Двенадцатый

 Тема Великой Отечественной войны, до настоящего времени остаётся актуальной.  И ещё не скоро эта тема устареет, ведь не смотря на то, что нам кажется, будто мы знаем о ней всё, это далеко не так. Из 8800 зиминцев, призванных на фронт Зиминским военкоматом, только погибших около 4000, а ведь воин-сибиряк был одним из лучших солдат Второй мировой войны, и погибать напрасно было не в его правилах. Поэтому ещё долго из военных архивов, книг, газетных статей и современных носителей информации,  мы будем узнавать о подвигах наших земляков.
В 2015 году, 9 Мая, я посетил парк Победы, т.к. 70-ти летний юбилей славы русского оружия дело серьёзное. Рассматривая экспозицию, посвящённую героям зиминцам, с удивлением отметил, что их стало двенадцать, хотя я раньше твёрдо знал, что их одиннадцать. Зиминским следопытам понадобилось всего 70 лет чтобы, как иголку в стогу, разыскать двенадцатого героя, которым оказался старший брат уже известного Героя Советского Союза уроженца г. Зимы Александра Курзенкова. Имя нового героя Сергей Григорьевич Курзенков. Ну и откуда герой взялся? С неба, что ли, свалился? И это правильный ответ! 28-го Февраля, 1943 года, с самого начала, день для пилота ВВС Северного флота Курзенкова С.Г., как-то не задался. Правда день, во время полярной ночи, и днём-то назвать трудно. Так вот! Во время сброса бомб на вражеский аэродром, обнаруженный лётчиком в тундре, самолёт Курзенкова С.Г. был подбит немецкими зенитчиками. Английский самолёт «Харрикейн» оказался машиной «живучей» и, раненный в ногу Сергей Курзенков, пересёк линию фронта, направляясь на свой аэродром. Вроде бы, дела стали налаживаться, но тут самолёт обстреляли советские зенитчики, стреляли они лучше немецких и самолёт загорелся. Остекление кабины пилота разрушилось, отчего потоком воздуха его прижало к сиденью, не давая возможности покинуть боевую машину. Однако, опытный лётчик, выполнил фигуру высшего пилотажа так, что его выбросило из самолёта, и он совершил затяжной прыжок, опасаясь того, что падающий над ним горящий «Харрикейн», сожжёт купол парашюта. Да и, видимо, не доверял «снайперам» зенитчикам, которые для верности, могли приложиться ещё разок.
Особо медлить было нельзя, иначе купол парашюта мог не успеть погасить скорость падения до встречи лётчика с землёй и он дёрнул кольцо. Безрезультатно! Дёрнул кольцо запасного парашюта, но половину строп посекло осколками зенитных снарядов, да к тому же, пролетев значительное расстояние в режиме свободного падения, Сергей набрал приличную скорость. В общем, хлопок раскрывшегося парашюта создал огромную нагрузку на повреждённые стропы и они оборвались. Но и на этом беды не закончились – от резкого торможения, во время раскрытия купола, с пилота сорвало унты и перчатки, а «за бортом» было минус тридцать по Цельсию. И, сообразив, что этот бардак пора заканчивать, в дело вмешался ангел хранитель. Он прицельно навёл, камнем падающего смельчака, на крутой заснеженный склон и тот, как на санках съехал к подножию сопки. Зарывшись в сугроб, от удара, он потерял сознание. Хотя лётчик остался жив, «мягкой посадкой» это трудно назвать, ведь от встречи с землёй были отбиты все внутренние органы, вывихнута рука, сломана нога, разорвана почка. И всё-таки, придя в сознание и услышав шум поисковой группы, он нашёл в себе силы дважды выстрелить из пистолета, чтобы привлечь внимание. «Везунчика» нашли, доложили командующему Северным флотом адмиралу Головко А.П. и тут уже в роли ангела хранителя выступил он, приказав, на торпедном катере, доставить главного хирурга флота в госпиталь, куда был перевезён Курзенков С. Г.. Четырнадцать суток гениальный хирург Дмитрий Алексеевич Арапов выполнял приказ адмирала: «Спасти героя!». Он резал, шил, гипсовал, колол уколы и сделал не возможное, – вернул героя Родине «с того Света». В Июле 1943 года Сергей Курзенков выписался из госпиталя внешне здоровым человеком, но летать без одной почки пилотам не полагается. Раньше, для награждения героя орденом «Золотой Звезды» не хватало только «жирной точки», а так с подвигами было всё в порядке – 9 сбитых самолётов в воздушных боях, один взорванный на вражеском аэродроме, пять повреждённых самолётов в воздухе и на земле. И вот