Ступени времени. картина 1
1919год. Лето. Вечер, солнце зашло. Юго-восточный берег Крыма. У
какого-то деревянного строения на берегу двое мужчин ведут разговор –
Первый – Станислав, я понимаю, что этот человек лично предан Вам и сделает все, чтобы благополучно доставить нас по назначению, но условия пути меня очень беспокоят. Как морской путь выдержат дети? Сколько часов мы будем в море?
Второй – Антон, я полностью доверяю этому человеку. Коста - вольноопределяющейся и уже несколько лет служит под моим началом. Для этой его экспедиции в Закавказье имеются веские причины и она согласована с командованием. Поэтому я и решил воспользоваться этой возможностью, чтобы переправить вас в Тифлис, где у Вас есть родственники, куда большевики не добрались и если даст Бог не доберутся. А в море, если не причаливать к берегу, вам предстоит пробыть около суток.
Антон – Станислав, Вы надеетесь на англичан, их заинтересованностью в кавказской нефти?
Станислав – А почему бы и нет? Кстати, в Бакинские нефтепромыслы вложены деньги и других европейских государств.
Антон – Вы имеете ввиду Ротшильда и шведов - братьев Нобелей?
Станислав – Да, в частности и их. Никому не хочется уступить все большевикам, да и правительства самопровозглашенных закавказских республик не склонны присоединяться к Ленинской России.
Антон – А у наших войск, собранных в Крыму, разве нет планов наступления на Москву?
Станислав – Планы-то есть и новый командующий , барон Врангель, полон энтузиазма, но это вряд ли скоро осуществится. Так что вам, трем взрослым образованным людям – моей Надежде, Вашей Антонине и Вам, Антон Симфорианович, придется найти возможность зарабатывать на жизнь и воспитывать наших детей. Я, конечно же, при первой же возможности, если это угодно судьбе, к вам присоединюсь. И, конечно же, если удастся повидать кого-нибудь из родных, то сообщу им о вашем местопребывании.
Антон – Да, разбросала нас судьба, где они теперь – наши Николай, Яков, Анна? Живы ли? Да и Вам, Станислав, есть кого из Ваших искать.
Тут открывается дверь, из строения появляется женщина и подходит к
беседующим мужчинам и говорит –
Надежда – Господа, разрешите и мне принять участие в вашем совещании и уточнить какая мне предназначается роль в ваших планах.
Антон – Конечно, сестра, только прежде скажи - как настроены к переменам дети, каково их настроение?
Надежда – Братец, твои – Вера, Борис и Ксения - более спокойны, чем наши Анастасия и Елена, так как твои едут с папой и мамой. А сейчас Антонина успокаивая всех, рассказывает им сказку-импровизацию, где нет места всяким страшным чудовищам и грозным разбойникам.
Станислав – Дорогая, ты же понимаешь, что я не могу отлучиться из штаба на длительное время, ведь возвращение Косты и его команды планируется только через 8-10 дней. А твоя роль во всей этой истории самая значительная, ведь Антон даже не знаком с вашей общей сводной сестрой – Татьяной Даниловной. А я очень надеюсь, что она как-то поспособствует на первых порах вашему устройству в Тифлисе. Да и твои связи в структурах международного Красного Креста нужно будет использовать для этих же целей.
Антон – Так что сестра, главное действующее лицо - это ты, мы же с моей Антониной только твои помощники. Что касается Татьяны, то я только знаю, что отец её из семьи нефтепромышленников и, влюбившись во вдовствующую нашу матушку, которая была значительно старше него, женился на ней, и у них родилась дочь, которой сейчас должно быть лет этак двадцать.
Надежда – Дорогие мои, если все нужное обговорено, идемте к детям, ведь не может же сказка Антонины длится бесконечно.
