Аксёновская узкоколейная железная дорога

Знак информационной продукции: 12+

На фотографии: состав АкУЖД из четырёх вагонов с мотовозом МУЗ-4 "Онежец". Фото из архива Аксёновской средней школы.

Статья была опубликована под названием "Открывая заново Аксёновский маршрут": путешествия по бывшей узкоколейной железной дороге в Усть-Ишимском районе Омской области" в сборнике: "Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы шестнадцатой Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Почётного председателя ТОО РГО, профессора Петра Андреевича Окишева". – Томск, 2016. – 144-147.


[Заметку о данной статье читайте в моём литературном дневнике по ссылке
 http://www.proza.ru/diary/demits/2017-08-19]


Разнообразие видов и форм туризма в современной России способствовало вовлечению в туристские маршруты узкоколейных железных дорог (УЖД). Так, всё более посещаемой становится ныне действующая Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) в Свердловской области. В 2014 году она вошла в индустриально-минералогический маршрут «Самоцветное кольцо Урала» и в общей сложности её посещает более 1800 человек в год [6]. Это позволяет использовать в качестве туристского маршрута не только действующие УЖД, но закрытые и даже полностью ликвидированные. В советское время УЖД были широко распространены в Советском Союзе, обслуживая различные отрасли народного хозяйства. При этом как вид транспорта они выполняли ещё и социальные функции, а в ряде случаев и использовались участниками самодеятельных туристских походов. Две такие УЖД располагались в таёжной части Омской области, обслуживая леспромхозы треста «Омсклес». По одной из них – уже ликвидированной, бывшей Аксёновской узкоколейной железной дороге (АкУЖД) - по предложению автора был разработан автобусно-пешеходный туристский маршрут.

История Аксёновской узкоколейной железной дороги.

АкУЖД в период своего существования располагалась на севере Омской области в Аксёновском леспромхозе на территории Усть-Ишимского района и обеспечивала вывозку леса к реке Иртыш с 1950 по конец 1970-х годов.
Первая лесоустроительная экспедиция в этом районе была проведена в 1900 году, и далее проводилась ещё несколько раз. Однако целесообразность использования богатейших лесных запасов этих районов возникла незадолго до начала Великой Отечественной войны. В 1936-1937 годах было вновь проведено детальное обследование территории, и подготовлено плановое задание на создание механизированного леспромхоза с вывозкой древесины к Иртышу по УЖД. Согласно плановому заданию, предполагалось создать в составе леспромхоза 3 посёлка (Аксёново, Кайтым и Кайнара) с железнодорожной станцией в каждом из них, а так же разъезд «Иртышский» с железнодорожной веткой от станции Аксёново на нижний склад. Общая протяжённость этой УЖД должна была составить 38 км, а период эксплуатации - 20 лет [7].
Однако осуществить строительство леспромхоза до Великой Отечественной войны не удалось. В 1947 году Министерство лесной промышленности СССР ассигновало на строительство нового мехлесопункта 22 млн. рублей, и он должен был стать самым крупным в Омской области. Летом этого года на место будущего посёлка Аксёново, где в то время стояла деревня Луговое-Аксёново, прибыла лесоустроительная экспедиция во главе с первым начальником  будущего мехлесопункта К.П. Кругловым. В 1948 году, после проектных работ, в будущем посёлке разместился лагпункт, и заключённые (в основном это были жители соседних районов, осужденные на небольшие сроки исправительных работ) стали строить насыпь для будущей АкУЖД на участке от посёлка Аксёново до реки Кайтым [9]. В феврале 1950 года новая УЖД была принята в эксплуатацию леспромхозом [1]. Изначально вывозка леса производилась на расстоянии 5 километров, но к 1952 году АкУЖД дошла до 17 километра, и здесь начал своё существование второй посёлок лесозаготовителей Кайтым. Основными жителями этого посёлка стали контингенты спецпереселенцев: западных украинцев, эстонцев, латышей, литовцев, немцев, калмыков, которые работали на валке леса Кайтымского лесопункта. Все они были расконвоированы, однако каждую неделю должны были отмечаться у коменданта. Помимо спецпереселенцев в Аксёновском леспромхозе было много сезонных рабочих, а так же завербованных на работу специалистов. В 1953 году, после амнистии, лагпункт был ликвидирован, а к 1956 году уехала и большая часть спецпереселенцев. Тем не менее, по организованному набору, в леспромхозе были рабочие из самых разных районов Советского Союза.
В Аксёново и Кайтыме были созданы железнодорожные станции, на каждой из которых было по три пути, впоследствии появились перроны, деревянные вокзалы, на пятом и двенадцатом километрах дороги стояли военные телефоны, по которым машинисты звонили диспетчеру и согласовывали с ним своё дальнейшее движение. Так как дорога была однопутной, то в случае движения навстречу состава, его необходимо было пропускать, ожидая на запасных путях.
С 1955 года широкое распространение получила вывозка в хлыстах – целыми стволами деревьев. В результате узкоколейные вагоны были переоборудованы под сцепы, количество которых в одном составе могло достигать 9. Согласно официальным документам, в 1962 году, протяжённость дороги составляла 62,5 км, всего в леспромхозе было 2 паровоза, 6 мотовозов, 2 тепловоза, 143 вагона [2]. После выработки лесных массивов вокруг Кайтыма, а так же за реками Большая Кайна (Кайнара), Малая Бича, Чантаир и в районе Имгытского болота, необходимость в эксплуатации АкУЖД отпала. Продлять её за Имгытское болото было невозможно, и в результате в период с 1974 по 1975 год посёлок Кайтым был ликвидирован. Часть домов было вывезено в Аксёново, а оставшиеся постройки были сожжены. На месте посёлка образовалось Кайтымское поле, которое использовалось леспромхозом для сенокошения. Большая часть железной дороги сохранялась до 1990-х годов. Старые локомотивы и вагоны были вывезены в город Тару и сданы в металлолом, а более новые переведены на другую УЖД Усть-Ишимского района – в посёлок Малая Бича. Однако местные жители самостоятельно ездили по АкУЖД в лес на самодельных дрезинах («пионерках»). Эксплуатация железной дороги на нижнем складе продолжалась так же до 1990-х годов, здесь работало 2 тепловоза и 6 сцепов. В 2000-х годах дорога была окончательно ликвидирована, все рельсы и техника сданы в металлолом.
Тем не менее, АкУЖД является уникальным транспортным объектом Омской области. Это была единственная в регионе полноценная УЖД с локомотивным депо, двумя станциями, разъездами, специализированным персоналом, к тому же самая протяжённая из всех. Подобной ей была и Мало-Бичинская УЖД, однако большая её часть уходила на территорию Тюменской области, и в связи с этим ценность для региона этой дороги значительно меньше. Кроме того АкУЖД – это, несомненно, официально непризнанный ещё памятник ГУЛага, а посёлок Кайтым – последний из населённых пунктов Омской области, возникший в сталинскую эпоху, ведь о его создании областная газета «Омская правда» сообщила 18 февраля 1953 года [4] – менее чем за месяц до смерти И.В. Сталина.

