Псков заветный. Тайны озера Велье

   04.08.2017г.  В этот раз мы решили выехать в пятницу, сразу после работы. Погода в последние дни была дождливой, но тёплой. На выходные опять обещали дождь. Но мы спешили прочь из пыльного и шумного города в глухие тихие места. Радовало, что будет не одна ночёвка, на природе, а  две.
   Мы с Сергеем Комковым искали каменные кресты, руины церквей и древние городища на Псковской земле. Мы путешествуем так два года, нашли много каменных крестов, грунтовые дороги Псковской области стали изученными и родными.
  Если бы вы знали, как ждала я эту поездку. Ещё  зимой мой отец рассказал мне, как деревенские жители ходили на древнее городище собирать чернику.
Мы даже переспросили его, правильно ли он понимает, как устроено древнее городище. Он ответил, что была высокая гора (холм), выше остальных холмов, что расположены рядом, гора -  усечённая в верхней части, с валом для укреплений и рвом вокруг. Около городища было озеро.  Сказал, что деревенские жители так и говорили про это место: «Поёдём на Городище, по грибы, по ягоды».
Рассказал о том, что находится древнее городище недалеко от  деревни Жгуново Опочецкого района (родовой для моих предков).  Сейчас деревни уже нет. Осталось два дома, остальные сгорели в весенний пал травы и наш дом тоже сгорел.  Для нас информация о городище  была открытием. Мы думали, что все древние объекты в области учтены, оказалось, что нет. Оказалось, что учёт довольно приблизительный. И вот, нашлось древнее городище, о котором нет никакой информации, только воспоминания моего отца.
  Сергей очень жалеет о том, что мало осталось людей, которые хоть что-то знают об истории края, в котором живут. Очень жалеет, что не расспрашивал стариков раньше.
Мы выехали после шести вечера и решили в этот день ехать сразу на ночёвку. Выбрали для ночёвки озеро Велье Глубоковской волости Опочецкого района.
Велье – одно из самых любимых для меня озёр. Его протяжённость пять квадратных километров, оно имеет овальную  вытянутую  форму. Озеро имеет пять островов. Глубина озера Велье почти 18 метров.  Вода в озере - чистейшая, дно -  светлое, песчаное, твёрдое. На берегу озера две деревни Полеи и Заноги,  деревня Лашутино находится очень близко к озеру. Вдоль озера идёт трасса Санкт-Петербург  -  Псков -  Киев.
    Имя Велье имеют четыре озера в Псковской области. Считают, что оно ведёт начало  от финского слова «валья», что значит «свободный, просторный» или от славянского «велий», что значит «большой, свободный». От этого же слова могло произойти название реки Великая. Считают, что сначала эти места заселили фино-угорские пемена и некоторые названия здесь возникли на почве фино-угорских языков.
    Карта Псковской области с множеством населённых пунктов - это исторический документ, который невозможно подделать в угоду политикам. В названиях сохраняется истинная история, нет случайных наименований.
  Я в названии "великий" вижу сходство со словами "многоликий", "двуликий". "Ве-ликий" - имеет лик схожий с "Ве".
Кто же  этот «Ве», чей лик был так важен, что именем его названы самые значимые озёра и река? Нашла у М. Фасмера, что это Велес – один из величайших богов древнего мира,  сын Рода, брат Сварога.  Велес привёл мир в движение. День стал сменять ночь, а после зимы начиналась весна. Движение от Нави через Явь к Прави.
  В средние века это озеро играло значительную роль в жизни людей. Очень интересным фактом было то, что к озеру шёл водный путь от реки Великая, по реке Черница и потом по притоку реки Черница – Волошна. Сейчас Черница и Волошна  - неглубокие узкие извилистые речушки. Раньше уровень воды  в этих реках был выше, а реки были глубже.  Это озеро было желательной добычей в ходе военных действий и борьбы за территорию.  Территория была приграничная, переходила из рук в руки. От этого страдало местное население, которое погибало в горниле войны, населённые пункты выжигались. 
За деревней Лашутино есть к озеру подъезд. Там мы планировали остановиться на ночёвку. Лето 2017 года было холодным и дождливым. Недалеко от места, где мы свернули к озеру, была дорога проходимая только для полноприводных машин.  Сергей вышел из машины, чтобы «прощупать дорогу»  и убежал к озеру.
- Там, словно рай. – Сказал он, когда вернулся от озера.
Глаза его горели азартом.
Я тоже «прощупала» дорогу, пока он бегал смотреть на озеро.
- Давай поищем подъезд в другом месте. – Попросила я его.
