишенского) у дво- ровой вдовы, Елизаветы Дементьевой, незаконно- рожденный сын Василий, 30 января». Рождение и крещение Жуковского записано третьим, после ка- ких-то двух крестьян, рождённых в январе 1783 года. Неизвестно, по какой причине умолчено в «тетради» о крестном отце новорождённого; а у всех остальных детей имена восприемников упомянуты в своём мес-
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. М. 1999. с. 162. Ф. Ф.  Вигель из «Записок».













 










Портрет Жуковского
Из альбома Н. И. Фризенгоф.  Фото 2008 года.

Бродзянский музей расположен в Словакии в бывшем замке австрийского дипломата в России Г. Фризен- гофа и его первой жены Натальи Ивановны, приём- ной дочери С. И. Загряжской - тётки сестёр Гонча- ровых. Своячница А. С. Пушкина Александра Гончаро- ва - вторая жена Фризенгофа. В замке скопилось мно- го документов, на основании которых был организо- ван музей.   
те. Когда же Сальха, мать поэта, приняла святое кре- щение и почему она носила отчество «Дементьевны», нигде не видно, а что она, при рождении своего сына, считалась крепостною Бунина, в этом по смыслу за- писи, нет никакого сомнения».*
Можно скептически улыбнуться, но на иврите слово демён означает вообразимый, получается, что мать Жуковского Елизавета Вообразимая или Придуман- ная, собственно, так оно и было. Приведённый цер- ковный оригинал в изложении более поздних биогра- фов распух в стремлении подогнать образ Жуковско- го к той или иной политической российской ситуа- ции, отделить его от биологических родителей.
Имя матери новорождённого – Сальха. Она и её сест- ра Фатьма (?) оказались военной добычей во время взятия крепости Бендеры русскими войсками в 1770 году и привезены в имение Бунина в подарок «для прихоти бесчувственной злодея».** Кто они? Турчан- ки или еврейки? Нет документа, чтобы точно отве тить на этот вопрос, но известно, что к моменту паде- ния крепости в её центре находилась синагога и чуть в стороне старое еврейское кладбище.*** Взятием крепости руководил генерал-аншеф Панин Пётр Ива- нович, известный своей жестокостью. Не нужно быть человеком с богатым воображением, чтобы предста- вить себе погром и насилие над мирными жителями крепости. За неоправданное варварское разрушение крепости  Екатерина Вторая отдалила Панина от цар- ского двора.
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с.489. П. М. Мартынов (1828-1895) . Краеведческие мемуары: «Село Мишенское, родина В. А. Жуковского», публикация 1872 г. в Тульских губ. Ведомостях.  Церковный причт – священник и дьячок
**А. С. П. т.1 с. 359. «Деревня»
***Е. Э. т.4 с. 105  Иногда  историки называют Бендеры Тигина.

Русские и молдавские историки, ссылаясь на неиз- вестность, не хотят признать, что крепость была ос- нована для защиты купцов вдоль торговой речной магистрали со времён Хазарского Каганата, и назва- ние означает с иврита Сын Поколения -  ;;-;;; - Бен-Дор, со временем превратившееся в Бендеры. В Еврейских Энциклопедиях много подобных имён.
Имя Сальха и ходкое разговорное выражение на ив- рите «слиха» – «извините» изображаются одинаково – ;;;;. Русская пленница из Бендер не знала языка и, очевидно, от страха перед завоевателями повторяла «слиха» - «извините» - отсюда и прозвище, перешед- шее в имя. Вяземский П. А., близко знавший Жуков- ского, оставил запись в дневнике от 5 августа 1829 года: «Что есть любовь к отечеству в нашем быту? Ненависть настоящего положения. В этой любви пат- риот может сказать о Жуковском: «В любви я знал одни мученья»».*
Свою мать, пленницу из Бендер, Жуковский похо- ронил на кладбище Новодевичьего монастыря, уста- новив на её могиле  камень с единственной пометкой буквами «Е. Д.». Мать носила не только вымышлен- ные имена, но и фамилию – Турчанинова, однако на камне буква «Т» отсутствует, как и религиозный сим-
вол; тем самым Жуковский не подтвердил миф о ту- рецких корнях матери.
Помещик А. И. Бунин (около 1716 – 1791) ко времени появления Сальхи в имении был женат на Марье Гри- горьевне по девичьей фамилии Безобразной, но не потому, что некрасивая, наоборот, а потому, что пре- дки её в каком-то исчислении жили без образа, то есть без иконы. Анна Зонтаг, внучка Марии Григорь- евны, вспоминает о бабушке «для своего века женщи-
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников.  1999.  с. 214 