падение "ангела" на заснеженную землю не оставило в рядах командования сомнений, поэтому 24 Июля 1943 года, выживший в невероятных условиях лётчик, был представлен к званию Герой Советского Союза. По многочисленной информации, попадающей в интернете, герой был переведён служить в штаб, ведь не положено без одной почки летать. Только в нашей стране много чего не положено, но делается. В количестве побед Сергея до награждения не приходится сомневаться, так как они зафиксированы в наградном листе, но в газете города Наро-Фоминска и архивных документах, многократно подтверждается информация о том, что этот лётчик совершил 225 боевых вылетов, а не 209 и сбил 12 самолётов, а не 9. Один источник прямо указывает на то, что пилот-герой продолжал, после выписки из госпиталя, совершать боевые вылеты и сбивать самолёты. Косвенно это подтверждается тем, что нарофоминцы, возгодившись земляками-героями, купили им, на личные сбережения, два истребителя Як-9 и торжественно вручили самолёты братьям Курзенковым на аэродроме в Тушино. Что ж, Сергей Григорьевич, не полетал на своём самолёте, что ли? А по официальным данным с октября 1943 года он служил начальником отделения в Управлении боевой подготовки и военных учебных заведений ВВС ВМФ. С 1950 года подполковник Курзенков уволен в запас, впоследствии занимался литературной деятельностью и путешествовал по Средней Азии и Китаю, проехав за рулём автомобиля 10000 км. Жил в Москве. Умер 18 Ноября 1981 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
И так, падение с неба Героя Советского Союза, гвардии майора авиации Курзенкова С.Г., подтверждается документами военных архивов и воспоминаниями адмирала Головко А.Г. в книге «Вместе с флотом». Но при чём тут город Зима? А при том, что раньше зиминцы определяли принадлежность героев к городу по месту рождения или призыва. И тут «привязать» к нам героя Курзенкова С.Г. не получалось – родился он в Омске 11 Июля 1911 года, работал на Наро-Фоминской ткацкой фабрике, в 17 лет вступил в ком. партию, к 1933 году был уже зав. Производственным обучением. И тут, в московском партийном руководстве решили, что Армию нужно усилить верными ей молодыми людьми. После прохождения мед. комиссии, убедившись, что Курзенков Сергей обладает крепким здоровьем, его направляют на обучение в Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков и лётчиков наблюдателей. Как отличник лётной подготовки, он был оставлен в школе инструктором, затем служил лётчиком инструктором в городе Николаеве (Украина). В 1941 окончил 1-й курс воздушной академии в Монино. На фронте с Октября 1941 года. Ну!... И причём тут Зима? Видимо, зиминцы-следопыты обратили внимание на то, что герой зиминец Александр Курзенков, не мог родиться сам по себе, и изучили состав его семьи. А, скорее всего, помог всемогущий интернет. В глубинах интернета чёрным по белому написано, что с 1916 по 1921 год, Герой Советского Союза Курзенков С.Г., жил в г. Зиме Иркутской области. Хотя, в воспоминаниях самого Сергея, сказано: «Уехала наша семья из Зимы в Январе 1922 года». Значит, учился он, в одной из школ нашего города, с сентября 1918 до конца 1921года (т.е.,  до середины учебного 1921-1922 года), это три с половиной класса – почти начальное образование. Проживая в Зиме, Сергей стал свидетелем рождения брата Александра в Сентябре 1920 года, на картофельном поле. В то время шла Гражданская война, был голод, и семья Курзенковых, чтобы обеспечить себя картофелем, нанялась копать урожай к человеку, имеющему заимку (хутор). За день работы одному копальщику платили ведро картошки и мама Курзенковых – Татьяна Ивановна, находясь «на сносях» решила подработать. Взяв с собой старших детей – Валентину, которой было 10 лет и девятилетнего Сергея, она принялась копать картофель, но вместо ведра картошки они принесли домой новорождённого Сашу. Так что проживавший в Зиме шесть лет С.Г. Курзенков, определённо наш человек! А ведь он герой не только Советского Союза, но и Соединённых Штатов Америки! За надёжную защиту, разгружающихся в Мурманском порту американских транспортных кораблей, от немецких бомбардировщиков, президент США Рузвельт наградил советского аса вторым по значимости боевым орденом – «Военно-морским крестом».
