Кто они и откуда пошли Запорожские козаки

Кто  они и откуда пошли Запорожские козаки
( Козаки –  это  Запороги. Ни какого отношения к Донским. Кубанским.  Уральским  и  Терским  казакам – не имеют!)

Исторический фантаст Грушевский после гибели Галицко-Волынской “Державы” ниточку преемственности украинской государственности протащил к Запорожским казакам, прозрачно намекая на то, что традиции и слава Киевской Руси возродились в козацкой “державе”.
Запорожскими козачками на Украине принято гордиться, особенно их свободолюбивым и независимым духом, который напрочь “отсутствует” в тоталитарной ордынской Московии. На этом и стоит тезис о превосходстве украинской нации над русской, к которому в последнее время добавилось еще утверждение о преобладающих финно-угорских корнях русского народа в отличие от украинских славянских.
Русские – финно-угорские рабы с татарской примесью, украинцы – свободолюбивые славяне. Вот вам и главнейшая необходимая предпосылка нацизма. В данном случае украинского.
Если Гитлер говорил о неполноценных славянах, то вся украинская блогосфера и СМИ так и пышут едва прикрытыми утверждениями о неполноценности финно-угорских “московитов”. Тут необходимо заметить, что “обратки” в виде утверждений о неполноценности украинцев со стороны русского народа не последовало, что делает ему честь, и только подчеркивает принципиальную невозможность нацизма в России.
Несколько сот отморозков не в счет, в семье, как говорится, не без урода.
 В Украине же совсем иное дело. Семена нацизма дали потрясающие всходы. И тут дело даже не в неподавленной  Советами галичанской  ОУН-УПА.  С Галичиной давно все ясно, потрясает популярность нацистских идей в Центральной и даже Юго-Восточной Украине, что говорит о готовности этих территорий к подобному повороту событий.                Что сподвигло - то? Уж не козацкие ли традиции часом, которыми на Украине так гордятся?   Галичина уж точно к запорожскому казачеству отношения никакого не имела.
 