Все трое входят в строение, состоящее из одного, достаточно загруженного
какими-то предметами помещения. На длинной лавке сидят все дети –
Вера(9лет), Анастасия(8 лет), Борис(8лет), Елена (6 лет), Ксения(6лет).
Дети вскакивают. Антонина прерывает затянувшуюся импровизацию.
Станислав – Дорогие мои дети, вам предстоит переезд в город Тифлис, где вы будете временно жить. В этом городе живет ваша тетя, Татьяна Даниловна, сестра Антона и Нади. Меня здесь задерживает служебный долг, но при первой же возможности я приеду к вам.
Борис – А как мы доберемся до Тифлиса? Он же не у моря?
Станислав – Действительно, он не у моря, но с кавказского побережья, на которое вас доставит судно господина Косты, моего верного товарища, вы по железной дороге доберетесь до Тифлиса.
Во время всего этого разговора трое вошедших взрослых стоят у самых
дверей. Станислав стоит полуобнявши свою жену. Скрипнула дверь и в
помещение заходит мужчина в бушлате. Он, обращаясь к Станиславу, говорит –
Коста – Ваше высокоблагородие, все готово. Пора отчаливать.
Станислав – Вот и хорошо. Сейчас выйдем.
Он каждого из отъезжающих обнимает и целует и все берут доступную для
каждого из них поклажу и один за другим выходят из помещения. Вещей мно-
го. Двое помощников Косты нагружаются поклажей пассажиров и все по пирсу
направляются к пришвартованному небольшому судну. Последними выходят
долго прощавшиеся и что-то тихо говорившие друг другу Станислав и
Надежда. Все кроме Станислава и Косты уже погрузились на корабль.
Станислав – Коста, я Вам доверил самое дорогое! Теперь мне только остается молиться за удачное осуществление наших планов. Бог нам всем в помощь!
Коста – Станислав Николаевич, не извольте беспокоиться. У нас все продумано, Ваши близких я буду сопровождать до самого Тифлиса и обеспечу на первое время лучшими номерами в гостинице. Мы, греки, умеем хранить верность за доброе отношение к себе.
Станислав – Нисколько в этом не сомневаюсь, да хранит Вас Господь, мы ещё послужим России.
Крепким пожатием рук Станислав и Коста прощаются друг с другом. Коста
всходит на корабль. Слышится его команда и судно отходит от причала.
Станислав еще долго стоит на пирсе, смотрит вслед судну, вглядываясь в
темноту.
В крытом помещении судна находятся все пятеро детей и трое взрослых
пассажиров. Младшие девочки Елена и Ксения жмутся к своим мамам –
Ксения – Папенька, а почему Коста сказал Станиславу Николаевичу – Ваше высокоблагородие?
Антон – Так армейский устав предусматривает обращаться к полковнику или подполковнику.
Ксения – А генералу надо говорить как?
Антон – Если это генерал третьего или четвертого чина, то Ваше превосходительство.
Борис – То есть если это генерал- лейтенант или генерал- майор?
Антон – Верно. Но если это генерал первого или второго чина, то есть генерал фельдмаршал или генерал рода войск - от инфантерии, или артиллерии, или кавалерии, то обращаться следует так: Ваше высокопревосходительство.
Анастасия – И что же теперь с нами будет в этом странном Тифлисе?
Борис – А что может быть там хорошего? Тиф ведь страшная болезнь.
Антон – Но тамошнее население всегда его называло Тбилиси. Вероятно теперь, после того как большевики разрушили Российскую империю, этот город официально так и называется.
Вера – Но теперь он не Россия и на каком языке там говорят?
Антон – Там всегда говорили на нескольких языках: русском, грузинском, армянском, осетинском, азербайджанском. Но основным государственным языком был русский.
Вера – А какого вероисповедания там местное население? Как относятся к православию?
Антон – Население в основном православное, но есть там и католический собор и григорианская церковь, и мечеть, и синагога, и даже кирха.
Борис – Следовательно, у каждой из них есть и достаточно прихожан. И уживаются?
