Предисловие

Моему отцу посвящается.

Уважаемый читатель!


Мое произведение можно отнести к категории документального, слегка литературно-художественного повествования о человеке, который оставил след в истории Хабаровского края, района имени Полины Осипенко, Херпучинского прииска и двух школ – в Оглонгах и Херпучах. Но самое главное – он оставил след в памяти многих своих учеников и  их родителей,  учителей, с которыми он трудился, и, конечно же, в памяти своих близких – жены, детей, внуков, его родственников. 


Кто-то оставляет о себе память в виде созданного государства, как Ленин и Сталин.  Кто-то - построенного предприятия или сооружения, и тогда этому  предприятию присваивается имя этого человека. Иногда такое почетное звание присваивается больнице, школе, где трудился или учился известный человек или герой.  Кому-то ставят памятники, бюсты. Много всяких способов увековечить память о достойном человеке.


А кто-то пытается увековечить память о себе, написав свои мемуары.  Некоторые мемуары для широкого круга читателей,  как воспоминания государственных деятелей или  военноначальников. Они издаются и переиздаются несколько раз и расходятся миллионными тиражами по всему свету.  Не всегда эти мемуары – труд самих этих людей. Часто работает целый коллектив «литературных рабов»,  по наброскам героев мемуаров или по диктофонным записям пишутся мемуары, а много  фактов берется из официальных документов или планов проведения тех или иных сражений.  Достоверность этих мемуаров часто подвергается сомнению, особенно у  тех людей, которые больше знают об  исторических событиях, чем это изложено в средствах массовой информации.  Пользующиеся огромным интересом мемуары маршала Жукова сейчас многие называют «Сказками дедушки Жоры».


Есть люди, которые пишут свои воспоминания  для близких людей, коллег, родственников.  Обычно это делается в тех случаях, когда человек по состоянию здоровья не может трудиться, но имеет светлую голову, хорошую память.  И  есть   желание рассказать о своей многотрудной, полной разных событий и важных  решений жизни людям, которым это может быть интересно в настоящее время или, что часто бывает, в будущем, в первую очередь потомкам.  Обычно эти мемуары пишутся от руки автором, и лишь потом перо профессионального корректора приводит их в то состояние, которое позволяет опубликовать  воспоминания в книгах  небольшим тиражом, обычно сотня-две экземпляров.  К таким мемуарам у меня лично полное доверие, особенно если я был знаком с деятельностью этих авторов. Такими был  многолетний первый секретарь Хабаровского крайкома партии А.К. Черный и мой дядя В.С.Пастернак, видный государственный и партийный деятель советского периода. Они оставили свои воспоминания. 


Но огромное количество достойных людей не оставили в память о себе ничего, кроме черточки между двумя датами – годами рождения и смерти. Этому много причин, и в первую очередь скромность этих людей, которые не считали, что их труд  является чем-то особенным.  А ведь как писали в советские времена – в жизни всегда есть место подвигу!  И иногда подвигом является сама жизнь.


Лично я считаю, что каждый человек должен оставить свои воспоминания о прошлом, в первую очередь для потомков. Многие же пишут дневники,  вот  их можно оставлять для прочтения. Тогда перед внуком или правнуком встанет во весь рост его предок, который что-то сделал для того, чтобы этот внук появился на белый свет.  Но такое понимание у меня пришло с возрастом, когда мне стали задавать вопросы мои внуки о том, кто были мои мама и папа.  Я стал переосмысливать их жизнь, их роль в моем становлении как человека,  гражданина своей страны, отца, деда. И мне показалось, что я должен, даже обязан,  написать о своем отце, незаурядном человеке, о котором тепло вспоминают знающие его люди, но ничего могут не узнать потомки.


Сейчас наступили другие времена, другие возможности коммуникации людей.  Когда я завел свою страничку в «Одноклассниках»,  разместил на ней свои фотографии и фотографии своих родителей, большое число бывших учеников моего отца в школах, где он был учителем, потом завучем,  15 лет директором одной школы и 8 лет директором другой, поделились в своих комментариях к фотографии отца теплыми воспоминаниями о нем.  У меня тогда созрела мысль что-то написать о нем. Вначале появилась  отдельная глава в моих личных воспоминаниях. Но они охватывали довольно узкий период его жизни.  Когда из общения со многими людьми, в том числе с родственниками, мне стала более понятна жизнь моего отца до того периода, когда родился я, тогда  подумал,  что мне надо оставить память о нем, своем отце Константине Ивановиче Щербакове, начиная с его рождения и до кончины.


Кто он был на этом свете?  Для меня и моего брата он был любящий отец, наставник, но в первую очередь учитель.  Он учил всему – отношению к жизни, учебе, работе, окружающим людям, строгать, пилить и многим другим умениям, которым должен владеть настоящий мужчина. Я его назвал настоящим коммунистом и брал с него в этом пример.


Таким он был и для многих сотен выпускников школ, где преподавал. Но он учил не только тем предметам, что вел в школах, он учил жизни, воспитывал достойных людей.  И у него появились хорошие ученики, которые всегда с большой теплотой вспоминали о нем, а брат моей мамы Виктор Степанович Пастернак назвал его своим Учителем. Именно так, учителем с большой буквы, и в своих воспоминаниях уделил моему отцу с мамой целую главу.  Выпускник школы, где был директором отец, Александр Винников,  несколько лет был губернатором Еврейской автономной области. Много выпускников стали военными, инженерами, учителями, врачами, другими специалистами, которых уважали люди. Не подвели своего отца и мы с братом. Витя долгие годы был заместителем начальника Дальневосточной железной дороги, самой крупной в системе РЖД. И я больше десяти лет был заместителем руководителя органа управления  здравоохранением Хабаровского края, которое за эти годы сменило несколько названий – от отдела здравоохранения крайисполкома до министерства здравоохранения края.


Когда я поделился своим желанием написать к 95-летию отца такую книгу со своими близкими, родственниками и земляками, они стали помогать мне, делясь своими воспоминаниями, материалами, даже книгами, где речь шла о тех местах, в которых жил мой отец в своей жизни.  Я очень благодарен за это Ирине Шмаленной, Татьяне Куликовой (Чеботарь), Любови Хохловой (Димаевой), Юрию Борисову и многим другим моим землякам и родственникам. Я постарался максимально достоверно изобразить быт и жизнь людей, окружающих моего отца за 64 года его жизни.  Возможно, что-то я не так показал, в чем-то ошибся, но прошу простить меня за это, уважаемый читатель.


А вот над названием своего произведения я долго не думал.  Мне сразу пришла мысль назвать его «Повесть о настоящем Учителе».


Рецензии
После такого замечательного предисловия появляется желание дочитать книгу до конца. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   26.12.2017 21:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.