Личный дневник как источник счастья

[Об этом произведении Вы так же можете прочитать в моём литературном дневнике по ссылке http://www.proza.ru/diary/demits/2017-08-21]

Знак информационной продукции: 6+

1.
«Сегодня 1 января 1990 года. Я ученик 6б класса школы №2 Демешко Виталий. Я проснулся и поздравил маму, дедушку, бабушку и кота Мурсика с Новым годом…».
Так начинается мой самый первый личный дневник, который я начал вести давным-давно, в далёкие ещё школьные годы. Мы тогда только вернулись в Советский Союз из Группы Советских Войск в Германии, и жили в моём родном городе Исилькуле Омской области. И вот однажды, в конце 1989 года, в книжном магазине на улице Коммунистической, мама мне купила ежедневник с серой бархатной обложкой, который и стал моим самым первым личным дневником. Как вести дневник я тогда точно не знал, и отвёл на каждый день по одной страничке, где и записывал основные события моей жизни – чем я занимался, что смотрел по телевизору, что читал, какие уроки посещал, куда ходил и т.д. Вдохновили меня на подобное дело, естественно, книги. Я уже прекрасно знал, что дневники вёл кумир моего детства, комиссар подпольной организации «Молодая гвардия» Олег Кошевой. Именно в этот период моей жизни я начал увлекаться романами Жюля Верна, среди которых есть роман-дневник, - «Ченслер» - одно из самых увлекательных произведений этого знаменитого французского романиста.
Однако, как оказалось, я был готов писать лишь тогда, когда жизнь была спокойна и размеренна, когда события плавно и неспешно шли своим чередом. Как только начинались какие-то проблемы, или неприятные ситуации – я переставал его вести, поскольку писать то, как оно есть, я был, наверное, ещё не готов. А прекращая писать, я забрасывал дневник на долгие месяцы, пока не возвращался к нему снова. Таким образом, от событий 1990 года в дневнике оказалось зафиксировано 5 дней января, 23 дня апреля и 12 дней июля. Итого – ровно 40 дней из моего детства.
Спустя год, когда мы с мамой начали жить в своём доме, 17 июня 1991 года я начал вести другой дневник - книжный. К тому времени я увлёкся научной фантастикой, и первые книги, указанные в нём – это были повести, рассказы и романы именно этого жанра: «Звёздные корабли», «Сердце змеи», «Пять картин» И. Ефремова; «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна», «Открытие Рафлза Хоу» А.К. Дойла; Лунная дорога» А. Казанцева, и другие.
Этот дневник – общую в 48 листов фиолетовую тетрадку в оранжевой тетрадной обложке - я вёл вплоть до октября 1994 года. Я был «книжным» мальчиком, всё в моей жизни тогда крутилось вокруг книг, они наполняли весь мой досуг, большую часть моих мыслей и мечтаний. К примеру, заветная моя мечта того периода - прочитать эпопею А. Кларка «Космическая одиссея». И это мне удалось. Мама купила мне его в Омске, и я прочёл все три романа в период с 14 по 24 ноября 1991 г. (Причём роман «2061: Одиссея три» я прочитал менее чем за один день – 24 ноября!)
Последнее произведение, из прочитанных мною и занесённых  в этот дневник – роман Э.Гамильтона (короля «космической оперы») «По ту сторону звёзд» из серии романов о Капитане Футуре. Его я прочитал 30 октября 1994 года. В тот же день я начал читать роман Л. Картера «Джандар с Каллисто», но даты окончания его прочтения уже не стоит, и я, разумеется, сейчас не могу вспомнить, дочитал я его, или нет. Самая последняя запись в этом моём «историческом» дневнике – роман М. Шелли «Франкенштейн». Его я начал читать 22 января 1995 года, дочитал до конца, но дату окончания чтения не поставил. Начиная со «Звёздных кораблей» Ефремова чуть более чем за 3 года я в общей сложности прочитал 1031 произведение.
