Иеромонах Анатолий 1957-2002 провидец или вымысел?

Иеромонах Анатолий (1957-2002) – провидец или вымысел?
[статья из серии по истории пророчеств].

    Вопрос:
    «Что Вы думаете о пророчествах иеромонаха Анатолия Киевского:
    Много батюшка рассказывал о последних временах. О том, что пойдет брат против брата. И что это не только то, что уже было в 1918 году, но еще будет война между братскими народами России и Украины. Она будет перед той страшной войной, когда все сгорит. А потом Царь.
    На Ближнем Востоке объединятся иудеи и мусульмане. А та назойливая вдова (иудейство) будет просить неправедного судию (антихриста) отомстить сопернику своему (христианству). Антихрист же придет сам от себя, но иудеи знают все пророчества обэтом лжемиссии, и они сделают его своим ставленником, поставят его на царство. И потому он будет слушать их и потакать им. И турки пойдут на Европу, на Румынию, Молдавию, часть Украины – будет кровь стоять в Дунае как студень...» («Милостивые да помилованы будут. Иеромонах Анатолий», Киев, 2007 год)».

    Ответ:   
    К сожалению, сейчас в нашем обществе очень много глупости, голословных суждений и пустых гипотез принимаемых за истину, встречаются видимо и дефекты мышления. Но это ещё полбеды. Хуже когда в обоснование экстравагантного теологического миропонимания Будущего приводятся ссылки на что-то мутное.
    Насколько могу судить, начало мифу о «пророчествах» иеромонаха Анатолия Киевского было положено публикацией неизвестного автора на форуме «Новороссия», «Духовно-патриотический союз» от 27.08.2014 года с «духовными поучениями» и несколькими «предсказаниями» о будущем. Статья называлась «Предсказания священника о грядущей голгофе в Киеве, о войне между Россией и Украиной и других событиях последних дней» (отрывки из книги «Милостивые да помилованы будут»)». Следом текст статьи был продублирован, также анонимно, на форуме «Русская народная линия» 29.08.2014 под названием «О грядущей голгофе в Киеве».
    Через несколько дней перепечатки начали появляться и на других православных сайтах и форумах среди православных Украины и России с указанием на два первых сайта. Отношение к ним было разное: от принятия и восторга до скептических возражений. И это понятно, до 27.08.2014 о таком киевском «прозорливом» старце никто не знал.
    С тех пор сведения о киевском иеромонахе Анатолии распространяются самые скупые и самые различные: для украинцев – одни, для россиян – другие.
    Неизвестные «почитатели» старца пишут:
    «Иеромонах Анатолий (03.10.1957–16.10.2002) в миру носил имя Сергий. Чада поминают об упокоении его родителей Петра и Анну. Родился в селе Галагановка Николаевской области. В семье были ещё дети (фамилия родителей нигде не указана).
    Закончил в 1980 году Киевский институт им. Драгоманова по специальности «История».
    Путь к монашеству отца Анатолия не известен. Некоторое время он служил в Белой Церкви».
    На украинских сайтах:
    «За смелые проповеди и обличение священников был изгнан из Белой Церкви, приехав в Киев, продолжил проповеди самостоятельно при Павловки (психбольница в Киеве)».    
    На российских сайтах:
    «С 1994 года служил в киевском приходе во имя свт. Кирилла и Афанасия Александрийских на территории нынешней городской психиатрической больницы им. Павлова. Принимал участие в организации воскресной школы для взрослых прихожан. Школа была очень популярна у киевлян в то время, во многом благодаря именно преподаванию отца Анатолия.
    Отца Анатолия знали как смиренного и духоносного человека. Отмечали и передавали другим, что этот батюшка обладает дарами прозорливости и духовного видения. В чада к нему стремились попасть очень многие. На исповедь постоянно выстраивалась длинная очередь. Но через несколько лет ситуация изменилась абсолютно. Иеромонаха обвинили в гордости и в прелести.
