Матрос Пётр Ведров

Толстая тетрадь, исписанная аккуратным ровным почерком. На ней значится – «Для семейного чтения».  В тетради мысли автора и афоризмы великих людей о труде, жизни, здоровье физическом и духовном.

Петр Лукьянович Ведров родился в 1916 году в селе Тоя-Монастырское Колыванского района Новосибирской области, он крестьянин по происхождению, интеллигент по сути.
В его автобиографии прослеживается становление советского человека – активист коллективизации, руководитель школы Ликбеза (ликвидация безграмотности)
С 1934 года правление колхоза поручает ему как грамотному активисту возглавить почтовое отделение села и направляет на учебу в Новосибирский техникум связи. С этого времени он останется верен избранному пути и более 50 лет проработает в Новосибирском областном управлении связи.
Но с 1937 по 1945 год судьба забросит его на Дальний Восток. Он будет служить на Камчатке в 60-м морском пограничном отряде, охранять наши рубежи от японской военщины.
По договору Гитлера с японским императором, Япония намеревалась напасть с востока, а Гитлер с запада. А встретиться они рассчитывали на Урале. К счастью этим вражеским планам не суждено было осуществиться. Тогда же японцы грубо нарушали границы прибрежных вод Камчатки. За период с 1941 по 1943гг. ими было совершено более 500 провокаций и потоплено 18 наших судов.
Матрос II статьи Петр Ведров делил вместе со всеми тяготы и лишения военного времени. В суровых климатических условиях Камчатки техника ломалась, и корабли выходили из строя. По долгу службы матросам приходилось устранять аварии в ледяных водах Охотского моря. Нашим войскам не давали расслабиться. Тактические занятия и боевая подготовка проводились приближенно к боевым условиям.
В 1945 году, когда была объявлена война с Японией, Петр Ведров участвовал в боях при освобождении островов Курильской гряды.
На острове Уруп Японцы сильно укрепились и имели численное преимущество, но островом необходимо было овладеть и выбить с него противника.  Перед Ведровым и его товарищами была поставлена задача - осуществить выгрузку с корабля техники, транспорта, кухни, продовольствия, лошадей и боеприпасов при взаимодействии нашей авиации. Не имея причалов, под сильным огнем противника, волнении на море, нехватке переправочных плавательных средств, матросы делали свое дело. Лошади падали в воду, люди гибли, но задача была выполнена.
Японцы скрывались под землей на глубине до 30 метров, там у них были жилые помещения, склады с продовольствием и   боеприпасами, санчасть, имелась телефонная связь и электроосвещение. С этой глубины были выходы к морю, и они имели возможность вести перекрестный огонь любым оружием на море.
Постепенно шаг за шагом наши солдаты продвигались вперед, выбивая противника из его логова. Более 4 тысяч японских солдат и офицеров было пленено, и остров Уруп был полностью освобожден.
А затем Петра Ведрова и весь личный состав 302 особого стрелкового батальона перебросили на освобождение острова Матуа. Здесь японцы сопротивлялись недолго. Они капитулировали, и в плен было взято 3 тысячи человек. Но не успели люди оправиться от военных действий, как на Матуа произошло сильное извержение вулкана. Остров содрогался, летели камни, шлак, атмосфера наполнялась удушливым газом. Поступил приказ надеть противогазы и немедленно эвакуироваться на остров Южный Сахалин.
Петр Ведров с десятком человек отплывал на последнем баркасе. Начался шторм. Баркас понесло через пролив в Тихий океан. Волны захлестывали, надежды на спасение не оставалось. На следующий день баркас стало прибивать к острову, но, в полутора километрах от суши он наткнулся на подводный риф и разбился вдребезги. Людей затянуло под воду, они погибли. Но видно в рубашке родился Петр Ведров. Уцепившись за толстую палку, он до последнего момента сопротивлялся стихии. В бессознательном состоянии волны выкатили его на берег. Очнулся он на операционном столе. Вскоре его самолетом переправили в госпиталь Новосибирска.
Петр Ведров благодарный человек, он помнит имена всех командиров, врачей, которые спасли ему жизнь, добрых людей, встретившихся на его жизненном пути. Он добросовестно трудился в должности начальника отделения связи, вел активную общественную жизнь, был председателем местного комитета профсоюза, членом Новосибирского обкома профсоюза связи, депутатом Барышевского сельского совета, является почетным гражданином села Барышево.
«Я хочу жить и хочу знать, что будет с нашей страной дальше», - сказал он мне. Живите, Петр Лукьянович. И пусть ваш ум будет таким же здравым, а память такой же ясной, как сейчас!
Галина Шевцова
2006г


Рецензии
очень прямо, просто, честно, не отпускает внимания до последней строки.
хорошо, Галя.

Ирина Подюкова   11.09.2017 19:29     Заявить о нарушении
Кстати, о Ведрове - первая моя статья об участниках "ВОВ". Когда её опубликовали, редактор вестника устроила мне "разгон" и запрет на дальнейшую публикацию этой серии. Но, когда я и дальше стала встречаться с участниками ВОВ и приносить в редакцию статьи, она "смилостивилась", статьи печатали, но обещанный ранее гонорар, так и не выплатили. Так что все статьи написаны мной на добровольной основе. Это не газета "Авангард" в Мантурове в 70-е годы. Там финансовая дисциплина была, как положено. Отдаёшь статью, считается кол-во слов, и по почте приходит гонорар. Всё было честно.

Галина Шевцова   12.09.2017 15:10   Заявить о нарушении