Первые упоминания о запорожских  козаках восходят к концу  15-го – началу 16 века. Спустя 150 лет после утраты государственности  в Галицко-волынском княжестве.                О какой тут преемственности можно говорить? Да и сам вопрос, откуда взялись запорожские казаки, до сих пор остается открытым. Уж слишком много тюркизмов в языке, одежде, образе жизни и менталитете. Меня, например, до сих пор занимает вопрос: ”Куда подевался такой многочисленный народ, как  половцы ?”
Ну, часть отступила в Венгрию под натиском монголов и там ассимилировалась, но большая то часть осталась в Золотой Орде. Их потомками считают Крымских татар, но уж больно народ малочисленный, а, если вспомнить, мобилизационный ресурс половцев был сопоставим с мобилизационным ресурсом Древнерусских княжеств, да и  путают  прародителей Крымских с Кыпчаками.  Сегодня украинские патриоты, воюющие в составе добровольческих батальонов в Донбассе против ДНР и ЛНР, заявляют, что отстаивают от агрессора “исконно украинские земли”. Но эти земли не так давно, всего каких то 200 лет назад, еще были слабозаселенной  «Дикой степью», на которой жили в домонгольскую эпоху половцы (битва князя Игоря с половцами, того самого, из слова о Полку.. происходила как раз в районе Луганска), а потом эта территория входила в Золотую Орду. Не зов ли предков бурлит в крови этих современных наследников свободолюбивого козачества?
Версий о происхождении запорожских козаков много. Ни одна из них не доказана! Самое интересное, что первый более-менее серьезный козацкий историограф Грабянка (читайте знаменитую летопись Грабянки, первое известное изложение истории Украины), выходец из козацкой старшины и современник Петра Первого и Мазепы, выводил родословную козаков от казар (хазар). То есть, козацкая старшина сама не знала свое происхождение! Уж точно не славянское!  И уж никакой внутренней связи с Киевской Русью не чувствовала. Сам Киев был ей до лампочки. Гетманские столицы были в Чигирине, Батурине, где угодно, только не в Киеве! Связь козаков с Малороссией состояла в основном в том, что на Запорожье от польского гнета массово в 16 веке начал бежать с территории Литвы и Польши славянский элемент, достаточно многочисленный, чтобы за весьма непродолжительное время стать преобладающим среди козачества. Но эти люди были среди козаков людьми второго сорта, в старшину не входили. Об этом хорошо изложено у Николая Ульянова. Козацкая старшина заполучила в свои руки Малороссию совершенно случайно, так сложились обстоятельства и личность Хмельницкого, волею случая возглавившего народное восстание против польского гнета. На самом деле, запорожская старшина намеревалась захватить совсем другую страну – Молдавию и Валахию, но судьба распорядилась иначе.
По своей сути запорожские козаки были бандитами.  Демократия, которую приписывают им, сильно напоминает военную демократию половцев, а избрание вождей – избрание пахана в криминальной среде. Православную веру они исповедовали  весьма условно, ну а то, что творили они на территории Русского государства в так называемое Смутное время, без содрогания читать невозможно.
Слишком долго в России по отношению к «Запорожскому козачеству» господствовала политкорректность, свою негативную роль сыграл марксизм-ленинизм с его классовым подходом. Козачество любили представлять как свободолюбивых людей, своего рода авангард борьбы против феодального угнетения. При этом совершенно умалчивая, что во время Смутного времени и периода Польско -Литовской интервенции козаки составляли половину вторгшейся в Россию армии Сигизмунда III, осадившую Смоленск, и большинство в формированиях Лжедмитрия I  и Лжедмитрия II, не говоря уже про отряды Сапеги   и Лисовского, где только офицеры были Польско-Литовские, а личный состав полностью состоял из « Запорогов» . Все возражения «cвидомых»  поводу «подвигов» Запорогов  на Русской земле в Смутное время обычно сводятся к одной фразе –  Брехня. На что следует их отослать к мемуарам белорусского шляхтича Самуила Маскевича и немецкого наемника на службе у польского короля Конрада Буссова, где красочно описываются подвиги Запорогов. Прежде всего, бросается в глаза патологическое стремление выслужиться перед Поляками, добиться признания и приема на официальную службу, как говорили в то время «попасть в реестр».  Обещать то им обещали и использовали по полной,  только в реестр попали считанные единицы. А остальные промышляли разбоем.  Когда защитники  Смоленска отбили все штурмы и Поляки были вынуждены перейти к правильной осаде, Запорогам стало скучно под стенами крепости, и они совершили набег на беззащитные Верховские города. Мещовск и Козельск были не просто взяты и разграблены, а попросту вырезаны под корень. Вырезали всех, включая “cсущих младенцев”. Ордынцы, помнится, как нас еще в школе учили, ставили мальчиков к колесу телеги, и тех, кто ниже, оставляли в живых. Запороги просто тупо убивали всех. И не стоит удивляться современному поведению самостийной Орды в Донбассе. Заветам предков верны. Пусть читают Маскевича и Буссова, если их русские первоисточники не удовлетворяют.
 