    Из Кирилловского прихода ему пришлось уйти в 2000 году. Количество чад значительно уменьшилось, некоторые отвернулись от старца.    
    Отец Анатолий много болел и скорбел, но только смирялся и молился. Упокоился Батюшка 16 октября 2002 года. Похоронен в Киеве на Берковцах».
*    *    *
    Иерей Михаил Глебец попытался в 2015 году узнать автобиографию отца Анатолия, но потерпел полное фиаско. Никакого иеромонаха Анатолия в возрасте 36-ти лет в Белой Церкви в 1993-1994 годах в составе УПЦ МП не зарегистрировано, также такого иеромонаха нет в списках киевского прихода во имя свт. Кирилла и Афанасия Александрийских с 1994 по 2000 годы.

    Такое же разночтение идёт и по книге о отце Анатолии.
    На украинских сайтах:
    «В 2003 году «Воспоминания» духовных чад старца собрали в книге «Мілостівіи да поміловани будут». Тираж был ограниченный и благотворительный (150 книг). Раздавался духовным чадам, а каждый жертвовал, кто сколько мог. Тираж не повторялся.
    Потом в 2004 году вышла книга – «Рідненьки» с дополнительными «Воспоминаниями» (300 книг).
    Была и третья в 2006 году – «Рідненьки да поміловани будут», но там повторялись «Воспоминания» из первых двух» (500 книг).
    На российских сайтах:
    «Воспоминания духовных чад старца собрали в книге: «Милостивые да помилованы будут. Иеромонах Анатолий», Киев, 2007 год».
*    *    *
    Дьякон Андрей Кураев пишет:
    «XX век принес небывалые потрясения нашей стране. События 1917 года привели к власти разрушительные силы, которые пытались уничтожить все проявления духовной жизни. Но в душах оставались вера, надежда, любовь, и Великая Отечественная война подтвердила величие России и силу духа нашего народа. В последние годы началось возрождение Русской Православной Церкви, открываются монастыри, строятся новые храмы, возрождаются разрушенные приходы. Но, к сожалению, кроме добрых семян высокой духовности на «удобренной» кровью и страданиями миллионов православных почве взошли наряду с пшеницей и плевелы. Сегодня, как грибы после дождя, появляются всевозможные секты. Буйным цветом расцвели пропаганда зла и насилия, растление и наркомания, лжесвидетельство и прямой обман. Продолжается разрушение вековых основ православной жизни. На смену коммунистической пришла общечеловеческая экуменистическая идеология. Отрешенное от высокой духовности общество сегодня с жадностью набросилось на суррогатные подделки. Духовная всеядность, как ядовитый цветок, дурманит головы бывших атеистов, еще недавно боровшихся с любым проявлением религиозности, а сегодня изощряющихся в придумывании безумных православных теорий и учений.
    Одна из задач церковной мысли, то есть богословия, состоит в сдерживании мифологического творчества народа. Да, православное богословие нужно не только для борьбы с ересями и внецерковными доктринами. Еще оно бывает нужно для борьбы с внутрицерковной, народной «православной» мифологией, то есть с такими верованиями, что создаются мифотворческим инстинктом народа в тех случаях, когда он оказывается не просветляем благодатью и не сдерживаем уздою закона, разума и послушания Церкви.
