Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 16. гл

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 16. ГЛАВА 4. СТ.31-42. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


31.Эта планета не существует для тех, кто не совершает жертвоприношений. И где взять другую, о, Курусаттама?

КОММЕНТАРИЙ:

Что значит не существует? Существует много людей на этой планете, которые не совершают жертвоприношений, не имеют такого понимания, так не устремлены и тем не менее используют эту планету, вращаются в колесе сансары и достаточно не плохо решают свои вопросы процветания или поддержания тела. Речь идет все же о страданиях. Если человек не религиозен, если он считает себя причиной своего труда, если он стремится распоряжаться плодами этого труда, если также он принимает себя за свое тело и ум, как и свои чувства, не зная и не желая знать, Кто за всем стоит, такой человек непременно попадает под влияние иллюзорных энергий Бога, которые всегда устремляют его по пути удовлетворения прежде всего своих чувств и очень часто за счет жизни, здоровья и имущества других людей. Такие люди не благодарят Бога, не жертвуют Богу ни в какой форме, не посвящают Богу жизнь, не заняты преданным служением и по сути уходят от своего изначального положения, что есть полная зависимость и подчинение Богу, служение Богу, поклонение Богу, как Изначальному Творцу, ибо все и каждый есть творение Бога, отделенные неотделимые частицы Бога, которых Бог сотворил, которые развивает и которыми Управляет непрерывно и цель Бога – направлять  все живые существа на духовный план, а материя, материальный мир есть лишь тот тренажер Бога, посредством которого Всевышний развивает качества живых существ до уровня, угодного Богу, до тех качеств, именно которыми живые существа и будут служить и прославлять Бога на духовном плане. Другого пути нет и нет. И те, кто считает материальный мир за свой конечный дом, кто полагает, что живет один раз, такие люди считаются невежественными, не правильно понимающими свой смысл жизни и  направление в материальном мире. Будучи на очень низкой ступени материального и духовного развития, обласканные иллюзорными энергиями Бога, они устремлены к посулам материального мира, желая эту свою как бы одну жизнь прожить самым благоприятным для себя образом, потому устремляясь к славе, власти, богатству и пр. Не поклоняющиеся Богу, не жертвующие Богу, считающие себя причиной всего, восхваляющие друг друга, такие люди заняты непременно греховной деятельностью, что влечет за собой многие и многие страдания. Греховные, они увязают в кармической деятельности и в долгах перед Богом, порождаемых непрерывно и на каждом шагу. Эти долги Бог понуждает отдавать постоянно, вращая человека в колесе сансары, постоянно вовлекая его то в одни, то в другие материальные игры, поднимая наверх греховные качества, желания и мышление и искореняя их через те или иные страдания. В итоге человек начинает понимать, что он постоянно находится на пике страданий, что жизнь становится невыносимой, что он начинает влачить жалкое существование, что все, к чему он стремится, все это имеет подводные камни преткновения, что в материальном мире, по сути,  нет счастья и никогда не найти в себе мир. В этом смысле Бог говорит о том, что эта планета не существует для тех, кто не совершает жертвоприношений, ибо именно жертвоприношение есть показатель религиозности человека, его осознанное устремление к Богу, его понимание, что он зависимое и подчиненное живое существо, которое обязано  поклоняться Богу, жертвовать Богу и таким образом только человек выходит на связь с Богом и становится достаточно ведомым, постепенно вовлекаясь Богом в связующий процесс с Богом достаточно высокого порядка. В данном стихе Бог утверждает, объясняет Арджуне, что такая система управления живыми существами присутствует везде. И везде, на любой материальной или духовной планете все зависит, как и благополучие живых существ, от подчинения Богу, поклонения Богу, все непременно увенчанное жертвоприношениями, которые могут быть в самой разной форме. И без акта жертвоприношений человек никогда не будет угоден Богу, ибо не просит Бога через жертвоприношения, рассчитывает на себя, самоуверен и не понимает, что он изначально подчиненное живое существо. Именно страдания и водворяют такого человека на путь религии. И это присутствует на всех материальных планетах, во всех вселенных и другого устройства миропорядка нет и не может быть. И тот, кто путь жертвоприношений не признает,  такие люди непременно обречены на страдания, как следствие  их греховной деятельности. И страдания бывают такого уровня, что человек жизнью свое существование не может назвать… Но требование Бога – Закон. И другого мира, других требований нет ни  на одной материальной планете… и негде взять другую.

