Морской шиповник

В одной из бухт, одного приморского городка база отдыха распродавала гостиничные домики. Мы приобрели просторный домик на три окна, сделали в нём перепланировку, получилось три маленькие комнатки, к домику пристроили большую светлую веранду, она нам служила и кухней и прихожей.
В центре веранды стоял большой круглый стол красивого тёмно-вишнёвого цвета на толстой инкрустированной ножке, стол был ещё и раздвижной, этот предмет был нам нужным и необходимым, потому что, когда съезжалась семья, да и ещё и гости, то стол раздвигали и на него ставили, и сваливали всё, что привозили с собой на отдых в выходные дни, а потом вокруг стола суетились и дети, и взрослые, все что- то неистово искали: кто пакеты с едой и горячительными напитками, дети рылись в вещах в поисках футбольного мяча, ластов, масок, мужчины спрашивали про шампура. Все хором отвечали: - ищите на столе! А какой – ни будь шутник, из числа гостей, нарочито низким голосом добавлял: - «Если не найдете, включайте фары».
Я спокойно созерцала эту суету, качаясь в кресле-качалке и сожалела, что не умею владеть видеокамерой, чтобы запечатлеть весь этот ералаш.
Наконец, всё затихало. Дети под присмотром взрослых уходили к морю, мужчины ставили палатки, разжигали мангалы, женщины занимались сервировкой стол, все готовились достойно отдохнуть на природе до утра, периодически сочетая застолье с купаньем в ночном море, при луне. Здесь можно упомянуть, что отдыхающие в соседних домиках и по всей зоне отдыха занимались тем же самым, что и мы, и с такой же громкоголосой суетой, и с такой же целью: отдых от души и до понедельника. В общем, с глубокого вечера пятницы гулянья набирало свои увеселительные обороты. А в воскресенье, к часам пяти, база постепенно пустела, людской шум стихал, оставались те, кто был на пенсии, в отпусках и кто хотел лето провести возле моря, купались и загорали, катались на катерах или просто сидели в лодках, опустив удочки в воду.
 Я тоже проводила свою семью и их друзей домой, в город, и мы остались с Костей вдвоём. Костя это сын моего брата, ему четырнадцать лет, живут они в Комсомольске на Амуре и он, вот уже третий год, приезжает ко мне в гости, и мы с ним живём всё лето в домике на берегу моря.
Убрав весь мусор, оставшийся после выходных дней, я отправилась на море поплавать. Море волновалось, но волны были небольшие, натянув ядовито – зеленого шапочку на голову, вот эта резиновая шапочка с очень давних времён и на её внутренней стороне пропечатано 1 руб. 15 коп – цена советской эпохи и наш семейный раритет и повод для шуток этой уникальной цены для современного демократического времени нового столетия.
Нырнув под волну, я поплыла к большому плоскому камню, торчавшему из воды, взобравшись на него, стала разглядывать пароходы, входившие в бухту, на огромное судно, стоявшее на рейде, как оказалось, что это плавучее судно называется плавзаводом, где делают рыбные консервы и отправляют их по всей стране. Смотрела на лесовозы груженые соснами – красавцами, на маленькие  катера, снующие между судами и пронзительно кричащие (я так и не поняла трудового значения этих катерков, и на прочую суету порта).
Погревшись на камне, я опустилась в воду и поплыла подальше от берега, меня обогнал мужчина, он плыл красиво, сильно рассекая воду саженками, вскоре он скрылся из вида, а я повернула обратно.
Немного под устав, повернулась на спину, широко раскинув руки  и подгребая ногами, чтобы удержаться на плаву. Немного расслабившись, я отдалась на волю течения воды, позабыв о времени, как вдруг возле меня раздался голос: «Послушайте, русалка, вы не боитесь, что вот так, безмятежно, лёжа на спине, вас кто – ни будь или что-нибудь, может напугать?» Я развернулась и огляделась, действительно, меня отнесло совсем в противоположную сторону ещё дальше от берега.
Поблагодарив мужчину, ответила, что люблю, полежать на воде, на спинке по долгу, меня это расслабляет и успокаивает, а об опасности никогда не думала, бог миловал.
- Кто вас научил так хорошо плавать? – спросил незнакомец.
- Детство – ответила я, - родилась в селе мимо которого, неслась быстротечная стремнина реки под названием Черный Дракон.
