Муза в израильском платье. К-га 1. гл. 2. О начала

Муза в израильском платье. Книга 1. (НАПИСАНА В РАЗМЕРЕ а5)

Глава 2. "О началах и основаниях".

На надгробных памятниках христианских кладбищ нередко встречаются фамилии с шестиконечной звез- дой возле даты рождения и крестом возле даты смер- ти. На еврейских кладбищах двойная символика в вероисповедании на могилах отсутствует.
Александр Сергеевич Пушкин на смертном ложе в ян- варе 1837 года получает от царя записку: «Если бог не приведёт нам свидеться, посылаю тебе моё прощение и последний совет: умереть христианином. О жене и детях не беспокойся; я беру их на свои руки».**
Если царь просил Пушкина умереть христианином, то при жизни поэт им не был; в обмен христианскому причастию, царь предлагал умирающему взятку.
Найденный впопыхах друзьями поп(?) причастил(?)  умирающего поэта, но взятка не помогла. Наталья Николаевна, жена Пушкина, претворяя заповедь мужа, облачила его тело в тёмную одежду времён проживания поэта в кишинёвской ссылке в 1820-1823 годах, в одежду, которую носило еврейское основное население города ("О Кишинёв, о тёмный град" – посвящение Пущину).
Первая биография Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1855 году П. В. Анненковым (1813-1887), начинается словами по содержанию в продол- жение царской предсмертной записки: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в 1799 году, мая 26, в четверг, в день Вознесения  Господня, на Молчановке».*** Облачная карусель под прикрытием церковного календаря не должна была оставить сом-
---------------
*В. Анненков. Пушкин в Александровскую эпоху. Минск. 1998. с. 30
**П.Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М. 1987. т.1. с. 245
***Материалы для биографии Ф. С. Пушкина. Издание П. В. Анненкова. С. Петербург. 1855. т. 1 с.1

нения потомкам в христианском вероисповедании поэта и быть руководящим пособием конвейерным биографам в будущем.
С первого предложения Анненков начал лукавить, возможно, под воздействием царя и его слуг. Он не сообщил читателю, что Александр Сергеевич родился во время царствования Павла Первого, в правлении которого был принят манифест о свободе вероиспо- ведания в Польше и указ разрешающий строитель- ство старообрядческих храмов в России. В будущем, 13 - летний молодой поэт напомнит своему биографу, что: "ни один безвестный край защитить нас от дьявола не может", подразумевая под словом "дьявола" иудаизм. 
Приказная безусловность первого предложения всё-таки смущала Анненкова, и он решился обосновать неизвестные тайны появления на свет российского поэта. "…Отец поэта, Сергей Львович, служил тогда в Измайловском полку. Свадьба его и Надежды Осиповны (матери поэта), вероятно, происходила в Петербурге. "В 1798 Сергей Львович вышел в отставку; в следующем 1799 Марья Алексеевна продала село Кобрино, и всё семейство Пушкиных переехало в Москву, где на деньги, вырученные от продажи имения, Марья Алексеевна приобрела сельцо Захарьино в верстах 40 от Москвы. 26 Мая, как мы сказали, родился там (выделено мною) наш поэт и восприемником его был Граф Артемий Иванович Воронцов". Где это "там"? Не мог не заметить Аннен- ков неудачно вставленное неопределённое слово «там», и на восьмой странице уточняет: «Оставив военную службу в 1798 году, Сергей Львович пересе- лился в Москву и жил долгое время близ Немецкой слободы, у самой Яузы, не переходя моста».*
По первой информации всё семейство переехало в Москву после продажи имения Марией Алексеевной в
1799 году, по следующей – Сергей Львович переселился в Москву после выхода в отставку в 1798, судя по всему, один. О том, что  Сергей Львович выехал без семьи в Москву, Анненков позаимствовал у Пушкина из пометок к своей биографии на случайно уцелев- шем листочке: «Отец выходит в отставку и едет в Москву».* Лаконичное пушкинское предложение Анненков "слегка" переделал и, главное, отделил отца Пушкина от Немецкой слободы.
Первое предложение в биографии Пушкина обязы- вало Анненкова, и он должен был сообщить читателю для православной чистоты биографии поэта: где и в какой церкви венчались Сергей Львович Пушкин и Надежда Иосифовна Ганнибал, какого числа родилась Ольга Сергеевна, в какой церкви её крестили…, но не сообщил.
В 1855 году жили ещё прямые родственники и друзья семьи Пушкина, но Анненков, оставляя открытые даты, не называя адресов, не упоминая названия церквей, "запутался" не случайно. По высочайшему указу 23 декабря 1791 года евреям запрещалось про- живать в Москве, но разрешалось в подмосковном гетто под названием Немецкая слобода. Отца матери будущего поэта звали Иосиф Абрамович, прабабушек – Регина и Сарра, прадедушек Авраам и Лёва – имена явно еврейского, не христианского порядка в России 18 и более поздних веков. Анненков, судя по всему, хотел подчеркнуть, что семья Пушкиных не имеет ничего общего с людьми еврейского происхождения Немецкой слободы.
В 1851 году была опубликована статья профессора
--------------
Материалы для биографии Ф. С. Пушкина. Издание П. В. Анненкова. С. Петербург. 1855. т. 1. с. 20