Антон – Вполне. Грузины были тесно связаны с Византией и приняли православие ещё в IVвеке, так что народы разного исповедования веками проживали вместе, уважая друг друга и каждую из религий.
Анастасия – И что же теперь с нами будет в этом многоязычном Тифлисе?
Антон – А будет то, что мы взрослые будем работать, а вы дети будете учиться в тамошних гимназиях.
Анастасия – Но ведь большевики закрыли все гимназии.
Вера – Ну что ты как маленькая, ведь мы едем туда потому что там большевиков нет.
Борис – Может быть они там и есть, но у них нет там власти.
Анастасия – Но ведь в России они власть взяли, может быть и там возьмут. Тогда куда мы? И папеньки с нами не будет.
Антон – Анастасия, милая, не волнуйся, все как-нибудь устроится и Станислав Николаевич рано или поздно к нам присоединится.
Анастасия – А в тамошних гимназиях будет французский язык, а то я его еще не твердо освоила. А как моя музыка?
Борис – Настя, не раскисай, вон нас сколько родных с тобой. И ведь сказано тебе – все наладится. Будет тебе и французский и латынь и фортепианная музыка.
Анастасия – Хочется верить. Дай-то Бог.
Вера – Вот и правильно. Будем верить и молиться.
Через некоторое время Коста входит в помещение где
расположились пассажиры и, обращаясь к Надежде, говорит –
Коста – Сударыня, если считаете, что пора ужинать, то мы раскочегарим самовар и через 15 минут можно будет пить чай.
Надежда – Прекрасно, но как организовать мытье рук для детей.
Коста – Запас питьевой воды у нас ограничен, и для того чтобы для её пополнения специально не подходить к берегу, могу предложить мыть руки морской водой.
Надежда – Ну что ж, конечно, возможен и такой вариант.
Коста – В таком случае распоряжусь, чтоб сюда принесли тазик и воду.
Через минут 10 один из помощников Косты принес им небольшой тазик
и большой глиняный кувшин с водой. И когда с мытьем рук было
закончено, им внесли горячий самовар. Чай пили с припасенными
кренделями.После чаепития Антонина, обращаясь к Антону, сказала –
Антониа –Хотя Коста и не хочет приставать к берегу, но из взятых нами продуктов обед не изготовишь. Антон, пожалуйста, переговори с ним об этом.
Антон – Пожалуй, сейчас же и переговорю.
Антон выходит из каюты и, вернувшись через некоторое время, говорит –
Антон – Коста считает, что разумней бы было не терять времени и не приставать к берегу, чтобы успеть на завтрашний вечерний поезд из Поти до Тифлиса. А для обеда предлагает рыбу в любом количестве. Причем и готовить нам её не придется, нам подадут её уже в готовом виде.
Надежда - Кажется, это разумный выход. Совсем не хочется где- то ждать целые сутки следующего поезда.
Антонина – Славно. Выходит нам только остается решить, в каком виде мы предпочитаем видеть эту рыбу. Ведь мы не очень-то умеем готовить ее.
Надежда - Вряд ли у них с собой есть специи, так что лучше пусть будет отварная.
Антон – Давайте предоставим самим хозяевам выбирать, как им готовить. Уверен, они изготовят то, что у них получается наилучшим образом, и мы на этом не прогадаем.
Надежда - Если это у тебя тактическое решение, то я согласна, если стратегическое и ты во всем готов соглашаться с Костой, то …
Антон – Давайте не будем мудрить. Нашему барству приходит конец – нам придется в образовавшейся Грузинской республике быть служащими. Настроимся на это, нужно привыкать.
Надежда - Увы, ты прав, я хоть и работала в международном Красном Кресте, к общению с неравными себе до сих пор не очень привыкла.
Антон – Боюсь, что нам придется попадать в ситуации, когда нас будут считать неровней себе местные националисты.
