Сказание о змее Зиланте и хане Абдулле

Ещё старики такую историю рассказывали. Ну, не те старики, конечно, которые только-только пенсию получать начали, некоторые так и вообще по выслуге лет. Такие только для собеса старики, а на самом-то деле –  молодежь зелёная. А настоящие старики, седые как лунь, с бородищами до земли и лукавым прищуром подслеповатых глаз. Правильные старики. Они эту историю от своих дедов и прадедов слышали. А те – от своих дедов и прадедов. А те – от своих. А те историю эту  толи  в интернете вычитали, толи расшифровали древние руны на полусгнившей бересте. Короче, абсолютно правдивая быль-истина.

В древние-предревние времена, когда люди запросто разговаривали с животными, сердцем чувствовали дыхание земли  и пребывали  в мире и согласии друг с другом и с природой,  жило  на берегах Волги одно племя, большое, сильное и умелое. И богатое, само собой. А в те древние времена богатство племени определялось тем, сколько всяких дурачков и бездельников оно кормило. О детях-то, стариках,  немощных и убогих  все народы заботились. А вот о дурачках и бездельниках – только богатые.  Дурачками тогда  тех называли, кто ничего полезного и путного ни для людей, ни для себя  сделать не мог. А не тех, у которых в голове помутнение какое. Те – убогие.
 Народы, кто победней, сразу бездельников  изгоняли: «идите, вон, по другим племенам побирайтесь, или работать начинайте, пользу приносить». А когда у людей всего вдоволь было, ковыряли они  палочками в зубах после сытного обеда, смотрели на местного дурачка и думали: «да пусть живет… миску похлёбки ему нальём, лепёшку кинем – не убудет от нас… а так – все развлечение, посмеяться хоть… делать-то нечего вечерами – телевизор только через несколько веков изобретут».
Волжане  же замечательно жили, в большом достатке! Умелые кузнецы чьёй-то там ковали, ткачи – чего-то ткали, портные – шили, ну и так далее. Все вопросы решали сообща, на совете племени.  Селились они в больших шатрах, каждая семья в отдельном. Были даже такие семьи, которые по несколько шатров имели и сдавали их приезжим из других племён. Все обуты, одеты, сыты были, ни в чём не нуждались. От того и дурачков всяких и бездельников многих содержали – а пусть.
Самым известным нахлебником у них был Абдулка-говорун. Вроде как и здоровый парень, а ни к какому труду не приспособленный. За что ни возьмется – всё у него вкривь и вкось получается. Но вот языком почём зря мог часами болтать, это факт. 
Начнут люди  шатёр новый ставить – Абдулка тут как тут. Встанет рядышком, руки на груди сложит, и давай разговоры разговаривать: «Шатростроители! Решения последнего совета племени выполним и перевыполним! Каждой семье по отдельному шатру к концу бронзового века!». 
Торговцы на рынке товары свои разложат – Абдулка бежит: «Наша главная задача – постепенное и уверенное развитие, накопление социальной справедливости в рыночной экономике».
Ну, люди – что, смеются, да пожрать Абдулке дают. А он и рад стараться.

Так и жили. Но тут как-то решили волжане  настоящий город построить. Такой – из дерева и камня, чтоб на века стоял. Жить в шатрах, конечно, замечательно. Но есть ряд неудобств. Во-первых, зимой не слишком тепло. Шатёр – он и есть шатёр, ветра продувают. Во-вторых, слышимость очень уж хорошая. А зачем добрым соседям знать, что ты о них жене говоришь? Они, услышав,  могут перестать быть добрыми соседями. В-третьих, потолки дизайнерские многоуровневые в шатре никак сделать нельзя. В каменном или деревянном доме – запросто, а вот в шатре – никак. Что, согласитесь, большое неудобство.
В общем, собрались люди на совет племени, посовещались, да и решили город строить. Ну, так, вроде  и не к спеху, но потихоньку начинать надо.  Но оно совсем не к спеху было… Всегда появлялись дела поважнее. А решение есть. А тут Абдулка под ногами крутится.  И пришла кому-то в голову мысль послать  дурачка зверей и птиц порасспросить, где лучше город строить. Ну, посоветоваться с общественностью, так сказать. Всё равно пользы от него никакой, мешает только своими разговорами, надоел уже. А тут может и нужное что разузнает.
Как и все люди, которых не просто послали куда подальше, а отослали куда подальше придумав предлог, Абдулка преисполнился важностью и гордостью.  Люди миссию доверило нужнейшую! Никому больше не доверили, а именно ему, Абдулке! Потому как только он способен столь важные сведения выведать, переговоры провести, лицом народа быть среди всяких птиц и гадов! И, прежде чем задание-то идти выполнять, Абдулка об этом чуть не каждому соплеменнику рассказал в личной беседе.. Да ни один раз. Ну, до того самого предела дорассказывался, что еще одно повторение уже увечьями грозило. Что Абдулка понимал, потому и смотался очень вовремя.