Николая Васильевича Берга о беседе в сельце Захарь- ино с дочерью Арины Радионовны Марией. Согласно её рассказу в вотчине Ганнибалов под названием Суйда жили братья «Осип Абрамович, и Пётр Абрамо-вич, и ещё один, не помню…». Из этой вотчины взяли семью Арины Родионовны «сперва в Кобрино, надо быть вотчину Пушкиных, а оттуда в Петербург к Александру Сергеевичу-то». На вопрос Берга: «Где родился Пушкин?» Мария ответила: «В Петербурге, и Ольга Сергеевна в Петербурге; а Миколай Сергеич и Лев Сергеич – эти в Москве».* Анненков, знал о статье Берга, но не воспользовался ею.
Поместье Кобрино раньше называлось Коприно от слова на иврите Копер или Кофер - на русском языке иноверец, атеист, вероотступник…. Есть и другие значения этого слова в зависимости от правописания и произношения: был прощён, выкуп…. Рядом лежа- щее поместье Суйда, с иврита по-русски – поле, в котором жили в двухэтажном особняке жили Ганнибалы. До завоевания этих земель Московским княжеством, а потом Россией, они принадлежали Свободному Новгороду, и евреи там проживали - не счесть. Часть из них была физически уничтожена, часть попала в плен во времена Ливон- ских войн и была рассеяна по России, часть поменяла религию и даже, не редкость, стала священниками, часть записалась в крепостные.
Жена Авраама Ганнибала дочь Матвея фон Шеберга или Шайберга по имени Регина была записана в Лю- теранской церкви Христиной. О еврейском прошлом говорят имена известной всем няни Александра Пуш- кина Арины Родионовны в девичестве Яковлевой, в замужестве Матвеевой.
Деревянную церковь Воскресения в Суйде построил
------------
*Пушкин в воспоминаниях современников. С.Петербург. 1998, с.40-41. Н. В. Берг. Сельцо Захарово.