Антонина - Из-за незнания местных языков? Ведь ты говорил, что все национальности жили там без вражды?
Антон – Можно жить без вражды, но относится к другим свысока. По-моему мы с вами именно так и жили и не считали всех их себе ровней.
Надежда - Ты прав, но это не вырывалось у нас наружу. По крайней мере, у меня.
Антонина - Кажется, в этом отношении нам лучше было попасть во Францию, их ещё Александр I убедил в нашем равенстве. Да и их язык нам почти родной.
Чаепитие прошло в спокойной обстановке. Море было спокойным и чай из
кружек не выплескивался. Выданные детям крендели были без упирательств
съедены. А вот подготовка ко сну была сложной – для устройства
спальных мест использовался и кусок толстого брезента, и запасенные к
поездке пледы, и все приспосабливаемые для этой цели вещи. Дети,
утомленные событиями, заснули быстро. Озабоченные взрослые, в
неприспособленном для ночного отдыха такого количества людей
помещении, только время от времени дремали. Утром проснулись как-то
все сразу.
Надежда - Наверно давно пора вставать?
Ксения - Маменька, мне бы выйти.
Антонина - Встаем, раз дело не терпит. Но ведь мы с тобой недавно выходили?
Вера – И я с вами.
Антонина - Конечно, идем.
Втроем выходят из помещения. Антон поглядывает на ручные часы –
Антон – О! в общем- то не так уж и рано – почти восемь.
Анастасия – Не хочу торопиться в этот странный Тифлис.
Борис – Опять ты сестрица за своё. Поверь, все будет хорошо.
Анастасия - Как может быть хорошо, когда кругом будут говорить на незнакомых языках. Нам бы во Францию.
Борис – Но ты ведь и французский до конца не доучила.
Анастасия – Это - правда, но осталось так мало. Практически я все понимаю и все могу сказать.
Борис – То есть, как говорят французы - пробегающего можешь остановить!
Анастасия – По-французски я такого выражения не знаю.
Открывается дверь, в которую Вера кричит –
Вера – Выходите, дельфины!
На её призыв откликаются все находящиеся в помещении и высыпают на
палубу. Действительно, рядом с судном некоторое время плывет стайка
дельфинов. Дети зачаровано на них смотрят, а затем, под присмотром
взрослых моют руки и лицо морской водой и поодиночке возвращаются в
каюту пить чай с печеньем, предварительно поев салат из помидор с
огурцами и хлеба с сыром. После завтрака Антон с детьми снова вышли на
палубу –
Вера - Сейчас мы сидим на солнышке, даже кое-кто прячется от него, а не будет ли бури?
Елена - Ой, я боюсь!
Ксения – И я, и я очень боюсь!
Антон – Милые мои Елена и Ксения, не бойтесь. Сегодня никаких ветров и бурь на море не будет. Мне это объяснил Коста – он заметил, что сегодня чайки не парят в воздухе и стаями плавают по воде, а это верный признак хорошей неизменчивой погоды. Да посмотрите сами - вон они как белые лепестки магнолии разбросаны по воде.
Борис – А когда они парят и с воздуха рассматривают добычу?
Антон – Как известно море и воздух обмениваются теплом. Сегодня воздух теплее воды и им трудно парить, так как воздух дует сверху на крыло. Сегодня давление высокое – хорошая погода не изменится. Когда же вода теплее воздуха – давление низкое, а значит погода переменится.
В это время, подошедший к пассажирам, Коста говорит –
Коста – При первых же признаках надвигающейся непогоды мы подойдем к берегу и если будет необходимость - высадимся. Так что ни о чем не беспокойтесь, за изменением погоды я пристально слежу.
Борис – Господин Коста, а не расскажете ли Вы нам - какие рыбы водятся в Черном и Азовском морях?
