Хамурзинский укрепрайон

Всё реже, реже голоса
Однополчан – по телефону.
Всё уже, уже полоса,
Где занимать нам оборону.
Ещё мы верим в чудеса.
Нас те же стяги осеняют,
Но временные адреса
Друзья на вечные меняют.
Михаил Львов

Чем дальше отделяет нас время от событий военных лет, тем понятнее и величественнее кажется подвиг советского солдата. С тех пор, как отгремели последние залпы войны, прошло уже более семидесяти лет. Стареют ветераны войны, уходят в мир иной. И всё меньше остаётся в живых участников и свидетелей того грандиозного сражения. Оно и понятно: ведь самому младшему из них сегодня перевалило уже далеко за восемьдесят. И тем дороже для нас каждая встреча с ними.
Писать об участниках войны всегда приятно, тем более, если они ещё и долгожители. Вот об одном из них, Василии Митрофановиче Болтикове, мне и хочется рассказать.
…Родился он 28 июня 1926 года а нашей области, в селе Рождественке, Серышевского района. После окончания семи классов начал работать в колхозе: пахал, сеял, косил, собирал урожай. В 1943 году, в самый разгар войны, был призван в Армию.
– Наш 126-й стрелковый полк был сформирован в городе Свободном, – рассказывает старый солдат. – На запад, на войну с фашистами, нас не отправили, держали в резерве – на случай войны с Японией. И мы все эти годы стояли под Благовещенском, в районе сёл Худино и Градеково. Жили в землянках. Было и холодно и голодно. Но время даром не теряли – занимались военной подготовкой. В совершенстве овладели боевым оружием. Практиковались ежедневные военные тревоги, многокилометровые марш-броски с полной солдатской выкладкой. Как говорится: «Больше пота в учениях – меньше крови в бою».
Но а когда в августе 45-го началась война с Японией, их полк на катерах был переброшен через Амур на китайскую сторону, и с первого и до последнего дня войны участвовал в боях.
– Японцы – отличные вояки, поэтому бои были ожесточенными, – вспоминает ветеран. – Особенно заполнился японский Хамурзинский укрепрайон. Местность здесь – сплошные сопки, – рассказывает Василий Митрофанович, - и на каждой сопке – множество дотов и дзотов, в которых засели японцы, поливая наши войска пулями из пулеметов и автоматов. Трое суток наша авиация бомбила этот укрепрайон, стараясь уничтожить доты и дзоты, но – бесполезно: стены их были толщиной в 1,5 метра из бетона. И тогда солдаты по ночам стали забрасывать в доты и дзоты гранаты и фугасы. Это дало результат, и японцы, поняв, что дальнейшее сопротивление бесполезно, стали выходить из укреплений и сдаваться в плен. Так нашими войсками в кратчайший срок был ликвидирован этот мощный японский укрепрайон, а попутно с этим и освобожден китайский город Суну.
Были трудности и с освобождением города Муданьцзяна, – продолжает свой рассказ Василий Митрофанович. – Это тоже был, своего рода, укрепрайон. Несколько раз наша пехота делала попытки освободить этот город от японских захватчиков. Но все наши атаки были безуспешными. Тогда пришлось хорошо поработать нашим артиллеристам и авиации, которые разнесли вдребезги все японские укрепления, сооруженные ими на подступах к городу. И город был взят. Много друзей – товарищей, однополчан погибло во время этой войны. А меня, слава Богу, пули миновали. Правда, не один раз был контужен. Но всё обошлось благополучно.
Как известно, война с Японией закончилась менее, чем через месяц – второго сентября 1945 года. Именно за такой короткий срок наши доблестные вооруженные силы, имеющие огромный опыт в боях с немецкими захватчиками, сумели разгромить миллионную квантунскую армию, и заставить Японию капитулировать. Победу над Японией Василий Митрофанович встретил в Харбине. А в Китае их полк пробыл до апреля 1946 года. После Китая продолжил военную службу вначале в Бикине, а затем в Хабаровске. Демобилизовался из армии в 1950 году в звании ефрейтора, и стал жить в Белогорске. В течение тринадцати лет проработал токарем на заводе «Амурсельмаш». В Белогорске в 1954 году и женился. Вместе с женой, Зинаидой Александровной, вырастили и воспитали двоих детей.
Но потянуло ветерана на свою малую Родину, и в 1965 году из Белогорска семья переезжает в его родное село Рождественское, где Василий Митрофанович снова работает в колхозе, снова пашет, сеет, косит, убирает урожай. Несколько лет проработал скотником. В 1980-м году ушел на пенсию. После смерти жены, в 2009-м году переехал жить в Зею к сыну, где и живет по настоящее время.
…Когда я шел на встречу с ветераном, то думал, что увижу старца, забывшего всё из за склероза. (всё же 90 лет). Но Василий Митрофанович ещё вполне прилично выглядит, хороший собеседник. У него отличная память: помнит фамилии своих сослуживцев, названия городов и поселков, даты, когда происходило то или иное событие. Слышит, видит, смотрит ежедневно телевизор. На свою сегодняшнюю жизнь ветеран не жалуется. Живёт в благоустроенном доме с сыном, Виктором Васильевичем, и невесткой, Наталией Павловной, которые о нем заботятся, скрашивая его старость. У него – отдельная комната. Никогда не курил. А махорку, папиросы, которые выдавали на службе – отдавал сослуживцам.
За свои ратные подвиги и добросовестный труд награжден орденами и медалями. И на лацкане его пиджака красуется: Орден Отечественной войны II ст., медали: «За Победу над Японией», юбилейные медали, медалью «Георгий Жуков», «Ветеран труда»; значок «Фронтовик – 1941-1945 г.» А совсем недавно ему была вручена китайская медаль «За победу над Японией».
А семьдесят первый год Победы Василий Митрофанович встретил на площади Коммунаров.
Да, 28 июня Василий Митрофанович, участник войны и великий труженик, отметил девяностолетие. Зейский горрайсовет ветеранов желает ему хорошего здоровья и долгих лет жизни.
Ветерана с этой датой поздравил Президент России Владимир Путин, губернатор Амурской области Александр Козлов, глава города Зеи Сергей Матвеев.


Рецензии