А в русских источниках тоже много интересного есть. “Новый Летописец” повествует о взятии города Ростова (еще Ярославский)  отрядом Петра Головича из армии Яна Сапеги , осаждавшей Троице-Сергиеву Лавру. Основу отряда Головича из 800 человек составляли 600 запорожских козаков. Начальник гарнизона Ростова князь Сеитов дал бой в поле, был разбит, Запороги ворвались в город и учинили там резню, перебив всех, за исключением Митрополита Филарета Романова, которого взяли в плен и доставили в Тушинский лагерь к Лжедмитрию II. . «Литва же пришла в город, и начали людей убивать тех, которые не успели уйти в церковь или из города в Ярославль бежать», — сообщает Новый летописец. (Под Литвой имелись в виду запорожские козаки). Про тот геноцид, который творили Запороги на Русской земле, вы уже читали  выше. Небезынтересно свидетельство про религиозные чувства козаков. В Ростове Ярославском, Запороги взяли богатую добычу, разграбили древнейший и богатейший кафедральный собор города. «Раку же чудотворца Леонтия золотую сняли и рассекли, поделив по жребиям, казну ж церковную всю, и митрополичью, и городскую, всю пограбили и церкви Божий разорили» (Новый Летописец — П.П). Добавлю, что не только золотую раку рассекли, они еще и древние иконы порубили и вообще все что можно.
Запорожских козаков часто выставляют эдакими ревнителями православия. Вспоминают Киевское братство, куда якобы записалось все Войско Запорожское во главе с гетманом Сагайдачным. Зачем Сагайдачному понадобилось православие, хороший вопрос, поскольку большего изувера себе, и представить невозможно. На излете Смутного времени, в 1618 году он собрал армию в 20 000 козаков и отправился в поход на Москву, помогать добывать Русский престол польскому королевичу Владиславу. Поход носил ярко выраженный грабительский характер, и за собой гетман оставил кровавый след, вырезая русские города, в том числе Ливны, Елец, Данков, Ряжск, Каширу и др. Под Михайловом он потерпел неудачу, также не смог взять кремли в Серпухове и Калуге. Там, где Запороги получали отпор, они быстро сдувались. При штурме Москвы они стояли во 2 линии и на стены не лезли. Москва устояла, а сегодня “cвидомые” уверяют всех, что это козаки спасли тогда Москву, отказавшись участвовать в штурме, услышав звон колоколов московских церквей, призывавших жителей города на защиту крепостных стен, и проникшихся религиозными чувствами к православным братьям. Мы им еще, оказывается, и обязаны. Только не религиозным чувствам (где они были, эти чувства в Ливнах и Ельце), а трусости их предков. Вон оно как вывернули.
Исторический беспредел “cвидомых” порой вызывает оторопь. Как и их цинизм и наглость. Надо понимать и при случае тыкать им в глаза исторической правдой. В Смутное время Запороги творили на Русской земле геноцид, в результате которого население Русского государства уменьшилось вдвое. По цифрам исследователи до сих пор спорят, но цифра в 5 миллионов убитых – наименьшая из предполагаемых. И после этого они нам еще предъявляют Батурин и Голодомор! Нам самим впору учреждать Институт национальной памяти и претензии к “братскому народу” предъявлять. В отличие от их фантазий, у нас все факты налицо.

А вот интересное мнение  профессионала .
Но если Вы желаете исторической правды, то извольте:
1. "Раздорной" - так на Дону не гутарят, чаще говорят - "Раздоры" или Раздорский городок.
2. "Черкасский заложили украинцы в 1570-м...
- Черкасами всех звали украинцев той поры," - я бы с этим поспорила, но не буду. Единственное скажу, что украинцы как нация в 1570 году ещё не существовала. Черкасы отличаются антропологически от русских. Они кареглазы, чернявы, чаще имеют малый рост, коротконоги, имеют кряжистое туловище.
3. "В казАки брали всякого, кто верил во Христа..." - и не только в Христа. В Черкасске была мечеть, два старообрядческих храма, не считая переносного буддийского храма у калмыков, которые были приписаны к казачьей службе и молельных домов у греков и католиков. Главное это свобода и то что ты веришь в Бога как ты ему кланяешься - это на совести каждого. Кстати это не очень устраивало царское правительство, поэтому если ты иноверец, то продвижения по службе не будет.
4. "Те, что казАки спёрли из Азова и, фактически, Сюда тащили волоком, - видать была охота..." - мне прям обидно за казаков стало. Как они могли спереть, то что защищали не щадя живота своего. С 1637 по 1641 год - Азов был столицей казаков. То что москали не стали помогать казакам отстоять Азов - это исторический факт. Ворота, калитка и весы - это символы победы казаков. Ведь турок было около 200 тысяч, а казаков 5 тысяч. 90 дней в 1641 году казаки насмерть стояли на стенах Азова и победили. Турки сказали это не люди, это шайтаны и ушли. На сказах о подвигах казаков при азовском осадном сидении(а именно так в историю вошла это война) воспитывалось не одно поколение донцов.
4. Есть документ в котором написан указ царя Петра 1 мастеру по серебру, где он собственноручно описывает новую печать Войска Донского. "На печати изобрази казака, который сидит на бочке с порохом. В одной руке он должен держать фузею(ружьё), в другой кальян. Чтоб храбрость казаков почеркнуть". Кстати, печать размером была с пятак и мастер всё выполнил как предписывал царь, но одежду не прорисовал. Когда печать в 1704 году пришла в Черкасск, казаки очень обиделись. Они увидели на печати голого казака в шапке и с ружьём, а в другой руке он держит что-то непонятное, похожее на рог. Мастер просто не знал как выглядел кальян, а спросить у царя побоялся. Так и родилась байка о голом казаке, который всё пропил, а оружие нет, потому что без него он не казак.
5. Последняя смута в Черкасске была во время восстания Булавина в 1708г, а перенесли Черкасск в 1805 году. Сто лет терпели, а потом вспомнили и наказали. Платову пришлось перенести город на гору из-за мощных наводнений, которые превращали город в донскую Венецию на полгода с февраля по июль. Я тоже пережила три наводнения в Старочеркасске и на своей шкуре испытала все прелести житья на воде.