32.Таким образом, много видов жертвоприношений широко распространены Ведами через речь. Рожденные работой, ты должен знать их все.
Зная это, ты будешь освобожден.

КОММЕНТАРИЙ:

Непременно, существует очень много видов жертвоприношений, но знать их все на данный период и не очень благоприятно, ибо человек, желая себе быстрого материального и духовного продвижения, начнет метаться, упустив из виду самое главное и действенное, как и требуемое Богом именно на данный период. Речь идет о преданном служении, которое преследует две цели – и духовное развитие и поддержания тела в условиях материального преимущественно существования. Имеется в виду связующий процесс с Богом через труд, т.е.  речь идет о карма-йоге. Это данное Богом очень действенное средство для развития качеств человека, непременно вовлекает человека во всю полноту преданного служения, куда входят и другие рекомендуемые Богом жертвоприношения, такие, как жертвоприношение путем изучения Святых Писаний, жертвоприношение через путь добродетели и аскетизма, жертвоприношение строгим поклонением Богу, жертвоприношение  через отказ от материальных источников наслаждения. Далее так идущего человека Бог через мыслительный процесс и другие управляющие механизмы будет направлять на те жертвоприношения, которые именно этому человеку и именно на его ступени материального и духовного развития наиболее подходят и могут ему помочь Милостью Бога достичь тех качеств, которые в свое время и выведут за пределы материального существования. Надо понимать, что современные виды жертвоприношений не столь опасны или экстремальны, непременно они должны способствовать его жизнедеятельности также, ибо он может быть и семейным человеком, и непременно должны быть высвобождены руки и время для некоторой материальной деятельности для осуществления своего долга и обязанностей перед другими людьми, включая престарелых, детей и в рамках законов и устоев общества. Также надо понимать, что жертвоприношения нельзя воспринимать буквально. Нельзя жертвовать другими живыми существами, нельзя истязать себя, нельзя жертвовать, или очень умеренно, некоторым потусторонним неизвестным живым существам. Полностью и всецело жертвоприношение должно посвящаться Богу Кришне, как и его плоды, и должно быть таким, чтобы не возмущать умы других нерелигиозных или слабо религиозных людей.

Также всегда надо понимать, что сами жертвоприношения есть только и однозначно творение Бога, не исходили из ума самого человека, но были даны человеку Богом через его ум на основании его труда и на основании здесь возникающих проблем и недостатков. И далее, жертвоприношения уже в наши дни не обязательно могут быть связаны и направлены именно на работу и ее плоды, но и на другие области жизни человека, включая его здоровье, творчество, образование…. Но все плоды жертвоприношений должны  предлагаться Тому, Кто есть Изначальный Верховный Бог, от Которого все исходит и Кто всем Управляет; и нет и не может быть другой причины ни жертвоприношений и ни плодов, только Бог распоряжается плодами жертвоприношений, направляя их на материальное и духовное развитие преимущественно в форме  преданного служения и здесь духовной практики.

33. О, Парантапа, жертвоприношение знанием выше, чем жертвоприношение материальной собственностью. Вся кармическая  деятельность в целом, о, Партха, заканчивается в знании.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что жертвоприношение знанием есть весьма условное понятие, но тем не менее, приемлемое. На самом деле считается, что постижение знаний любого порядка, направленность человека на усвоение и распоряжение такими знаниями, даже если речь идет о знаниях материальных, всегда сопровождается Божественными энергиями столь наслаждающего порядка, что сам процесс изучения можно приравнять к употреблению нектара. Здесь говорить о жертвоприношении очень двусмысленно. Ну, человек просто не может оторваться, непременно вновь и вновь углубляется, ищет способы и методы запоминания, непременно  планирует  этот путь постижения знаний, отводя ему самое благоприятное время и возможно за счет этого страдает, ибо в его делах доминирует ни отдача материальных долгов, ни труд, ни воспитание детей, ни супруг, ни прочие чужие интересы, но только это направление мыслительной деятельности, что может давать некоторые и реакции в виде потрясений, ибо направляя себя на одно, человек непременно ограничивает свои усилия в другом. Но Бог так направленного на совершенные  духовные знания, как и материального порядка, постоянно охраняет, дает человеку необходимое окружение и здесь понимание, дает средства для поддержания тела, если человек постигает знания за счет непосредственного и полноценного труда, также Бог дает и наслаждение столь высокого порядка и столь привлекательный мыслительный процесс, что говорить о фактическом жертвоприношении для так идущего человека приходится с очень и очень большими поправками.