Вначале он к птицам небесным с расспросами направился. К орлу, само собой. Оно конечно можно было и с вороной или вообще колибри какой поговорить. Но, согласитесь, одно дело в племя вернуться и сообщить – «я с колибрией  посоветовался …» и совсем другое небрежно так бросить «мы тут с орлом болтали… так вот он считает…». Есть разница? Вот то-то же!
Короче, нашёл Абдулка орла. Да тот и не скрывался особо – каждый знал,  где орлиное гнездо. Но  не получилось разговора.  Всё дело в том, что орёл очень быстро летает. Ну, может и не очень, но быстро.  Ладно, вообще не быстро, но летает же. А гнездо у него на высокой горе. Человек туда не заберётся. Поэтому, когда люди приходили пообщаться, гордый птиц  вылетал из гнезда. Пока вниз планировал – слушал, что ему говорят, у самой земли разворачивался и пока вверх к гнезду поднимался – отвечал. Ну, такая вот специфика общения с орлами. А у Абдулки не получилось. Орёл как положено из гнезда вниз вылетел, Абдулка говорить начал:
–  Приветствую тебя, о могучий орёл, отношения с которым важны для нашего племени,  что неоднократно подчеркивалось как на совете, так и в частный разговорах отдельных граждан, потому что нерушимая дружба людей и орлов является прочным залогом…
Ну и так далее. Но закончить не успел, да и половины сказать,  а орёл уже спустился, поднялся и вновь в гнездо сел. Откуда и взирал на Абдулку с недоумением. И вновь полетел вниз, чтоб узнать, что человек сказать хочет. А тот  снова:
–  Приветствую тебя, о могучий орёл…
Несколько раз Абдулка пытался птице о своих делах  поведать. И каждый раз не успевал.  В конце концов, пернатый  разозлился и вообще улетел куда-то.
 А парламентёр решил, что раз, орёл ничего ему не ответил, то значит он, орёл, согласен со всем, что Абдулка ему предложить хотел. Ведь молчание – знак согласия. Ну, так все булгарские дурачки-говоруны считали, по крайней мере.

Затем Абдулка к волкам отправился. Не, ну можно было, конечно с каким-нибудь сусликом посоветоваться или с кротом. Но одно дело сказать «я с сусликом советовался…». И совсем другое – небрежно бросить «мы с волками…». Ну, вы помните, да?
Нашел Абдулка волчью стаю, прямо к вожаку прошёл и говорит:
– Приветствую вас, свободная стая сильных и независимых зверей,  что превыше всего ценят  свою свободу и независимость, что не можем не одобрять  мы, люди, чьи моральные ценности во многом сходятся с вашими, но в некоторых аспектах и расходятся, что не мешает нам относиться к вашей системе нравственных ориентиров  с неизменным уважением и…
Волки переглянулись, и вожак перебил Абдулку вопросом:
– Чё?
Абдулка сбился, но тут же взял себя в руки и начал заново:
– Приветствую вас, свободная стая…
– Слышь, пацанчик, ты чё пургу-то несёшь? Ты тут не понтуйся, туман не наводи. Чё надо-то?
– Многоуважаемые волки, мы, люди, решили строить город…
– Да нам как-то ровно чё вы там про меж собой порешали. От нас, в натуре, ты чё хошь?
– Многоуважаемые волки, дружественный волжский народ интересуется вашим мнением по поводу строительства города и надеется на плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество в осуществлении данного проекта, ведь мы верим, что и город будет, и саду цвести, пока такие люди и волки, само собой, есть в нашей стране…
– Слышь, ты рамсы то не попутал? Ты чё, в натуре, нас на стройку припахать решил? Мы вами не харчимся, вы из нас шубы не шьёте – вот и все сотрудничество. Рви когти отсюда, пока мы тебя когтями не порвали…
Ну и заручившись, таким образом, всесторонней поддержкой и одобрением проекта строительства от волков, Абдулка покинул расположение стаи. Быстро так покинул…