Коста – Отчего ж, охотно. На большой глубине в Черном море живых существ нет, потому что там газ – сероводород. На меньших глубинах водятся: морские скаты, морские иглы, морские коньки, крабы, моллюски. А из рыб – тунец, скумбрия, кефаль, сельдь, бычки. Из Черного моря тюлька и хамса летом массово уходят в Азовское море на откорм, там много зеленых водорослей – планктона, которым питаются и азовские лещ и бычки.
Вера – А Азовское море глубокое?
Коста – Нет, самая большая глубина на Азовском море всего 13 метров.
Борис – А летучие рыбы здесь есть?
Антон – Дети, если дать вам волю, вы засыпите господина Косту вопросами, а в это время судно остается без капитана. Давайте поблагодарим его за интересный рассказ и отпустим заниматься капитанским делом.
Коста – И вправду, мне пора вас покинуть, но в свою свободную минуту снова к вам подойду и надеюсь услышать ответ на следующий вопрос: какие лопасти хвоста у рыб, питающихся у поверхности моря, на глубине и у каких везде и стол и дом?
Борис – Господин Коста, большое спасибо Вам за познавательную беседу. Будем Вас ждать.
Коста отправился по своим капитанским делам, а Антон напомнил детям о
том что –
Антон – Лопасти хвоста у рыб служат двигателем и рулем, причем рыба может рулить нижней или верхней лопастью по отдельности.
Анастасия – Я часто наблюдала за рыбками в аквариуме, но там больше вуалехвостки у которых и не поймешь, что там длиннее, что короче.
Вера – А в нашем аквариуме были и сомики, которые плавали у самого дна. Но какие у них были плавники не помню.
Борис – Да, когда сыпали им корм, не все рыбки поднимались к поверхности.
Ксения – Наши узкие длинные черные рыбки имели хвост с длинным верхом.
Вера – Да это ж наши аквариумные сомики, это они длинные и черные. Ксения права.
Борис – Никто и не спорит – рыба, имеющая длинную верхнюю хвостовую лопасть, кормится на глубине. А вот у летучей рыбы, о которой я спрашивал, вероятно, имеется хвост с длинной нижней лопастью. Так что наш ответ готов!
Елена – Ну а как о тех рыбах, у которых и стол и дом везде?
Борис – Да тут все ясно – у таких рыб обе лопасти одинаковой длины. Так и ответь Косте.
Анастасия – А что? Косте будет отвечать Елена?
Вера – У нас самые младшие Елена и Ксения. Пусть они и отвечают.
Елена – Пусть тогда Ксения – она самая догадливая.
Борис – Вот и пришли к концессии – пусть отвечает Ксения, она не растеряется.
Все это время Антон с улыбкой смотрит на детей и не вмешивается в
их рассуждения
Борис – Елена не расстраивайся, если будут ещё загадки, отвечать предоставим право тебе.
Елена – Вот ещё, расстраиваться, я же сама предложила Ксению.
Буквально минут через десять, когда у ребят все решено, к ним
подходит с небольшим пакетом Коста и выслушав правильный ответ
Ксении предлагает решить еще одну задачку -
Коста – Ответ правильный, молодцы! А вот теперь я вам оставлю одну из рыб, которых вам подадут на обед. Это скумбрия. Можно ли определить - сколько ей лет?
Коста осторожно кладет на свободное место завернутую в чистую
тряпицу довольно большую, сантиметров эдак двадцати, сырую рыбу и
протягивает Борису увеличительное стекло –
Коста – Через какое-то время я к вам загляну и буду очень рад, если услышу правильный ответ на этот трудный вопрос.
Коста уходит. Дети некоторое время сидят молча, по-видимому, вопрос
их ошарашил своей кажущейся трудностью. Антон тоже насторожен -
Борис - Однако, раз нам дана лупа то вероятно для того, чтоб с её помощью искать ответ.
Вера – Глубокая мысль – « Если на стене висит ружьё оно должно выстрелить».
