Красивая легенда

                Моим землякам – Л.Л. и М.В. Подаруевым

Во второй половине дня подъехали к Домскому собору, постройке тринадцатого - пятнадцатого веков. Экскурсовод - высокий латыш, хмурый, неразговорчивый (что у людей этой профессии случается редко), попросил всех оставаться в автобусе, а сам направился в собор. Вернувшись, сообщил, что MAESTRO сегодня нет, и послушать органную музыку не представится возможным.
В группе экскурсантов, состоящей из  «физиков» и «лириков», послышался недовольный ропот. Математик выразился:
- Ну, в-о-о-от…расквадрат-твою в гипотенузу…чего мы тогда сюда ехали?
 - А что мы даже ни собор, ни постройки не осмотрим? - спросила Лидия – историк.
Экскурсовод коротко ответил:
- Сейчас осмотрим, - и повел группу в собор.
Он рассказывал негромко и немногословно:
- Перед вами древнейший историко-архитектурный памятник Латвийской Советской Социалистической Республики - Домский собор с монастырем Домского капитула ( Совета из духовных лиц), отличающийся монументальностью и символикой форм. Это музей и концертный зал. Здесь установлен один из наиболее известных органов в мире. После реставрации почти через сто лет он обрел новую силу и звучание. Высота конструкции органа с трехэтажный дом. Убранство внутренних помещений, гармоническое сочетание форм и объемов не оставляют никого равнодушным, но все это – результат многочисленных перестроек. Сейчас длина здания 87 метров, ширина- 43, высота среднего нефа 26 метров, а башни со шпилем – 90 метров. Как видите, здесь переплелись все стили: монументальный романский: например, осмотрите алтарь, готика со стрельчатыми окнами-витражами (указал на яркие краски окон) и Возрождение (повел рукой по скульптурам собора). Толщина культурного слоя вокруг Домского собора почти три метра. Раньше люди поднимались вверх по лестнице, чтобы попасть в собор, а сейчас для этого спускаются вниз.
Химик его спросил:
- А когда реставрировался орган?
Несколько повысив голос, экскурсовод укорил:
- Я только что сказал об этом. А Вы не обратили внимания, значит, это Вам неинтересно… - и демонстративно отвернулся от химика, снова в виде тезисов продолжая рассказ.
Химик обронил:
- Ангидрит-твою перекисью марганца… «ученый малый, но педант», как говаривал классик…
Лидия старалась все записать для «Путевых заметок» в местную газету, но оставила эту затею, с обидой поглядывая на экскурсовода. Ее нутро историка тоже не выдержало:
- Послал же Господь экскурсовода! Империализм-твою эмпириокритицизмом… - и сердито забросила в сумочку ручку и блокнот.
- Русских тут не очень-то жалуют, смотрю, - сказала она Михаилу-физику.
Экскурсанты по двое, по трое разбрелись от экскурсовода, кто куда. А тот невозмутимо встал недалеко от входа, поглядывая на улицу. Вскоре в дверь впорхнула  молоденькая стройная девушка с мегафоном в руках. Он пошел ей навстречу, о чем-то быстро заговорил на своем языке, приобнял за плечи. Так они  вышли на улицу.
Экскурсанты уже ходили по двору, рассматривали старинные постройки. Ксения-литератор мечтательно вздохнула:
- Хорошо бы побывать в Реймском соборе, вот, говорят шедевр готики! У меня тетя бывала там, рассказывала, что витражи окон собора (их примерно 180) – лучшие в мире, а окно-розетка диаметром 12 метров - вообще единственное в своем роде.
Экскурсовод пригласил всех в автобус, усадил, извинился за небрежную экскурсию, сказавшись очень больным, представил нового экскурсовода – эту девушку – и попрощался с группой, наконец-то, улыбнувшись:
- А ругательства ваши мне понравились… никогда не слыхивал… Как там… расквадрат в гипотенузу ?
