Искусство, любимое всеми

Искусство, любимое всеми.

По горной извилистой трассе на большой скорости мчится автобус, до предела набитый беззаботными людьми. Опасные виражи, крутые спуски, а дальше... пропасть. Но люди — военные, бизнесмены, дипломаты, священники — заняты только своими делами, им нет дела до того, что происходит вокруг. Они не замечают, как кто-то пытается предупредить их о грозящей опасности, указывая на обрыв, к которому они так стремительно мчатся. Но тщетно — обитатели автобуса, которые по замыслу автора символизируют нашу планету, срываются в бездну. «Альтернатива» — так называется мультипликационная лента болгарского режиссера Румена Петкова, авторы которой как бы говорят: «Легко сорваться в пропасть, если не внять голосу разума, не считаться со здравым смыслом». Фильм этот, показанный на первом международном кинофестивале мультипликаторов в Варне, можно сказать, обозначил целое тематическое направление кинолент, призывающих людей к бдительности, взывающих к ответственности и солидарности в борьбе за безопасность народов.
Успехи болгарской мультипликации, творческие поиски ее ведущих мастеров хорошо известны во всем мире. И потому решение Международной ассоциации мультипликаторов (АСИФА) провести первый международный фестиваль мультипликационных фильмов в Болгарии нашло активную поддержку во многих странах.

Среди подобных кинофорумов, регулярно проводящихся в Канаде, Франции, Югославии, варненский праздник мультипликации сразу же выделился своей прогрессивной направленностью, демократичностью, широким участием зрителей во всех его конкурсах.
Первыми — самыми искренними и благодарными — ценителями этого радостного искусства стали дети, заполнявшие многоместные трибуны Дворца культуры и спорта с утра вплоть до вечерних сеансов. В Международный год ребенка они получили хороший подарок от мастеров мультипликации.
23 государства официально участвовали в самых различных конкурсах этого киносмотра. Еще большее число стран представили свои фильмы для показа в различных программах фестиваля. Регламент был составлен с таким расчетом, чтобы максимально полнее охватить все жанры и веды мультипликации, учесть особенности ее современного развития, создать возможность свободного соревнования самых различных школ и направлений.

Многокрасочная палитра варненского экрана отразила интенсивную работу художественной мысли, которая, как показал фестиваль, находится в постоянном движении. Порой ее зигзаги удивляют, порой вызывают досаду, но все же чаще всего приносят подлинную радость от встреч с настоящим и прекрасным искусством. Живая и темпераментная реакция зала во время демонстрации полнометражного фильма И. Иванова-Вано «Конек-Горбунок» в его новой художественной редакции — удивление, восторг, восхищение, проявление всего многообразия гаммы чувств юных зрителей говорили о бесспорной удаче художника, его неувядаемом таланте. Жюри присудило И. Иванову-Вано за эту работу, за его вклад в развитие мирового мультипликационного кино «Специальный приз».

Большой приз фестиваля достался итальянскому режиссеру Бруно Бодзето за ленту ««Аллегро нон тропо». В этом своеобразном сплаве рисованной мультипликации с игровым кинематографом автору удалось создать смешные, и озорные, и вместе с тем тревожные и грустные картины итальянской действительности, передать свои раздумья о судьбах современного мира.
Предельно скупыми средствами рассказывается в канадском фильме «Интервью» о сложных проблемах отчужденности и разобщенности людей в капиталистическом мире. Показывая одинокого репортера, бредущего от одного живого очага к другому и не находящего взаимопонимания, автор создает трогательный образ человека, безуспешно пытающегося установить контакт с окружающим его миром.

Кинофорум стал смотром лучших достижений и болгарской мультипликации. Начиная с первого фильма «Га», показанного на открытии, и до последнего дня фестиваля во всех его программах и конкурсах мастера болгарской мультипликации демонстрировали удивительную изобретательность, неуемную фантазию, тонкий художественный вкус и зрелую гражданскую мысль.
Большой успех выпал на долю всей советской программы. Наряду с фильмами И. Иванова-Вано призами фестиваля отмечены киноленты «Премудрый пескарь» (режиссер В. Караваев) и «Светлячок» (режиссер А. Петров).
От фильма к фильму на фестивальном экране вырисовывались контуры современного мира со всеми его сегодняшними приметами, отразившимися в творчестве прогрессивных художников с их беспокойством и волнением за судьбы людей.

Варненский фестиваль выявил современный уровень мировой мультипликации, основные тенденции ве развития, продемонстрировал активную заинтересованность прогрессивных кинематографистов в утверждении идеалов мира и гуманизма в отношениях между народами.


Рецензии