Пафосный раж Марии Захаровой

  Совсем недавно, в конце июля, израильский Кнессет принял решение о том, что день 9 мая отныне - государственный праздник страны.
  Россия приветствовала это решение и высказала благодарность Израилю за сохранение и поддержку общей исторической памяти.
  А спустя несколько дней, в передаче "60 минут", пресс-секретарь МИД Мария Захарова, оговорившись, что высказывает свое личное мнение, упрекнула Израиль в предательстве этой самой памяти.
  Что же такое экстраординарное случилось? В сущности, ничего:просто Захарова в очередной раз возмутилась поведением Польши, которая не желает, чтобы Россия принимала участие в строительстве нового музея в Собиборе. Прежние власти Польши не возражали против этого и даже приглашение присылали, а нынешние его отозвали.
  При чем тут Израиль? Представители Израиля, Нидерландов и Словакии входят в оргкомитет по созданию нового музея, и они не выступили против решения Польши - не приглашать Россию.
  На ковер в российский МИД были приглашены послы этих стран, и им было высказаны претензии в связи с такой позицией.
  В упомянутой передаче Захарова сказала, что еще как-то понимает позицию Нидерландов и Словакии, но не Израиля. И обвинила его в предательстве исторической памяти.
  Можно ли предать историческую память, сделав 9 мая государственным праздником?
  Наверно, если бы Захарова не вошла в пафосный раж, она хотя бы подумала об этом. А, может быть, и нет. Видимо, она руководствовалась другой логикой. В Собиборе - концлагере на территории Польши("Это был ад на земле, созданный людьми",- сказал Лех Валенса в бытность президентом)- погибло 250 тысяч евреев.
  Просуществовал он с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943. Фашисты сровняли его с землей и посадили на его территории картофель с капустой после того, как узники концлагеря подняли восстание.
  Руководил им советский военнопленный, еврей по национальности Александр Печерский. Лишь немногим удалось остаться в живых и вырваться на волю, в том числе и Печерскому с несколькими узниками.
  Они добрались до Белоруссии и вступили в партизаны. Когда же войска Красной Армии соединились, Печерского арестовали и отправили в штрафной батальон.
  Там он рассказал майору - командиру батальона историю Собибора, который был так потрясен ею, что отправил Печерского в Москву, в комиссию, расследовавшую преступления нацистов.
  Его выслушали Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые даже написали очерк о Собиборе.
  Но советская власть людей, особенно попавших в плен, да к тому же евреев, отнюдь не жаловала. Печерского не только не наградили за мужество и отвагу, но в период борьбы с космополитизмом даже уволили с работы,- а занимал он всего-то скромную должность администратора в местном театре в Ростове-на-Дону, и пять лет вообще не мог устроиться на работу.
  Конечно, в новой России к нему отнеслись с должным уважением:есть улица его имени, в минувшем году он награжден Орденом мужества.
  Но и в Израиле ему отдали должное:в Цфате одна из улиц названа его именем. а в Тель-Авиве возведен ему памятник.
  И как после всего этого можно говорить о предательстве Израилем исторической памяти? Может, упрек Захаровой следовало отослать в советское прошлое, а не в нынешний Израиль?
  В оргкомитет по созданию нового музея Собибора входит представитель Национального института памяти "Яд Вашем". Он занимается сугубо исследовательской работой, и в "разборках" двух государств - Польши и России - не должен участвовать.
  "Очень четкая и постоянная позиция в отношении Второй мировой войны и участия Красной Армии. Ценим вклад российского народа и Красной Армии в Победу, для нас это принципиальная позиция, которая соединена с нашей историей, историей российского народа, других народов",- заявил директор первого евразийского отдела МИД Яков Ливни после высказывания Захаровой.
  Иногда пресс-секретарю, особенно такого важного учреждения как МИД, стоит сначала подумать, а не входить в раж, высказывая даже свое частное мнение. Особенно, когда речь идет о межгосударственных отношениях.      


Рецензии