Репка
Он уже не мог помогать ей по хозяйству и даже за внуками приглядывать было тяжело. Зять Сергей пытался его убедить, что Света уже большая, шестой год идёт и приглядывать за ней не надо. Но дед не мог сидеть спокойно на лавочке если вдруг голос внучки замолкал. Это значит она смылась со двора. Её двоюродный брат Сашок не отставал от неё ни на шаг. Он был на год младше и с большим удовольствием играл со Светой. У них появилась новая забава. Старая кровать с сеткой провисла от времени и деду стало неудобно спать на ней. Кровать вынесли из избы в полисадник.Что тут началось: внуки прыгали на ней часами напролёт. И по очереди, и сразу вдвоём приземляясь по очерёдно, и держась за спинку руками подпрыгивали кто выше закинет ноги. Шумели, спорили, хохотали. Вдруг в полисаднике стало тихо. Дед посидел ещё немного, прислушался - тишина. Он с трудом, ворча поднялся с лавочки, опёрся на бадик и посмотрел вокруг в надежде увидеть белую Сашкову голову или Светкины крысиные хвостикии с лентами. Какого же цвета ленты у неё сегодня: подумал дед. Вот наказанье-то, и не запомнил. Этим летом её не постригли коротко - как всегда делали это раньше. Абсолютно белые волосы которые начали рости после первой стрижки на голо, стали темнеть и этой зимой приобрели наконец постоянный цвет - один из миллионов оттенков русого, который у каждого индивидуален как отпечатки пальцев. Он вышел за калитку, прошёлся вдоль санаторного гаража, обошёл его с другой стороны - никого. Куды же вы запропостились? - подумал он. Снава вернулся ко двору размышляя куда направиться теперь. Вдруг услышал - издали кричал Сашок. Он бежал к деду и запыхавшись и сбиваясь звал его спасть Светку.
-Да куда же она опять попала? - спросил дед, когда торопливо как он только мог, кондылял за ним.
-В электростанции она сидит и выбраться не может. - отвечал Сашок запыхавшись.
-А как же онатуда попала?
-Через окошко.
Тем временем они дошли до электростанции и дед увидел что в большом окне из множества маленьких звеньев одно высталено. Всё понятно - подумал он - ну проныра, и за каким хреном скажи понесло тебя туда, горе моё луковое. Он посмотрел во внутрь. В старом, давно заброшенном здании стоял мотор который давал электричество в деревню на два часа. С тех пор как провели линию электропредачи, помещение и всё что в нём было, забросили. И вот может кто из мальчишек повзрослее выставил нижнее звёнышко, или сама Светка догадалась выставить. Эта может, размышлял дед, везде суёт свой нос, до всего ей дело. Он заглянул в окошко. Внутри было сумрачно.
-Светка - крикнул дед - ты живая что ли там?
-Живая.
Глаза постепенно привыкли к темноте. Ну всё ясно, подумал дед. Забралась через выставленное звено. Это просто - ногу перекинула сразу на подоконник, потом вторую. Держась за нижний край окошка с подоконника спрыгнула вниз. Когда решила выбираться, то поняла - не тут-то было. С пола не то что до рамы, и до подоконника не достать. Хорошо хоть сообразила Сашка снаружи оставить, не одна полезла. А то бы с ног сбились искать.Вот этого всегда боялся дед.
- Свет, ты подтащи что-нибудь к окошку, ящик какой или ещё чего подходящего поищи.
- Нет ничего, я уже все обыскала. Тут бочка какя-то стоит, но она тяжёлая.
Сашок стоял рядом и пытался тоже заглянуть в окошко, но дед загораживал его своей огромной фигурой.
Вдруг сзади они услышали: "Никита Матвеевич, что случилось?" По тропинке от ручья поднимался Григорий Алексеевич. "За хлебом ходил."- сказал он, поднимая руку с авоськой в которой лежали две буханки хлеба. "Тебя ещё здесь не хватало."- буркнул дед. "А что это вы там высматриваете?" - спросил Григорий Алексеевич. Дед хотел ему сказать иди, мол, куда шёл, но Сашок его опередил и выпалил: "Светка сидит там внутри, думаем как вытащить." Дед Никита и Григорий Алексеевич встретились глазами и по недовольному взгляду Никиты он понял,что его присутствие здесь нежелательно. Ему стало неприятно. Он тяжело вздохнул, но уходить не собирался. Разве справятся они вдвоём - ребёнок да старик - подумал он. Тем временем дед послал Сашка во двор за верёвкой: "Да чурку из бани прихвати, возле печки лежит охапка."