    Околоцерковным фольклором и являются рассказки, зафиксированные в тех изданиях, о которых пойдет речь в этой главе. Фольклор бывает разный. Бывает, что некоторые народные сказания, хотя они и не приемлются Церковью в качестве авторитетного памятника православного вероучения, все же терпятся ею. Ну что плохого в обычае есть блины на масленицу? Иногда среди фольклорных произведений встречаются вещи глубоко назидательные и пусть не строгим языком и не строгой богословской аргументацией но все же пробуждающие верные чувства в человеке (вспомним переданный Достоевским рассказ о луковке. Но если фольклор слишком всерьез смотрит на самого себя, если бабушкины предания начинают преподноситься как норма веры тогда приходится говорить строго: «Жена в Церкви да молчит!») […]
    Самым опасным и распространенным типом псевдоправославного оккультизма стала массовая современная апокрифическая литература, содержащая были и небылицы о современных старцах, старицах, блаженных, откровениях и пророчествах […]
    Из книги «Воспоминания духовных чад иеромонаха Анатолия о некоторых, открытых ему событиях последних времен»):
    «Рассказывая о последних временах, батюшка говорил, что Господь верных Ему людей и на просфоре продержит. Еще батюшка говорил, что когда кушать будет нечего, то люди будут брать землю с могил святых праведников – помолишься, съешь и насытишься. Еще батюшка говорил, что когда будут ставить печать на чело и руку, то несогласных будут вывозить на выселки, и из Киева три эшелона будет. И добавлял при этом: «Вот бы нам всем в одном вагоне оказаться». Еще говорил, что набьют до отказа эти эшелоны людьми так, что и двинуться места не будет. И будут умирать между живыми и испражняться. И не все до места назначения живыми доедут. Но все претерпеть нужно будет»...
    Осенью 2000 года батюшка говорил:
    «Николай придет, поставит слуг своих. Это (то есть сейчас) не Православие. Упадочное состоянии. Очистится Флоровский монастырь. Это возможно только с Царем. Блаженной открыто, что сам Господь его (Николая II) принял. Все грехи народа он взял на себя. Были собственные грехи, но он кровью смыл все. Если бы Церковь тогда согласилась, чтоб стал Патриархом, принял бы монашество…».
    «Афон уйдет под воду. Отклонились от Истины».
    «Отсюда (крестоношение Руси) начнется, отсюда из Киева. Крест пойдет по всей земле и вернется назад. Дойдет до Белого моря и вернется».
    Об Иисусовой молитве батюшка говорил: «Будьте очень осторожны, вы приступаете к огню. Сейчас этот огонь почти угас. Вы думаете, почему нам так трудно. Как только заметят где огонек, сразу все силы бросают, чтобы его потушить»...
    Еще батюшка говорил, что в конце мира одни люди будут бежать в поисках Истины в одну сторону, другие – в противоположную, и не найдут ее. Когда разговор зашел об идентификационных номерах (ИН), батюшка сказал, что тот, кто возьмет ИН, тот примет и печать на лоб и на руку. Что это только первый шаг к принятию печати…
        «Волосы – это благодать, Покров Божий. Когда стрижем их, тогда остаемся без покрова Божия. А когда в монастыре постригают, то умножается благодать – наоборот».
    «Раньше в Почаеве под Стопочкой Богородицы воды было по щиколотку, а сейчас только капает. А будут времена, когда воды совсем не будет. Кровь капать будет вместо воды».
    «Мы будем судимы по Евангелию. Должны постоянно читать Евангелие, пропускать его через свое сердце. Читать должны на церковнославянском языке, потому что нам нужна благодать».
    «Если монах достойный, там Господь дает белую мантию искрящуюся и белый клобук. Если монах спасается, он спасает 7 поколений назад и 7 поколений вперед – 14 колен».   
    Батюшка не раз говорил, обращая тем самым наше внимание на то, как мы должны осенять себя крестом и делать поклоны, подчеркивая: «Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно. Больным Павловки (психбольница в Киеве) редко кому это удается сделать: некоторые совсем не в состоянии» и т.д.».
    Не берусь судить опыт духовных людей. Непривычное, новое и иное не всегда значит ложное. Но издателям этой книжки не могу не заметить: зачем же массовым тиражом издавать книжки с речениями, столь явно отличающимися от церковного предания?
    Ведь, прочитав такую книжку, можно преисполниться доверия к протестантской литературе, которая как раз полна самоуверенными заявлениями людей, убежденных в неотвратимости собственного спасения.