Автобус двинулся. Девушка, взяв мегафон, назвалась Эрной и сразу начала  рассказ  обо всем, что  мелькало за окнами: площадь ли, дом ли, парк или улица, чем-то знаменитые. Лидия едва успевала записывать за ней. Эрна обратила внимание даже на оформление памятников: битый кирпич рассыпан по кругу или квадратом у памятника и обрамлен черным каменным углем шириной 30-40 сантиметров, а по краям – цветы - белые или розовые. Удивительно кто-то придумал: и просто, и оригинально. Нигде такого не видели, хотя путь проделали немалый. Экскурсанты оживились, засыпая Эрну вопросами. Она охотно отвечала. С таким экскурсоводом часы летели незаметно. Но уже приближалось время отправления  экскурсантов на железнодорожный вокзал к поезду. На прощание Эрна предложила посетить одну маленькую православную церквушку. Все согласились.
Небольшое помещение церкви встретило прохладой. Иконы и окна так блестели, так были свежи и ярки, как будто только сейчас  созданы. Эрна рассказывала:
- Православие - одно из трех главных направлений в христианстве наряду с протестанством и католичеством. Слово «православие» в переводе с греческого «ортодоксия», что означает «правильная вера». Как вы знаете, в 1054 году произошел раскол из-за разногласий по поводу  богослужения и взаимоотношений трех сущностей Святой Троицы. Православная церковь насчитывает более ста миллионов приверженцев. Вот эта икона… - Эрна подождала, пока экскурсанты подойдут поближе.
И, переходя от одной иконы к другой, рассказала историю этой церкви. Остановилась у небольшой витрины. На позолоченном блюде лежали пряди белокурых волос. Эрна о них рассказала красивую легенду:
- По преданию, эти пряди волос принадлежали прекрасному и доброму юноше из древнего и богатого рода. Он их срезал со своей головы именно в этой церкви много-много лет назад и подарил своей возлюбленной - славной девушке из простой крестьянской семьи, чтобы она его никогда не забыла, и никакие жизненные обстоятельства не смогли никогда разлучить их. В тот момент, когда юноша дарил девушке эти пряди, вдруг в церкви сами собой зажглись все свечи в подсвечниках, и стало светло, словно засияло солнце. Это было знаком, что Всевышний благословляет их Любовь. И теперь было неважно, согласятся ли родители юноши взять в невестки эту бесприданницу. Глядя на свечи, молодые люди взялись за руки и вслух дали клятву никогда не расставаться, и попросили Всевышнего помочь им в этом. Много испытаний выпало на их долю, много препятствий им пришлось преодолеть, но они поженились и были счастливы всю жизнь. Их дети берегли этот талисман счастья, но после их смерти принесли сюда в дар церкви, где это произошло.
И Эрна закончила:
- Если бы кто-то отважился здесь и сейчас подарить свои волосы  возлюбленной, поставив десять свечей за здравие своих близких, тот был бы счастлив в браке со своей избранницей всю свою жизнь.
Эрна уже собиралась попрощаться с группой, как вдруг двое, взявшись за руки, отделились от всех: Михаил и Лидия. Михаил купил десять свечей, зажег, поставил их. Лидия подала ему свои маникюрные ножницы. Михаил срезал у себя русые пряди, подал их Лидии. Взявшись за руки, они встали лицом к свечам  и тихо что-то говорили, сначала Михаил, потом Лидия. Все, замерев, смотрели на них, боясь словом, движением ли нарушить важность происходящего. Лидия и Михаил медленно, держась за руки, пошли из церкви. Экскурсанты не выдержали, зааплодировали им вслед. Эрна воскликнула:
- Такого здесь еще никогда не было! Это впервые! Пускай Всевышний пошлет и этой паре счастье! Как их имена?
Ей сказали. Подумав, Эрна решила:
- Мы занесем их имена и это событие в летопись церкви! А лучше эту безымянную церковь назвать церковью Лидии и Михаила.
 Эрна прижала руки к груди:
- Друзья! Желаю вам всем доброго здоровья, радостного путешествия, до свидания! И приезжайте к нам еще, детей своих привозите!
Ее слова и сияющие глаза сказали экскурсантам, что русских здесь не так уж и не любят. А ту маленькую церквушку так сейчас и называют « Церковь Лидии и Михаила»
       октябрь 2004 г. 
    


Рецензии