И мы поехали искать другое место. Так проехали по береговой линии все семь километров – берег озера, который идёт вдоль трассы, потом свернули с трассы направо и приехали в дер. Заноги.  Сергей стал спрашивать местных жителей, где можно у озера переночевать.
  Я слушала, как ему отвечают, наслаждалась звуком и интонацией речи. Я слышала  речь характерную для деревень Звонской и Глубоковской волости  Опочецкого района с кричащими гласными звуками и  словно попала в знакомую с детства воду.
  Я вышла из машины и вдохнула запахи, знакомые с детства. Пахло цветущими растениями и мёдом, жужжали пчёлы. Это жужжание и запах мёда всколыхнули в душе воспоминания, связанные с детством. Мой дедушка был пчеловод на колхозной пасеке, дома у него тоже были ульи с пчёлами. Сколько помню своё детство, всегда были пчёлы и мёд.
Сергей спросил у мужчины из деревни Заноги, какие достопримечательности есть в этом месте.     Мужчина ответил с гордостью, что главная достопримечательность – это озеро Велье. Он подсказал, как найти подъезд к озеру для ночёвки. Сказал, что недалеко от места, где мы хотели остановиться есть «буй». Мы уже слышали, что местные так называют один холм рядом с деревней Турово Бежаницкого района. Я нашла, что на местном Псковском говоре «буй» - название высокого холма. Но почему-то не каждый холм так называют, здесь я такое название услышала впервые.
  Мы нашли место для ночёвки, не доезжая до деревни Лашутино. Дорога уходила в высокий сосновый лес. Именно такой лес казался мне идеальным лесом. Тут были только стволы высоченных деревьев и зелёный мох. На мху росли яркие оранжевые лисички. В этом году было мало других грибов, а лисички росли в изобилии. Потом дорога стала расходиться на множество лесных дорожек и, немного поездив по лесу, мы нашли несколько замечательных стоянок. Мы выбрали местом для стоянки – большую вырубку и хорошо оборудованную стоянку около озера Велье.  Мне почему-то было страшно ночевать в лесу. Среди стволов деревьев быстро темнело, а на вырубке долго было светло, хотя время было позднее.
  Сергей занялся обустройством лагеря, а я пошла исследовать окружающую территорию. Я вышла на край вырубки, нашла другую дорожку и решила сходить к озеру и посмотреть другое место. Здесь тоже был хороший подъезд и вскоре открылся вид на озеро и оборудованную стоянку. Всё было чисто прибрано. Не было пластмассы и другого мусора, который обыкновенно оставляют после себя городские жители. В этом месте земля мысом уходила в озеро. Тут же я увидела земляной вал, на котором за давностью лет выросли большие деревья. Деревья не удержались на валу и упали в озеро.    Земляной вал – это остатки былого укрепления.
    Было очень тихо. В небе парили две небольшие хищные птицы. Я слышала частые вскрики в высоком  небе, среди потемневших облаков.  От стволов огромных сосен,  обступивших озеро, падали большие тени. Окрасив небо красным, быстро зашло солнце, и тут же заблестела белая тарелка полной луны. В  озёрной ряби серебрилась лунная дорожка. Тихо стучала о берег спокойная вода. Пахло озёрной водой. Бог мой, какой изумительный был запах!
   На том берегу я увидела костёр. В этот выходной день около озера ночевали рыбаки и отдыхающие.
   Берег, на котором я стояла, был пустынен. Я смотрела на дальний костёр на том берегу и думала о том, что озеро Велье, когда-то было границей. Я думала о том, что здесь, где я стояла,  было поселение.  И в то время, на сторожевой башне, находился древний воин Псковской вечевой республики, который, так же как и я, смотрел на костры на другой стороне озера.  Мне было очень важно осознавать, что Псковская земля была республикой, а на том берегу было огромное  Великое Княжество Литовское. (Как плохо преподавали нам историю, я ничего не знала об этом и узнала, только сейчас, в возрасте пятидесяти лет, когда стала изучать историю края). Я узнала, что я Псковская и корни мои Псковские и тихим костром горит во мне кровь Псковских вольных людей (чем я горжусь).
  Стало темно, я вернулась к лагерю. Воображение начинало рисовать пугающие картины в моём мозгу и мне стало страшно. А вокруг было мирное спокойствие. Я знаю, что единственный источник моих ночных страхов и страхов многих людей – собственное воображение, неуёмная фантазия и картины из фильмов ужасов, которые зафиксировались в подсознании. 