А потом отправился с гадами беседовать. Ну, с теми гадами, которые  стратегические партнёры тогда были. Со змеями то есть.
Главная сложность в разговорном общении человека и змеи заключается в особенностях змеиной анатомии: отсутствии у змей голосовых связок и лёгких  разного размера. Это вам любой учёный подтвердит. Хоть серпентолог, хоть нарколог, хоть психиатр. Так что среди всех змей, обитавших в тех краях, разговаривать умели только Змей-Горыныч и Зилант.
Но Змей-Горыныч то ли из-за трёхголовости, то ли из-за прогрессирующей шизофрении имел неприятную привычку разговаривать исключительно сам с собой, напрочь игнорируя других собеседников. За что, впоследствии,  и был зарублен русскими богатырями, которые очень не любили, когда их игнорируют, особенно в выпившем состоянии.  Как бы то ни было, отправился Абдулка с Зилантом беседовать.
Зилант был преогромным змеем с крыльями и лапами, благодаря своим внушительным размерам, занимавшим какой-то важный административный пост среди всех прочих пресмыкающихся. Впрочем, несмотря на должность, крылья и лапы, Зилант предпочитал не летать никуда, не бегать почем зря, а лежать целыми днями на берегу реки и греется на солнышке. В надежде, что и без его административного участия все дела разрешаться.
В этом и состоит подлинный талант руководителя – загорать целый день и ни во что не вмешиваться. Ведь если подчинённые что-то хорошее сделают – и так понятно под чьим начальством это произошло. А если накосячат где – всегда можно сказать, что проявили недоумки ненужную инициативу, не посоветовались и уволить виновных. Или съесть.
Абдулка нашёл Зиланта  на большом холме в месте слияния двух рек, где важный змей предавался всяческим  размышлениям и релаксациям.
– Приветствую тебя, великий змей Зилант, символ мудрости, силы и ещё чего-то-там в геральдике, старший над всеми гадами земными, земноводными и водными, который умеет летать, хотя по идее рожден ползать…
–  Шшшшалом, пошшшланник. Попрошшше шшшпрехай. Шшшто нужшшшно?
– Великий Зилант! Мы, люди, собрались построить прекрасный каменно-деревянный город, равного которому не будет ни в Поволжье, ни во всём  мире! И вот, советуемся со всеми птицами небесными, зверями лесными и гадами гадскими по этому поводу.
– Шшшштройте, мне-то шшшто?
– Дык это… Вопрошаем вот – не будет ли совета какого. Или пожелания. Где строить, как, из чего. Так сказать, мудрость всего мира хотим вложить в строительство нового города.
– Шшшштройте… А пожшшшелание… Прошшшьба ешшшть. Ешшшли можшшшно, вот на этом холме не шшштройте нишшшишшша. Лежшшшать я тут люблю, размышшшлять. Ну, если можшшшно, конешшшно.
– Само собой, великий Зилант! При строительстве города обязательно учтём мы твою просьбу. Ведь места кругом полно. Благо, необъятна и широка наша страна, много здесь лесов, полей и рек, и я лично другой такой же страны не знаю, где б так вольно дышалось каждому человеку или зверю…
– До шшшвиданья!
– До свидания, великий Зелант!
И побежал Абдулка о переговорах своих булгарам сообщать.