Светлана Багаевская   19.08.2015


Рецензии
Интересно и содержательно. Спасибо!

Виктор Сухарев   17.01.2023 22:56     Заявить о нарушении
\Козаки – это Запороги. Ни какого отношения к... Кубанским... казакам – не имеют\ вынудили вы меня вспомнить, давно забытую - жизненную ПРАВДУ.
Ещё в 50-х в школе я услышал от одноклассников, большинство которых были украинцы, сразу не понравившуюся мне своей вульгарностью, поговорку:
"Шёл х&хол, наsрал на пол,
шёл к@цап, зубами - цап!".
В ней, как я понял потом, была НАРОДНАЯ украинская обида на русских, как на - КОЛОНИЗАТОРОВ.
И попытка, таким нехитрым способом, морально их унизить, чтобы одержать хотя бы словесную победу.

"Кровавыми слезами плакали запорожцы, переселённые в «подаренные» им царицей Екатериной земли на реке Кубань. Тогда и родилась эта песня, которую пели они на чужбине:
«Ой царице Катерино, що ти наробила,
Край веселий, край зелений та й занапастила.
Багатому віддала од краю до краю,
А бідному залишила там, де поховають.
А ти, графе, ти, Потоцький, розпроклятий сину,
Занапастив свою Польщу, та ще й Україну.
Бо цариця Катерина добре в карти грала,
Вона все наше добро та й попрогравала.
Грай же котрий на сопілку, годі так сидіти,
Що діється тепер в світі, та чиї ж ми діти?»
Так плакали запорожцы, вспоминая родную «Сечь – мать», осваивая чужой, неприветливый край. Ибо встретили их соседние кавказские племена – кинжалами и проклятиями..."

С годами я узнал про Голодомор 33-го года, http://proza.ru/2014/03/20/1814
и окончательно всё понял...

Пётр Билык   02.02.2023 08:25   Заявить о нарушении
По источникам, из архивов тех лет, после бунта запорожцы начали метаться между Османами и Россией. Та часть что ушла в Османскую империю была вырезана поголовно Турками.
Те кто остался бузить на земле Российской Империи были уничтожены поголовно еще при Екатерине 2. О каких запорожцах вообще идет в окраине речь и прославление. Их вырезали две империи, за грабеж и убийства мирного населения . Это четко в исторической хронике отражено.

Вячеслав Кудяков   25.01.2024 20:31   Заявить о нарушении
\были уничтожены поголовно еще при Екатерине 2. О каких запорожцах\ для невежд:
Указ императрицы Екатерины II 30 июня 1792 года
«Черноморскому казачьему войску жалуется в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту что бы с одной стороны река Кубань, а с другой стороны Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли… В обязанность войску вменяются бдение и стража пограничная».