И всё-таки я не поверил, что пилот без парашюта, пролетев 3000 метров (как указывается во многих источниках) остался жив и отделался лишь удалением одной почки. Для спортсменов – прыгунов в воду устанавливают «нырялки» не более 10-ти метров высотой – выше смертельно опасно. Свежий рекорд «Книги Гиннеса» - 58 метров 80 сантиметров, при этом, в воду, подавался сжатый воздух, чтобы смягчить столкновение с ней, а на «пятой точке опоры» прыгуна, судя по фотографии, имелось приспособление, для ослабления удара о воду. В некоторых источниках указывалась высота падения Курзенкова С.Г. 2000 метров, что еще больше настораживало – разница в 1000 метров обоснованный  повод не доверять такой информации и принимать её за сплетни. Так и оказалось! Истинно правдивым документом является приказ о награждении, и там прописано - Курзенков С. Г. покинул горящий самолёт на высоте 800 метров, пропустив падающую машину, дёрнул за кольцо, однако двенадцать строп (все), на одной из двух лямок оказались перебиты осколком зенитного снаряда и лётчик продолжил падение на полураскрытом парашюте. Спланировав на крутой склон заснеженной сопки, он скатился в сугроб, к её подножию. Приказ о награждении максимально близок к истине, т.к. является документом государственной важности, поэтому сомневаться в реальности указанных в нём фактов,  не приходится. Вот такой он знаменитый лётчик, в детстве повидавший лиха на Зиминской земле. Однако, учителя Зиминской школы (думаю, что номер её будет установлен), дали будущему герою хорошие знания. Это косвенно подтверждается, отличной учёбой в школе Наро-Фоминска, в лётном училище и Военной Академии. Без отличного начального образования, человек не может быть отличником при получении более сложных знаний. А значит – наш город принял активное участие в воспитании знаменитого лётчика нашего отечества - Героя Великой Отечественной войны.
Послесловие.
Не сомневаюсь, что найдутся читатели, которые скажут: «Ну! Так не делается! Так можно каждого героя, проезжающего через станцию Зима на поезде, признавать своим». В защиту сторонников того, что герой НАШ, приведу такие аргументы – младший брат Сергея, Александр Курзенков, родившись в Зиме, прожил в нашем городе менее двух лет и конечно наш город не помнил и вообще не имел о нём никакого представления. А в последний день войны погиб, После отъезда из Зимы в Январе 1922года, он в Зиму не приезжал даже из любопытства, но официально считается, что это наш герой, т.к. во всех официальных документах написано, что он уроженец Зимы. Так что его старший брат Сергей Георгиевич Курзенков, осмысленно впитавший в себя сибирский колорит рубленного из сосновых брёвен городка при железнодорожной станции с холодным названием Зима, никогда не станет нам чужим. Мы гордимся им! Именно благодаря таким воинам-героям, способным, рискуя жизнью, совершить подвиг равноценный усилиям десятков, а то и сотен среднестатистических солдат, победила Советская Армия. Вечная им память!


Рецензии
Тема Великой Отечественной войны, до настоящего времени остаётся актуальной. И ещё не скоро эта тема устареет, ведь не смотря на то, что нам кажется, будто мы знаем о ней всё, это далеко не так.
***
Абр:

Вообще кругом много загадок. Даже в наше время. Мало кто знает, что Горбачёв разделил СССР на части. Я лично видел по телику в то время, как он предлагал создать СНГ. Это было ещё до Ельцина! Я сейчас сочиняю фанатастику.

Андрей Браев-Разневский Абр   23.11.2018 06:58     Заявить о нарушении