Но для человека, который еще не стоит на такой лестнице развития и только-только начинает идти по пути совершенных духовных знаний, или других знаний материального мира, который действует по принуждению или по необходимости, ибо умом все же понимает свою конечную цель, для такого человека на первых порах процесс постижения знаний любым путем может казаться и достаточно не простым, занимающим время, силы, дающим напряжение умственного процесса, сильно беспокоящим в плане нервного напряжения, ибо и не все понятно или быстро забывается, или человек не может удержать знания и констатирует в себе, что они тотчас улетучиваются и снова и снова к ним следует возвращаться, ибо элемент наслаждения и необходимости также есть; для такого человека процесс постижения знаний высшего уровня есть своего рода жертвоприношение или страдание, которое постепенно все же идет на нет, ибо Бог управляет человеком, дает ему понимание, дает ему мыслительный процесс, разъясняет через других людей, показывает благость от того, что ими можно мыслить, ими ориентироваться, ими и строить жизнь и здесь все связи и отношения, как и видеть через них и объяснять все события материального мира, как и просто на основе их работать и поддерживать свое тело и тела других.

Но если все же постижение знаний назвать жертвоприношением, то это самое приятное жертвоприношение для тех, кто идет таким путем и не самое дорогое, ибо жертвоприношение материальной собственностью гораздо затратнее и требует очень не слабый впоследствии и аскетизм. Жертвоприношение знанием выводит на путь преданного служения однозначно, но жертвоприношение материальной собственностью есть путь более низкий, ибо рассматривается, как благотворительность, а благотворительность открывает путь к преданному служению на пороге которого непременно встречают прежде всего совершенные духовные знания и их не обойти. Т.е. жертвоприношение материальной собственностью только ведет к жертвоприношению знанием и никак не опережает его. Но, а жертвоприношение знанием открывает глаза идущему преданному, вручая ему Слово Бога, что делает путь определенным, необратимым, за пределы материального существования выводящим через полноценное преданное служение.

Но все же материальный путь заканчивается не в знании, а в его практическом применении, что есть духовная практика, всеохватывающая, где незыблемы всегда такие вещи, как аскетизм, контроль ума желаний и чувств, добродетель, изучение Святых Писаний, посвящение жизни Богу, понимание своего изначального положения перед Богом и непременно развитие качеств высшего порядка.

34. Это знание постарайся постичь, обращаясь к духовному учителю, смиренно вопрошая и служа ему. Они посвятят тебя в знание, ученые, видящие Истину.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что носителями совершенных духовных знаний являются в материальном мире и духовные учителя, и сами Святые Писания, и непременно каждого Лично и без малейших сомнений ведет Бог Кришна. Именно Бог дает человеку материальный опыт и практику, духовный опыт и практику, дает мыслительный процесс, дает память, дает устремление к совершенным духовным знаниям, Сам Бог дает и духовных наставников, каждому, в свое время, через которых акцентирует внимание ученика, дает ему азы знаний, отвечает на вопросы его уровня и понимания, только Бог дает человеку и основание эти знания получать и усваивать, через путь добродетели и аскетизма, как и поклонения Богу Кришне преимущественно.

Человек должен понимать, что знания к нему идут разными путями,  разные по силе и направленности и вследствие разных его заслуг перед Богом и теперь и в прошлых рождениях. Только Бог доподлинно Знает багаж духовных и материальных знаний и практик человека, его возможности теперь и впоследствии. Человек очень хорошо должен осознавать, что все знания исключительно дает Бог, какими бы то ни было путями, и только Бог дает их усваивать, повторять, вникать, запоминать, через них видеть и говорить, как и наставлять. Только Бог. Духовный учитель непременно в некоторых областях совершенных знаний понимает и видит глубже, точнее, более приближенно к требованиям Бога. Но у каждого духовного учителя есть свои высшие точки понимания и свои прорехи, свои заслуги перед Богом и свои последствия греховной деятельности.

