11. Пластинки. Смена власти. Прощай, Хрущёв!

Предыдущая глава: 10. Пока ещё семья. Творчество.
http://www.proza.ru/2017/08/08/2038

            Музыка постепенно всё больше и больше входила в нашу жизнь. В доме была радиола "Волга" - такой гибрид проигрывателя и радио в большом деревянном корпусе. Стоила она по тем временам немало, но она того стоила! В нижней части этого красивого ящика располагалось радио с динамиками, шкалой, клавишами и прочими настройками. Сверху у радиолы была солидная тяжёлая крышка, под которой прятался электропроигрыватель для пластинок. Выбор пластинок у нас был не так богат, но и мы не были слишком переборчивыми, слушали всё подряд: классические произведения, вальсы, песни народные и лирические, революционные и военные.

            Я любила в отсутствие родителей, распахнув форточку или балкон, врубить звук на полную катушку, чтобы все слышали. Очень уважала я революционные и военные песни, особенно "Интернационал" и "Вставай, страна огромная!" От этих песен по коже шли мурашки, и я считала неуважительным - слушать их не на полную мощь. Всей душой я была с простыми людьми, угнетёнными злыми и жадными богатеями, как будто это прямо из моего сердца вырывались пламенные строки:

               
                "Лишь мы, работники всемирной
                Великой армии труда,
                Владеть землёй имеем право,
                Но паразиты — никогда!"
 

           Также из нашего окна на простор неслись  песни в исполнении Мордасовой и Руслановой, Уральского и Воронежского хоров, задорные частушки и "Страдания". Вначале я тяготилась народными и лирическими песнями, но вскоре  вошла во вкус и уже наслаждалась мягким и слаженным звучанием задушевных голосов, впитывая постепенно эти интонации, эти мелодии, эти слова. Пластинки были на 78 оборотов, бьющиеся, поэтому после нескольких разбитых пластинок мы научились очень аккуратно обращаться с ними, а также стараться не залапывать их жирными пальцами и не царапать иглой, снимающей звук с пластинки.

         Каждый вечер в темноте комнаты светился зелёный глазик радиолы - отец внимательно слушал новости советского радио, а также ловил, как говорили тогда, "вражеские голоса". Ловил, мне помнится,  "Голос Америки"(но, может быть, и радио "Свобода" или Би-би-си, а, может быть, и все вместе, кого поймать удастся). Оттуда многие любознательные сограждане черпали более или менее достоверную алтернативную информацию о событиях, происходящих в Советском Союзе и в мире.

         "Голоса" эти вещали об этом и о том с чувством, с толком, с расстановкой, но через все передачи проступала красной нитью тревога и озабоченность Запада за судьбы советских людей, желание раскрыть им глаза, воздействовать на умы советской молодёжи, ещё до конца не оболваненной советской пропагандой. В той ситуации, ощущая невероятный дефицит правдивых новостей о реальных событиях, происходящих в СССР, людям трудно было распознать, где правда, а где ложь в преподносимой "вражеским рупором" информации, даже, наверно, невозможно было на тот момент "отделить зёрна от плевел".

           Однако после распада Советского Союза открылось настоящее хищное лицо Запада и его истинное отношение к тому самому многострадальному советскому народу, который он когда-то так жалел, проливая по нему "крокодиловы слёзы". Огромную страну захлестнули разруха, правовые бесправие и беспредел, разграбление общественной собственности и её передел наиболее ушлыми особями, бандитизм, голод и нищета, но это было только на руку "сердобольным" западным стратегам. Не зря говорят: "Не дай нам жить, Господь, в пору великих перемен". Многое для думающих людей стало очевидным, но было уже слишком поздно...

             Советская власть оберегала советский народ от всякого рода плохих новостей как могла, корректировала всю информацию, причём не скупилась на светлые и яркие краски для внутренних новостей или новостей из стран социалистического содружества, порой не гнушалась и лжи. Но зато в мрачных красках, саркастически и обличающе, живописала о загнивании капиталистического мира. В газетах размещалась та же самая пропаганда: в основном, с энтузиазмом говорилось о значительных достижениях в развитии народного хозяйства, о значительных событиях в общественной жизни, об успехах науки, техники и культуры в СССР и странах социалистического лагеря, о братской помощи и поддержке развивающихся стран.

             В капиталистических же странах всё обстояло ужасающе плохо, беспросветно, всё находилось в страшном упадке, простым людям там было тяжело выживать, в Америке свирепствовал дядюшка Сэм, толстопузый, в полосатых штанах и в цилиндре, в каждом глазу - по доллару. Газеты, радио, телевидение постоянно замалчивали или искажали суть некоторых важных событий или происшествий в стране, каким-то образом бросавшим тень на  существующий строй или на торжествующую коммунистическую идеологию.