ны редкой образованности». Она родила Бунину одиннадцать детей, однако в живых остались только четыре дочери и сын.
Фатьма вскоре после пленения умерла, а Сальха стала наложницей. Для неё был построен отдельный фли- гель, в который перебрался жить сам помещик. Всё это на глазах детей и жены.
Сальха рожала Бунину девочек, умирающих во мла- денчестве. Законная жена Бунина смирилась и жила думами о своём сыне, учившемся в Лейпциге. Одна- жды сын приехал домой на каникулы, и отец сосва- тал его дочери Григория Орлова, знаменитого фаво- рита царицы Екатерины Второй. Сын Буниных, зва- ли его Иван, воспротивился, сердце его не выдержа- ло, и он умер. Можно себе только представить, что творилось в имении. Бунину ничего не оставалось, как сбежать в Москву, где у него на Пречистенке в Приходе Неопалимой Купины имелся просторный роскошно отделанный дом. В нём он продолжал пре- даваться разгульной жизни богатого дворянина.
Две одиноких брошенных женщины подружились и, когда умерла ключница именья, Сальха заняла её место – не простая она была пленница, женщина из Бендер. Неизвестно, когда появился в имении Андрей Григорьевич Жуковский и кем он приходился Марье Григорьевне, но, как пишет внучка Буниных, он «для бабушкиных швей и кружевниц рисовал узоры, а матушке моей аккомпанировал на скрипке. Матушка страстно любила музыку, прекрасно играла на фор- тепиано, а Жуковский был хороший музыкант; но больше всего он был хороший человек, которого все в доме любили».*
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с. 92.-94. А. П. Зонтаг. «Несколько слов о детстве В. А.  Жуковского».

Жуковский Андрей Григорьевич жил в том же флиге- ле, где и Сальха, и в один прекрасный день он сооб- щил хозяйке имения, что Сальха родила мальчика.* Никакого церковного крещения, по воспоминаниям внучки Буниных, не было, малютку просто искупали в домашних условиях. Поэтому запись в новой цер- ковной «тетради», скорее всего, появилась задним числом, как и запись в дворянской родословной кни- ге Тульской губернии о получении шестилетним Васи- лием Жуковским военного звания прапорщика и участие его в штурме Измаила.**
Биографы В. А. Жуковского создали легенду, что его биологическим отцом является помещик Бунин, а ма- терью - наложница пленница Сальха, однако размер- ная цепочка времени их совместного проживания не подтверждает этого.
Мальчика поделили, он был любимцем Буниных, счи- тался их приёмным сыном, но не расставался со сво- ей матерью и отцом – Жуковским Андреем Григорье- вичем. Для воспитания Василия выписали из Москвы учителя, но вскоре тот был уволен, и Андрей Григо- рьевич заменил его. Когда  Андрей Григорьевич ушёл из имения Буниных, биографы не сообщают; из- вестно, что он умер около 1817 года, и что у Василия Андреевича был сводный брат Павел Андреевич, и что они дружили.
Марья Григорьевна, Андрей Григорьевич, Василий Андреевич, Павел Андреевич – напрашивается воп- рос: Чей сын Василий Андреевич и не является ли он кровным племянником Марьи Григорьевны?
Когда Василий Андреевич Жуковский уже находился в зените славы российского поэта и воспитателя бу-
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с. 92.-94. А. П. Зонтаг. «Несколько слов о детстве В. А.  Жуковского».
**Виктор Афанасьев. Жуковский. М. 1987. с. 11

дущего царя, живя при дворе в Шепелевском дворце (нынешний Эрмитаж), влияние его истинных родите- лей отразилось в письме к фрейлине царицы Россет: «Милостивая государыня, Александра Иосифовна! Начну письмо моё необходимым объяснением, почему я отступил от общепринятого обычая касательно пи- сьменного изложения вашего почтенного имени. Мне показалась, милостивая государыня, что вас прилич- нее называть Иосифовной, нежели Осиповной, и сие основывается на моих глубоких познаниях библей- ской истории. В Ветхом завете, если не ошибаюсь, упоминают о некотором Иосифе Прекрасном, сыне известного патриарха Иакова (он был продан своими злыми братьями). Вы, милостивая государыня, бу- дучи весьма прекрасною девицей, имеете неотъем- лемое право на то, чтобы родитель ваш именовался Иосифом Прекрасным, а не просто Осипом, слово не- сколько шероховатое, неприличное красоте и слиш- ком напоминающее об осиплости, известном и весь- ма неприятном недуге человеческого горла».*
Брата Александры Иосифовны звали Аркадием; соче- тание имён не вызывает сомнения о еврейском про- исхождении фамилии Россет. По почерку можно су- дить о человеке. Письмо отражает, насколько Васи- лий Жуковский не только знал, но и с уважением от- носился к Библейским именам в то время, когда ок- ружающая его среда только норовила исказить их и подогнать под христианский стандарт.
Далеко ходить не надо, сына Абрама Ганнибала звали Иосиф, но писали Иосип, мать А. С. Пушкина – Надежда Иосиповна.
А. И. Бунин умер в 1791 году, не оставив завещания
----------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с. 244.  Из  «воспоминаний о Жуковском и Пушкине».
