    Может, действительно свят описанный в этой книжке старец и богопросвещенны его последние слова и переживания.
    Но стоило ли сегодня их публиковать?
    Стоило ли сеять недоумения?
    И надо заметить, такая странная уверенность в собственной высоте характерна для героев многих нынешних апокрифов.
    Зачем же читать Писание и богословские труды, если можно довериться бабушке?! Что нам Академии, если есть приходские пересуды о том, «что говорят старцы»! Зачем личная аскетика, если есть амулеты и талисманы (землица с могилки «юродивой» или «старца» и наговоренная их духовными чадами вода)! […]
    Не может быть терпимости к оккультному псевдоцерковному фольклору в условиях, когда вокруг нас слишком много людей сомневающихся и даже жаждущих чем-либо уколоть Церковь. Не все то, к поклонению чему стремится народ, достойно христианского почитания. В былые годы устное, приходское предание было единственным источником информации о церковной жизни и вере. Сегодня же появился свободный доступ к церковным книгам.
    И молодому человеку не нужно смущаться возразить при необходимости самой что ни на есть почетной прихожанке:
    «Извините, но то, что Вы говорите, не встречается ни в Писании, ни в учении святых отцов. Не могли бы Вы сослаться не на рассказ Вашей соседки, а на подлинно церковный источник?»
    Как напоминал свт. Димитрий Ростовский:
    «Церковь же непорочная, сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований не приимати, но на самом Писании Божественном утверждатися, и толкования истиннаго великих вселенныя учителей, а не простых бающих мужиков слушати» (Димитрий, митр. Ростовский и Ярославский «О кресте», М., стр. 26, 1855). […]».
*    *    *
    Кроме поучений самого отца Анатолия, в российском варианте книги «Милостивые да помилованы будут. Иеромонах Анатолий» (Киев, 2007 год) широко представлены «Видения» его духовных чад:
    «Я находилась высоко в небе и видела нашу Землю. На ней начали гореть все континенты, кипеть моря, реки, разверзалась земля, кипела лава огнедышащая.
    Я спрашивала: «Что же это такое?»
    И голос как бы еще выше меня мне отвечал, но отвечал не словами, а сразу целыми понятиями – там слов нет: «Это последнее время...»
     Затем мне показали Киев. Он был похож на шахматную доску: черные и белые квадратики.
    Я спросила: «Что это значит?»
    «За Киев будет очень большая борьба...»
    Кого борьба, чего? Я тогда не поняла. Затем город горел – вспыхнул одновременно весь.
    Я снова плакала и спрашивала: «А как же там люди?..»
    Мне ответили: «За грехи».
    «Но ведь есть еще и хорошие. Не все же грешники... Чем я могу помочь, чтобы Господь не сжег Киев, Украину, Землю...»
    Мне ответил голос: «Найти Истину».
    После этого видения вся жизнь моя перевернулась. Я начала сильно болеть... Но осталось для меня сложным то, что было сказано мне много лет назад о конце всего земного.
    Тогда я спросила: «Когда все это будет?»
    Получила ответ: «Бдите и молитесь» и т.д.».
*    *    *
    Причём киевлянка Олеся Походня утверждает, что она пыталась найти книги о старце Анатолие, но не смогла. Первое издание, которое она обнаружила, была брошюра, а не книга, «Рідненьки да поміловани будут», изданная в ноябре 2014 года.
    Кроме того, Олеся Походня утверждает, что слов о войне между Россией и Украиной и о Православном царе в брошюре «Рідненьки да поміловани будут» за 2014 год – нет, хотя православные сайты их добавляют в свои тексты о иеромонахе Анатолии:
    «16.07.2001 г.
    Много батюшка рассказывал о последних временах. О том, что пойдет брат против брата. И что это не только то, что уже было в 1918 году, но еще будет война между братскими народами России и Украины. Она будет перед той страшной войной, когда все сгорит. А потом Царь...».