             Поэтому, если случались какие-то эктраординарные события, то народ припадал к своим приёмникам и ловил запрещённый "Голос Америки" сквозь лязг и грохот "глушилок", денно и нощно стоявших на страже интересов коммунистической партии СССР и советского правительства. Оттуда же наиболее продвинутый в искусстве, любознательный народ черпал всю информацию о новинках в музыкальном мире, а также интересные сведения о жизни знаменитых музыкантов, художников, спортсменов, политиков.

              По-видимому, отец делился полученными новостями с мамой, а мы - ушки на макушке! - всё впитывали жадно. Мы знали имена советских руководителей, понимали, как люди относятся к каждому из них. И сразу почувствовали насмешливое отношение народа к Никите.

              К хорошему все мы привыкаем быстро. Конечно, не зря послесталинское время назвали "оттепелью". Был развенчан "культ личности", была проведена реабилитация незаконно осуждённых, досрочно освобождены многие из невинно посаженных в сталинское время. Главной заслугой Хрущёва, на мой взгляд, стала возможность жить более свободно, без репрессий, без того каждодневного, сковывающего по рукам и ногам страха, порой животного страха за свою жизнь и жизнь близких, в котором люди жили так долго.

              Когда через двадцать лет после смерти Сталина я спросила бабушку Варю о вожде народов, то она, отведя глаза, ни слова не промолвила ни о нём лично, ни о той суровом поре. Только рассказала, что за несколько дней до его смерти увидела сон: голова Сталина лежит, поверженная, на полу и страшно вращает глазами. От ужаса она проснулась и с облегчением поняла, что это сон, что в стране грядут значительные перемены...

              Как бабушка, затаившись, молчала о своём страшном жизненном опыте, так и огромная, истерзанная революциями, войнами, голодом, жесточайшими репрессиями, каждодневной ложью и несправедливостью, терпеливая наша страна затаилась и хранила до поры до времени, как великую тайну, всю свою невыплаканную боль о прошедшем времени. Лишь через много лет мало помалу в мемуарах и коротких воспоминаниях простых, честных людей, в рассказах и стихах начинала проступать, как кровь на бинтах, истинная правда.

              Намного улучшилось положение колхозников. Им начали, наконец-то, выдавать паспорта, с которыми они могли жить как свободные люди, а не как рабы или крепостные на определённой, закреплённой территории. Причём, насколько я помню, работники колхозов (коллективное хозяйство) были более бесправны, чем работники совнархозов (советское народное хозяйство). Теперь же они могли перейти в другой колхоз или совхоз, уехать работать в город или отправиться на какую-нибудь ударную стройку. Они стали получать гарантированную зарплату, а не эти хитромудрые трудодни, при начислении которых колхознику вечно доставались лишь жалкие грошики.

             Массово возводились заводы и фабрики, мощные гидроэлектростанции и целые города и посёлки, прокладывались новые железнодорожные линии, строились больницы, школы, детские сады, активно велось строительство жилых домов, поднималась целина, молодёжь ехала на ударные комсомольские стройки. Для многих молодых специалистов открывались широкие  возможности профессионального и карьерного роста. Хрущёв особенно настаивал на том, чтобы старые кадры давали дорогу молодым, и именно в молодежи, допущенной к управлению различными отраслями в стремительно развивающейся стране, видел он успешное будущее.

             Огромные средства уходили на освоение космоса, но в этом была и особенная гордость советских людей, ведь именно советский человек - космонавт Юрий Гагарин - первым из людей полетел в космос! Появилось столько замечательных книг, песен, фильмов о том времени, о простых советских людях, замечательных тружениках, об их высоких моральных качествах. Многие из этих произведений искусства вошли в сокровищницу советской культуры, до сих пор учат хорошему и радуют всех нас.

             Однако, вместе с тем, Никита Сергеевич, не без помощи приближённых подхалимов, уйдя от одного культа личности плотно подошёл к другому - к собственному культу личности. Повсюду на важных постах он расставлял своих людей, как ему казалось тогда, преданных и благодарных за продвижение и поддержку (время показало, как же он ошибался - многие из этих мнимых "друзей" предали его при первой же возможности, и Хрущёву выпало испить горькую чашу предательства и одиночества до дна).
Занимался Никита Сергеевич и самодурством с огромным энтузиазмом, навязывал неэффективные методы хозяйствования, ополчился на приусадебные хозяйства простого люда, требуя уничтожения плодовых деревьев и ликвидации домашнего скота.

             Кстати, хороший анекдот в тему: "Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр.
Никита Сергеевич:
— Но я же в этом деле ничего не понимаю!
— Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством — и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет".

