18 глава. Уроки Риммы. Ионыч

                Учитель, воспитай ученика,
                Чтоб было у кого потом учиться!

                Андрей Дементьев

    Лина обожала ходить на уроки Риммы. Училась у неё, да-да, училась и была благодарна. Её уроки дали молодой учительнице больше, чем  все институтские лекции. По сути, это был второй - лучший! - университет.
    К несчастью, не было у Лины Сергеевны необходимой твёрдости в голове - зато было много безалаберности и романтики. Была любовь к деревенским детишкам, но ещё не хватало умения понять характеры и делать нужные выводы. Моментально загораясь, увлекалась чем-то, но и остывала тоже быстро. С возрастом, конечно, придёт и к ней жизненный опыт, ну а пока образцом для неё стала старшая подруга. 

   Римма шла на урок без конспектов и планов, как вообще-то положено учителям, - только небольшие листочки с цитатами были в руках или лежали на столе. Но речь завораживала, а вопросы заставляли думать. Словно душой говорила, а не словами, и в глазах – необыкновенная сила убеждения! Ей невозможно было не верить. И даже самые неразговорчивые  невольно втягивались в обсуждение или  спор.

    Сегодня Антон Павлович Чехов. Лина, пройдя в класс, села за последнюю парту. Открыла тетрадь, чтобы записывать.

  Как  верно сказал Гена Коломейцев: «О душе надо говорить, тогда  люди станут лучше». Удивительно умный парень, если ещё учесть условия, в которых вырос.   

   О душе... Вспомнился Мишка. Его душа для Лины - тёмный лес (или глубокий омут) - слишком уж он малоразговорчив. Но в глазах... в глазах то, что она не может разгадать: так пристально смотрит, словно в её душу заглядывает. 

   Худенькая, в светлом платье, входит Римма. На тонкой талии узорчатый поясок. Туфли - на каблучках. Волнистые тёмные кудри. не касаясь плеч, лежат лёгкой гривой. Минимум косметики - лишь губы чуть-чуть обведены помадой. Входит быстро, стремительно, здоровается негромко. Встала не за учительским столом, а перед ним. Улыбаясь, обводит учеников черными блестящими глазами, в них доброжелательность и внимательность - всё заметит! И отметит. "Магия взгляда..." - невольно думает Лина, любуясь подругой.
 
   Парни хлопают крышками парт, еле помещаются. Девочки спокойнее и аккуратнее.

-  Тема: «Чехов – врач человеческих душ». Рассказ «Ионыч». Подводим итоги. Тексты у всех есть? - голос с неповторимой бархатистой интонацией.

    Глаза Риммы Иосифовны останавливаются на каждом. Словно незримая нить протягивается между нею и детьми.

  Лина незаметно и сама включается в обсуждение. Мысленно, конечно, но иногда  хотелось по привычке поднять руку, поспорить, уточнить…
    
-  Сравните начало и конец рассказа. Каким приезжает Дмитрий Ионыч Старцев в город и как начинает работать?  Какой он?

     Слышен лёгкий шелест книжных страниц… Римма улыбается ободряюще. Наконец, басовитые голоса с места:

- Пешком на работу ходил...
- Напевал...
- Гулял в саду...

     Худенькая девочка с русой косой, умница Галя Иус:
- Даже на кладбище пришёл на свидание, не испугался. Влюбился в Котика.

    Петя Лагунов  захохотал, но под взглядом Риммы смолк, шёпотом повторяя: «В Котика!»

- Дурак! –  Галя обиделась. – Читать надо внимательно! Так девушку звали!

  Римма, движением руки погасив конфликт, дополняет:
- А как романтически мечтает, страстно ждёт любви… Что говорит он Екатерине Ивановне  в клубе? Что для него любовь? Цитату найдите.
    Первой находит рыженькая Варя:

- «Нежное, радостное, мучительное чувство»
- Как красиво сказано! Жаль, что девушка не поняла его…
- Жаль, - вздыхает Варя.      

    "Радостное... и мучительное"... Лина, тихо вздохнув, отвлекается: разве не такое же чувство связывает её с тем, кто всё больше места стал занимать в её мыслях?

Другие реплики  звучат вразнобой:
- Он работящий. Много работал...
- Да, конечно! – подтверждает Римма.
- В гости ходил. Общался с другими людьми.
- В общем, хороший человек? – оглядывая класс, спрашивает учительница.
- Хороший, - соглашаются.
- Хороший, - соглашается и она.

        И... резко меняет интонацию:
- А каким мы видим его через четыре года, каким он стал?  («Ну, что ж вы?  Ох, некоторые ответы тяжко слушать. Саша Левчук, молодец, пытается сказать, хоть коряво, но почти верно).

- Неприглядный...

    Его дополняют шустрые девчонки:
- Толстый.
- Ленивый.
- Равнодушный.
- И что же теперь больше всего интересует доктора? – вздыхает  Римма. - Больные?
- Не-е-ет, - улыбается толстяк Павлов, -  Он деньги считать любит.
- Избы покупает…

- А внешне какой он стал? - подсказывает учительница.
- Какой-то неприятный. ("Умница, Галя! Точное слово нашла!")
- Вот-вот! Не-при-ятный! Почему же такая метаморфоза? - И словно в душу заглядывает каждому.