    Об этом же говорят и «неизвестные» поклонники старца Анатолия на украинском форуме «Близь есмь при дверех», тема «Батюшка – отец Анатолий (Пророчества)» от 27.12.2014:
    «Милостью Божией довелось общаться отцом Анатолием и иметь у себя обе первые книги. Поэтому расскажу, что знаю. Сведения неполные, но уж – что есть, то есть. Если будет воля Божия и благословение, то потом мы узнаем и больше.
    Иеромонах Анатолий в миру носил имя Сергий. Путь к монашеству отца Анатолия мне не известен. Служил в киевском приходе на территории нынешней городской психиатрической больницы им. Павлова. Там я и познакомилась с ним в 1997 году. Отца Анатолия знали как смиренного и духоносного человека. Отмечали и передавали другим, что этот батюшка обладает дарами прозорливости и духовного видения. В чада к нему стремились попасть очень многие. Но через несколько лет ситуация изменилась абсолютно. Ходили слухи, что он «под запретом». Батюшка очень ограничил свой круг общения.  Упокоился Батюшка 16 октября 2002 года. Похоронен в Киеве на Берковцах. Участок 104.
    В 2003 г. воспоминания духовных чад старца собрали в книге «Милостивии да помиловани будут». Тираж был ограниченный. Раздавался духовным чадам, а каждый жертвовал, кто сколько мог. Тираж, насколько мне известно, не повторялся. Потом в 2004 г. вышла ещё одна книга – «Рідненьки» с дополнительными воспоминаниями. Каждое слово в книгах тщательно проверялось, чтобы были опубликованы только подтверждённые его слова, особенно предсказания о будущем.
    Я собираюсь перечитать их заново, потому что в памяти многое стёрлось уже. Хорошо помню сказанные примерно в 2000 году слова, что спокойной жизни нам осталось лет 30-40. Насколько помню и переспросила у некоторых чад в Киеве – слов о войне между Россией и Украиной там нет». 
*    *    *
    Также, Олеся Походня утверждает, что в брошюре «Рідненьки да поміловани будут» за 2014 год – нет, многих абзацев, которые есть на некоторых православных сайтах об иеромонахе Анатолии:
    «05.08.2001 года Батюшка опять говорил о последних временах:
   «Царь-Батюшка. Почему же мы прославили, а не молимся ему? Значит, нет покаяния. А если молимся, то без сердца. Надо обращаться: «Батюшка, помоги, управи, вымоли нас». Обращаться, как дети к отцу. И икона Царственных мучеников должна быть в каждом доме, как Господа, Божией Матери, святителя Николая. Царь Николай – Николай Угодник наш новый. Это последний царь, у него самый большой венец. Россия – дом Романовых. А тот, что будет Царь – тот от Господа».
    «В последние времена будет всплеск духовности, будет большое подвижничество, старчество. Последние будут первыми. Но это будет на маленький срок. Как и Царь».
    02.09.2001 года. В Киево-Печерской Лавре.
    Была экскурсия. От Ближних пещер поднялись в Верхнюю Лавру и на колокольню. И опять рассказывал батюшка о последних временах:
    «Сейчас у нас малая свобода. А будет еще малое время, когда будет Царь. Россия сильно возвеличится и окрепнет. Будет покаяние и небывалое подвижничество. Царь будет силен, и сам антихрист будет его бояться. Они даже встретятся».
    «Царь поубирает всех лжеепископов».
    «Сейчас Голгофа в Киеве. Митрополит Владимир, когда принимал Киевскую кафедру, своей ростовской пастве говорил: «Иду в Киев, на Голгофу». Видно Владыке было открыто все. Не зря он еще в 1950 году, будучи у Лаврентия Черниговского, долго беседовал со старцем наедине. Владимир – столп, на котором все держится. Как упадет столп, все начнется. Раньше была Голгофа на Соловках, а теперь в Киеве Голгофа будет. Отсюда все начнется. Будет и мученичество, и исповедничество. Отсюда Крест пошел по всей Святой Руси и сюда вернется».