Поэтому нельзя духовного учителя рассматривать как абсолютный источник всех знаний духовного порядка. Поэтому можно по разным вопросам обращаться и к разным учителям. Но всегда следует понимать, что любое в человеке неудовлетворение, сомнение, поиск дается Богом. И чтобы найти ответы, самое лучшее и надежное обращаться к Слову Бога в Святых Писаниях, особо не мудрствуя, и его брать за основу мышления и им ставить в себе разрешения и запреты; и если что-то человек понял не так, то Бог выведет его на наставника, даст ему ответ тем или иным способом, включая и собственный мыслительный процесс, не расходящийся с Словом Бога.

Однако, при обращении к духовному учителю непременно следует относиться к нему с почтением, никогда не возражать, но смиренно спрашивать, понимая, что через него ответил Сам Бог, но в пределах его духовного интеллекта, качеств, знаний и заслуг перед Богом, как и в пределах твоего понимания. Если ответ не исчерпал вопрос и Бог это Знает, то человек получит неудовлетворение или сомнения. Иногда просто надо ждать. Может пройти и год и два, пока Бог не вернет человека к этому вопросу и своим путем не даст ему разъяснение, что может быть и собственный мыслительный процесс, который как осенит и тотчас утвердится в человеке, или через материальную и духовную практику, где человек постоянно видит над собой и другими работу Бога, или через другого наставника. Любое знание в человеке имеет строго свое место и час.



35. О, сын Панду, постигнув это знание, ты никогда больше не будешь в той иллюзии, в которой ты теперь пребываешь. Через это знание ты увидишь, что все живые существа находятся в Высшей Душе, т.е. во Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Можно тысячу раз услышать эти знания (…все живые существа находятся в Высшей Душе, т.е. во Мне.) и один раз осознать эти Слова Бога и быть этим потрясенным. Каждому Слову Бога свой срок для души. Знания отнюдь не сразу снимают пелену с глаз и освобождают от иллюзии. Поэтому постигает, фактически усваивает совершенные духовные знания ни тот, кто услышал и прочитал, а тот, кто изумился в величайшей степени, был потрясен Могуществом Бога, осознав величайший труд Бога, качества Бога, выйдя на связь с Богом и потеряв полностью привязанность к материальному миру, но служа этому миру Волею и Милостью Бога совершенно, полностью осознав свое изначальное положение.
Но… все же. Полностью освободиться от иллюзорных энергий Бога невозможно, эта также убийственно. Ибо они есть необходимое творение Бога в материальном мире на всех и работают с каждым при любых условиях,  расставляют все по местам, не нарушают условную материальную закономерность событий и способствуют выживанию и развитию живого существа, ибо никогда даже высоко духовный человек, находясь в материальном мире, не может здесь проводить время впустую, но обязан развиваться  и в духовном и в материальном смысле и извлекать из него то, что еще можно извлечь и при этом об этом особо не заботясь. И духовного человека ведет Бог и вовлекает в те или иные игры и роли и дает те или иные задачи. Но не привязанность в большой мере к наслаждениям упрощает игры и роли, но не дает особой поблажки человеку даже в более щадящих как бы условиях. Это надо понимать.


36.Даже если из всех грешников ты величайший грешник, на лодке трансцендентного знания ты непременно пересечешь океан страданий.

КОММЕНТАРИЙ:

Немного не так. Но Арджуне надо было сказать кратко, по его ступени, доходчиво, обнадеживая. Величайший грешник никогда и близко не будет допущен ни к преданному служению, ни к духовной практике, ни к самим знаниям. Он может метаться в поисках смысла жизни, он может чувствовать, что пресытился в материальных благах, он может понять всю преступность материального мира и зависимость от него, он может испить чашу человеческого насилия и предательства, он может еще как-то питать себя иллюзорными надеждами, и даже может полистать Бхагавад-Гиту, но  Милости Бога он никогда не дождется в плане преданного служения и никогда, даже признав Бога и свою зависимость от Бога, не поймет суть Священных Писаний, пока не отдаст те долги перед Богом и пока не поймет те требования Бога, пока не испьет и ту чашу страданий, которые выведут его их рати величайших грешников и которые дадут ему и смирение, и терпение, и добродетель, и все другие требуемые Богом качества, открывающие врата к Богу через преданное служение во всей  полноте этого пути.
Иначе, будет смотреть в книгу и не видеть, слушать наставления авторитетов и не слышать, будет соблазняться и будет вовлекаться в материальные игры и роли, ведущие к страданиям. Ни о какой лодке  трансцендентных знаний  и речи быть не может, и не пересечет ни только океан страданий, но и лужицы. Но будет погрязать, вращаясь в колесе сансары, и Бог из него Божественными средствами будет выкорчевывать эту самую греховность.