  Сергей жарил колбасу. Запах был аппетитный, такой ароматный, что непроизвольно потекли слюни. Мы беседовали, пили чай, ели жареную колбасу с отваренной новой картошкой и наслаждались свободой, а я ещё и родной землёй, дороже которой ничего для меня нет.
  Мы проснулись около девяти часов утра. Дождя не было. Впервые за всю историю поездок мне не хотелось никуда уезжать. Мне хотелось, чтобы это утро никогда не кончалось. Мне хотелось остаться жить около озера Велье. Вовсю светило солнце, дул лёгкий ветерок и было очень тепло. На берег озера вылез маленький тритон. Помню, как в детстве я ловила тритонов, а потом они куда-то исчезли. Хотя мы проводили много времени около Псковских рек и озёр, я уже не встречала тритонов.  Я так обрадовалась, что вспугнула тритона и он спрятался в высокой береговой траве.  В озере плавали птицы. Это была чомга - водоплавающая птица семейства  поганковых.  В прозрачной воде, прямо у берега, сновали маленькие рыбёшки.
   В озере были лодки с рыбаками. На нашем берегу, дальше по береговой линии, был виден палаточный лагерь.
  Сергей думал, что в такой чистой воде обязательно должны были водиться раки. Он ещё вечером хотел ловить раков. Но мы очень устали, так и не половили никого, ни раков, ни рыбы.  Мы поели и пошли купаться. Многие городские жители совсем не купались этим летом. А мы, конечно, купались, но вода была холодной, прямо - обжигающе холодной. В Велье вода оказалась кристально чистой и тёплой (ночь была тёплая). Сергей быстро искупался, а я плавала долго и никак не хотела вылезать, так было хорошо в воде.
 Собирались мы долго и выехали около двенадцати часов дня. Мы ехали искать древнее городище, о котором рассказал мой отец. Мы нашли озеро в лесу, обошли все подозрительные холмы и вскоре нашли городище. К городищу, которое находилось на высоком холме,  вела лесная дорога, сейчас она частично заросла. Мы нашли два земляных вала (место былых укреплений) и глубокий ров вокруг. Верхняя часть холма была выровнена. Мы, уже почти уверенные в том, что нашли место правильно, нашли наверху ямки, оставленные чёрными копателями. Это был чёткий указатель на место. Теперь мы были твёрдо уверены в том, что нашли древнее городище, о котором нет никаких упоминаний. Ямки, оставленные копателями, были давними и уже поросли мхом. Мне не хотелось, чтобы копатели приехали туда вновь  и я не оставляю точных указателей  для поиска и примет.
 Мы подумали, что искали на этом холме «войну», искали то, что осталось от боевых действий.
Было очень жарко, обещанный дождь так и не случился. Мы поднимались на высокие холмы и спускались с холмов. Я устала, пот капал со лба, дышала с трудом. Сухой мох скрипел под ногами. Иногда, после длительного поиска хочется лечь там, где стоишь.
- Откуда копатели так хорошо осведомлены? – Спросил Сергей. – Ведь нет никаких упоминаний.
Скорее всего, копали местные жители. Нам тоже иногда удавалось что-то узнать у местных.
Потом мы поехали в деревню Полеи. На карте около этой деревни был обозначен погост. А где погост, там и каменные кресты. В былые времена эта местность была густо заселена.
   Когда ехали в эту деревню, но увидели большую заводь, заросшую белыми кувшинками. Никогда в своей жизни я не видела так много белых кувшинок в одном месте.
  Уже не в первый раз мы с Сергеем приезжаем в мои родные края. Названия этих деревень я помню с детства, каждое название греет мне душу: Мякишево, Жгуново, Куденково, Григорино, Терехи, Решетниково, Лёдово, Лобово, Зябки, Мочалково, Есенники. Из деревень Жгуново и Куденково мои родители. Но всегда мы с родителями ездили по одним и тем же дорогам, в одни и те же места. А теперь мы с Сергеем тщательно исследовали всю территорию. Мне казалось, что место не изменилось, а границы моей родины для меня расширились. Словно я впервые узнавала место, в котором провела так много времени. Открывалось оно для меня своими новыми страницами, неизвестными ранее гранями.  «Так вот ты какая, родина моя»! – Думала я. Мне не передать вам словами, как мне было интересно!   