Петр Апраскин сын Матвея. Будучи арестованным тайной полицией по подозрению в сочувствии к сыну Петра Первого Алексею, ему удалось остаться живым, и церковь – дань Богу.* Судя по описаниям модели, она была старообрядческой, возможно, лютеранской. В ней 28 сентября 1796 г. венчались «лейб-гвардии Измай- ловского полка поручик отрок Сергей Львов сын Пушкин с девицею Надеждой Осиповною Ганнибал. Свидетелем был Павел Фёдорович Малиновский, брат Василия, будущего первого директора Царскосе- льского Лицея, оба они выходцы из караимов – крым- ских евреев, «9 сентября 1791 года в этой же церкви венчался полковник Михаил Алексеевич Пушкин, любимый брат бабушки поэта». У подножия этой церкви захоронены Авраам Ганнибал и его супруга. К сожалению, от первоначальной деревянной церкви Воскресения и от могил не осталось следов. Всех этих людей можно назвать старообрядцами или субботниками.   
Поместье Кобрино, принадлежавшее Надежде Иоси- фовне и её матери Марии Алексеевне, было продано только в 1804 году, то есть после рождения Алек- сандра, что позволило на полученные деньги семейст- ву Пушкиных куплю поместье Захароьино в подмо- сковье и переезд в Москву. Где родился Александр Сергеевич Пушкин, сегодня уже точно никому не дано знать: возможно, в Петербурге, не исключено, что в Кобрино и записан в той самой церкви Воскре- сения, но в Москве 1799 года роженица Надежда Иосифовна не находилась.
Послабления в вероисповедании при царе Павле Первом привело массовому переходу к старой вере со всеми её обрядами: к вере в единого Бога, к обрезанию на седьмой день рождения, отрицанию кумира, раскрепощение женщины в браке и. т. д.. Россия возвращалась к "жидовствующим". Православной Церкве и царю Александру Первому, принявшему бразды правления Россией после его отца Павла Первого, массовый переход к старой вере не понравился, и он начал преследовать субботников, запрещая отдельные церкви, кладбища, ссылая на новые, как правило, неудобные места местожительства...          
Родители родившегося Александра воспользовались услугами церкви Воскресенья. Их сын Александр был записан в этой церкви, прошёл обряд обрезания по еврейскому обычаю, но при царе Александре Первом запись начала жизни их сына в церкве Восресения Суйды тщательно скрывался.
 В. А. Жуковский (1783 – 1852) с 1797 года учился и жил в Москве, был вхож в дом Пушкиных, дружил и часто на литературной ниве встречался с отцом поэта
Сергеем Львовичем и дядей Василием Львовичем. Он
------------
*Наталья Телетова. Жизнь Ганнибала – прадеда Пушкина. С.-Петербург. 2004.

знал семейные секреты семьи Пушкиных. В 1837 году Жуковский воспитывал царских детей. Поэтому, ког-да Николай Первый попросил Жуковского написать мнение о возможном месте захоронении убитого на дуэле А. С. Пушкина, царь получил осторожный от- вет: «Вот мысль, которую осмеливаюсь представить на благоусмотрение В. И. В-а. Пушкин всегда гово- рил, что желал бы быть погребённым в той деревне, где жил, если не ошибаюсь, во младенчестве, где гро- бы его предков и где недавно похоронили его мать».* По утверждению племянника Марии Алексеевны Ганнибал, после рождения Александра "они (Надежда Иосифовна с детьми) уехали к отцу своему Осипу Абрамовичу в Псковскую губернию, в сельцо Михайлов- ское, а Мария Алексеевна – в Петербург для продажи деревни Кобрино, которую она, помнится мне, прода- ла генеральше Зильберизиной". В Звенигородском му- зее находится купчая на покупку Захарова. Эта дере- венька с 73 душами крепостных была куплена М.А. Ганнибал в 1804;г. за 28 тысяч рублей.
Поэт и историк литературы М. Н. Макаров, в отличие от Анненкова, поселяет отца поэта в Немецкую сло- боду "после самого Яузского моста, то есть, не пере- езжая его к Головинскому дворцу, почти на самой Яузе, в каком-то полу кирпичном и полу деревянном доме жил Сергей Львович Пушкин, отец нашего знаменитого поэта…". **
Итак, Анненков поселил Сергея Львовича «близ Не- мецкой слободы, у самой Яузы, не переходя моста», в противовес Макаров утверждает, что Пушкины жили в Немецкой слободе «после самого Яузского моста». Описывая эпизоды из детства Александра Сергее-   
----------
*П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. М.1987 с. 227. **Пушкин в воспоминаниях современников. С.Петербург. 1998