- Это хорошая идея: сказал Григорий Алексеевич
- Сами справимся, мы в помощи не нуждаемся, идите ка вы по-добру по-здорову.
- Никита Матвеевич, да вы сердитесь на меня, за чтоже?
- А вы сами как-будто не знаеете. Да всё за тоже.
- Ну ведь уже сколько лет-то прошло, уже и забыть давно пора.
- Прошло и забылось, да надысь снова вспомнилось. Эта ваша двойка по математике, не заслуженная надо сказать двойка, всю жизнь Татьяне покалечила. А вы говорите забыть. Как же тут забудешь, если место бригадира на цветнике освободилось, а её не взяли. Говорят, образования у тебя нету. А она в цветах лучше любого образованного разбирается.У неё опыт, она пять лет в Кишинёве в садово-парковом хозяйстве работала. А её не взяли, образования нет. А у Нинки, что есть?
- Да при чём здесь эта двойка по математике?
- А при том, что с двойкой, да ещё с такой характеристикой, какую вы ей тогда накатали её никуда не взяли учиться. Она медсестрой хотела стать - да куда там- не подходи близко. Не решилась она больше никуда поступать, так и осталась неучем. То бы вот сейчас ходила в белом халате по санаторию, а не с тряпкой да ведром поганым. Да куда же Сашок теперь запропастился?
Григорий Алексеевич сжал губы, повернулся к окошку: "Свет, Света!"- позвал он.Никто не отозвался.
-Да ты живая там что ли?
- Живая.- отозвалась Света хлюпая носом.
-Ну, ну, не реви, сейчас вытащим тебя, репка.
Подбежал запыхавшийся Сашок с верёвкой и чуркой в руках.
- Ты что так долго?
- Искал верёвку, ты сказал в бане, а она в кладовке была.
- В бане чурка, дурень.
- А про верёвку ты мне вообще не сказал где искать - нашёлся Сашок.
- Ну будя с дедом прерикаться.
Дед привязал чурку к концу верёвки, передал её в руки Григория Алексеевича: "Ну сделай доброе дело, глядишь воздастся на том свете." Григорий Алексеевич посмотрел на Никиту Матвеевича с укором ,мотнул головой, мол, ну ты старый, я бы ни за что вас одних не оставил, как бы ты на меня ни смотрел.
- Сашок, знаешь сказку про репку?
- Знаю.
- Держись за верёвку, будем её тянуть.
- Кого тянуть?
- Репку-Светку из темницы.А темница в электростанции, а электростанция...
Он замолчал. Вдруг всплыла в памяти картина - Татьяна у доски. От волнения сжимает мел в пальцах так что он крошится, голос дрожит.Он просунул верёвку в окошко. "Вставай на чукру и вытянутыми руками держись за верёвку поверх головы, как будешь готова - скажи." "Готово" - услышал он голос Светы, который раздался эхом в пустом высоком здании.
Верёвка натянулась и перебирая то одной рукой то другой он без труда поднял Свету к оконному проёму.
-Теперь одной рукой держись за верёвку, а другой хватайся за раму.
- Ой! - послышалось из электростанции.- Не получается, меня тянет вниз.
- Это притяжение магнитного поля земли.
- Ты тяни давай, какую хварью ты ей рассказываешь! - возмутался дед, хлопнув рукой по карману.
- Я не могу больше, у меня руки устали.
- Никита Мтвеевич, сможете одной рукой верёвку удержать.
- Давай. Сашок, ты тоже держи.
Сашок, почувствовав свою важность в этом деле схватился обеими руками за верёвку и почти повис на ней присев на корточки.
Григорий Алексеевич просунул руки в окошко, ухватился за одну руку выше локтя, подтянул Свету к подоконнику чтобы она могла на него встать, обхватил её по мышки и вытянул наружу. "Вытянули репку!" - воскликнул он радостно.
Света стояла на земле, крепко вцепившись в верёвку что пальцы стали белыми.
- Ну теперь можешь опустить верёвку.
- Дурёха, какую хварью ты там искала?
- Светк, как там внутри, страшно?
Света наконец сообразила что спасена - радостно улыбалась.
- Прежде чем куда-то залезть, надо думать как выбираться будешь - не унимался дед. - Тебе голова на что? Думать, или панамку носить?
При слове панамка Сашок схватился за голову и заорал благим голосом: "Светкааа, панамкааа, где моя панамкааа?"
