Сдви жение - праздник змей

В далеком прошлом со мной произошел случай, при воспоминании которого явно ощущаю ползание мурашек по телу.
Стоял октябрь, теплый, красивый. Накануне прошел дождь, слегка парило. Я решила побродить по осеннему лесу, в надежде найти поздних грибов. У нас, в Амурской области, в это время можно найти опят и крепеньких осенних сыроежек, почему - то в большинстве с красными шляпками. Из всех времен года я люблю только осень. За ее праздничную красоту, яркость, красочность и некую загадочность. Побывать в таком нарядном лесу для меня отдых души и вполне объяснимая нежная грусть.
В лесу прогуляла часа два. Корзиночка полна грибов. В руках букет из веточек клена, прутиков краснотала, вербы, позелененный хвоей.
Вышла из леса на накатанную проселочную дорогу и остановилась в ужасе. Оцепенела! по дороге нескончаемой лентой ползли змеи. Они двигались неспешно, сосредоточено, поглощая метры своими змеиными телами. Некоторые поднимали свои изящные головки и смотрели прямо на меня, как бы вопрошая; что попалась, голубушка? Змеи были разного цвета: серые, черные с оранжевыми или белыми полосками. По длине спинок зигзагами с серыми клеточками. Меня удивила змейка серо - зеленого цвета, крохотка, но по дороге шевелилась деловито. А еще две змейки, совершенно черненькие, одинаковые, небольшие по длине, они путешествовали и веселились; то друг к другу головками прикоснуться, то хвостиками зацепятся, они видимо ползли впервые, молоденькие. В моей голове пронеслась вся моя жизнь, да еще рой бессмысленных доводов и страхов.  Я закрыла рот ладонью, чтобы не пискнуть и не привлечь их внимание. Сколько простояла в оцепенении и созерцании зрелища - не помню. Но инстинкт самосохранения дал о себе знать. Видя, что пресмыкающиеся движутся  и не обращают на меня ни малейшего внимания, я успокоилась. Обдумывая создавшуюся ситуацию, я посмотрела на дорогу, откуда изначально открыто движение змеями и нет ли конца их карнавальному празднику.
Увы! Они двигались блестящей, разноцветной, нескончаемой массой, шурша своими извивающимися телами. Тишина леса. Шорох змей. Что же делать?          - простонала я. И вдруг мне вспомнились строки из книги Р. Киплинга "Маугли", где сын человеческий говорил своим четвероногим друзьям: " Я ваш старший брат и вы должны меня слушаться!" То ли от безысходности, то ли еще от чего - то, я за это воспоминание ухватилась, как утопающий за соломинку. Мне это придало уверенность. Перекрестясь, громко прочитала  "Отче наш" призвала на помощь всех святых. Мысленно попрощалась с годовалой дочуркой, на всякий случай. Перефразировав Маугли, поклонилась змеям и, встав на колени громко и твердо произнесла: "Змеи! Я ваша старшая сестра. Я человек, мне нужно домой. Расступитесь, пожалуйста, дайте дорогу!" Хотела, было толи засмеяться, то ли заплакать. Но! Хотите - верьте, хотите - нет. Змеи, не прекращая своего движения, сбились в три ряда, освобождая мне пространство ровно на столько, чтобы проскочить между ними на цыпочках. С быстротой молнии пролетела между просветов их тел. Повернувшись к ним, я с великим смирением поклонилась до самой земли.
Поблагодарила. Прочитала молитву Божьей Матери млекопитательнице.
Домой домчалась, поспорив с ветром. Корзину с грибами не бросила, напрочь забыла про неё, вцепившись за плетёную ручку. Уже  дома, муж с трудом разжал мои побелевшие и онемевшие пальцы. Букета не было. Узнав в какую переделку, я попала в лесу, у него задрожал подбородок и охрип голос. Что от него услышала - десятилетия прошли - помню, как сейчас. В то время была жива мама. Она пояснила мне, что за две недели до Покрова дня, змеи собираются в лесу со всех сопок и болот. Они отдыхают, веселятся, виснут на ветках деревьев, заползают во дворы домов. Шалят. Потом, как по приказу, они сдвигаются на дорогу, глубоко в лесу, подальше от людских глаз. Начинается шествие. Змеи ползут в одно, только им известное место, домой, на зимнюю спячку.
И, действительно, через несколько дней, на Покров день, выпал снег.
Как же все гармонично в природе! С тех пор мое уважение к змеям - безгранично. Воочию видела: они видят, слышат и нас, людей, понимают. Из всех обитателей лесов, мудрее змеи, вряд ли  кого найдешь.
Прошли годы, прежде чем я осознала, какое уникальное явление природы мне нечаянно довелось увидеть.
Это быль.
П.С. Охотники - старожилы знавали эти места. Но строжайше хранили тайну. Это была глубокая расщелина между сопок. В эту  расщелину сваливались, падали змеи. Вначале они там живо двигались, уплотнялись, потом становились более вялыми и наконец, впадали в спячку. Зима щедро засыпала их снегом.


Рецензии