- На Амуре, значит, - проявил свою осведомлённость незнакомец.
- Так точно! – озорно воскликнула я.
Выйдя из воды, мужчина оценивающе оглядел меня, не оборачиваясь, я предупредила его, что не люблю, когда меня откровенно разглядывают, могу обидеться, он извинился и представился – меня зовут Игорь.
- Лорхен – как-то вызывающе, я назвала своё имя. 
- Почему Лорхен, а не Лариса? – удивлённо спросил Игорь.
 - Меня так называл муж и мне нравилось. 
- А вы знаете, что в переводе с греческого имя Лариса означает чайка?
- Да-да знаю, - подтвердила я.
Оживлённо разговаривая, мы подходили к нашему домику, заметив нас, навстречу вышел Костя, поздоровавшись, предложил нам чай, в руках он держал кружку с горячим чаем и конфетами.
 – Лариса, так вы с юнгой? – спросил Игорь.
 – Юнгой я не буду, но финансистом хочу стать – ответил за меня Костя.
– В наше время, это неплохая профессия – и протянув Косте руку сказал, меня зовут Игорь Васильевич.
Я подтвердила приглашение племянника попить вместе чай с блинами и с облепиховым вареньем, но Игорь Васильевич отказался и, попрощавшись, пошёл к своему домику. Я взглядом проследила, куда он направился и громко спросила: « Это ваш витиеватый домик – ракушка?»
  - Ваш домик что – то долго строился, да и вас не видела на стройке. Игорь повернулся ко мне и терпеливо пояснил, что он больше двух лет живёт в. Санкт- Петербурге, преподаёт в высшей морской академии, и  «ракушку» строили без него, но по его эскизам. На этом диалоге мы и разошлись по своим «хижинам».
Стали сгущаться сумерки сероватого цвета, с моря потянуло прохладой и сыростью, Костя разжёг мелко наколотыми дровами мангал, на пылающий огонь насыпал древесных углей, вскоре повеяло теплом, и наш с ним вечер начался. Племянник учился в музыкальной школе, хорошо играл на гитаре, вечерами наигрывал красивые мелодии из репертуара моих прошлых лет, что доставляло мне большое удовольствие, я старалась под мелодию напевать песни, но как всегда в невпопад. Костик улыбался, не раскрывая рта, получалась гримаса и я понимала, что пора отпускать его на пляж к вновь к приобретённым друзьям, которые терпеливо ждали его на берегу моря, предупреждённые Костиком, что его тётушка Лорхен сентиментальная дама, с ней нужно обращаться деликатно и не надоедать набегами детворы к ней в дом и спрашивать, где Костя, и выйдет ли он гулять? Урок был усвоен ребятами и мною признан, и я спокойно доверяла им своего племянника.
Костя ушёл с ребятами и гитарой на плече к берегу моря, а я почему – то решила, что мне надо поинтересоваться, светятся ли окна в «ракушке», у Игоря, убедившись, что светятся, ушла домой спать.
Утром, приготовив завтрак, отправилась на пляж, предварительно заглянув в детскую комнату. По безмятежно спящему облику моего любимца, я поняла, что дитё моё вернулось к утру.
Найдя на пляже просторное местечко, углубила большой зонт в песок и подставила себя теплым лучам солнца.
Костик прибежал ко мне на пляж, часа через полтора, чмокнув в щеку, поблагодарил за завтрак и сообщил, что наш новый знакомый уехал куда – то на черном джипе и передал тётушке Лорхен привет, я разморенная солнышком, сделала рукой приветствие и сказала племяннику: « при случае, скажи Игорю Васильевичу, что привет его со мной».
 – Ладно, скажу – засмеялся он и с разбегу нырнул в воду.
Я полежала ещё некоторое время под зонтом, потом зашла в воду смыла песок, крикнула племяннику что ухожу, в ответ только взмах его руки, значит, понял, подумала я, и пошла в домик. Обойдя его, я подошла к Игоревой «ракушке»,  с каким- то новым чувством я смотрела на его дом, мои мысли были об Игоре, хотелось, чтоб поскорей он вернулся.
Я задала себе вопрос, что за встреча у нас с ним произошла, случайная она или нет?
Игорь Васильевич, приехал на вторые сутки, ближе к вечеру, я видела из окна, как он выгружал из машины сумки, пакеты, свертки, потом открыл переднюю дверцу и осторожно помог выйти интеллигентного вида старушке и отвёл её в дом. Мне подумалось, что они вечером придут ко мне в гости.