             Уверовав в свою гениальность и незаменимость, стал лезть в сферу литературы и искусства и орудовать там, как слон в посудной лавке, иногда даже с помощью бульдозеров. Советских людей также слегка озадачивал пламенный призыв Хрущёва:"Догоним и перегоним Америку!". Чего нам её догонять? У нас свой путь, социалистический, направленный в светлое будущее - коммунизм! У них свой путь - капиталистический, обрекающий общество на загнивание и постепенную гибель. Так что нам с ними не по пути!

              Ну, и, конечно, народ раздражала постоянная "братская" помощь, которую советская партократия, в ущерб народному хозяйству, вольно, на своё усмотрение, оказывала другим развивающимся странам. Руководствуясь идеологическими соображениями, она направо-налево разбазаривала народные средства, не скупясь на крупные вклады и подарки, щедрой рукой списывая с некоторых государств-должников огромные долги, но готовая содрать три шкуры со своего собственного народа.

             Роковой ошибкой Хрущёва стала кровавая расправа над безоружными голодными рабочими в Новочеркасске в июне 1962 года, когда вместо нормального человеческого разговора  о проблемах и путях их устранения с рабочими свысока заговорили языком насилия и устрашения, языком выстрелов и репрессий. В ответ на справедливые требования рабочих обеспечить их продуктами питания и повысить заработную плату директор завода Курочкин цинично ответил:"Обойдётесь пирожками с ливером!", чем спровоцировал взрыв негодования и разрастание бунта, в ходе которого прозвучал призыв:"Хрущёва - на мясо!" Понятное дело, импульсивного и непредсказуемого Хрущёва взбесила эта фраза, поэтому он взъярился, приказав немедленно подавить мятеж и доложить о выполнении. Что и было сделано, хоть и не сразу.

              Когда в октябре 1964 года Никита Сергеевич Хрущёв был снят со своих постов, его, семидесятилетнего,  без особых разоблачений, без всяких народных волнений потихоньку "ушли" в отставку по причине преклонного возраста. Авторитета у него уже не было, в народе откровенно смеялись над ним, сочиняли анекдоты о нём самом, о его жене Нине Петровне, о его зяте Аджубее, а то и обо всех вместе.

             Помню, отец любил рассказывать анекдот: "Повезли Никита Сергеевич с Ниной Петровной сдавать поросенка на приёмный пункт. Положили его в коляску, пелёночкой накрыли, чтобы народ не заметил, кого везут. А люди подходят к ним, заглядывают в колясочку и умиляются. Вдруг поросёнок поднимает рыльце и говорит:"Хрю-хрю!" Народ ещё больше умиляется:"Ой, какой маленький, а уже свою фамилию выговаривает!"

             И ещё один:"Советской делегации во главе с Хрущёвым был устроен роскошный приём в Индии. Богато сервированный стол, красивые приборы, золотые ложки-вилки. Хрущёв улучил момент, пока никто не видит, взял да и спрятал золотую ложку в карман пиджака. Булганин заметил это и тоже сунул ложку в карман. Тут Хрущёв встал, постучал по графину, требуя всеобщего внимания и сказал:"Вот тут у вас факиры всякими фокусами удивляют! Но и мы не лыком шиты! Тоже умеем фокусы показывать! Смотрите, вот я беру золотую ложку и кладу её себе в карман. А у Булганина из кармана достаю!"

                На смену Хрущёву пришёл солидный, статный, ещё черноволосый и чернобровый Леонид Ильич Брежнев. Я с высоты своих семи лет одобрила выбор партии и правительства. Мне этот мужчина показался надёжным, серьёзным и основательным. Такой башмаком по трибуне стучать не будет!  Смена власти опять оживила в народе надежды на лучшее будущее. Надежда в людях неистребима, пока живём - надеемся на лучшее!

Продолжение:http://www.proza.ru/2017/08/22/155


Рецензии
Четко помню: в Букваре в 1964г. (Я пошёл в первый класс)был портрет Хрущёва, а в одном из учебников второго класса был портрет Брежнева. ещё помню, что по одно время хлеб иногда давали в магазине по одной булке.

Виталий Сыров   30.09.2022 14:03     Заявить о нарушении
А я вот "Букварь" совсем не помню, помню только "Прописи" (тетради по чистописанию) - было такое дело, работали над красивым почерком :)
Спасибо, Виталий, за отзыв! Хорошего Вам дня! И вдохновения! С уважением, Тина

Незабудка07   30.09.2022 14:39   Заявить о нарушении
Мне букварь не нужен был. Я бешло читал, хорошо считал, знал часы и таблицу умножения на 2 и 5. В первом классе учился дисциплине и письму прописями. Это было невыносимо скучно. Шола мне не нравилась....но зато появились новые друзья.

Виталий Сыров   30.09.2022 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.