Почему же я перестал его вести? Ответ очень прост. В дневник я заносил исключительно художественные произведения. Но к 1995 году я уже читал очень много научно-популярной литературы – и по истории, и по географии, и по физике, и по химии. Но особенно меня увлекала астрономия. Научно-популярные работы Ф.Ю. Зигеля, И.А. Климишина, Е.П. Левитана, и других учёных-астрономов отнимали у меня массу времени, и в итоге я уже как-то перерос фантастику, углубившись больше в науку. А включать эти книги в дневник не стал, поскольку многие я читал не полностью, да и вообще – научная литература не могла соседствовать в общем списке с художественной.
А потом – учёба в Омске, взрослая жизнь и т.д. и т.п. Я, конечно, не забывал про чтение, но времени на художественное чтиво было совсем мало, а книжный дневник для меня стал рукописным памятником моего школьного детства, того счастливого периода, когда я мог себе позволить жить в мире вымышленных персонажей, параллельных вселенных в других галактиках, путешествиях во времени и т.п.
Лишь одно событие из жизни было зафиксировано мною в этом дневнике. 25 февраля 1992 года, когда я читал сборник рассказов «Миры Роберта Силверберга», скончалась моя собака Дружок, которого я очень любил. Это была для меня большая трагедия, и этот день в дневнике я подчеркнул чёрным цветом.
С тех времён желание писать дневники во мне рождалась неоднократно. Кажется, осенью 1994 года я записал на листочках события какого-то школьного дня. В тот день мы ходили с классом на учебно-производственный комбинат, поэтому это был, скорее всего, понедельник. Увы, эти записи не сохранились. Ещё на одном листочке я описал события 15 апреля 1996 года (я тогда учился уже на 1 курсе географического факультета ОмГПУ), но дописать даже один день я тогда не сумел – всё ограничилось лишь событиями раннего утра.
Шли годы, и в апреле 2012 года, после просмотра роликов психолога Александра Свияша, я стал в компьютере понемногу вести дневник радости. Это один из способов выхода из состояния уныния и депрессии, и он заключается в том, что человек каждый день записывает хорошие события, которые у него произошли. Например: «быстро доехал до работы», «вкусно покушал», «пообщался с интересным человеком» и т.п. Цель его – отвлечь от негативных мыслей. Такой дневник мне надолго не понадобился, но всё же несколько дней я в нём зафиксировал.
2013 год в моей жизни – это две большие экспедиции Омского регионального отделения «Русского географического общества» (ОРО ВОО «РГО») по Омской области, в которых я принимал самое активное участие. Они потребовали подробнейшего ведения дневниковых записей. «Летописцем» экспедиции по Московско-Сибирскому тракту был историк Алексей Викторович Матвеев, и его дневник мы активно использовали при написании отчёта. Я же вёл подробный дневник выезда по самому труднодоступному участку в Большеуковском районе – от деревни Форпост, через Аёвский волок и крохотную, но коварную речку Утку до границы с Тюменской областью. Он проходил 23 октября 2013 г., а вся наша поездка из Омска и обратно – с 22 по 24 октября.
2014 год – экспедиция ОРО ВОО «РГО» по Усть-Ишимскому району с целью сбора материала для туристского путеводителя. Здесь уже летописцем был я, и достаточно подробно описывал всё, с чем мы сталкивались, и что заслуживало внимания. Собственно, дневника как такового я тогда не вёл, но это были записки экспедиции и её научно-исследовательской деятельности. Всё это время у меня в голове был знаменитый пример Антонио Пигафетты – автора дневников экспедиции Магеллана, выходившие ещё в СССР отдельным изданием и неоднократно переиздававшиеся [7].
Свой современный дневник, который я продолжаю вести, я начал 21 июня 2015 года, и веду с небольшими перерывами уже два года. И, должен признаться читателям, испытываю огромное моральное, творческое и даже эстетическое удовольствие от этого.

2.