Добрался  в стан уже под вечер, когда соплеменники работу закончили. Ну и сгоношил всё племя после ужина на совет собраться. Люди согласились.
Во-первых, как ни крути, скучно без Абдулки-то было, фигню никто не нёс, посмеяться не над чем. А во-вторых,  давным-давно прочитали они заграничный пергамент по правильному питанию, чтоб не толстеть. Там европейские диетологи прямо указывали, что после хлеба надобно вкушать зрелища. Волжане  за здоровьем старались следить, когда не забывали. А совет племени самое натуральное зрелище и есть.
Когда все расселись, Абдулка с речью выступил:
– Собратья и сосёстры! Вы доверили мне выбрать, где лучше всего построить наш новый, светлый и открытый всему миру город. И я нашёл это место, священное для каждого нашего соплеменника, откуда веками черпает силу наш народ. Это холм в пяти часах пути от стойбища, где сливаются реки. И все птицы небесные согласны с тем, что только там мы должны основать своё поселение. Я долго беседовал с орлом,  и он ни слова не произнёс  в осуждение этого плана.  И все звери лесные (а мы подробно обсуждали этот вопрос во время моего визита в волчью стаю) высказались в поддержку данного  выбора. Потому что этот холм – сердце нашей земли, потому что там будут могилы наших потомков. Именно там должен стоять наш город!
Но при  реализации этого амбициозного проекта наше племя неожиданно столкнулось с грозным вызовом! Змеи, которых мы долгие века считали своими союзниками и добрыми друзьями, неожиданно нанесли нам подлый удар в спину, заявив свои выдуманные права на исконно наш холм. Активное противодействие нашей созидательной миссии по строительству города сопровождалось завуалированными угрозами из уст их лидера Зиланта. Свободные волжане! Неужели мы позволим запугать себя каким-то гадам! Неужели мы позволим унизить нас, отнять нашу землю, наплевать на нашу историю. Что скажите, вольные соплеменники?!!!
– Дык, а зачем пять часов-то куда переться, неужели поближе места нет?
– Нужно разузнать отчего змеи против, может – у них резоны какие. Ни к чему с гадами ссориться, всегда ж в мире жили.
– Да холмов на берегу – как грязи, на другом холме построим.
– Да и строить-то сейчас как-то не с руки, вот через пару лет может…
– Собратья и сосёстры! – вновь заголосил Абдулка, – вот с таких пораженческих настроений и начинается утрата суверенитета.  Сегодня мы без борьбы отдадим исконно наш холм, а завтра пойдём по миру как скитальцы, как калики перехожие, как бомжи последние. Будем у встречных клянчить мелочь на хлебушек или Эйвоновскую косметику продавать.
– Дык, а ты что предлагаешь-то? Умный нашёлся…
– Я предлагаю создать Отряд по охране суверенитета. Дабы не отвлекать вас от работы, готов сам набрать и возглавить его. Отряд разработает некоторые меры на случай ведения жёстких переговоров.  Уверен, если змеи увидят, что мы готовы к дискуссиям и спорам – они изменят свою позицию. Это – наша безопасность, это – залог нашей свободы,  процветания и сохранения исконных ценностей. А всего-то с вас потребуется небольшие средства на содержание нашего отряда. Ну, скинетесь по чуть-чуть…
Посовещались меж собой люди, да и согласились на Абдулкино предложение.  Вроде, как ничего плохого не  предлагал, вроде, как и плата небольшая. Пусть будет отряд.
Видать устали они в тот день, забыли завет предков, великую мудрость отцов: «большинство бед в Поволжье начинаются с предложения скинуться по чуть-чуть».

А Абдулка всех дурачков и бездельников племени собрал вместе и сообщил им, что отныне они Отряд по охране суверенитета. Те особо и не вникали что за отряд, по охране чего и от кого. Главное – кормить теперь от пуза будут, побираться не придётся. Себя Абдулка назначил начальником отряда. Никто и не спорил.
Затем новоявленный начальник по  дворам прошёлся и собрал всякие негодные инструменты и орудия труда. А потом велел кузнецу их слегка усовершенствовать. К старой косе рукоятку приделать, к сломанной кувалде цепь присобачить,  тополь большой раскидистый срубить и колёса к стволу прикрепить. Короче, понаделал всяческого оружия. И отряду своему роздал.
– Зачем? – стали спрашивать соплеменники. – Ведь мы со всеми в мире живем, воевать ни с кем не собираемся? С Зилантом-то  всегда договориться можно…
– А на всякий случай, – отвечал Абдулка. –  Вдруг недруги провокацию какую  удумают сделать. А так – тысячу  раз подумают. Пусть знают, что хотя мы мирные и дружелюбные люди, но,  тем не менее, бронепоезд  наш стоит на запасном пути.