Но если человек уже идет по пути очищения, если он старается сотрудничать с Богом, если он постоянно молится и поклоняется Богу и плачет над своими грехами, которые считает огромной величины, то здесь можно говорить о том, что человек действительно достиг некоторого очищения, и те качества, которые ему мешают, могут сводиться к вещам более приемлемым и никак не граничащим с величайшими грехами.
Речь  может идти о некотором не смирении, нетерпении, не умении контролировать речь, о лени, о зависти… и пр., что на самом деле  в некотором роде в материальном мире допустимо для религиозного  человека, ибо он слаб, ибо он зависим, ибо он не знает доподлинно, на какой ступени стоит своего развития и что ему предпринять. В таком случае, видя старания человека, Бог непременно помогает человеку, вовлекая его в некоторые игры и роли разного порядка, которые и работают через страдания над качествами и знаниями человека и шаг за шагом убирают или ослабляют их, те знания материального порядка и те материальные качества, которые несовместимы с преданным служением Богу Кришне. Поскольку человек старается,  поскольку он понимает, что его ведет Бог и постоянно благодарит Бога, поскольку, сотрудничая, человек старается быть добродетельным и аскетичным, он этим самым получает ту Милость Бога, которая открывает врата к знаниям духовного порядка, помогает ему преодолевать и извлекать, делает человека более точно мыслящим и пересекающим океан страданий даже в том случае, если  на старте его качества были далеко не совершенными, но и при условии, что он все же не величайший грешник, и никого не убьет, не насилует, не лишит имущества, не принесет другим больших страданий, не поставит во главу угла личное благополучие за счет других, не устремится к материальному счастью, славе, успехам, власти. В таком случае Бог в так старающемся человеке даст то направление знаний и тот мыслительный процесс и то понимание, которое поможет благополучно преодолеть все путы материального мира, как и все страдания, и благополучно поведет по пути преданного служения, открывающего врата за пределы материального мира на духовный план.

37.Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так огонь знаний превращает в пепел все виды работы.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле огонь знаний преобразует сознание человека, перерождает его, делает приспособленным и к материи и к духовному. Именно отсюда в человеке зарождается отрешенность от пут материального мира, а работа есть одна из этих пут, ибо жестко связана с процессом жизни, с поддержанием тела, со всем, что этот мир сулит. Поэтому человек материальный из работы хочет извлечь все, из любой работы, любыми ее средствами и возможностями, не пренебрегая и греховной здесь деятельностью, где присутствуют великие перспективы достичь цель самыми невероятными или запрещенными методами. Но в некотором смысле совершенные духовные знания дают иное отношение к работе. Превратить в пепел работу отнюдь не означает не работать фактически, а работать, но так, чтобы работа стала связующим с Богом процессом. А для этого надо наполнить человека внутренним пониманием, образом мышления, установками, целью… Все это делают знания высшего уровня, те, которые Бог дает Арджуне можно сказать непрерывно. Каждое Слово Бога надо брать и следовать ему безукоризненно, постоянно, в любом деле, где все должно быть предельно понятно. Бог – Источник Всего, Бог – Высший Управляющий, все изначально исходит от Бога, Бог – Высшая Причина. Потому труд дает Бог и плоды труда должны принадлежать Богу и более никому. Отсюда работа непременно должна быть посвященной только Богу, на плоды человек не вправе претендовать, не вправе ими распоряжаться, не вправе себя считать производящим. Человек есть творение Бога, абсолютно Богу подчиненное и ничего не может получать из своих собственных рук, но рук Бога и по Милости Бога. Это – совершенные духовные знания, именно они выводят любую работу на уровень одухотворенности и только эти знания должны быть в основе мышления человека непрерывно. Именно эти знания приводят к отрешению, независимости от труда, делают человека не связанным процессом труда, не привязанным к плодам труда, не распределяющим плоды труда, не спекулирующим мыслью в процессе труда. В таком случае можно в некотором смысле говорить о том, что знания сжигают труд, ибо человек отрешен, не участник, не причина… Но Бог.

38.Непременно,  в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться со знанием, которое все очищает. Тот, кто достиг совершенство в йоге, этим знанием насладится в себе в свое время.