Зачем я веду свой дневник?
Если ответить на этот вопрос в двух словах, то можно сказать, что для меня он – память о событиях. О тех событиях, которые проходят со мной сейчас, о событиях, которые происходили когда-то. Это, если хотите, – летопись моей жизни.
Как я уже упоминал, свой самый первый дневник я вёл в ежедневнике издательства «Омская правда», и сейчас я считаю, что для моего современного формата он мало пригоден. Здесь пронумерованы все дни года, а запись одного дня чаще всего превышает одну страницу. Таким образом, мне нужны ежедневники как минимум с открытой датой. Наиболее приемлемый вариант, который я нашёл для себя – это ежедневники и книги для записей Listoff® изготовителя ОАО «Канц-Эксмо». Первую такую книгу мне на День Рождения в 2015 году подарил известный омский журналист Виктор Васильевич Гоношилов, за что я ему искренне признателен. И, хотя иногда я делаю исключения, и экспериментирую с другими видами тетрадей для записей, всё же лучший формат из всего, что я пробовал – это были именно тетради и ежедневники Listoff®.
В книжных магазинах я частенько просматриваю полки с тетрадками, и дневниками, которые издатели выпускают для любителей вести свои записи по шаблону. Но меня это не привлекает. Жизнь слишком сложна, разнообразна, непредсказуема, чтобы запихнуть её в «прокрустово ложе». Другое дело – рабочие записи. Вот для них, наверное, стоит использовать какой-то удобный стандартный формат.
Какие же принципы в написании дневника я использую сам, и рекомендую другим?
1. Принцип «всё – на бумагу!». Я пишу обо всех событиях, которые со мной происходят, и которые я считаю более-менее важными.
2. Принцип «нет чувству вины!». Это означает, что если я что-то не записываю, или пропускаю дни, недели, а иногда бывает, что и месяцы, я не занимаюсь самоедством по этому поводу. Я пишу в удовольствие, и винить самого себя за что-либо не собираюсь.
3. Принцип «мысли - о главном!». Помимо фиксирования событий я нередко допускаю какие-то важные размышления на бумаге, или развитие важных идей. В таком случае в этом месте дневника я делаю закладку стикером, и периодически возвращаюсь к этому, чтобы ничего не забылось, и не потерялось в сотнях строк текущей информации.
4. Принцип «только бумага!». Век Интернета и гаджетов, кажется, вымещает бумажные носители, но моё твёрдое убеждение в том, что бумага для дневника – лучше смартфона. Она даёт несколько иное, более глубокое восприятие текста, и сам процесс написания отличается от набора на клавиатуре. Да, конечно, можно комбинировать свои записи, можно делать их частично в электронном формате, но всё же, не попробовав писать бумажный дневник, за электронику сразу лучше не браться.
5. Принцип «время есть всегда!». Он означает, что если этого хотеть, то и у меня, и у любого человека не будет никаких препятствий для ведения своего дневника. А если вдруг действительно возникают серьёзные препятствия – то смотрите принцип 2.
После изложения принципов, я бы хотел выделить одну очень важную, быть может, саму главную мысль: ТВОРЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ДНЕВНИК АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМ. Прежде всего, потому, что выступает источником вдохновения, аккумулятором новых идей, фиксатором этапов творческого созидания, а так же площадкой для анализа достигнутых результатов.
Формула дневника «вдохновение + идея + созидание + результат», по-моему, идеальна хоть для художника, хоть для архитектора, хоть для скульптора, хоть для педагога. Я уже не говорю про писателей и поэтов, ведь мало кто из них не вёл свой личный дневник, хотя бы некоторое время.

3.

