Цивилизация, туалеты и туристы из России...

                Кто-то выложил в Фейсбуке свои впечатления от посещения туалетов в Германии. Я читала и мне было смешно от невежества  россиян, живущих в 21 веке и попадающих в цивилизованный мир ...
            Мне стало грустно, и я задумалась, когда и как я осознала свою собственную первобытность советского человека, большую часть сознательной жизни  прожившего за железным занавесом...
              Все было очень просто и легко...Рухнул занавес, открылись двери и туризм стал настолько доступен, что я поехала осваивать мир, лежащий где - то рядом...
         И, вполне естественно, первые познания этого мира неразрывно были связаны с посещением туалетов в поездках.Вспоминаю, как отправляясь в свою первую поездку в Прагу, я, живущая в Москве, где общественные туалеты были большой редкостью, готовилась к тому, что там, у них, туалетов вообще нет...Как  же я была удивлена, когда поняла, что туалет не "роскошь,а средство нормального, человеческого существования" и их в Праге вполне достаточно, чтобы своевременно удовлетворять свои потребности...Ну надо же, подумала я и успокоилась...Но, я еще не знала с чем мне придется столкнуться в туалетах Чехословакии в 2001году.
              Сейчас, вспоминая тот шок, который я испытала, войдя в туалет в  кафе,  улыбаюсь, но тогда я была в панике...А произошло вот что.Я вошла в маленькую кабинку без окон, когда из нее вышла женщина, горел свет, я закрыла дверь  и только приготовилась совершить определенные действия, свет погас...Я замерла, не понимая, что произошло и в чем причина...Темно, "хоть глаз выколи", где сам унитаз, где дверь, где задвижка и что мне делать в этой кромешной тьме? Как выйти и как открыть дверь? Собрала всю свою волю в кулак, нашла дверь, всю ее обшарила, нашла задвижку и Ура! я на свободе...кругом люди, светло и все как обычно. Моим попутчикам из туристической группы я стала сбивчиво объяснять причину моего ошарашенного вида и паники...Бывалые туристы, они сразу поняли в чем дело и смеясь, объяснили мне...Как все просто...в целях экономии электричества на одно посещение отводится определенное количество минут, посетительница кабинки передо мной вышла раньше отведенного времени и когда я вошла, свет продолжал какие то секунды гореть, а когда он погас, мне надо было нажать на кнопку где-то сбоку на стене...
                Вторая моя поездка с группой была в Финляндию и Норвегию...Там свои туалетные заморочки...Туалеты платные и замок автоматический, опускаешь монетку, что-то щелкает и ты открываешь дверь...Но мы, все еще советские люди, привыкли во всем экономить и быстро сообразили, что к чему ...Если не дать двери за собой закрыться до конца, следующий посетитель входит уже бесплатно и так пока не пройдет вся группа...Но это не было открытием и наша гид объяснила нам, что эту уловку русских туристов давно раскрыли и когда после слива воды и мытья рук, раздается  безостановочно на русском языке, закройте дверь, закройте дверь, на это не стоит обращать внимание, что мы охотно делали...Но при этом было немножко стыдно и хотелось закрыть за собой дверь...
                Цивилизация на западной стороне суши шла семимильными шагами вверх по лестнице технических усовершенствований даже в такой, вроде бы никому не нужной области.Но, ненужной у нас в России, где туалеты, видимо, считались или какой- то роскошью, или советские люди должны были просто терпеть, или приспосабливаться. В электричках на длинные расстояния - это было пространство между вагонами.Не хочется вспоминать эти унижения.
         Приученные жить без нормальных туалетов, мы совершенно не могли понять, что происходит с унитазом, когда сливаешь воду и как это вообще надо делать...
                Следующее моё открытие произошло в поездке в Австрию, через Германию.Здесь было два открытия.Первое, что в кабинках туалетов придорожных кафе есть тревожная кнопка.Это мы поняли, когда  туристка из нашей группы в поисках кнопки слива, ухитрилась нажать тревожную кнопку...Завыла сирена и так оглушительно, что мы все от неожиданности замерли, а персонал забегал в поисках преступника. Женщина вылетела из кабинки в полубессознательном состоянии. Когда персонал понял, что мы русские туристы, все быстро успокоились. Нас уже знали и  что с нами всегда что-то несуразное приключается.
             Ну,а второе мое познание цивилизованного мира произошло для меня самым неожиданным образом.После спуска воды в унитазе я вдруг поняла, что сидение начало медленно вращаться справа налево или наоборот, но вращаться.Я схватилась за стенку, так как подумала, что у меня закружилась голова.Как может вращаться  сиденье, да еще не круглое, а овальное. Правда это  непонимание продлилось какие- то секунды и все встало на свои места. На сиденье медленно каплями выливался шампунь или другое дезинфицирующее и очищающее средство. Вот так я осознала свою и не только, а отсталость всей России от цивилизованного мира. Стало обидно и я подумала, как в песне Визбора:" Зато, я говорю, мы делаем ракеты и  перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди, говорю, планеты всей."
          Сейчас, прожив семь лет в Германии, я уже ко многому привыкла и почти не удивляюсь тому, что забота о людях занимает важное место в государственной политике страны.Есть туалеты для инвалидов, там все оборудовано с учетом их возможностей. И количество туалетов  в городе "зашкаливает", общественные туалеты около каждой станции метро. Да, они платные, но как там чисто. Во всех поездах  и в автобусах на дальние расстояния тоже есть туалеты и они всегда в рабочем состоянии. Я уже знаю, что многие туалеты оборудованы современной электроникой и надо только приложить ладонь к светящейся кнопке и тут же польется вода или ты получишь кусок бумажного полотенца...
                И в заключении должна признаться, что с туалетами вокруг  жить веселее...


Рецензии
Лена, Вы умная женщина, и не советую продолжать пустой спор. Речь ведь,по сути не о туалетах, а о жизни в 21 веке.Сколько можно жить "речевками" и матрицами, которые вбивались не в очень умные головы 10-летиями?..При такой огромной территории, какая в России, при её природных богатствах, надо задать себе простой избитый вопрос:-Если мы такие умные, почему так плохо живём?И найти честный ответ на него. Приведу пример двух выходцев из Баку: Араз Агаларов и Тельман "Черкизон", создавший "чёрный рынок".Два ровесника, кавказца, делавших свой бизнес в Москве.А итог-разный.Почему один в убытке , другой-в деле!И ПОЧЕМУ ПОБЕДИТЕЛИ в ВОВ живут хуже ПОБЕЖДЕННЫХ?

Эмма Гусева   14.12.2019 01:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.