вича, Макаров не упоминает места его рождения.
Н. И. Греч, издатель, поэт, переводчик, в начале XIX
писал, что Пушкин родился в Санкт-Петербурге. Автор знал молодого поэта, следил за его творчеством,
неоднократно печатал стихи Пушкина, а во время южной ссылки Пушкин переписывался с Гречем.
В следующей книге о Пушкине, изданной в 1874 году Анненков продолжает писать загадками: "Приве- дённые в наших «Материалах» 1855 года со слов его родных, очень любопытны; но они ничего не говорят о началах и основаниях принятых в семействе относительно воспитания нового поколения, и не говорят потому, что их, кажется, вовсе не было», - осуждает родителей первый биограф поэта.* Из слов «Подробности о детских годах… очень любопытны» можно понять, что детские годы Александра Пушкина отличались от принятых в христианском обществе. Анненков искал начало начал – документ о крещении Александра, но не нашёл, как и не нашёл церковь, к которой были «приписаны» Пушкины. Конкретизировать претензии к воспитанию Алекса- ндра Сергеевича Анненков или не хотел, или не мог из-за цензурных соображений, хотя он знал больше, чем мы сегодня. Впрочем, кто внимательно читал «Пушкин в Александровскую эпоху», не мог не обратить внимания, что Анненков всё-таки нашёл «козла отпущения» в образе Абрама (Авраама) Ганнибала: «Даже сотоварищество его (пр. авт.: имеется в виду  Абрама Ганнибала.) с незнатной молодёжью Франции не могло изменить его абиссин-  скую, мягкую, трусливую, но вместе вспыльчивую при- роду. Она вполне  сберегла все свои родовые особенности, в том числе и наклонность к невообразимой, необду- манной решимости, к тому, что французы называют “un coup de tete”. Черта замечалась потом у многих ближайших его потомков и заменяла у них настоящее мужество и нравственную выдержку». Ясно, что в биографической  книге о правнуке Абрама Ганнибала Анненков намекал именно на Александра Сергеевича. Это уже критика на Авраама Ганнибала, на его по- томков и, рикошетом, на Петра Первого.
В советское время опубликован «документ», именуе-  мый записью «в метрической книге церкви Богояв- ления в Елохове под 27 мая 1799 г.: «Во дворе коллеж- ского регистратора Ивана Васильевича Скварцова у жильца его моэора Сергея Львовича Пушкина родил- ся сын Александр крещён июня 8 дня восприемник граф Артемий Иванович Воронцов кума мать озна- ченного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».
В конце 18 века сельцо Елохова не относилось ни к Немецкой слободе, ни к Москве, и Пушкины не чис-  лились прихожанами этой церкви. В «документе» не указано имя и сан священнослужителя церкви, а так-
же имена зарегистрированных до и после рождения младенца А. Пушкина. Свидетели - все они родствен-ники, в том числе Воронцов, фамилия которого в то время была – Вельяминов.*
В послесоветский период впервые были опубликова- ны труды одного из основателей Пушкинского дома, «виртуоза факта» Модзалевского Бориса Львовича (1874 – 1928). В них ни слова не говорится о Елохов- ской церкви как места крещения и регистрации рож- дения Пушкина. Однако приводятся данные, что ос- новной материал о детстве Александра Сергеевича  Пушкина взят из тетради воспоминаний Ольги Сер- геевны в 1854–1855 годах. Использование этого мате-
риала Анненковым во время написания биографии
-------------
**Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современ- никами. Сост. В.В. Кунина. М. 1987 год.