Ужас застыл на лице у Светы, большие, зелёные глаза стали в пол-лица. Она виновато и умоляюще поглядела на Григория Алексеевича, потом на деда:
- Она там...в элетростанции осталась.
- Япона мать- вскрикнул дед.
Он не хотел чтобы о проишествии узнала сноха Валя.
Тогда не только Сашку попадёт, но и ему, и Светке, и всем кто ей в эту минуту под руку попадётся.Явится Сашок домой без панамки надо будет признаться где потерял, да ведь не сам, а Светка потеряла. Ох и задаст она всем, и Сашка опять не пустит играть со Светой.
- А теперь что будем делать?
- Доставать панамку - сказал Григорий Алексеевич.
- Я не полезу туда снова.
- Свееет - ныл Сашок.
Все трое глядели на неё и ждали. Света пролотила слюну и сказала: "Хорошо."
Она перекинула ногу через окошко, держась обееми руками за раму перекинула другую, присела на корточки на подоконник держась вытянутыми руками за раму, оттолкнулась ногами и одновременно отпустила руки. Григорий Алексеевич спустил верёвку. Света одела панамку на голову, дала команду. Дед приготовился было опять держать верёвку, но в этом уже не было необходимости. Света, почувствовав натяжение верёвки плотно прижалась к стене, отпустила одну руку и попыталась дотянуться да рамы. Одновременно пришлось усилить натяжение верёвки на себя другой рукой. Её опять потянуло вниз. Она опять плотно прижалась к стене, но верёвку старалась тянуть тоже вниз, а не на себя. Стало легче дотягиваться. Она схватилась рукой за раму и упираясь ногами в стенку стала подниматься к подоконнику одновременно удивляясь как легко это оказывается. Полная восторга и победы она высунулась на ружу сияющая от удовольствия. Пальцы снова побелели от напряжения, но она уже не обращала на это внимания. Спрыгнув вниз, напялила панамку на Сашкову голову и с восторгом глядела на деда и на Григория Алексеевича. Григорий Алексеевич тоже весело улыбался, а дед у ужасом смотрел в сторону дома. От двора в направлении к ним шла бабушка Маша. " Что сейчас будет." -сказал он вжав голову в плечи и отвернулся.
Григорий Алексеевич тоже не хотел встречаться с Марией. Он давно привык к тому, что она не здоровалась с ним после той истории с Татьяной. На душе снова стало нехорошо. Он схватил верёвку и авоську и направился к ручью совсем обратном направлении от дома.
- Вы чего тут? А пришла с работы, смотрю, дверь в кладовке нарасхлебень и никого вокруг.
Она посмотрела на внуков, поправила панамку на голове у Сашка, хотела завязать ленточку у Светы и обнаружила, что одной ленты нет.
- Свет, а где ленточка? Потеряла небось опять к чипыжнике.
Света сватилась за хвостик и встретилась с дед глазами. Он всем видом показывал - молчи про электростанцию. Да, мол, в чипыжнике потеряла.
- Они слетают, баб, я даже не замечаю как.
Сашку нетерпелось рассказать бабушке как они спасали Светку, но она так взглянула на него, что он всё сразу понял.
- Пойдёмте домой. Голодные поди. Соберу быстренько чего-нибудь поесть.
Они направились ко двору. Дед отстал, мол, идите, а я по-тихоньку следом. На самом деле он хотел прибрать верёвку, но не нашёл её. Вот ведь, подумал он, и верёвку с собой прихватил.
Мария хлопотала у стола, когда он защёл во двор. А где опять эти двое? - спросил он Марию. Он смертельно устал, почти бухнулся на лавку, о облокотился на забор.
- За домом. Света куклу Лену там забыла. Говорит, что она пожалуй уже выспалась и есть тоже хочет.
- Иш ты, заботливая.
Мария лукаво посмотрела на мужа:
- А ты всё переживал, пацанкой растёт, ничего в ней нет бабьего.
Никита посмотрел на жену, хотел было сказать какой номер она сегодня отколола, да передумал.
- Ну рассказывай, чего молчишь-то.
- Чего рассказывать?
- Что это вы у электростанции делали? Ты что ж, думаешь я не заметила ничего. И окошко выставлено. Либо опять "особа" чё натворила?
Во двор весело вбежали внуки: " Бабушка, ленточка нашлась." - кричала Света: "Она в палисаднике лежала на кровати." И она запрыгала, заскокала на месте.
-
Свидетельство о публикации №217082000134