Жуковский. «Сион. 19 августа» 1824 год.
Из альбома Н. И. Фризенгоф.  Фото 2008 года.

Сион и Иудейская тематика неразрывно связаны между собой; именно этим и интересен рисунок - свидетель разговоров и дискуссий, и попал он в аль- бом не случайно. Сына от первого брака Фризенгофа звали библейским именем Гершон (Гришон), в пере- воде с иврита – изгнанник.
 приёмному сыну - так настоящие отцы не поступают. Две женщины продолжали делить материнскую лю- бовь к Василию, и если бы не Мария Григорьевна, принявшая материальное участие в становлении юноши, вряд ли Россия смогла бы получить в подарок человека, повлиявшего на судьбы целого поколения поэтов и писателей.
Мария Григорьевна Бунина и Елизавета Дементьевна умерли с разницей в 10 дней в 1811 году.  Мария Григорьевна была похоронена в Мишенском фамиль- ном склепе. Свою мать, пленницу из Бендер по имени Сальха, Жуковский, я уже упоминал об этом, похоро- нил на кладбище Новодевичьего монастыря и на мо- гиле установил скромный камень с единственной по-  меткой буквами «Е. Д.».
Жуковский рисовал и любил живопись. «У него были развешаны картины и любимый его ландшафт рабо- ты Каспара Давида Фридриха – еврейское кладбище в лунную ночь, которое не имело особенного достоин- ства, но которым он восхищался. Как живопись, так и музыку он понимал в высшем значении; но любил также искусства по какой-нибудь ассоциации».*

Любовь на камне сем их память сохранила
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.**   

Любое кладбище ассоциируется с прошлым, еврей- ское кладбище – с еврейским прошлым.
Жуковский находился на службе у российского царя,
------------------
*В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с. 242.  Из  «воспоминаний о Жуковском и Пушкине». с. 214.  «Из седьмой запис- ной книжки».
**Поэты Пушкинского круга. В. А. Жуковский. «Сельское кладбище».

подписавшего более 600 антиеврейских указов, жил в царском дворце, воспитывал будущего царя. Ради ка-
рьеры и материального благополучия Жуковский скрывал своё прошлое, похоронив душу (свою) на портативном еврейском кладбище в своей квартире. Душа и тело жили отдельно, но рядом. Возможно, что кладбище в виде картины ассоциировалось у него с рассказанными ему воспоминаниями матери.
Вяземский П. А., близко знавший Жуковского, 5 августа 1829 года оставил запись в дневнике: "Что есть любовь к отечеству в нашем быту? Ненависть настоящего положения. В этой любви патриот может сказать о Жуковском: "В любви я знал одни муче- нья"".*
Талант и жизнь Жуковский отдал России, предан- ность - царю, но счастье нашёл за границей. Нашёл ли? В 1841 году Жуковский покидает Россию, женив- шись на 19-ти летней дочери своего приятеля, одно- рукого прусского полковника художника Григория Рейтерна.
Жуковский «попал в круг людей, анализировавших религию как бы при помощи весов и микроскопа – и поставившие мелкие и узкие результаты свои осно- вами веры», - писал в 1869 году автор первой био- графии Жуковского К. К. Зейдлиц.* Речь идёт о семье Рейтерна, перешедшей в лютеранство из-за карьер- ных или меркантильных соображений, что было при- нято в то время среди гонимых евреев.
Лютеранство, христианская религия по имени осно- вателя Лютера Мартина, была удобной для еврея, так как отрицало божественное происхождение Иисуса, считало язык иврит и Библию основой религии, но не
------------------
В. А.. Жуковский в воспоминаниях современников.  Наука. М. 1999. К. К. Зейдлиц. с. 37 - 91. Из Книги «Жизнь и поэзия Жуковского. По неизданным источникам и личным воспоминаниям».

