***

Часть 3.
Маруся
Устя сидела на телеге, оглядывалась назад с тоской, а вперед с недоверием. Что ждет ее впереди? Мария Филипповна обняла ее и успокаивала.
–Не волнуйся, пойдем в педагогическое училище, где есть общежитие, дают стипендию, очень хороший директор, он тебе понравится. Я сама закончила это училище и знаю, что там хорошие преподаватели. А остальное зависит от тебя, но я тебя знаю – у тебя все будет хорошо.
–Мария Филипповна, я хочу изменить свое имя на Марию.
–Ну это вполне возможно, я тебе помогу. Я тоже когда-то была Феклой, а потом стала Марией.
Устя взяла Марию Филипповну за руку, прижалась щекой и заплакала.
–Ну, ну что это еще за нежности?
Приехали к обеду и сразу пошли в училище. Во дворе бегали девчата, весело прыгали, окружили Устю и закружили в хороводе. Но Мария Филипповна взяла ее за руку и повела к директору. Это был пожилой, худой мужчина с добрыми, добрыми глазами. Это Устя поняла сразу и улыбнулась ему.
–Ну, дорогая леди, давай знакомиться. Меня зовут Аристарх Егорович, а ты кто?
–А я Устя Кучаева, я приехала из деревни, но я буду стараться учиться.
–Ну, надеюсь, надеюсь. Я посмотрел твой табель, молодец. Ну иди к коменданту, он тебя определит в общежитие, и начинай учиться. Мария Филипповна сказала, что нужно сходить нарообраз и решить вопрос с паспортом. У тебя кроме метрики ничего нет.
–Да, и то я его у Арины просто выдрала.
Процедура получения паспорта заняла немного времени, так как паспортистка была ученицей Марии Филипповны.
–Ну, ладно, Маруся, давай с тобой прощаться. Может, я наведаюсь к тебе, но не знаю, наступает осень, начнется учебный год. Ты не бойся, иди вперед, ты ведь способная, у тебя все получится. Вон, и попутная телега едет, прощай.
Мария махала рукой и плакала. Учительница стала ей родной, любимой, и жалко было с ней расставаться.
Постепенно Маруся освоилась, после занятий бегала на спортивную площадку, в тир. В волейбол играла самозабвенно и слыла лучшим игроком. Да еще нужно рисовать, организовала хор и неплохой, только ругала свою подружку Фросю, что она поет басом, на что та говорила:
–А что я сделаю, раз он есть такой.
Неожиданно на урок вместе с директором пришел молодой человек в кожаной куртке, с револьвером на боку и сказал, что в городе теперь советская власть, необходимо снять портреты царя и временного правительства и повесить портрет Ленина – это мировой вождь пролетариата, и все должны изучать его труды.
Аристарх Егорович не стал сопротивляться и сказал:
–Если Вы дадите эти труды, мы изучим.
Вообще директор был настолько отличным учителем и оратором, но и дипломатом. И от училище отстали.
Уроки Аристарха были настолько интересны, что все девчонки как зачарованные слышали то про скифов, то про монгольское иго, то про македонскую империю, то про Египет. После уроков все бежали в библиотеку и все читали, читали. Так что по истории у них были только пятерки.
И все-таки эта благодать кончилась. В один прекрасный день приехала машина арестовала Аристарх Егоровича. Девчата окружили машину, кричали, что директор хороший, ни в чем не виноват. Но их никто не слушал, и посадили директора в машину. Аристарх Егорович улыбнулся девчатам и сказал:
–Значит, судьба у меня такая.
В училище было уныние, что ученики, что учителя ничего не делали, уныло ходили по двору и не знали, что делать.
Прислали нового директора. И девчата ужаснулись. Все, жизнь веселая кончилась. Пожилая толстая бабища, неряшливо одетая, взлохмаченная, со злыми глазами! Маруся еще подумала: «Глаза как у Арины». И мороз по коже пошел.
Звали Анна Ивановна, ходила она все время с хлыстиком. Помахивая им, она ходила между рядами парт и говорила заученные тексты из учебника истории, путала все время даты, названия стран, и все решили, что она неграмотная и до этого служила в колонии надзирательницей. Уборщицу она уволила и заставила уборку делать ученицам, и сама лично проверяла качество уборки. Хуже всего то, что она вдруг объявила, что наркомат деньги на стипендию не перечислил, так что стипендии не будет. Девчата приуныли. У кого родственники были не далеко, помогали чем могли, и те делились с остальными, но этого не хватало.