При виде Игоря у меня  неожиданно появилось приятное чувство в душе.
Тут вышел Костя из своей комнаты с циновкой и полотенцем в руках, и мы отправились на вечернее купание в полезной, солёной,  морской воде. Его уже ждали ребята, подогнав к берегу водный мотоцикл. А я села на песок, стала разгадывать кроссворды и разглядывать, кто, чем занимается на пляже.
Через полчаса мальчишки подплыли к берегу и улеглись на циновку, а я решила сделать заплыв, заходя в воду, предупредила племянника о том, что если меня не будет видно, пусть покричит, а то вдруг, захочу полежать на воде, да и усну ненароком.
- А я буду рядом – вдруг послышался голос Игоря. Я радостно взглянула на него; в лучах заходящего солнца он выглядел импозантно, натренированное тело, строен, красивая седоватая шевелюра, на груди короткие завитушки волос, но лицо выглядело усталым, а в глазах угадывалась, видимо, давно поселившаяся грустинка. Подходя ко мне, он поздоровался и, взяв меня за локоток спросил:
« Ну, русалка, далеко ли мы отправимся?».
 – К камушку Игорь, к камушку – ответила я.
Мы подплыли к камню, посидели на его тёплой поверхности, и я вдруг почувствовала, что от Игоря исходит энергетическое тепло, что мне приятно его ощущать, что возле него хорошо и надёжно, повернувшись к нему, увидела очень близко его красивые карие глаза, он смотрел на меня, как будто что-то решал про себя, я немного смутилась и чтобы отвлечь его, спросила о сестре. Он кратенько рассказал, что Маргарите Васильевне 76 лет, что она преподавала в институте математику, физику, сын у неё живёт в Москве, а муж умер четыре года назад.
 – Тоже вдова, - невольно вырвалось у меня, от неожиданной откровенности, мне стало неловко, я опустилась в воду и поплыла к берегу.
Игорь некоторое время сидел на камне, потом догнал меня.
- Знаете – сказала я ему – мне что- то расхотелось мокнуть в воде, да и вам не следует надолго оставлять Маргариту Васильевну одну. Я вышла на берег, накинула полотенце на плечи и медленно пошла вдоль берега, погружая босые ноги в тёплый песок.
А Игорь Васильевич с Костей остались на пляже.
Придя домой, я занялась мангалом, его мы разжигаем каждый вечер, просто так, для тепла и для души.
 Вдруг, за спиной, кто- то вежливо кашлянул, обернувшись, я увидела Маргариту Васильевну, усадила её в кресло - качалку, поближе к огню и, с её согласия пошла, варить ей кофе. Позже, она, припевая маленькими глоточками горячее кофе, интересно и занимательно рассказывала истории из своей преподавательской жизни, не без гордости сообщила, что из их института вышло немало замечательных, талантливых людей, некоторые работают преподавателями в вузах Москвы и. Санкт- Петербурга, в том числе её сын Сергей.
Маргарита Васильевна повернулась ко мне и спросила: «Лариса, ну а каков ваш жизненный путь?». 
Я откровенно рассказала о себе, где родилась, какова моя профессия, посетовала, что осталась одна и никак не могу привыкнуть к одиночеству, хотя дети и родственники не оставляют меня без внимания.
Маргарита Васильевна вдруг встрепенулась, внимательно посмотрела на меня, и, как будто продолжая с кем – то начатый разговор проговорила: -
Так вот я и думаю, что Игорю…но, внезапно замолчала, к нам подходил Игорь Васильевич с Костиком, посмотрев на них внимательно, я поняла, что они нашли между собой общий язык и это общение им обоим приятно.  Маргарита Васильевна поднялась с кресла и попросила Игоря проводить её домой, уходя, он предложил нам с Костей погулять с ним по лесным тропинкам, благо яркая луна поднималась по ночному небу и высвечивала всю местность без утайки.
- Тётушка Лорхен – обратился ко мне племянник – я с гитарой и к ребятам, за меня не волнуйся. Я согласно кивнула головой. Мне очень хотелось прогуляться с Игорем вдвоём, послушать его, побольше узнать о нём, его интеллигентность  меня покорила, с ним было приятно общаться,  да и я поняла, что ему небезразлично моё присутствие, а его внимание ко мне, усиливалось с каждым днём.