признавало Талмуд.
«Но когда в Жуковском проснулось сомнение в исти-
не такого направления, - продолжал Зейдлиц, - когда
ему стало ясным, что он погрешил против своего Бога – то в окружавших его людях он не нашёл ни понима- ния, ни поддержки и был тем глубоко несчастлив».
«Своего Бога» - это значит Бога отличного от Бога окружающих его людей – христиан, католиков, люте- ран. И тогда, освободившись от лицемерия перед царём, он вернул свою душу телу. В январе 1850 года в письме к Гоголю Жуковский пишет: «…Хотелось бы пропеть мою лебединую песню, хотелось бы написать моего «Странствующего жида…». Душа осталась моло- дой, а тело состарилось, нужно было торопиться, по- тому и Лебединая песнь появилась.
Тема «Вечного жида» привлекала внимание многих великих мира сего, не была она новой и для Жуков- ского. Гёте, начав разрабатывать «Вечного жида», прекратил, поняв противоречие дохристианского ос- това легенды с христианской интерпретацией.
В 1831 году Жуковский тоже приступил к её разра- ботке, но оставил по другой причине: невозможно было верой и правдой служить православному царю и писать с симпатией о еврее Агасфере. Вернулся он к теме только в 1852 году в германском городке Ба- ден-Бадене, назвав «Вечного жида» Странствующим. Агасфер или Вечный жид – имя иудея, который яко- бы отказал Иисусу Христу отдохнуть возле стены сво- его дома, когда тот нёс Крест. За это Бог лишил его смерти, приговорив скитаться и быть презираемым людьми всю жизнь. Легенда послужила основой для философских, литературных, музыкальных тракта- тов, но, в основном, для антисемитских наговоров.
«Если внимательно рассмотреть всю поэтическую де- ятельность Жуковского, то нельзя не прийти к зак- лючению, что он был поэтом преимущественно лич- ного чувства и, даже принимаясь за переводы ино- странных поэтов, он выбирал те произведения, кото- рые подходили к душевному его состоянию в данный момент», - писал Зейдлиц. Поэма «Странствующий жид»  написана от первого лица, и поэтому можно понять, что она глубоко автобиографична.

Таков мой жребий, говорю, для всех
Вас, близоруких жителей земли;
Но для тебя моей судьбины тайну
Я всю вполне открою... Слушай.
Я - Агасвер, не сказка Агасвер,
Которою кормилица твоя
Тебя в ребячестве пугала, - нет! о, нет!
Я Агасвер живой, с костями, с кровью,
Текущей в жилах, с чувствующим сердцем
И с помнящей минувшее душою.
 
Выдуманный в церковном Предании образ Агасфера Жуковский называет даже не легендой, а сказкой. «Моей судьбины тайну… открою». Можно говорить о противоречиях или недоработках неоконченной поэ- мы, но не вызывает сомнения, что «Вечный жид» или «Странствующий жид» по Жуковскому, он и есть Жу- ковский Василий Андреевич, отождествляющий себя не только с Агасфером-человеком, но также и с Из- раильским народом. «Мы, весь гибнущий Израиль» - с горечью пишет поэт в настоящем времени царской реакции Николая Первого, сравнивая и описывая па- дение Иерусалима в 70-тые годы.
В начале 1852 года Жуковский тяжело болел, опти- мизм покидал его. Как бы подводя итог, он диктовал писцу последние строки поэмы, своей «лебединой песни»: «И в то же время был разбит и брошен живого Бога избранный сосуд – Израиль. Пал Ерусалим». «Рим их кровью Христову пашню для всемирной жатвы и для своей погибели удобрил».
Умер Василий Андреевич с пятницы на субботу, так умирают святые, 12 апреля 1852 года. Из воспоми- наний протоирея царского дома Базарова можно по- нять, что на причастии Жуковского настаивала его жена в обмен на заботу русского царя о ней и детях. Жуковский отказывался. «Я вошёл к нему в спальню, - вспоминает Базаров. Его первые слова были: «Ну, теперь делать нечего, нужно отложить. Вы видите в каком я положении… совсем разбитый… в голове не клеится ни одна мысль… как же таким явиться перед ним?»* «Жизнь, вся жизнь, исполненная пустоты» - последние слова Жуковского. Неизвестно вспоминал ли Жуковский похороны А. С. Пушкина, но аналогия напрашивается сама собой. Похоронили Жуковского  на загородном Баденском кладбище, положив тело в специально приготовленный склеп. Обычно за горо- дом хоронили не католиков, лютеранов и евреев. Однако в августе того же года по царскому велению тело перевезли для перезахоронения в Александро-Невской лавре. Тело перевозил старый слуга Жуков- ского Даниил Гольдберг.
Жена Жуковского В. А. вскоре переехала в Москву и приняла православие. Умерла она в 1856 году. Един- ственный сын Жуковского Павел Васильевич (1845-1912) в Россию так и не вернулся, жил сначала в Па- риже, потом в Италии, посвятив свою жизнь искус- ству живописи. Дочь – Александра Васильевна Жу- ковская (1842-1912)  в замужестве Верман. Фрейлина при царе. Её брак с четвёртым сыном российского царя Алексадра Второго расторгну Синодом.   
---------------
* В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Наука. 1999. с. 452. 

 





Глава 1 "Российские мараны"

 написана на основании

свидетельства          

о публикации о Жуковском

20910600481

О Брюллове

20809050357


Рецензии