И всё же, если брать самые широкие массы населения, то какие дневники им предлагает сегодня обобщённый и концентрированный человеческий опыт?
1. Дневники маленьких девочек и подростков. В «Ютубе» - десятки роликов на эту тему. Их целевая аудитория понятна, и смотреть, вроде как взрослым людям бессмысленно, поскольку такой детский дневник – это скорее альбом «всяких разностей». Единственное, что хочется сказать на эту тему: «Уважаемые дети и подростки! Берегите свои дневники. То, что вы сейчас делаете - пишете, наклеиваете картинки, раскрашиваете в разные цвета - с годами станет для Вас бесценным». Это я к тому, что нередко слышишь от юных блогеров признания, типа: «Мой прошлый дневник мне надоел, или его кто-то прочитал, и я его благополучно выкинул». Не делайте этого! Просто заведите новый, если хотите, но не выбрасывайте детали своей жизни, своих мыслей, переживаний, того, что было для Вас важно. Поверьте, когда Вы станете взрослыми, для Вас будет ценно каждое слово, каждая страничка, каждая буковка. Конечно, бывают случаи, когда приходится уничтожать дневник. К примеру, Олег Кошевой после провала «Молодой гвардии» просил свою маму сжечь все дневники для конспирации [5]. Но это – в особых случаях. В обычной мирной спокойной жизни дневник будет просто ждать своего часа. И когда этот час наступит, он Вас не разочарует.
2. Ежедневник. Мой самый любимый вдохновитель для ведения дневника – «философ бизнеса» Джим Рон. Скажу сразу - не всё мне нравится в его выступлениях. Так, к примеру, мысли об успехе сводятся к простым тезисам: «мечтай – ищи возможность – делай – не бросай». Возможно, «адептам» культа Гербалайфа, в котором Джим Рон, на пару с Марком Хьюзом, заправлял бизнесом, это и кажется гениальным, но, по-моему, весьма тривиально. Так вот, в его аудио-семинаре «Как вести дневник» [9] речь по большей части идёт именно о ежедневнике. Записывание идей, высказываний, анализ производительности компании – всё это характерно для рабочих моментов, и к личному дневнику не имеет особого отношения. Но важная идея Джима Рона – это использование дневника для решения возникающих в жизни проблем путём создания плана и фиксирования результатов его осуществления. Что ж, это действительно важно, поэтому такая форма использования дневника вполне приемлема для всех нас.
3. «Дневник-мысли» [8]. Известный российский режиссёр и культурный деятель Н.Михалков в выпуске программы «Бесогон» под названием «Кого растим?» приводит пример девочки-гимназистки конца ХIХ века Ольги Долговой. Она писала в своём дневнике: «Пишу этот дневник не для того, чтобы кто-нибудь прочёл, а для того, чтобы, когда я вырасту, я могла знать, что думает и делает четырнадцатилетняя из ряда вон выходящая девочка, и потом узнать, насколько верно судила я о подобных предметах, как, например: характер некоторых людей, добро и зло, взаимные отношения и т.д.» [6]. Полагаю, что такой дневник уместно вести людям глубоким, чувственным, обладающих богатым внутренним миром. Таких людей немало, и не только среди подростков.
4. Дневник памяти. Великолепная идея подобного рода дневника подойдёт абсолютно всем. Он ведётся лишь для каких-то по-настоящему ярких событий и вбирает в себя то, что напоминает Вам о них. Скажем, дневник о поездке за границу во время отпуска может включать в себя приклеенные билеты, фотографии, красиво оформленные описания, памятные адреса, визитки и множество всяких подобных мелочей, которые со временем потеряются, а попав в Ваш дневник будут многие годы радовать Вас чудесными воспоминаниями о замечательных деньках и впечатлениях. Примеров как оформлять подобный дневник в Интернете  в изобилии.
5. Дневник-летопись. Это тот дневник, который веду я, и принципы которого я привёл во второй главе. В таком дневнике фиксируются события в произвольной форме с некоторыми отступлениями, размышлениями, оценками. Наверное, его можно назвать дневником смешанного типа, поскольку здесь может быть что-то и от ежедневника, и от дневника-мыслей, и от дневника памяти. Главное, что бы в нём были зафиксированы события Вашей жизни и хоть какие-то, пусть небольшие подробности о них. Читая его через много лет, Вы без труда вспомните себя, и, как писал А.С. Пушкин, «… что пройдёт, то будет мило».
Есть ещё два вида дневников, на которые я хотел бы обратить внимание.
6. Дневник увлеченного человека. В нём можно фиксировать те события, которые касаются Вашего увлечения. В моём случае это был книжный дневник, упомянутый в первой главе. Если Вы увлекаетесь, скажем, автомобилями, то можете в небольшом блокноте, или текстовом файле кратенько фиксировать свои наблюдения: какую машину и где Вы сегодня видели, что Вас в ней привлекло, может какие-то подробности и обстоятельства. Но это, конечно, в случае, если Ваши увлечения действительно носят системный характер.
7. Дневник одного проекта. Идею такого дневника я увидел в колокольне города Златоуст Челябинской области. Когда строили эту колокольню, то каждый день с одного и того же ракурса фотографировали её строительство. И получился превосходный коллаж, по которому можно проследить создание колокольни от первого до последнего дня. Если Вы взялись за какое-то большое дело, вполне уместно фиксировать каждый день его подготовки и реализации. И даже если дело не столь велико, как кругосветное путешествие Магеллана, всё равно оно достойно пера какого-нибудь Пигафетты. И в роли Пигафетты можете выступить Вы.