поэта носило скандальный характер в литературных кругах С.-Петербурга.
На грани веков в 1998 году появилась книга в двух томах под заманчивым названием «Пушкин в воспо- минаниях современников». Первая статья принад- лежит Ольге Сергеевне Павлищевой (девичья фамилия Пуш- кина) под названием «Воспоминания о детстве А. С. Пушкина (со слов сестры его О. С. Павлищевой), написанные в С. П-бурге 26 октября 1851».  В статье нет ни слова о Елоховской церкви и о крещении в ней Александра Сергеевича Пушкина.  Да и сам Александр Сергеевич, оставивший нам немало явных и скрытых строчек о своей биографии, не вспомнил такую важ- ную веху в его жизни как Елоховская церковь и всё потому, что не было её в биографии поэта.
Село Елохово в 18 веке называлось Елох. Приставка Ел или Эл на иврите означает Бог. Церковь названа в честь Израильского пророка, "величайшего ревнителя веры в Единого Бога", которого звали Илья по-русски, на иврите Элияху; дословный перевод: "он стремится к Богу". В 20-том веке церковь эта получила название Богоявленской, история её интересная, но она не числилась в Православных во время царствования Павла Первого и рождения А. С. Пушкина. В 1812 году церковь сгорела дотла, и, с точки зрения сохранности документов для будущих поколений, с неё взятки гладки, можно ссылаться без оглядки. После пожара 1812 года стерлись также границы между Немецкой слободой, Елохово и Москвой, что дало повод большинству биографам Пушкина, закры- вая глаза на исторические факты и бывшие автоном- ные населённые пункты, связанные с именем Пуш- кина, называть Москвой.
Пушкин отождествлял себя с героем его поэмы «Евге- ний Онегин»: «С душою, полной сожалений, и опер-шися на гранит, стоял задумчиво Евгений, как опи- сал себя пиит» (И далее, знакомя читателей с Евгением Онегином, то есть с самим собой, он приз- наётся: «Родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель; там некогда гулял и я, но вреден север для меня». Истину можно украсть только на время, поколения найдут её даже под землёй.
В конце 19 и более поздних веков общественный ин- терес к творчеству А. С. Пушкина настолько возрос,   что появилась необходимость в обозначении геогра- фических вех его жизни, но мемориальная доска на доме рождения поэта кочует от дома к дому, прикор- нув на здании московской 353 школы, построенной в 1930 году. В дополнение к ней, совсем недавно в 1992 году после развала Советской империи, у входа в Елоховскую церковь появилась мемориальная доска работы Н. М. Аввакумова с текстом: «июня 8 дня 1799 года в храме БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ в ЕЛОХОВЕ крещён А. С. ПУШКИН».
Какая последовательность в веках! Иван Грозный в Свободном Новгороде утопил в реке тысячи евреев, в
том числе и предков Александра Сергеевича. Один из их под страхом смерти крестился и остался в живых под новой фамилией Пушка. Его далёкий потомок 19 века Пушкин Александр Сергеевич нашёл в себе силы вернуться к истокам, провозгласив свою "музу в изра- ильском платье", и в ответ на антисемитскую полити- ку Николая Первого посвятил Еврейскому народу прекрасные слова: «Высок смиреньем терпеливым и крепок верой в Бога сил, перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил».*
Пушкин был убит и тайно захоронен в подворье Свя-тогорского монастыря, но перед смертью, ясно сфор- мулировал причину своей смерти: «Напрасно бегу я к сионским высотам, грех алчный гонится за мною по пятам…». "Грех алчный" – это и есть российский царь. Наталья Николаевна, зная правду, на месте захоро- нения мужа установила памятник с откровенно ев- рейской символикой.
Анненков не нашёл «ни начала, ни основания» в вос- питании поэта не потому, что их не было, а потому, что они не подходили царствующему сословию и ему
самому, как его глашатаю.
В противоположность П. В. Анненкову И. И. Пущин, проживший бок о бок с Пушкиным в Лицее (комнаты 13 и 14) долгие шесть лет, о Пушкине-лицеисте: "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы не слыхали, всё, что читал, помнил; но дос- тоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы (каждому из нас был двенадцать лет) с скоро- спелками, которым по каким-то обстоятельствам и раньше и легче находят случай чему-нибудь выучи- ться. Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование, но нисколько не сделав его заносчивым…". И далее: "При самом начале – он наш поэт".**
Пушкин о Пущине в 1826 году: "Мой первый друг, мой друг бесценный!"***
---------------
*А. С. Пушкин. 1964, т.3. с. 359, 526.
**И. И. Пущин. Записки о Пушкине. Письма. М. "Правда". 1989. с. 34
***А. С. П. И. И. Пущину т. 2 с. 341 Стихотворение было передано Пушкиным через жену Муравьёва в Сибирь на каторгу.

© Copyright, Анатолий Штаркман, 2012
Свидетельство о публикации №215042401961
 


Рецензии