  В деревне Полеи, около самого озера Велье, вскоре мы нашли древний погост. Мы могли судить о том, что он древний потому, какие высокие сосны на нём росли и какие толстые были у сосен стволы. Такие огромные деревья мы видели только в Михайловском, а там деревьям по двести - триста лет. Внизу, у основания холма было озеро Велье. Мы подъехали к нему с другой стороны (от места нашей ночёвки). В озере был небольшой остров и вид с холма был очень красивым. На берегу мы увидели дайвера, который готовился к погружению (одевал своё снаряжение – гидрокостюм, ласты и маску).  Его тоже звали Сергей. Мужчина рассказал нам, что  рядом с этим погостом раньше была церковь. На месте где стояла церковь, теперь стоит большой деревянный крест, там есть информация, напечатанная на листе бумаги.   Церковь находилась справа от погоста на расстоянии 200 метров от него (дальше мусорной кучи).
Мужчина рассказал нам, что на острове, который мы видели с берега, раньше, очень давно стояла церковь, которая ушла под землю. Сергей Комков говорит, что такие байки, можно услышать почти в каждой деревне. Еще, рассказал нам, что в озере много рыбы, недавно он подстрелил сазана размером 60см, что дно неровное и есть глубокие ямы. Рассказал нам, что в озере полно раков, но у берега их всех собрали. Раков, сказал, много около островов, на мелководье. 
Мы вернулись на погост и нашли четыре каменных креста, потом нашли деревянный крест и место, где раньше стояла церковь.
   Информация гласила, что стояла на этом самом месте церковь во время монголо-татарского нашествия. Храм был сожжён вместе с жителями и сошёл в озеро Велье. С тех пор местные старожилы много раз видели над озером  и в озере светящиеся кресты, о чём свидетельствовали. Один раз рыбаки рыбачили в озере во время празднования Святой Троицы. Сеть зацепилась за препятствие. Когда же сеть  с трудом вытащили и развесили её для ремонта, то обнаружили, что дыра имеет форму восьмиконечного Православного креста. С тех пор утвердилась вера, что храм, до сего времени,  пребывает на этом благодатном месте и напоминает о себе. В листе с информацией была надежда на то, что когда-то на этом самом месте храм будет построен в честь нашей Защитницы и Хранительницы Богородицы и иконы Её, именуемой Московская и Всея Руси.
Было в этой информации нечто, что смущало меня. Я была тогда девочкой, была пионером, мы были тогда атеистами. Но праздник Святой Троицы чтили и ходили в этот день на кладбище - Черницкий погост. Собиралось на кладбище в этот день большое количество людей, приезжали из многих городов. Сидели на низеньких скамеечках вокруг могил, которые были для нас столом. На могилы выкладывали самую вкусную еду. Сидели так несколько часов, общались. Праздник был грандиозный. Все традиции сохранились, но людей сейчас приезжает значительно меньше. Так вот, никто в день Святой Троицы рыбу не ловил у нас. 
 Ещё на погосте увидели мы имена, похороненных здесь недавно, инокини Нины 2013г. и монахини Домники 2016г.. Дайвер Сергей рассказал нам, что рядом с деревней Полеи существует женский монастырь.
  Сергей Комков тут же решил, что нужно посмотреть женский монастырь и мы поехали его искать.
Недалеко от деревни мы увидели коттеджный посёлок современного типа. Меня удивили солнечные батареи на крыше одного из домов.
«А ничего такие домики», - думала я, рассматривая большие, качественно и из современных материалов, построенные, стоящие в ряд, дома.
  Оказалось, что эти красивые дома и есть монастырь. Было удивительным и то, что не увидели мы ни одной иконы и ни одного креста на крыше. Не было рядом церкви и даже маленькой часовни.
«Где вы молитесь»? – Спросил Сергей монахиню, которую увидел на улице.
«Молиться в храме – это от антихриста, - ответила она, - мы молимся в домовой церкви». 
Всё это показалось странным и мы отказались от предложения попить чаю. Потом в интернете мы нашли информацию об этом монастыре и ещё информацию о расколе церкви. Да и вы, если захотите, тоже найдёте.
Вот таким загадочным оказалось озеро Велье. Нам не хотелось покидать его. А сколько оно ещё хранит тайн! Сколько ещё удивительных открытий ждёт нас. Ведь мы только приоткрыли интереснейшую книгу по истории Псковской земли, только заглянули на первые её страницы.
Фотографии из этой поездки и многих других наших поездок можно найти в блоге https://24naville.blogspot.ru/

   


Рецензии
Хороший рассказ. Прочитала с большим интересом.Люблю русскую землю и деревню!
Мой дедушка родился в Тверской области.
Жму зелёную.

Удачи и творческого вдохновения вам.
с теплом С.С.

Светлана Пузыренко-Орлова   23.11.2023 01:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.