И отправился Отряд вновь с Зилантом разговаривать.
Змей по своему обыкновению лежал на песке у реки и грелся на солнышке. И немало был удивлен, когда к нему приблизились люди,  обвешанные всякими колюще-режущими предметами домашней утвари. Немного не доходя до холма, войско остановилось, вперед вышел Абдулка.
–  Зилант! Люди   рассмотрели все твои неприемлемые и оскорбительные для нас требования! Знай же, что мы ни пяди родной земли никому не отдадим, принципами поступиться не можем, языком ультиматумов с нами разговаривать бессмысленно. Поэтому город свой мы будем строить на этом холме, и решение  это не обсуждается!
– Решшшшшеие не обсужшшшдается? Жшшшаль, хорошшшший холм… Чтожшшш ладно, шшшштройте, не сшшшорится жшшше из-за этого… Только гнёзшшшда тут. Нашшши, змеиные… Подожшшшдите, чуть-чуть пока в другое месшшшто переползём.
– Разумеется, великий Зилант! Спокойно переползайте в другое место, мы дадим вам достаточно времени.
Главный змей сразу начал своих на переполз собирать. А Абдулка отряд в сторону отвёл и говорит:
–  Как-то слишком легко Зилант на наши условия согласился, а? Мне так кажется – это хитрость какая военная, отвлекающий манёвр. Сам вроде как согласный, а потом силы перегруппирует и удар в спину нанесёт. Вот она подлость-то змеиная, вот где нутро-то их гнилое во всей красе видно. Но, я так думаю, не стоит нам ждать коварного нападения, а надобно нанести упреждающий удар. Исключительно в целях самообороны и защиты наших традиционных ценностей.  Да и к тому же племя наше будет ли нас кормить-поить если и угрозы-то никакой нет, если всё так просто? Как думаете, братья? Я так думаю, что очень непросто всё…
Посовещались они, посовещались, да и придумали план превентивного удара, который назвали «возмездие». До вечера в засаде сидели и наблюдали, как Зилант пресмыкающимся  что-то говорит, убеждает, а потом те потихоньку холм покидают. А как улетел Зилант по делам каким-то, ну, может пожрать, отряд из засады вылез. Набрали отрядники сухой соломы, обложили ей весь холм и подожгли.
Загорелась земля. Оставшиеся змеи, а оставались к вечеру лишь старые и больные,  спастись попытались, уползти быстро. Какие успели, какие – нет. А отрядники вокруг холма скачут, танцуют, радуются. Ещё бы, никто не сопротивляется, опасности никакой, силы неравные. Один, самый дурной  из всех, Мансурка, побежал уползающих змей сабелькой своей добивать. Ну, чтоб уж точно потом подлый удар в спину не нанесли. Да вот беда – запнулся за корягу и в самое пламя упал. Когда его товарищи вытащили – он уже мёртвый был. Тут вояки поуспокоились немного, испугались  и отправились домой, в стан, про подвиги свои рассказывать. А Мансурку так и бросили на берегу  лежать обгорелого.

Пришли домой все в копоти и саже, грязные, уставшие. Народ сам на совет собрался – очень уж людям любопытно было, что там произошло. Абдулка сразу на бочку перевёрнутую залез и речь двинул:
–  Дорогие поволжане! В этот суровый для нашего стойбища  час с болью в сердце сообщаю вам, что подлый враг, призрев все договорённости,  застал нас врасплох своим коварством. В ответ на змеиное вероломство мы были вынуждены вступить в бой. Несмотря на неравные силы, мы мужественно боролись с врагами до конца! И смогли отстоять наш холм, землю, дорогую сердце каждого. Величайшей трагедией стало то, что пострадали мирные существа. А главное – в суровой борьбе погиб наш товарищ, Мансур. И даже тело его не смогли доставить мы в стан, чтоб достойно оплакать.
Но светлой памятью Мансура поклянемся же теперь разгромить беспощадного подлого врага, истребить всех гадов на нашей земле, выстроить на священном холме город и самую красивую улицу  назвать именем павшего героя. Соплеменники! Именно сейчас, когда народу  нашему грозят порабощение и уничтожение, я и мои боевые соратники предлагаем создать регулярную армию для защиты и обороны. Используя полученный в боях опыт и не щадя жизни своей за интересы племени, я готов возглавить это войско.
Испугались волжане и вида отрядников обгорелого, и того что Мансурка пропал. А пуще – грозных речей Абдулкиных. И согласились на его предложения. Так и стал Абдука главным военачальником. Впрочем, какой Абдулка уже – Абдулла!