АкУЖД в истории Омского туризма.

Первый туристский поход в посёлок Аксёново состоялся с 5 по 10 июля 1949 года. Его организовали воспитанники детского дома деревни Большая Тава Усть-Ишимского района под руководством пионервожатой А. Лебеденко. Всего в походе участвовало 16 человек. В пути туристы выступали перед колхозниками с акробатическими номерами, песнями, плясками, ставили пьесу «Разведчик южных» [3]. Непосредственно АкУЖД туристы, скорее всего, не посетили, так как она на тот момент только строилась, однако о её строительстве они, несомненно, узнали.
Первый спортивный туристский поход непосредственно в район АкУЖД состоялся в июле 1961 года. В его составе были студенты Омского педагогического института: А. Головин, Ю. Колодяжный, А. Герасимов (художественно-графический факультет); А.Штенский, В.Рыбин, Н.Агафонов Л.Титаренко (факультет иностранных языков); Л.Логинова, Т.Зинченко, Л. Герасимова (физико-математический и физико-химический факультеты). Руководил походом студент-третьеразрядник В.Фатеев – один из основателей туристского движения Усть-Ишимского района. До посёлка Аксёново туристы добрались на пароходе, до Кайтыма доехали на рабочем поезде, а затем прошли до реки Малая Бича, построили небольшие плоты и отправились вниз по течению. По реке плыли в течение пяти дней, но из-за завалов и малой скорости реки были вынуждены прекратить сплав и продолжить движение по маршруту пешком. Затем группа вышла к реке Иртыш, переправилась на левый берег в районе деревни Саургачи и дошла до границы с Тюменской областью в районе озера Большой Уват. В дальнейшем АкУЖД использовалась туристами Аксёновской средней школы, под руководством учителя физкультуры Е.М. Померанцева.
В 1968 году вышла первая туристская карта-схема Омской области [5], на которой посёлок Кайтым был отмечен как промежуточный пункт пешеходного туристского маршрута V категории сложности, однако данные по туристским группам, прошедшим данный маршрут, пока обнаружить не удалось.

Научные экспедиции в район АкУЖД.