Неслышно подошёл Игорь, взял меня под руку и мы направились туда, где по кромке крутого обрыва густо рос морской шиповник, и оттуда начиналось созерцание волшебного мира приморской ночи. На рейде стояло много судов, они светились разноцветными огнями, иллюминаторы отсвечивались яркими, жёлтыми пятнами и всё это отражалось на воде, с пароходов доносилась музыка.
Молодежь веселилась на берегу; кто купался, кто-то пел под гитару, где-то вдалеке играл аккордеон.
Тёплый вечер располагал к благости и доверию.
Морской шиповник рос на самом краю обрыва, на нём начинали краснеть плоды, я потянулась, к кустарнику,  чтоб сорвать и попробовать на спелость хоть один плод, но потеряла равновесие и испугано вскрикнула,   Игорь рывком успел удержать меня, и прижал крепко к себе, я услышала как часто и гулко застучало его сердце, оправившись от испуга, он сердито воскликнул:  «Да что же ты такая рисковая женщина! Это ведь скала, а не водица, на которой ты спишь без присмотра!». Мгновенно осознав свою оплошность, я тихо проговорила: « Игорь, извини, я явно напугала тебя, я это почувствовала своим сердцем».
Мы стояли ещё некоторое время  возле шиповника, тесно прижавшись, друг к другу, и смотрели на далёкую набережную города, на заманчивые мерцающие огни фонарей, которые далеко протянулись вдоль берега.  Всё это казалось таким великолепием.
Игорь посмотрел на меня ласково и спросил: «Ну, что, русалка, испугалась?».
- Чувствую себя провинившейся - ответила я.
Полюбовавшись ещё некоторое время красотами огней, мы разошлись по своим домам, пожелав друг другу спокойной ночи.
Дни летели быстро, образуя  недели. Игорь умело организовывал отдых, вчетвером нам было весело, занятно. Костик показал  Маргарите Васильевне все укромные местечки зоны отдыха, перезнакомил со своими друзьями, а мы с Игорем катались то на лодке, то на катамаране, или просто купались и загорали,  иногда уезжали все вместе  на машине, осматривая окрестности бухты. Вечерами мы собирались у Игоря в «ракушке» или у нас на веранде, пили чай или ужинали, в конце концов, появилась необходимость  видеться нам  ежедневно и никто этому уже не удивлялся.
Вот и сегодня, Игорь зашёл за мной, мы спустились к морю, и пошли по тёплой воде, держась за руки, внезапно начал накрапывать дождик, пока подошли к домикам дождь уже вовсю лил.
Мы поднялись ко мне на веранду, Игорь сходил к себе домой, принёс маленькую бутылочку коньяка и коробку шоколадных конфет, он пил коньяк, а я приготовила себе зеленый чай, добавила к нему чайную ложечку коньяка. В процессе вечера Игорь рассказал о себе;  что после школы окончил дальневосточное  военное морское заведение, служил во флоте, потом академия в Ленинграде, после окончания службы был приглашён на преподавательскую работу в Санкт-Петербург, женат не был, при этих словах по его лицу пробежала тень и глубоко  вздохнув, он предложил проводить его, до своего домика, не доходя до «ракушки» он взял меня за плечи и тихонько проговорил: «Ларочка, ты такая душевная, настоящая,  с тобой легко и просто, тебя хочется видеть и слышать каждый день, - Игорь наклонился ко мне и добавил – и целовать, целовать».
Я хотела что-то ответить, но от его поцелуев у меня перехватило дыхание, он засмеялся, и попрощавшись пошёл к себе домой, не оглянувшись.
Костя, пришёл поздно вечером и застал меня сидящей за столом,  заметив моё взволнованное состояние, он спросил всё ли со мной в порядке. Ответ был прост: «Меня поцеловал Игорь Васильевич». Костя нисколько не удивился, а с юношеской пылкостью воскликнул, что не только ему, но и соседям давно известно, что вы любите друг друга.
Ночью  долго не могла уснуть, я вполне осознала, что наши отношения, действительно серьёзные, что  Игорь привёз сестру, чтобы познакомить нас с неё и поближе узнать друг друга, но, а мы подружились с Маргаритой Васильевной,  вечерами она рассказывала о своей семье, о муже, которого очень любила, и как она скучает по сыну и по внукам, которых она видит очень редко.