КОММЕНТАРИЙ:

Совершенные духовные знания – основа основ связующего процесса с Богом, есть то, что в человеке дает движение всему и есть то, чем в человеке распоряжается Бог.  Но сначала знанием надо себя наполнить, необходимо начать в знании пребывать, и непременно надо в знании высокого порядка утвердиться. Это на самом деле не быстрый процесс, но то, что входит в человека и остается в человеке много рождений, шаг за шагом, выверяется и в материальной практике, и в духовной и закрепляется в качествах.

Этим процессом в каждом полностью Управляет Бог. Также надо понимать, что совершенные знания даются Богом каждому строго в свое время, когда готовы материальные и духовные качества человека, когда также он может на необходимом уровне мыслить, выбирать, сопоставлять, контролировать мысль, даже будучи слабо религиозным, когда человек ведет  или легко принимает аскетический образ жизни, по материальным меркам справедлив, не стяжает, не осуждает, не хитрит и не выгадывает, удовлетворяется тем, что у него есть, не претендует слишком много и часто, считается порядочным и трудолюбивым. Только в таком случае Бог начинает вести  такого человека не только религиозными путями, но и путями, ведущими к преданному служению, вовлекая его  в изучение Святых Писаний для  дальнейшего очищения своей сущности, но уже авторитетными средствами, самим преданным служением, духовной практикой; и непременно  доминирующее значение играет Слово Бога, как постоянно направляющее, где человек черпает понимание, уверенность, твердость, ориентируется, перестает сомневаться, определяется в вопросах смысла и цели, начинает ясно осознавать свое изначальное перед Богом положение и, таким образом, основываясь на Святых Писаниях, прилагая немалое усердие, идет по пути очищения, что сходится в основном к приобретению качеств, угодных Богу и достаточных, чтобы выполнять все требования преданного служения.

39.Верующий человек, достигнув знания, в результате начинает контролировать чувства умом. Достигнув знания, он очень быстро обретает высший духовный мир.

КОММЕНТАРИЙ:

Стабильный, непоколебимый духовный мир в себе не приобретает в материальном мире никто. Но есть некоторое удовлетворение, внутренняя определенность, на фоне чего все потрясения преодолеваются значительно легче и сам человек потрясениям, зная цель и смысл своего пути, не придает решительного или сколько-нибудь значимого значения.

Чем совершенные знания важны – это тем, что они закрывают напрочь все вопросы к материальному миру, к предмету своего существования, прекращаются вопросы к другим людям, никакое страдание уже не несет в себе страх, нет паники даже перед лицом смерти. Человек внутри себя более, чем йог. Он невозмутим, терпелив, смиренный, немногословный, все понимающий, независимый, отрешенный, знающий, бесстрашный, независтливый, свободен от иллюзорных энергий Бога преимущественно, не претендует и пр.

При всем этом совершенные духовные знания сами по себе не освобождают от страданий и потрясений, а потому,  на общем фоне внутреннего мира всегда есть и потрясения и бушуют те страсти, которые и дальше продолжают работать над человеком, ибо Бог посылает каждому свои испытания, свои преодоления, ибо  у  любого преданного всегда найдутся уязвимые места и то, что надо корректировать, менять, убирать, переделывать. И никакой контроль ума не спасает, ибо Бог работает точно и Знает, где и в чем человек слаб и надо его поднять, что проходит не безболезненно. Но каждое мгновение жизни в материальном мире Милостью Бога направляется на развитие живых существ средствами материального мира, и это никого не может обойти даже самого старательного преданного, изучившего Святые Писания до дыр.

40.Не имеющая знаний, а также сомневающаяся душа падает. Ни в этом мире, ни в следующей жизни нет счастья для сомневающегося.