А в это время Зилант, возвратился к любимому холму и увидел апокалипсическую картину. Не смотря на то, что не знал и не ведал древний змей слова «апокалипсический» ему как-то сразу подумалось, что очень это подходящее название.
Вначале он, конечно, холм потушил. Ничего сложного, одной своей частью  набирал воду из реки, а другой – изливал её на пожарище. Все современные пожарные машины примерно так и работают. Потом змей выживших в безопасное место перенёс. Затем Мансурке  могилу вырыл и похоронил того по-человечески. И в конце, сильно уставший, лег на берегу и задумался – что же это такое произошло.
Долго размышлял Зилант,  и по всему получалось, что неправильно поняли его волжане. Может, мысль свою он до них не донёс. А может - шипел невнятно. Только подумалось человекам, что он враг, ну и начудили они с испуга. Значит нужно срочно к ним лететь, объяснить им, что веками люди и змеи дружили и помогали друг другу, и впредь так должно быть. Устранить нужно непонимание. И отправился Зилант к людям, объясниться. 

Абдулла кипучую деятельность развернул по созданию армии. Намётанным глазом вычислил тех, кто работать не хотел, а только суверенитет защищать. Ну и раздал им оружие. Его соотрядники, само собой, всякими армейскими начальниками стали. А как вооружил Абдулла порядочно народу, так сразу реквизировал самые лучшие шатры для нужд обороны. И – самую вкусную еду. И – самую лучшую одежду. И – на самых красивых женщин засматриваться стал. Ведь моральный дух армии надо как-то на высоте держать. Возроптали соплеменники, возмутились и стали вновь на всеобщий совет собираться. А тут как раз Зилант летит.
Как Абдулла увидел летящего змея, так и заорал на все стойбище:
–  Внимание, внимание, воздушная тревога! Спасайтесь, кто может! Кто не может – молитесь! Но знайте – мы будем защищать вас до последнего вздоха! Воины, вперед за идеалы общинно - племенного строя!
Сподвижникам своим скомандовал, те давай кидать в Зиланта всё, что под руку попадёт. Рептилия, едва увернувшись от летящего топора и получив по голове чугунком с горячей похлёбкой, повернула назад.
Подумал змей –  так сильно напугались его люди, что даже объясниться не получится. Нужно другие пути искать. Полетал он в окрестностях стана, нашел пастуха одинокого, да и рассказал ему про возникшее непонимание. Так мол и так, что-то там себе напридумывали посланники ваши, неверно поняли.  Мы, змеи только мира и дружбы хотим. Передай своим, что мы не в обиде и чтоб они не обижались, коль что не так. Будем как и раньше – добрыми соседями. Пастух понял, что дело важное, сразу в стан побежал, рассказывать. А там Абдулла вещает:
–  Сограждане! Теперь вы сами убедились, что Зилант начал войну и вознамерился атаковать нас с воздуха. Если бы не решительные действия нашей армии под моим командованием – не счесть бы жертв было, стоны и плач слышались бы по всей нашей земле. Но мы отразили нападение.
И впредь, исключительно для вашей безопасности, предлагаю не собираться большой толпой вместе, хоть бы даже и на совет племени. Коварному Зиланту легче одним подлым ударом уничтожить всех. А по одному-то пойди вылови.  Пока же нельзя всем племенем собираться – все решения должен принимать временный военный совет под моим председательством. Ну, до тех пор, пока опасность не минует. Согласны?
Булгары напуганы были и обескуражены, поэтому и согласились. А тут пастух прибегает, и давай про разговор с Зилантом рассказывать. Ну, Абдулла и приказал его казнить, как вражеского шпиона и диверсанта. За Абдуллой армия, мигом с пастухом расправились. И волжане  разошлись без протестов каких и вопросов.