Я с удовольствием,  по её просьбе, варю ей кофе, в которое  добавляю одну единственную крупинку соли и сливки, и это кофе ей очень нравится. В свои преклонные года, она живёт прошлой жизнью и воспоминаниями о молодости, и я её пониманию и поддерживаю.  А про себя я решила, что предоставлю Игорю решать всё за нас обоих.
И он психологически понял моё метущиеся душевное состояние, бережно относился ко мне, давал время привыкнуть к нему, мы продолжали большую часть времени проводить вместе.
Как – то, в один из вечеров, мы собрались на веранде  за нашим круглым столом,  я приготовила ужин, и вдруг узнаю, что Игорь тоже владеет игрой на гитаре, он взял Костину гитару и очень задушевно спел песню про геологов, потом позвал Костю с собой прогуляться, и они ушли. Увидев мой недоуменный взгляд, Маргарита Васильевна промолвила: «Дорогая Лариса, пришла пора кое – что  рассказать тебе».  И она поведала о том, что у Игоря была невеста, учились в одной школе с первого класса, очень любили друг друга. Окончив школу, Игорь поступил в военно-морской ВУЗ во Владивостоке, а Людмила (так звали девушку) захотела стать геологом, после третьего курса она с группой студентов уехала на практику на северные горы и реки, поднимаясь по уступам одной из скал, Людмила трагически погибла.
Игорь всю жизнь о ней помнил, семью он так свою и не создал.
Далее Маргарита Васильевна сказала, что я очень нравлюсь Игорю, и  он решил сделать тебе предложение.
И если я приму это предложение, то она спокойна за него и очень рада за нас обоих.
А я слушала Маргариту Васильевну и думала; вот почему Игорь сильно испугался в тот момент, когда я чуть не сорвалась с обрыва, и как искренне рассердился и отругал меня. Моё сердце сжалось, я была потрясена этой мужской верностью, с какой болью он жил все эти годы!
Маргарита Васильевна вопросительно посмотрела на меня, и я ответила ей, что приму его предложение, а с этой минуты он мне очень дорог.
Маргарита Васильевна встала со стула и объявила, что завтра Игорь отвезёт её домой, и она пригласила Костика к себе, чтобы познакомить его с профессором, уникальнейшим человеком, другом её покойного мужа, зовут его Алексей Александрович, он обещал подарить Косте кое-что из его собранной коллекции редких камней и засушенных бабочек - махаонов, и действительно, проводив всех в город днём, на ночь в домике я осталась одна.
Рано утром кто- то постучал в мою дверь, и неожиданно для себя я открыла её и увидела Игоря с розами в руках, вместе с букетом он обнял меня и придал к себе.
Несколько дней мы были только вдвоём, Игорь был счастлив, а я в великом смущении от событий со мной происходящих, я поистине купалась в нежности и в мужском внимании нерастраченных чувств Игоря.
Предложение его я приняла со словами; только в радости и на долгие годы.
В выходные дни приехал Костя, подарками профессора он был очень доволен. Ему уже надо было уезжать домой, шёл месяц август, скоро в школу.
Через неделю мы его проводили, первые дни я скучала по Костику, по несколько раз в день мы с ним созванивались, делились впечатлениями, Костя послушный, воспитанный мальчик и никаких огорчений мне доставлял, и я люблю своего племянника, по телефону мы уже с ним строили планы на будущее лето.


Эпилог

С Игорем мы вместе уже около трёх лет, зимой живём в городе, а лето проводим на море в его красивом доме «ракушке». В нашей семье произошло немало событий, к величайшему сожалению ушла из жизни Маргарита Васильевна, а её сын Сергей с женой Наденькой и двумя мальчиками-близнецами, Кирюшей и Павликов, прилетают из Москвы каждое лето к нам отдыхать на море. Костя финансистом не стал, а  с помощью Игоря  Васильевича он поступил в тоже заведение, в котором когда-то учился  сам и очень доволен тем, что династия военных моряков продолжается. Костя живёт с нами.
У нас с Игорем замечательные отношения, он трогательно заботлив, внимателен, часто дарит цветы.
Я откровенно восхищаюсь им и конечно, счастлива.
По вечерам ходим к обрыву, где внизу плещется море, на гребнях волн смело восседают чайки, а по краю цветёт и плодоносит морской шиповник, всякий раз,  когда мы посещаем это место, Игорь крепко держит меня за руку.


Рецензии