КОММЕНТАРИЙ:

Счастье и тем более в материальном мире не может быть ни для кого, ибо оно непременно зиждется на удовлетворении материальных чувств. А это вовлекает в греховную деятельность, за которой следуют страдания.
И даже, условно говоря, высочайшие преданные любят много и вкусно поесть, любят мечтать, могут считать себя великими душами, устремляются так или иначе осуждать других или даже ставить себя выше на уровне ума, речи, однако, провозглашая себя падшими или низшими из низших, далеко не все  занимаются добродетелью и далеко не все  жертвуют в храм, не все пристойно общаются с супругами, не все контролируют речь, поведение, одежду, не пренебрегают золотом и дорогими украшениями, и льстят, и завидуют, и много просят у Бога… И Более того и сверх того. Так что далеко не только сомнения есть повод для падений. Бог Знает все недостатки каждого преданного, Знает их причину и Знает, каким образом поведет человека, чтобы эти недостатки искоренить. Также далеко не все, даже прекрасно проповедуя, зная некоторые или многие стихи писаний наизусть и придерживаясь основных постулатов веры, занимаясь благотворительностью и принося жертвоприношения, далеко не все, изучив Писания, обладают качествами, угодными Богу, и почти все и каждый непременно в чем-то сомневаются касательно веры и ее  неукоснительных требований.
Поэтому сами по себе совершенные знания еще не гарант качеств, не гарант чистого преданного служения, не гарант и успехов. А по большому счету никто не достигает успехов, но отправляются на духовный план и там продолжится их образование, их развитие, их очищение.

Что касается падения, то эта вещь иллюзорная или просто создается такая видимость. Люди обычно не падают, а просто проявляют то, что в них есть. Далее последствия греховной деятельности в виде наказаний и только подъем вверх. Но ступень каждого известна только Богу. Если преданный ушел в материальный мир или стал есть мясо, он не пал, он просто проявил. Далее, Бог ему поможет средствами материального мира. А пока человек просто отправляется в ту стихию, где добирает качества, ведомый Богом, но средствами материального мира через подходящие игры и роли. И в свое время Бог снова призовет его на путь преданного служения. Этот колебательный процесс проходят все без исключения.

И что касается все же сомнений, то сомнения каждому дает Бог, это норма, это путь поиска и развития, только так через сомнения Бог вычленяет слабые места в знаниях и понимании человека и Божественными средствами над ними работает. Поэтому сомнения есть один из инструментов развития человека на пути к Богу. Их никогда невозможно в себе полностью искоренить, ибо они имеют свойство Волею и Милостью Бога в человеке всплывать и отрабатываются впоследствии индивидуально. Человек не может их в себе синтезировать, не может и от них отказаться. Он полностью ведом Богом. И будет правильно, если в этом пути он будет старателен и сможет положиться на Бога всецело, ничего не страшась и всегда находя в себе силы и понимание через практику преданного служения и изучение направляющего слова Бога.

41.Тот, кто практикой йоги отказался от плодов кармической деятельности, отрезав знанием все сомнения, кто погружен в себя, его работа не связывает, о, Дхананьджая.

КОММЕНТАРИЙ:

На самом деле работа связывает человека во все времена, но речь идет о кармических долгах. Как только человек видит причиной работы себя и устремляется даже на мысленном уровне распоряжаться плодами своего или чужого труда, то непременно он считается вовлеченным в греховную деятельность, за чем неминуемо следуют кармические долги, привязывающие вновь и вновь к колесу сансары и таким образом говорят о том, что человек связан, зависим, полностью подчинен на всей уровнях мыслительного процесса и буквально физически работой.
В самой работе такой материальный человек зависит буквально от всех и всего, запуган, не уверен, обеспокоен, зависит от человеческого фактора и своих качеств, зависим от случайностей и непредвиденностей, не знает, что ожидать, не знает, что получится, а что нет, зависим от чужих как бы качеств, от своего настроения, понимания, от всего непредвиденного, зависит от мнений, от желаний, от отношений к себе, от своего профессионализма, от своего опыта, от благоприятных и неблагоприятных событий или условий, порою человек идет на работу как на пытку, прокручивая в себе все варианты и все последствия, все возможные реакции свои и чужие, пытаясь предугадать, повлиять, убедить, потребовать… и все получается так, как не предвидел, получил ответ тот, который не ждал… и так изо дня в день, и радуясь и горюя, и надеясь, и вдохновляясь… В любом случае человек материального склада ума действительно связан работой до конца своих дней.