- У него друзей не было, - объясняет рыженькая круглолицая Валя, широко раскрыв красивые глаза.
- Согласна.  Но  у Чехова ещё много других намёков-подсказок. Вспомните: «ужинает один за большим столом». Нужен ли ему кто-нибудь ещё?
- Не-а. 

- Он жадный, - замечает Санёк Харламов. Наконец-то проснулся, увалень!
- И это верно. Притом, чем больше у него денег, чем  солиднее объём его талии –  тем... - Римма выдерживает паузу, оглядывая класс, и словно впечатывает каждое слово: - тем беднее оказывается его душа, скучнее жизнь. Согласны?

   Одобрительное гудение. Хотя Петя Лагунов скептически хмыкает. Ещё бы... А он-то сам какой?...

- Он людей не любил, - это тонкий голосок Тамары. Как верно девочка мыслит!
- И это важно! Доволен ли  жизнью?
- Да! Да!
- А счастлив ли он?

-  Да, - выпаливает веснушчатая Варя и краснеет.
- Когда деньги получает, - добавляет, улыбаясь, Павлов.
- Нет, - Лида качает головой, - нет, он вовсе не счастлив!

       Коля Аникеев пожимает плечами. («Он ещё и сомневается?!»)

- Да как же вы не видите? - голос Риммы звенит. -  Рассказ этот – диагноз, поставленный доктором Чеховым. Страшная история моральной гибели человека, который остаётся без семьи, без любви...

- Любовь есть, - ехидно басит Толя Рощин.- Деньги-то он любит.
- Деньги... Да! Только их – больше НИЧЕГО! Они стали мерилом его счастья! – Римма вздыхает, меняя интонацию: - Так чему же может нас научить  история доктора Старцева?

- Есть меньше? - хихикает Коля, оглядываясь на Павлова.
- Быть добрее? - робкое предположение Гали.
- Быть Человеком! – это Гена Коломейцев. - Жить не ради денег!
- И сочувствовать. И понимать других! - обобщает Римма.

   "Быть Человеком... - повторяет Лина Сергеевна про себя. - Конечно! И понимать... да, понимать тоже ох, как важно! А как, например, понять Михаила? Он как большой ребёнок, смешной, надоедливый..."
 
- Как же ты прав, Гена! - голос Риммы прерывает её мысли. - Но главное (долгая пауза) – беречь в себе этого Человека с большой буквы. Что это значит?

- Жить интереснее? –  неуверенно спрашивает Галя Левина, симпатичная, с нежным румянцем.

- Кроме материальных благ, есть ещё жизнь души,  зовущая к добру, - глаза  учительницы  блестят убеждением.- Ради этого стОит жить.

- Вам легко говорить, - с обидой замечает голубоглазый красавчик Харламов. -  А еслив никто не поддержит? 

- По-твоему, лучше в кустах отсидеться, пока другие будут работать? Эх, вы! Трусливые зайцы.

- Нет, мы хищные волки! -  самонадеянно басит  Лагунов. Он сидит, как всегда, свободно развалившись, но под строгим взглядом  Риммы Иосифовны  выпрямляется.

- Кое-кто, может, и вырастет волком, но я лично ему не завидую, - говорит она, не отрывая от Пети  прищуренных глаз, - жизнь хищника отвратительна.

- Схавают  по-быстрому, – поясняет Левчук.
- Пришибут, - добавляет басом Коля Аникеев.

- Возможно и так, - перехватывает инициативу  Римма. Ждёт тишины. И только тогда делает вывод:

- Вы молоды, вы только на пороге жизни Я очень хочу, чтобы она была не такой, как у хищника волка, и не такой, как у Ионыча.  Но... интересной, справедливой, неравнодушной к тому, что происходит рядом с вами. Помните  уроки доктора Чехова.

    Звонок звучит неожиданно даже для Лины Сергеевны. Столько мыслей всколыхнул этот урок и в её душе...

  А вечерами было продолжение уроков - горячие разговоры с Риммой о судьбе детей здесь, в глубинке, о роли учителя. Обе не боялись высоких слов, потому что верили им. Римма говорила:

- Всегда жива надежда, что хоть что-нибудь запомнят. Хоть один запомнит – и тогда скажу, что прожила не зря. 

    И эти слова для Лины стали - на всю жизнь.
 
         Продолжение  http://www.proza.ru/2017/08/21/1558


Рецензии
Добрый день, Элла! Как хорошо сказано: "Чтобы говорить по душам, надо суметь в душу заглянуть". У Риммы это получалось замечательно. Удивительно, как ловко ей удавалось протянуть незримую нить чувственного контакта с учениками. И это не только великолепная подача своего предмета, но и надежда умного педагога, что его жизнь будет прожита не зря. С благодарностью и неизменным теплом, Зоя

Декоратор2   28.12.2023 11:57     Заявить о нарушении
суметь в душу заглянуть... - ты права, Зоя, это самое трудное в общении или в творчестве!
Спасибо за понимание, дорогая!

Элла Лякишева   29.12.2023 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 65 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.