Пётр Билык   26.01.2024 08:46   Заявить о нарушении
\идет в окраине речь\ длч невежд:
страна в славянских языках называется - krajina(краина)

Пётр Билык   26.01.2024 08:52   Заявить о нарушении
ВО ВРЕМЕНА ТЕ С ДОНА НАСИЛЬНО ОТПРАВЛЯЛИ КАЗАКОВ СО СТАЖЕМ НА Дону менее 10 лет. Донцы, этому противились ,как могли. Но войск просто не хватало. Потому Екатерина 2 , по просьбе Потемкина, разрешила переселить небольшой контингент проверенных Запорожцев на Кубань. Гораздо позже, на Кубань, и на Терек, пошли уже не только Донские но и прочие. Это взято из книг Савельева, Гумилева, и еще многих других источников.

Вячеслав Кудяков   26.01.2024 13:00   Заявить о нарушении
\были уничтожены поголовно\
\небольшой контингент... Запорожцев\
заврались вы...

Пётр Билык   26.01.2024 14:14   Заявить о нарушении
Читайте хроники времен Екатерины 2. Я ничего не выдумываю. И не стоит на меня обижаться.

Вячеслав Кудяков   26.01.2024 20:11   Заявить о нарушении
25 августа 1792 года к полуострову Тамань причалил десант с более чем тремя тысячами козаков. Вел казацкую эскадру полковник Савва Билый. Три другие колонны двигались из Приднестровья по суше. Одну из них вел атаман Захарий Чепига. На Кубань переселились 18 000 человек.
Украинцы расселялись вдоль реки Кубань, образуя курени (казацкие поселения), которые, скорее, напоминали крепости, окруженные валами, с пушками. Да и над самой Кубанью построили оборонительную линию с форпостами и вышками. Сам Екатеринодар — нынешний Краснодар — был основан как Новая Сечь. И строили его по типу Запорожской Сечи — с куренями, провели сохой борозду, возвели церковь. Где была первая улица вдоль борозды — там сейчас улица Красная.

Пётр Билык   26.01.2024 20:37   Заявить о нарушении
многочисленных восстаний переходят под российский протекторат и начинают войну друг с другом.
Первое падение казачества приходится на начало 18 века с проигрышом Степана Мазепы в войне против России (Северная война). Окончательно же Сечь была ликвидирована при Екатерине II в 1775 году.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ

На первый взгляд казаки схожи, но это не совсем так.
Первое отличие самое очевидное - места обитания:

Донцы жили в районе Дона, сегодня это Ростовская и Волгоградская области, находящиеся в России.
Запорожские казаки в основном находились у Днепра, занимали современную Запорожскую, Днепропетровскую и Херсонскую области в Украине. Но с ростом влияния гетманщина занимала практически всю центральную Украину. Служили они и Туркам и Литве.

Второе отличие - образ жизни:

Донцы могли заводить семьи, в то время как на Сечи практически не было женщин.
запорожцы, в основном, жили за счёт добычи с поля, в то время как донцы могли заниматься сельским хозяйством и скотоводством.

Третье отличие - внешний вид

Запорожцы известны своим фольклорным образом с оселедцем на голове и с длиннющими усами. Также они носили широкие шаровары и меховые шапки.

Донские же казаки выглядели проще, они насили короткие стрижки и обычные усы или бороды. Донцы также носили шаровары, но не такие широкие, и папаху.

Четвёртое отличие - отношения с властями

Запорожцы всегда стремились к независимости и воевали со всеми, кто пытался подчинить их.
Донцы только первые годы выказывали неповиновение , топили царских бояр, это было при Петре 1,связаны эти противостояния с верой, Казаки Некрасовцы. Но позже пошли на службу к царю, поэтому они и просуществовали намного лет больше. Донские казаки. Принимали активное участие в походах Петра-1, в Персию. В 1812 году, с атаманом Платовым отличились в войне с Наполеоном.

Кубанские казаки
Что касается их, то они были созданы на основе запорожского казачества, оставшегося на службе в России после ликвидации Сечи. Так из них было сформировано черноморское казачье войско, которое участвовало во многих войнах. Некоторые из них воевали на стороне Наполеона и считались своеобразной "элитой".
Падение этих казаков также связано с революцией.