Первое научное обследование насыпи АкУЖД проводилось 15 августа 2014 года в рамках экспедиции Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (ОРО ВОО «РГО») по изучению туристско-рекреационного потенциала Усть-Ишимского муниципального района, организованной при спонсорской поддержке ООО «Гидротранссервис» и Омского филиала ФГУ «Территориального фонда геологической информации по Сибирскому Федеральному Округу».  Протяжённость обследованного участка составила всего 1,5 км близ посёлка Аксёново. Были обнаружены железнодорожные гвозди (костыли), а так же проведено ботаническое описание насыпи.
Второе, более детальное обследование бывшей АкУЖД, было проведено в августе 2015 года при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, так же под эгидой ОРО ВОО «РГО». Участникам удалось встретиться с бывшими работками Аксёновского леспромхоза и собрать информацию о функционировании АкУЖД, восстановить её историю, провести географические наблюдения. Согласно результатам этой экспедиции в общей сложности в районе АкУЖД было сделано 27 геоботанических описаний, выявлено 141 вид растений из 33 семейств (при этом наиболее крупным по числу видов оказалось семейство Розоцветные -  24 вида), в том числе 24 вида лекарственных растений и видов 9 растений-дикоросов. Были установлены местонахождения ключевых объектов бывшей АкУЖД: станции Кайтым, разъезда на пятом километре, мостов через реки Кайтым, Малая Бича, Большая Кайна (Кайнара), развилок и временных путей («усов»). Помимо этого, были разработаны предложения по организации пятидневного пешеходного туристского маршрута по бывшей АкУЖД из Усть-Ишима до бывшего посёлка Кайтым. Так же была подготовлена и открыта выставка «Рельсы уходят в тайгу» в Усть-Ишимском краеведческом музее и выставка «Аксёновская узкоколейка: 40 лет спустя» в Музее Омского государственного университета путей сообщения. В общей сложности обе выставки посетили 432 человека.

Бывшая АкУЖД как туристский маршрут.

Одним из заданий экспедиции 2015 года был сбор материалов и разработка предложений для возможного туристского маршрута по бывшей АкУЖД. По инициативе автора и поддержке казённого учреждения культуры «Усть-Ишимский краеведческий музей», маршрут Усть-Ишим – посёлок Аксёново – бывший посёлок Кайтым вошёл в группу туристских маршрутов по Усть-Ишимскому муниципальному району «Северная звезда» и был включён в число туристско-экскурсионных маршрутов, опубликованный Управлением по развитию туризма Министерства культуры Омской области [8].
В августе 2016 года МКОУ ДОД «Усть-Ишимский ДООФСЦ» и Усть-Ишимское местное отделение ВОО «РГО» провели туристский поход «Открывая заново Аксёновский маршрут». В ходе путешествия участники прошли основные участки бывшей УЖД - от посёлка Аксёново до бывшего посёлка лесозаготовителей Кайтым и далее до мостов через реки Малая Бича и Большая Кайна - всего около 70 км. Под руководством опытных педагогов и наставников, учащиеся познакомились с историей и географией бывшей Аксёновской УЖД, научились тактике движения на пешеходном маршруте, правилам организации бивака, обеспечению безопасности при движении группы в условиях сибирской тайги, а так же определению следов диких животных, в особенности лосей и медведей. Благодаря усилиям местных жителей, полотно бывшей АкУЖД в настоящее время пригодно для движения туристов  на велосипедах, внедорожных автомобилях и квадроциклах. Поэтому в будущем вполне возможно и дальнейшее развитие данного маршрута.

Список использованных источников и литературы
1. АООТ «Аксёновский леспромхоз» комбината «Омсклес» Усть-Ишимского района Омской области. Приказы директора по личному составу. // Усть-Ишимский районный государственный архив. – Ф. 65. – Оп. 2. – Д. 3. – Л. 88.
2. Бухгалтерия. Годовой отчёт по основной деятельности Аксёновского леспромхоза за 1963 год. // Омский областной архив. – Ф. 1852. – Оп. 2. – Д. 1610. – Л. 39.
3. Лебеденко А. Поход по родному краю. // На Сталинском пути. Орган Усть-Ишимского РК ВКП (б) и Райсовета депутатов трудящихся. – 1949. - 15 июля. - С. 2.
4. Надеин В. Кайтым – посёлок лесорубов. // Омская правда. – 1953. – 18 февраля. – С. 3.
5. Омская область: туристская схема. / сост. и подгот. к печати Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Омским отделом географического общества Союза ССР, кафедрой географии Омского педагогического института, Омским областным Советом по туризму. – М. 1:600 000. – М., 1968.
6. Ощепкова А. АУЖД: турист идёт [Электронный ресурс] // Алапаевская искра. Общественно-политическая газета. – 2015. - №8 - Электрон. версия печат. публ. – URL: http://a-iskra.ru/auzhd-turist-idyot/ (дата обращения: 13.09.2016)
7. Плановое задание на Аксёновскую узкоколейную железную дорогу. // Омский областной архив. – Ф. 1852. – Оп. 2. – Д. 522.
8. Туристско-экскурсионные маршруты Омской области. – Омск, 2015. – 32 с.
9. Фатеев В.А. В краю таёжном. / Фатеев В.А. Омск: ИПК «Омич», 1996. – 208 с.

Страница автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии