Коммунист ушел в подполье

      Я ни чем не отличался от других.  Я устал от своего старенького ЗАПОРОЖЦА, на котором я уже ни разу не смог доехать до деревни без приключений. ОН не был виноват.   Просто я грузил на него минимум в два раза  больше груза, чем было положено по паспорту.  А куда деваться? Трое детей плюс скарб, плюс запчасти, рыболовные снасти, да что тут говорить! А тут сладкие речи Горбачева, мир и дружба со всем миром, и долгожданная свобода для инициативных людей.  В коридорах института замелькали дружелюбно улыбающиеся иностранцы, все заговорили о совместных предприятиях и кооперативах. И я понял, что многолетняя мечта моей жизни - НИВА, хотя бы подержанная, вот-вот  сбудется.
      Оказалось, что грамотному человеку открыть кооператив - очень простое дело.  Разработанный мною программный продукт  институту  был уже не нужен. Такая мелочь на фоне грандиозных планов сотрудничества с иностранцами.  Я открыл при лаборатории, которой руководил,  кооператив и ринулся устанавливать свой продукт на   персональные компьютеры, которые стали появляться на наших предприятиях практически без  приложений и стояли без дела.  Ко мне присоединились  крепкие сотрудники.

      Работа в кооперативе  высветила   реальные способности ребят ответственно делать практическую работу, доводить ее до конца.  Выяснилось, что в академическом институте  это умеет делать далеко не каждый. Но у нас была хорошая,  дружная лаборатория, в целом дела у нас шли неплохо.

     Мне удалось установить такой порядок, что каждый сотрудник получал вторую зарплату от кооператива, независимо от  того   участвовал они в выполнении конкретных коммерческих заказов или нет.  Это было правильно, так как четко разделить работу  было невозможно.

      Единственно  -  почти вся наша работа базировалась на продаже и сопровождении  программного продукта,  который  я вынужден был   разработать   для оснащения  персональных компьютеров. Причем я сделал это  один -  остальные  сотрудники имели свои научные темы и получали  интересные научные результаты, некоторые  - мирового уровня.  Юра Нестеров, стал великим математиком, он сейчас живет в США, говорят, что богат и счастлив.  Но тогда «считали себя  нищими советскими учеными», поэтому заработать  дополнительно на «внедрении  научных разработок», считали делом чести.  Я откладывал свою вторую зарплату и через полгода  купил НИВУ, правда подержанную. 


        Закрылся кооператив в сентябре 1991 года. Произошло это так. Я проводил  свой отпуск в деревне. Обычно возвращался к первому сентября. Привычка сохранилась со времен, когда дочери учились в школе.  В первых числа сентября мы по традиции праздновали день рождение Виктора Скокова, который  был моим заместителем и фактически руководил  коллективом, так как любил быть на работе от звонка до звонка, ответственно относился к имуществу, к соблюдению порядка, при этом был специалистом высочайшего класса в своей области.  Его день рождения был одновременно днем встречи коллектива после летних отпусков.

     Я  в отличии от Виктора, был человеком, увлекающимся большим количеством вещей, не относящихся к основной работе. Я всегда опаздывал, потому что появлялся в лаборатории с кастрюлей вареной молодой картошки со своего огорода, с банками маринованных белых грибов, соленых груздей, с засахаренной лесной земляникой, со связкой жирной вяленой плотвы своего улова и приготовления.   Подозреваю, что многие сотрудники любили и уважали меня вовсе на за программистские таланты.
   
  Итак рассаживаемся за сдвинутые столы покрытые раскатанными  рулонами  белой бумаги от печатающих устройств ЭВМ.  Женщины раскладывают мои вкусности   и свои   приноски.  В чайные чашки  разлито сухое вино.   Поздравляем первым тостом дорогого Витю, потом добавляем  еще всяких пожеланий.
- Грибочки прелесть!
-  Икру и пузыри не выбрасывай, это самое вкусное!
-  А как пахнет земляника!  Сказка!

   
   Встает Нина, умница, кандидат наук, прекрасно рисует и поет, моя помощница по работе с программой.
    -  Дорогой Клим Владимирович!  Я предлагаю выпить  за самое важное событие.  За то, что наконец, ликвидировали вашу любимую КПСС!

     Выпили дружно. Я тоже опрокинул свою чашку. Ощущение такое, что мне засадили кулаком под  дых.   Народ радостно загалдел, закусывая, наливая следующую.  Радовались искренне, хотя совсем не неистово.  Ну примерно так, как победе в фигурном катании.  Пульс успокоился, голова заработала в привычном стиле, быстро просмотрела все варианты поведения. Встаю с ответным тостом.
 
  - Дорогие друзья! Что случилось, то случилось. Вы меня знаете, надеюсь,  не ждете, что я сейчас  при вас порву свой партбилет, как это сделали на трибуне  многие мои коллеги и  друзья.   Хочу сообщить вам, что  вынужден уйти в подполье.  Я это перенесу легко. Но увы, в подполье я уже не могу проводить в жизнь социально ориентированные   мероприятия.  Поэтому  объявляю, что с сегодняшнего дня  наш кооператив прекращает свое существование.  Мне придется оформить авторское свидетельство на свой  программный  продукт  и  продавать его как  свою собственность.

    Наверное, я бы не закрыл кооператив, если бы я не получил под дых. Прошло 26 лет.  Многих участников того застолья уже нет. Но мне кажется, что ни ушедшие, ни ныне здравствующие так и не поняли, что они сделали.  Я говорю совсем не о  нашем маленьком кооперативе.

 


Рецензии
Да, мне было в то время не понятно такое поведение людей: выбрасывали комсомольские билеты, рвали и жгли партийные билеты на глазах у всех и с экранов телевизоров знаменитые люди, которые так рвались вступить в комсомол и в партию! Неужели в один миг наступило у них разочарование в комсомоле и в партии? Меня это покоробило тогда. Я не была ни в какой партии никогда. Но была комсомолкой и очень преданной. И так вдруг отрешиться от того, чему верил и к чему стремился, это вот и коробит!
Я понимаю Ваше решение закрыть кооператив. Вы искренне относились к делу и не могли кривить душой. Это настоящий поступок, я Вас понимаю, здесь исчезла взаимность, а без неё никак.

Ольга Реймова   23.09.2017 13:58     Заявить о нарушении
Ольга, простите, не пойму как мой отзыв прицепился к Вашему.
А самостоятельно теперь не публикуется: "Вы уже опубликовали подобную рецензию"...
Пусть Клим Владимирович прочтет, а я потом удалю, хорошо?
простите еще раз.
С уважением,

Геля Островская   04.10.2017 14:16   Заявить о нарушении
Хотя из Вашего рассказа мне еще кое-что сразу подумалось. Вы об этом прямо нигде не сказали, но и так ясно, и я всё же скажу.
Изобретение было Ваше, да? А пользовались все. По-коммунистически. То есть принимали здесь Ваши правила: "Мы вместе, мы - одна команда". "Один с сошкой, семеро с ложкой"- это нормально было. А как "Вашу " компартию похерить - это на ура. Так или живи "по-капиталистически", строго индивидуально, или хотя бы помалкивай...
Так я понимаю Ваш "уход в подполье". _ Потому и про отца встречно рассказала - он тоже имел встроенный приборчик "правда-ложь".

Геля Островская   04.10.2017 15:44   Заявить о нарушении
Геля, не надо ничего удалять, пусть так будет, это очень интересно!
Клим Владимирович не пишет ответы, но всегда прочитывает :)))

Ольга Реймова   04.10.2017 16:44   Заявить о нарушении
Этого я знать не могу, но надеюсь)))

Ольга Реймова   04.10.2017 19:36   Заявить о нарушении