Борис – Это касается только театральных постановок.
Анастасия – Ну так давай идею «… не мальчика, но мужа»
Борис – «… Будет вам и белка, будет и свисток». Вот, например, возраст дерева можно определить по числу колец.
Антон – Сразу видно, начитанная молодежь.
Анастасия – Но для этого дерево нужно распилить, а это нам не подходит.
Вера – Может увеличительное стекло поможет нам найти кольца.
Анастасия – Видно эти кольца очень маленькие, раз нужна лупа.
Борис развернул тряпицу с рыбой и рассматривает через лупу её
поверхность -
Борис – Вот так-так, а на чешуйках действительно можно рассмотреть кольца. Они чередуются полосками: то шире, то уже, то светлей, то темней. Как вы, вероятно, видите, лопасти у этой рыбы одинаковой длины.
Ксения – А это значит, что она находит себе пищу и у поверхности и внизу.
Вера – Ну, это мы уже освоили. Пойдем дальше.
Вера подходит к Борису, отбирает у него лупу и, склонившись над рыбой,
рассматривает её –
Вера – Я насчитала на чешуйке восемь колец. Неужели этой рыбе 8 лет?
Анастасия – А почему бы и нет, восемь лет даже аквариумные рыбки живут. А тут морская.
Борис – Выходит ответ у нас готов. Иди сюда Елена взгляни на кольца, ведь тебе отвечать Косте.
Елена – А если он меня спросит – почему мы так решили? Что я отвечу?
Антон – Я думаю, что растет рыба и вместе с ней растут её чешуйки. Зимой чешуйки и сама рыба растут медленнее, чем летом и меньше пропитываются известью. Зимняя полоска кольца получается более узкой и светлой чем летняя. Сколько на чешуйке светлых зимних колец – столько и лет рыбе.
Елена – А почему надо считать по зимним кольцам, а не по летним?
Анастасия – А потому что рыбы рождаются летом. Таким образом, за один год на чешуйке появляется сначала темное колечко, а потом светлое.
Елена – Если рыбу поймают в конце лета, то темных колец у неё будет больше, чем светлых?
Анастасия – Конечно!
Елена – Значит нашей рыбе не 8 лет, а восемь с половиной!
Борис – Вот это да, вы девочки просто молодцы!
Когда пришел Коста и выслушал объяснение Елены о том, как был
определен точный возраст рыбы – он был просто поражен и хвалил детей
безмерно. Особенно его поразили эти приплюсованные полгода. Уходя, он
даже забывал взять обратно свою лупу, пришлось Борису напомнить ему о
ней. Несказанно был доволен и Антон. Дети ликовали.
Антон – Дорогие мои, вы просто проявили великолепные аналитические способности. Я очень горд за вас!
Коста – Дети, вы превзошли все мои ожидания, в вас я вижу будущих больших философов – Аристотелей и Архимедов. Родители могут вами гордиться.
Антон – И впрямь, вы - большие молодцы, но помните, что вам предстоят еще годы упорной учебы.
Анастасия – Я хочу учиться и музыке и иностранным языкам. Только дайте мне хорошее образование.
Антон – Мы родители, будем стараться дать вам хорошее образование. Бог нам в помощь.
Когда пассажиры были приглашены к обеду, на палубе был установлен
низкий длинный деревянный столик, покрытый скатертью. На каждой
глиняной тарелке лежало по одной совершенно золотого цвета скумбрии
холодного копчения. В отдельных мисочках были помидоры, огурцы и
куски сыра. На столе были и восточные лаваши. Все выглядело как на
пикнике,и дети были страшно довольны. Запивали все сладким чаем.
Обед прошел оживленно.
После обеда обе женщины пошли в каюту устраивать спать младших
девочек, а Антон с остальными остался на палубе
Борис – Папенька, я знаю, что Архимед был изобретателем, но почему-то Коста назвал его философом?