С той поры и  самоназначился  Абдулла временным председателем. С каждого соплеменника стал налог брать на содержание армии. Всё самое лучшее для нужд обороны реквизировал. Ещё специальных людей нанял, которые меж людей ходили и рассказывали, какие ужасы их ждут, если змеи нападут, а армия слабой будет. Мол, лучше потерпеть неудобства незначительные ради безопасности и независимости своей, чем всего лишиться и вообще убитым быть.
 А ещё Абдулловы рассказчики внимательно разговоры слушали и про тех, кто недоволен был новыми порядками, председателю временного военного совета докладывали. И таинственным образом диссиденты пропадали куда-то, а народу потом сказывали, что их змеи ночью похитили и съели.
Так и жили несколько месяцев, пока в народе слишком уж часто разговоры всякие не начались. Всех недовольных змеи уже не успевали съесть, да.
«Вот – армию содержим, а никто и не думает нападать. Вот – с Зилантом из-за холма рассорились, а и не нужен, выходит, этот холм. Вот – сколько соплеменников гады вроде как утащили, а ни одной самой малой рептилии в окрестностях стана мы и не видели»
 Тогда Абдулла вновь всё племя собрал и такую речь двинул:
–  Друзья, товарищи и братья! Усилиями наших доблестных вооружённых сил удалось достичь коренного перелома в борьбе с врагом. За последние несколько месяцев отряды самообороны предотвратили около сотни нападений, диверсий, террористических актов и вандального расписывания граффитями  наших шатров со стороны приспешников Зиланта. Враг сломлен и больше не представляет опасности. Поэтому именно сейчас настало время двинутся к нашему священному холму и начать строить на нём город. Так как к обороне и борьбе с внешними врагами мне, вдохновителю и организатору всех наших побед,  добавляется ещё и руководство мирным строительством, предлагаю назначить меня ханом с самыми широкими властными полномочиями. Итак, голосуем. Кто «за» дорогие соратники?
Волжане вроде как засомневались, но армейцы Абдулловы сабли из ножен достали, луки натянули, пращи раскрутили, ствол тополиный из-под покрывала вытащили и грозно толпу осматривать начали. А Абдулла продолжал:
–  Какой предатель Родины и народа «против»? Значит, единогласно. Благодарю за оказанное доверие, обещаю и впредь и далее. Ну всё, расходимся, работаем, собираемся. Завтра с утра к месту строительства выступаем… Энергичнее, товарищи, энергичнее.

И отправились люди под началом новоявленного хана город строить. Дошли до места, шатры свои поставили, колышками будущие улицы наметили, костры развели.
Вот тут-то неприятность и случилась. Абдулла с отрядниками, когда холм поджигали, много соломы успели натаскать. Не вся она сгорела. За месяцы, что прошли, сверху дождями её прибило, грязью и песком заворошило. А внизу – сухая солома… И как развели переселенцы огонь, она и вспыхнула. А с ней вместе весь лагерь мигом загорелся.
Бросились люди шатры и имущество тушить, старых и слабых спасть. Но – нет, не справится с пламенем! Абдулла же с приближёнными как первый дымок увидели, прочь из стана помчались, подальше от опасности.
Все это время Зилант с другого берега реки за людьми наблюдал, переживал сильно, что поговорить не получается. Вдруг видит – горит стан, люди мечутся, в пожаре гибнут. Подумал древний змей – ну, поссорились сейчас, не поняли друг друга… Бывает. Но веками же дружили, значит – спасть надо друзей своих!
Мигом через реку перелетел, все пожарище водой залил. Спас волжан.  Быстро с огнём справился. Из-за быстроты-то и сам малость обгорел, поэтому улетел сразу же  прочь  раны лечить. 
А как пожар закончился, Абдулла в стан вернулся. Разузнал, что произошло. Воины его всех соплеменников на площадь согнали,  и хан с очередной речью к народу обратился. Ну, а что делать, если ханы только отнимать, гонять и речи говорить умеют?
– Дорогие соотечественники! Только что вы смогли убедиться в правильности нашего пути, верности курса и истинности направления! Едва возникла угроза страшного пожара (скорее всего, начатого врагами), как наши смелые воины изловили поверженного Зиланта и заставили потушить огонь. Слава нашей армии! Слава лично мне! Все, работайте!
Ну и стали волжане на новом месте обустраиваться и город каменный строить. В первую очередь ханский дворец возвели, затем монумент Оборонительным отрядам, памятник Мансуру, тюрьму  и другие всякие необходимые строения типа арсенала и борделя для солдат. А потом уж прочими постройками занялись.