Неожиданно пришла подмога откуда не ждала Маруся. Из деревни приехал Иван соседский, выросший в такого детину, что Маруся на него снизу-вверх смотрела. Он проездом повернул в училище и привез целый большой мешок сухарей. Отец все-таки вспомнил про дочь. Иван должен ехать дальше, поступать в военное училище.
Про Семена и Арину ничего рассказать не мог, с ними соседи не общались. Илья подрос и бегает с другими ребятишками по улице.
Этот мешок сухарей очень им помог. Девчата размачивали сухари в кипятке и ели как кашу. И это казалось им такой вкуснятиной! Но сухари кончились, проблема с голодом осталась. У Маруси кружилась голова, она шаталась и спотыкалась, а тут еще уборкой надо заниматься. И она не выдержала, решила поехать в наркомат, выяснить, почему не дают стипендию.
Перед входом в здание наркомата она вдруг потеряла сознание и упала, приперев спиной дверь. Очнулась она в какой-то комнате. Перед ней стоял тот самый парень в кожанке, который приезжал к ним в училище. Рядом с ним стоял директор и совал ей в нос ватку с нашатырем. Маруся поднялась, извинилась.
–Что случилось? Доктор сказал, что это голодный обморок. Правда? Ты ничего не ела?
–Нам не платят стипендию вот уже 3 месяца, и я пришла в наркомат узнать, почему не перечисляют деньги.
–Пошли, я провожу тебя. Сейчас разберемся. Не может быть, чтобы не было денег.
В наркомате образования удивились.
–Как это не перечисляем? Все как положено, вот смотрите счета.
Взяв от них ревизора и своих двух ребят, парень, поправив пистолет, изрек:
–Поехали разбираться с твоей Анной Ивановной.
Анна Ивановна страшно перепугалась, засуетилась, заголосила.
–У меня все в порядке, смотрите, и ведомости на выдачу есть, все как положено, - говорила она ревизору, показывая трясущимися руками ведомости.
Ревизор внимательно посмотрел ведомости, спросил Марусю:
–Ваша подпись?
–Нет, я не расписывалась. Похоже, конечно, но не моя.
–То-то я вижу все подписи одной рукой писаны.
–Собирайтесь, Анна Ивановна, поехали, но предварительно покажите, где деньги, чтобы мы обыск не делали.
Деньги нашлись, составили протокол, и ревизор лично выдал их всем студентам по новым ведомостям. Парень в кожанке подошел к Марусе и сказал:
–Молодец, что приехала. На вот тебе устав комсомола, выучите с девчатами, на днях будем вас в комсомол принимать. А ты будешь комсоргом.
–Что-ты, что-ты, я не сумею!
–Сумеешь, сумеешь, ты вон какая инициативная. Ну, пока, мы поехали! Забираем с собой вашу Анну Ивановну.
Радости девчат не было границ, наконец-то избавились от этой надзирательницы. Уроки продолжались. Другие учителя тоже воспрянули духом и старались расписание уроков соблюдать.
А тут еще Аристарх Егорович вернулся, еще более похудевший, но веселый с такими же добрыми глазами. Все ученики и учителя окружили его, обнимали, прыгали вокруг, хлопали в ладоши, организовали хоровод вокруг. Подняли такой шум, что соседи стали заглядывать во двор, узнать, что случилось. И всем стало легко, легко и радостно на душе, и все невзгоды уже позади, и впереди только свет.
Устав комсомола они выучили, в комсомол их приняли, Марусю выбрали комсоргом, хотя она сопротивлялась. Забот прибавилось… Нужно было ходить на общие комсомольские мероприятия, собрания, субботники. Пришел парень в кожанке, собрал всех в классе и сказал, что пришел попрощаться, уезжает учиться на командирские курсы. Чтобы они не забывали его, шли правильным курсом и так далее. А после подошел к Марусе:
–Может поедешь со мной? Ты мне понравилась, и вообще правильная девчонка.
Но Маруся отказалась. Она его совсем не знает, как можно ехать с незнакомым человеком.
–Ну, ладно. Насильно мил не будешь, вот тебе мой адрес, надумаешь, пиши.
Фроська ее ругала:
–Вот дура, что не поехала. Это такая перспектива. Была бы женой командира, а потом даже генерала!
Но Маруся улыбалась и качала головой:
–Я хочу быть самостоятельной, ни от кого не зависеть. У нас ведь скоро выпускные экзамены – и мы разъедемся. Так что не волнуйся, Фрося, все будет хорошо.
И не ведала, не гадала Марусенька, что много еще испытаний, трудностей и огорчений ждет ее впереди.

Ко


Рецензии