Из записок пилота - происшествие на взлёте. Разбор

   В воскресенье, 20 августа 2017 года, было очень жарко. Приехали на аэродром. В нашем плане ремонтные работы, и только после них - полёт. Стали возиться с Корветом. Палящее солнце осложняло задачу, высасывая все силы. Под конец работ я слегка одурел. Серёга Макеев был не лучше. План мы,  конечно, не выполнили, но всё-таки кое-чего достигли. Время как-то незаметно прошло - провозились так часов пять. В 16 часов я стал проводить предполётный осмотр корабля. Всё было в порядке и баки под завязку - можно лететь. Но я сказал, что пока не выпью чаю, никуда не полёчу. Умылись и стали пить чай с пряниками. За этим занятием и отдохнули.
   В общем, в половине пятого вечера борт 8-7-7 поднялся с бетонной полосы. Сегодня я слева, а значит я командир. Полёт прошёл спокойно - полуторачасовая прогулка по Московской и Тульской областям. Набрали 950 и тихонько летели, время от времени переговариваясь то с Большим Грызлово, то с Пахомово, поскольку проходили через их зоны. За это время мы полностью отдохнули.
   Возвращаясь на свой аэродром, решили потренироваться на кругах. Это значит, что после посадки сразу новый взлёт, коробочка вокруг аэродрома, посадка, взлёт, и так далее.
   Тут-то всё и случилось. Вторая посадка на грунтовую полосу. Без остановки, с конвейера, взлетаем. Оторвавшись, идём на небольшой высоте, метра три-четыре, чтобы поднабрать скорости и пойти в набор. Неожиданно, где-то в районе середины полосы, мы получаем удар. Мягкий такой, но сильный. Первое, что мне подумалось - что-то отвалилось (хотя не должно). Вторая мысль - столкнулись с птицей. Мне показалось, что от удара Корвет даже припал немного. Что-то изменилось - какой-то другой звук у самоля стал, какие-то иные вибрации. Но амфибия полностью управляема. Впрочем, от этого не легче. Ощущение, которое я испытал после удара, можно выразить словами терминатора во второй серии:"Я чувствую ущерб. Наверно это можно назвать болью." Вот и я почувствовал ущерб. Как-будто не стало какой-то части самолёта.
   Пока я осознавал всё, прошло секунды две. За это время мы пролетели вперёд значительный кусок полосы, тем самым лишив себя возможности безопасно приземлиться прямо перед собой, поскольку не успели бы уже сделать это до конца полосы. А садиться дальше как-то не хотелось, так как при выпущенных шасси был риск скапотировать. Убирать шасси уже не было времени. В общем, я расцениваю свою реакцию как полный тормоз.
   С этого момента было три варианта действий. Первый вариант - всё же попытаться приземлиться прямо перед собой с риском кувырка. Это нами фактически не рассматривалось. Второй вариант (и самый правильный) - набрав сколько-нибудь высоты, немедленно садиться обратным курсом. Третий вариант - сделав полный круг вокруг аэродрома, приземлиться как и положено, изначальным курсом. Я командир в этом полёте, и я выбрал второй вариант. В голове всплыла картинка 15-ти летней давности. Тогда дело было на историческом аэродроме в Подольске (сейчас этот аэродром, конечно же, не существует). Стас Михнов взлетел с кем-то на Вильге. Метрах на ста, до первого разворота, у него чихнул мотор. Это услышали многие на земле и задрав головы, смотрели на Вильгу. Стас доложил, что садится обратным курсом и, развернувшись, сел на полосу. Мотор тогда не заглох, а, чихнув, заработал снова. Вот и я - сказал по радио, что борт садится обратным курсом. Следующей фразой я хотел сообщить, что у нас ЧП. Но тут мы услышали, что Як-18Т уже на глиссаде. Да к тому же и Сергей запротестовал, ссылаясь на Як, идущий на посадку. Помню, я подумал тогда, что наплевать на Як, что надо сказать ему, чтобы отвернул и не мешал. И это было бы правильно, так как преимущество всегда у терпящего бедствие. На нашем аэродроме, вот смеху-то, нынче нет руководителя полётов. И вообще всё зачахло давно. Руководитель полётов, он бы живо всё разрулил. Но его нет. А я проявил мягкотелость и поддался второму пилоту. Короче, не стал требовать от Тэшки, чтобы ушла на круг. Мы продолжили подъём и ушли на круг сами. Вроде всё было пока спокойно. Но это просто случайно так получилось - повезло. События могли разворачиваться и катастрофически. Я пока что не очень понимал причину удара. В момент ЧП я смотрел вперёд-влево-вниз. Но вот Серёга Макеев, он в тот момент смотрел вперёд и правее. И он увидел кое-что. Он увидел, как что-то разлетелось на куски и полетело в разные стороны в районе правого мотора. Постепенно Сергей начал осознавать причины. В конце-концов он указал мне на правый винт. Там не было обтекателя. Следовательно мы потеряли по какой-то причине этот конусовидный предмет, установленный по центру винта. Именно обтекатель нанёс Корвету тот удар. Но показал мне всё это Сергей уже после второго разворота. А тут и пилот Яка сказал, что наш обтекатель находится на полосе.
   Правый мотор работал ровно. Но понимая, что винт повреждён, я уменьшил обороты. Приземлились мы хорошо - мягко и спокойно. Доехали до середины полосы и подобрали разломанную деталь. Потом на рулёжке остановились, выключив моторы. У правого винта из трёх лопастей неповреждённой осталась только одна. На второй лёгкое повреждение, на третьей - средней тяжести. В любом случае - на таком винте мы летать не будем. Но у нас есть запасной комплект. Сразу выяснилось, что разлетелся дюралевый диск, к которому крепится стеклопластиковый обтекатель. Возможно, что это наш недосмотр - не увидели трещину (если она, конечно, была) во время предполётного осмотра. Но трещины могло и не быть перед полётом. Если честно, то диск мы всегда осматривали только мельком. Вернулись на полосу и, поискав, нашли кусок диска. Один кусочек так и остался не найден. Затем на левом моторе доехали до стоянки.
   Так завершилось это жаркое воскресенье. Печальный итог - мы опять на деньги попали. Винт стоит пятнашку. Плюс изготовление нового обтекателя с диском. Хотя, мне кажется, что без него лучше. Второй кок мы пока снимем для симметрии.
   Для себя я всё же сделал вывод, что если принял решение, то не стоит его менять - мы, конечно же, должны были обратным курсом садиться.
   А ещё это ощущение, которое у меня было после удара, я никогда не забуду.
   Ну и предполётный осмотр - теперь он будет гораздо тщательнее перед каждым нашим вылетом.
   А сегодня, 21 августа, ровно год как я с курсантом Андреем чуть не погиб на планере. В тот раз был отказ управления по крену. Сломалась одна деталька в этом канале управления, прямо на буксировке, на высоте метров 40. Пришлось отцепляться. Я думаю, что если бы вчера было 21 число, то всё могло закончиться значительно хуже.

21.08.2017


Рецензии