Зилант последнюю попытку предпринял с людьми договориться. Не сам, понял, что самому бесполезно. Волков послал.
И вот – строят, значит,  волжане город, да не просто строят теперь, а под надзором армии, которая их от врагов защищает. А заодно ещё смотрит, чтоб не бездельничал никто и виновных строго наказывает. Потому, что скорейшее построение города – залог безопасности всего народа. Так хан сказал. А кто медленно строит, тот,  стало быть, против безопасности. Тот, стало быть, опасность для народа представляет и его надо в тюрьму посадить. Как минимум.
Тут волки пришли. Вначале понаблюдали за строительством, за новыми порядками. Поудивлялись. А потом про Зиланта рассказывать стали:
–  Слышь, братва! У вас тут со змеюгой непонятки случились, так он нас попросил разрулить. Ну, он нам типа кореш. Короче, толи гад сам пургу пронёс, толи вы криво въехали, толи баклан какой дешёвый спецом из вас лохов строит.  Тока не по делу вы скумекали, что Зилант  типа  псира беспонтовый. Фуфло это, порожняк. Змеюга кланяться велел и базар за вас вёл,  что внатуре братуха  он людям по любому. Такой вот расклад, пацаны. Че Зиланту-то передать в ответку?
Тут стражники подбежали, мечами и пиками замахали и велели волкам убираться восвояси. И больше не приходить, народ от работы не отвлекать.
А на следующее утро во всех берестяных грамотах, что хан  Абдулла ежедневно писать велел, всем желающим раздавать бесплатно,  да ещё  и вслух читать на каждом углу, статья появилась. Критикующая хана. Смело и принципиально.
 В статье говорилось, что в людском сообществе веками пестуют и лелеют нравственные традиции, целомудрие и духовность. И что вот это вот всё как раз общество и скрепляет, дает ему силы и уверенность в будущем. В то время, как другие всякие - разные, даже называть их не хочется, да и не важно это,  друг у друга под хвостами нюхают, на луну воют. И что очень опасно для человеческого рода даже мимолётное общение с такими вот серыми, хвостатыми и безнравственными. Так как может разрушить устои, а это гибельно. И общественные организации волжан  с утра до ночи уже заваливают хана челобитными что-то сделать, повлиять и защитить. А хан безмолвствует, ничего не делает, чем вызывает законное недовольство общественных организаций и всех своих подданных.
А позже приказ ханский объявили о запрете общения с волками, да и со всеми другими зверями и птицами. По многочисленным просьбам трудящихся, к которым, он, хан, не может не прислушиваться, даже если сам считает по-другому.
С тех самых пор звери и птицы и перестали разговаривать с людьми. Потому что бессмысленно, люди слышат только то, что хотят услышать.

Но город свой волжане построили. Несмотря на ханские налоги; постоянный страх в тюрьме ни за что оказаться; множество ненужных дел, которые их отрядники делать заставляли. Несмотря на то, что неожиданно стали со всех сторон врагами окружены, со всеми воевать приходилось. Несмотря на то, что в друзьях у них осталась только армия. Ну, вот,  может, когда военный флот построят,  –  второй друг появится. Несмотря на то, что начитавшись берестяных грамот вообще понимать перестали люди, где правда, а где ложь.
Красивый город получился, очень красивый. Потому, что среди людей  дурачков-то не много было, к счастью. Тех, кто умел и хотел созидать, строить – гораздо больше. 
По приказу правителя хана Абдуллы Зилант был нарисован на гербе этого города. Вроде как в  честь победы над злобным врагом.
Но некоторые  волжане считали, что Зилант по-прежнему друг их народа, что защищает  он их землю и в случае опасности всегда придет на помощь. И это было правдой.

 Великий Змей  до сих пор охраняет от любых напастей свой любимый холм.  И город, который на этом холме стоит. И людей, в том городе живущих.
 Хоть люди и обидели мудрую рептилию, тот на них зла не держит. Может, потому, что понимает Зилант – люди все время куда-то бегут, несутся, суетятся. У них нет времени полежать у воды и поразмышлять о жизни и правде. Оттого и верят в то, что говорят им всякие дурачки - говоруны –  самим  думать некогда.
 А может потому, что змеи просто гораздо человечнее людей.


Рецензии