15. 8. Марш Вершина, Розовка

Вечером 24-го – снова в дорогу.
Оставался последний этап марша.
От Очеретоватого до Розовки  около 25 километров, от Вершины – чуть меньше.
(Расстояние, естественно,  не по прямой, но по удобному для прохода воинской колонны маршруту.) 
Очевидно, какой-то части дивизии пришлось идти на час дольше.

Наступила ясная ночь.
Веял слабый ветер.
Луна старалась вовсю, местность была как на ладони, что немаловажно при движении на марше.
Првда, температура опустилась до четырех градусов тепла.
{10.10, л.135}
 
Думаю, потребовалось прибавить ходу, чтобы не озябнуть. 
В результате пришли к месту назначения задолго до рассвета.

Розовка была основана в конце XVIII века, сначала как немецкая колония № 7 «Розенберг».
В советское время территория вокруг нее была поделена между Запорожской и Днепропетровской областями.

Перед войной здесь существовали два района: имени  Куйбышева и Люксембургский немецкий национальный,
который ликвидировали в 1939-м. 

Ныне поселок городского типа Розовка является административным центром Розовского района Запорожской области.
Через него проходит железная дорога, здесь же находится одноименная станция.

Рядом с нею (на современной,  естественно, карте) улицы: Вокзальная, Заводская, Украинская, Зеленая,
Трудовая, Вольная, имени Герцена, Чкалова.
Их пересекает Станционный проезд.
По другую сторону железнодорожного полотна – нефтебаза и кладбище №2, за которыми проходит улица Южная.
 
Небо днем в основном было безоблачное.
Ветра почти не чувствовалось.
Воздух прогрелся до 21 градуса.
{10.10, л.135}

Вероятней всего, погрузка началась тогда же.
Во всяком случае, в журнале боевых действий 549-го стрелкового полка запись, относящаяся к 25 сентября, гласит:
части дивизии погрузились в железнодорожные эшелоны.
{10.16, л. 2 об.}

Их, пожалуй, понадобилось не так уж много, во всяком случае, существенно меньше, чем для полнокровной дивизии.
Если в начале июня личный состав соединения насчитывал 8 185 человек, то теперь всего 2 816.
Количество пушек всех калибров сократилось с 59 до 38, минометов – со 145 до 24, противотанковых ружей – с 206 до 106. 

Весьма значительно, с 616 до 424, уменьшилась численность лошадей.
{См.:10.3, л.2; 10.10, л. 142}
Тем не менее с конским составом наверняка пришлось повозиться.
 
Вот как описывал подобную ситуацию фронтовик П.Х. Андреев:
«Погрузили лошадей, имущество и сено, а огневики – пушки и передки.
В каждый вагон с лошадьми разместили по четверо солдат, в том числе одного младшего командира…

Многие лошади сначала не шли на погрузку, но когда перед такой строптивой лошадью в вагон
спокойно входила другая лошадь, то и строптивая меняла свое поведение и поднималась,
правда с большой осторожностью, на наклонный помост.

А к некоторым упрямцам приходилось применять силу.
Выше коленных суставов задних ног закладывалась веревка, и два или четыре человека,
стоявших в дверях вагона, ее втаскивали».
{13.62, с.41}

Теперь о том, куда ехали.
Согласно записи в Историческом формуляре соединения, части направлялись на формировку в район Ивановки
Ворошиловградской (ныне Луганской) области.
{6.1, л.4}
А вот распоряжение штаба 58-й армии № 0249 от 24 сентября: 
127-ю стрелковую дивизию по прибытии разгрузить на станции Штеровка.
{10.11, л.2 об.}

Никакого противоречия здесь нет.
Станция Донецкой железной дороги Штеровка расположена в посёлке городского типа Ивановка Антрацитовского района.
От нее идёт ветка на станции Брауновка и Красный Луч.

Велик в своих возможностях  интернет, но и довольно туп или капризен.
Ты просишь его установить расстояние по прямой между Ивановкой и Розовкой– он тебе выдает маршрут
по автомобильным дорогам длиной в 250–260 километров.
И сообщает, каким будет расход топлива.

(Впрочем, не в самом ли пользователе интернет-ресурсами причина?..)

В любом случае, ничто не предвещало, что предстоящий путь будет слишком долгим.
25 сентября эшелоны с воинами 127-й дивизии,  в том числе 555-м стрелковым полком,
отправились по железной дороге в путь к  обещанному отдыху.


Рецензии