Антон – Ты знаешь, обрисовать все формы присущие философскому мышлению - это целая философия. Древнегреческий философ-натуралист Аристотель (IV век до н.э.) дал полное и понятное положение всех разделов философии – логики, метафизики, физики, политики, риторики. А теперь попробую объяснить: как тебе известно, существует материальный, видимый мир и эфемерный, невидимый мир. Поэтому философы могут заниматься как натуральной философией – анализом существующих материальных вещей, их взаимодействием, возможностью их усовершенствования и создания новых приспособлений, основанных на принципах заимствованных у природы, так и умозрительной философией - рассуждениями о невидимом мире. Для Аристотеля Бог – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и преобразований. Некоторые более поздние философы, взять того же Гегеля, считали, что Бог пребывает за пределами добра и зла. Поэтому вся Вселенная – Бог. Бог одушевляет вселенную.
Борис – Но ведь у нас считается, что Бог создал вселенную, но останется жив, если она погибнет.
Антон – Ты прав, этим то христианская идея отличается от пантеизма.
Анастасия и Вера, которых не увлекла затронутая Борисом тема, ушли в
каюту
Борис – Конечно, Гегель для меня трудноват, но то что Архимед, конечно же, философ я прекрасно понял. Спасибо.
К Антону и Борису подходит Коста и говорит –
Коста – Господа, часа через два будем высаживаться, после чего я отправлюсь в город за билетами, а один из моих помощников займется вашей перевозкой на железнодорожную станцию. Второй же мой помощник будет сторожить судно. Советую вам пойти прилечь, отдохнуть.
Антон – Весьма разумно. Спасибо,Коста, мы так и поступим.
Они расходятся
Антон – (Войдя в каюту) Объявляется тихий час, по возможности засыпаем. Через пару часов предстоит высадка на берег.
Антонина – Мы зайдем прямо в порт и он недалеко от железнодорожной станции?
Антон – Нет и до станции нужно добираться транспортом. Но Коста обещал все организовать.
Надежда – И что бы мы без этого Косты делали?
Антон – Без него этой поездки не было бы, Станислав знал что делает.
Надежда – Ну что ж, отдыхаем.
Когда пришло время выгружаться на берег, все пассажиры были уже
готовы и высадка произошла без суеты. Оказалось, что на судне
находился велосипед, который Коста тут же оседлал и отправился на
станцию. Один из его помощников отправился в селение за телегой и
довольно скоро привез её. Они с возничим загрузили поклажу
пассажиров и, взгромоздившись на телегу, все отправились за Костой.
Анастасия – Фу, как неудобно и как трясет, лучше было бы верхом на лошади.
Надежда – И где бы мы тебе нашли соответствующую одежду, потерпи до Тифлиса.
Анастасия – Может и там её нет, это ж не Париж.
Борис – Во всяком случае на фотографиях я видел тифлисских дам в парижских шляпках, так что для тебя Анастасия не все потеряно.
Наконец, добрались до привокзальной площади .Тут же к ним подъехал
Коста и заявил, что приобрел для них билеты на поезд в два купе, в
каждом из которых по четыре спальных места. Поезд отправляется через
час. Его помощник на велосипеде отправился на корабль, а нагруженные
вещами носильщик, Коста и Антон в сопровождении дам и детей
отправились на перрон. Уже устроившись в купе с дочерьми и Борисом
(остальная четверка в соседнем купе) Надежда забеспокоилась –
Надежда – Коста, а как же Вы?
Коста – Не извольте беспокоиться, мадам, я в соседнем вагоне. Если понадоблюсь обратитесь к проводнику, он знает где я буду и вызовет меня. В вагоне можно заказать чай с печеньем. Перед самым Тифлисом я к Вам подойду, расплачусь с проводником и организую высадку.
И пожелав всем спокойной ночи , он уходит.
Свидетельство о публикации №217081901726