Но тот, кто поклоняется Богу, кто знает, Кто за всем стоит и Кому все изначально принадлежит, такой человек тоже хочет есть, одеваться, обеспечивать близких некоторыми материальными благами и тоже зависит от работы. Но начав путь преданного служения, начав предаваться Богу, начав видеть за всем стоящего Творца, такой преданный начинает и путь отречения и постоянно видит, что даже едва пытаясь на уровне мысли посвящать плоды труда Всевышнему, он непременно получает от Бога постоянную помощь и поддержку. Милостью и Волею Бога он обращает внимание на то, что речь его становится сдержанной, исчезает гнев, зависть, осуждение, не смирение, привязанность к самим плодам труда… И это делает его более миролюбивым, все понимающим, старающимся, правильно строящим отношения с другими людьми… также такой человек не может не видеть, что Бог дает ему энтузиазм, правильное поведение, дает ему или напоминает те знания, которые на том или ином участке работы можно или надо применить, вовремя нацеливает на то или иное решение и, по сути, получается так, что человек ощущает, что управляем, что ведом, что все вокруг него строится, как бы автоматически и задевая не задевая. Спадает внутренняя напряженность, прекращаются конфликты, свои проблемы он как бы решает с Богом, и они почти не поднимаются на общее обозрение или обсуждение.

Более того, к нему разворачиваются, у него спрашивают советов, его приводят в пример… Работа выполняется в состоянии некоторого постоянного внутреннего погружения в себя, но на столько гармоничного и не отягощающего и не имеющего последствий, что люди это не замечают, ибо при всем человек отзывчив, приветлив, внимателен, старателен, активен, уравновешен и ни на что не претендует, не радуется, когда восхваляют, и не опечален, когда ругают или указывают на ошибки…

Однако, никогда человек не устремится по такому пути, никогда не вовлечется в связующий процесс с Богом через работу, если он не будет изучать Святые Писания, если он не будет следовать Указаниям Бога и если он не будет устремляться к аскетическому образу жизни и добродетели, которые и есть причина Милости Бога. Совершенные знания, подкрепленные духовной практикой, несомненно требуют от человека постоянной работы над собой, над своими качествами и пониманием. В этом пути у каждого человека есть и свои ошибки и свои недочеты, как и уверенность, как и сомнения. Но постоянная практика преданного служения вдохновляет человека, Милостью Бога дает ему силы и энергию, также дает тот непременно мыслительный процесс, который постепенно справляется со всеми сомнениями  и таким образом выводит человека к твердой вере, твердому разуму, к тем плодам преданного служения, которые в свое время и выводят преданного Милостью Бога за пределы материального мира на духовный План.



42. Поэтому, рожденным из невежества расположенным в сердце оружием знания души, отрежь все эти сомнения и, будучи расположенным в йоге (преданном служении), поднимись и сражайся, о, Бхарата.

КОММЕНТАРИЙ:

Арджуна не считается еще по большому счету преданным Бога Кришны, за его плечами нет, по сути, ни одного дня полного преданного служения. Он, по сути, был озабочен своей судьбой, своим благосостоянием, своими близкими, своей работой кшатрия и непростыми отношениями с сыновьями Дхритараштры. Поэтому, говорить о том, что Арджуна должен был начать этот путь без сомнений и без вопросов невозможно. Да, на такой ступени развития человек не вооружен еще совершенными духовными знаниями, во многих вопросах духовного развития невежествен и  опереться в себе не может на Слово Бога, ибо в основном опирался на знания  своих духовных наставников и учителей, которые были разноуровневые, далеко не авторитетны, и сводились к противоречивым знаниям и восприятиям материального мира. По сути, у него в голове царил непроходящий хаос, где надо было все разложить по местам, от многого отказаться, в многом усомниться. А для этого надо, чтобы были условия (которые Бог только создавал через военные действия) и необходимы были авторитетные совершенные духовные знания (которые Бог только начинал ему излагать). Но напутствие непременно надо было дать. Надо было Указать Арджуне  на крайнюю необходимость принять, что знания, которые дает Бог, ему крайне необходимы, без них никто и никуда, ни при каких условиях. С них надо начинать и ими надо подчищать прежде всего свой ум, свои огрехи и далее через путь преданного служения посредством этих знаний развить в себе качества, угодные Богу. Но чтобы эти знания утверждались, непременно надо их начать применять, уже те, которые поведаны. А это означает, что надо уже теперь посвятить свой труд Богу, сделав его духовным и потому угодным Богу, и только отсюда можно получить Милость Бога, вследствие которой Бог поведет Арджуну через путь преданного служения и распорядится в нем его знаниями так, что все сомнения в нем непременно пойдут на нет. И этот путь непременно выведет Милостью Бога на духовный план. Но в свое время.


Рецензии