    «Исключительно все храмы будут переданы в автокефалию».
    «Сейчас очень тяжелое время. Такой напряженной ситуации никогда еще не было на Украине».
    Будет сначала война, как в Евангелии написано: брат на брата. А где еще есть такие братские народы как Россия, Украина и Белоруссия?... А потом начнется и большая война. Все будут в этой войне. Но воевать будут, допустим не 30 стран, а 2 или 3, как бы, коалиции».   
    «У Царя был Крест. У него был выбор, и он принял Крест. И понес его за Россию. За Царя-мученика Господь продлил нашу жизнь. И за мучеников дает еще пожить. И за мучеников, я скажу, и Царя даст. Такой Промысел Божий. Еще будут мученики за веру, Царя и отечество».
    20.05.2002 года.
    «Киев – благословенный город... Сейчас все хорошо, и вода есть. А когда-то не будет. И представят такую возможность выехать беспрепятственно туда, где вода есть. Скажут, езжайте, молитесь себе. И много поедет. А там Китай. Через Россию пропустят, а там Китай... Страшно быть под китайцами. Это рабство. На нашу гордость придет китайская гордость. Они сильно гордые... А тех, кто останутся, конечно, будут мучить. Будет исповедничество...».   
    «Сейчас они соборы строят, украшают, а как придет Царь – полетят митры и пуговицы... Какие большие скорби нас всех ждут за этот духовный блуд. Всех разбросает, перекрутит, того туда, того сюда. Много в погибель пойдет, кое-кто скорбями доползет; чтобы в Истине устоять, надо еще будет выходить на путь исповедничества...»
   «Когда Царь будет, его не будут принимать... Он сам не придет, надо, чтобы его поставили... Царь будущий будет очень сильный духом человек. Он всю страну объездит, чтобы найти истинное служение. Нигде не увидит. Будет по святым местам, по обителям. В Киев приедет – нет, в Москву – нет истинного служения. Он уже отчается найти, но Господь ему покажет место. Он приедет туда, приедет такой, как бы ощетинившийся, потому что не будет уже верить, что где-то такое есть. И увидит, да, действительно, здесь служба истинная... А тогда дерзновения наберется и пойдет на Византию...»
    «А кому не понравится система, пожалуйста, эшелоны... езжайте... А там, в глубине России, китайцы. Тяжелый, непосильный труд, казематы. Будут уничтожать просто физически».
    «Поляки. Они все хотели, чтобы было у них, как у турок, чтобы все к ним ездили. И как гордились, когда все начали к ним ездить, и как потом пожалели... И немцы жалеют, что объединились... На все воля Божья...»
    «Все сейчас ждут какого-то всплеска, взрыва с этой системой... А его не будет. Все будет идти так тихонько, гладенько, и постепенно все окажутся в сети».
    «Война начнется и будет великое передвижение народов. Границ не будет, их уберут, чтобы антихрист мог спокойно проехать. Люди оставят дома своии от страха будут перебегать с места на место. Люди вынуждены будут вернуться к естественным условиям существования. Будут жить в пещерах, а пищу готовить на костре. Комфорт и уют уйдут, и придется жить так, как жили наши предки. Газ и свет отключат, бензина не будет. Золото будут бросать на дорогу, как мусор. Будет голод, но тем, кто постился, Господь поможет. Будет такое, что возьмешь кусочек земли, перекрестишь и будешь сытым. Верных Господь будет держать на одной просфоре. Просфорочку съешь, и целую неделю есть не будет хотеться».
*    *    *
    Поэтому пока не будет выяснена фамилия иеромонаха Анатолия и его автобиография (существовал ли такой человек в действительности или это очередной «фэйк»), обсуждать его «пророчества» не имеет никакого смысла!!!
*    *    *
ДТН.


Рецензии