Сегодня идёт возрождение кубанских казаков, но все мы понимаем, что это всего лишь жалкая пародия на настоящих казаков.
Первое упоминание о казаках донских датировано 1444 годом и связано с отражением татарского набега. По преданиям самих казаков они потомки рязанских дворян охранявших границу Рязанского княжества от татарских набегов. Современные исследования ДНКа гениалогии подтвердили что донские казаки, несомненно, великороссы, причём наибольшее сходство с живущими на территории бывшего Рязанского княжества. В 1552 году донские казаки сами пришли на помощь к Ивану Грозному и помогли ему взять Казань. За что он признал за ними право на весь Дон от истоков до устья. Огромную роль сыграли донские казаки в Смутное время. Во многом благодаря им удалось изгнать поляков из Москвы. Именно они предложили на Земском Соборе кандидатуру Михаила Романова, т.к. он был ближайшим родственником последнему законному царю Фёдору Иоанновичу. В это сложное время, Россия, становилась сильным государством. У истоков, которого были Мещерские казаки. Очень много для становления России сделал Алексей Адашев. Он считается основателем клана Акчуриных, в ветвях этого древа, множество знаменитых фамилий Российской Империи.

После того как русские присоединили Астраханское ханство они обнаружили на берегах Терека казаков, которых сначала назвали Гребенскими, т.к. они на гребне (горном хребте) живут. Когда они там появились и откуда пришли не известно. В сказаниях горцев (Сказания о нартах) сказано, что когда предки горцев пришли на эти земли казаки там уже жили. Через некоторое время после роспуска Запорожского казачьего войска, Потёмкин решил создать казачье войско на границе с Турцией. Которая после присоединения Крымского ханства проходила по реке Кубань. Екатерина 2я издала манифест о передаче новому войску атрибутов распущенного Черноморского казачьего войска, но самого переселения казаков не произошло. Казаки на Кубани линейные. Линией называлась граница. Охраняли её солдаты, срок службы которых составлял 25 лет. Но добровольцам предоставлялось право, через 15ть лет службы, переходить в казаки.

Офицерами у таких казаков были казаки с Дона. ДНКа генеалогия подтверждает, что кубанские казаки потомки великороссов, потомков малороссов не найдено. Уральские казаки. По преданию, после присоединения Астраханского ханства, часть донских казаков принимавших участие в походе, прошли до реки Яик ( Урал) и нашли его свободным. Вся их история это война со степняками, даже тогда когда те вошли в состав России. Советскую власть не приняли, после поражения совершили поход в Персию по восточному берегу Каспия. Сибирские казаки - потомки русских переселенцев и местных татар перешедших в православие и поступивших на русскую службу. Уссурийские, Семиреченские были сформированы властями из солдат, переселенцев и офицеров донцов.
Это из Викопедии

Вячеслав Кудяков   26.01.2024 20:52   Заявить о нарушении
\но самого переселения казаков не произошло. Казаки на Кубани линейные\ зачем копируете этот бред?
Вот что пели наши деды, потомки запорожцев уже в гражданскую и после.
По-украински пели:

Тече Кубань аж у лиман, верст , мабуть, за триста.
Пісок круте, воду муте, щоб не було чисто

Тече Кубань аж у лиман, а з лиману в море
Та й не знали козаченьки, яке буде горе...

Аж десь взявсь, та й піднявсь бiльшовик з війною
Третє літо на цім світі кров ллється рікою.

Колись було в людей добро, нажите годами,
Забирали, однімали цілими возами...

А що ж вони забрали?

Хліб, коняку, товаряку, ще й вівцю і курку...
Кінжал, шашку, сідло, шапку, черкеску ще й бурку.

Різав людей: жінок дітей, розбоєм зайнявся.
Офіцерів, командирів побив та й повішав.

Охфіцерів, командирів побив та й повішав.
Кровавою розправою своє серце тішив.

Пётр Билык   27.01.2024 08:28   Заявить о нарушении
Список станиц названных в честь городов запорожцев
Полтавская
Каневская
Корсунская
Переясловская
Батуринская
Уманская
Запорожская
Черниговская
Ахтырская
Хопёрская
Украинская
и др.

Пётр Билык   28.01.2024 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.