4.

«19/IX.78. Патронаж 1. 23 дня. Состояние удовлетворительное. Жалоб нет. Мальчик от родов закричал сразу. Кормление через 3 часа выдерживает. Спит спокойно. Кожные покровы чисты. На свежем воздухе гуляют».
Это фрагмент записи из чудом сохранившейся медицинской карты самых первых дней моей жизни, зафиксированные неизвестным мне доктором. Наверное, это тоже в некотором смысле можно считать моим личным дневником. Хотя и написанным не мною.
Думаю, намёк понятен. Выросшие дети наверняка с большой благодарностью будут принимать от родителей летопись их раннего детства, хоть в виде дневника, хоть в виде альбома, хоть в виде короткометражного фильма. И с волнением и трепетом узнавать большие и маленькие подробности о себе. Родителям не стоит этим пренебрегать. Тем более, что такое творческое произведение не требует каких-то особых усилий. На западе в благополучных семьях – это обычная практика.

5.

А ещё дневник нередко используется как своеобразная форма литературного творчества. Я уже упоминал роман Ж. Верна «Ченслер» [1], но можно найти и другие примеры. Кроме того, писатели используют дневники для подготовки к написанию произведения. Так, собрание сочинений А.Н. Радищева, творчество которого мне наиболее близко в настоящее время, включает его дневники, написанные во время путешествия по Сибири. И, по мнению авторитетного учёного А.Г. Татаринцева, писал он их для того, что бы впоследствии создать новое сочинение [10, с.245], вполне возможно, что подобное «Путешествию из Петербурга в Москву».
Здесь важно, чтобы автор дал возможность вести дневник своему герою невзирая на все опасности и лишения, которым он подвергся. Ещё один положительный пример этого – «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Д. Дефо [4]. А, пожалуй, самый вопиющий из обратных примеров, известных мне – это рассказ Августа Дерлета «Башня летучей мыши» [3]. Я прочитал его 23 октября 1992 года, и тогда он не показался мне странным. Но сейчас его заключительные сцены, когда главный герой пишет свой дневник не только во время погони за ним вампиров, но и в момент, когда его шею пронзают острые клыки, кажутся откровенно абсурдными.
Лично мне нравится использовать метод дневника для раскрытия характера, или взглядов своего литературного героя. Так, в рассказе «Мечта на маршруте» [2], я обильно цитирую дневник главной героини для того, чтобы раскрыть читателю её представления о будущем, а вместе с ним и тот внутренний мир, в котором она живёт.

6.

Отчего же дневник – источник счастья?
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить два вектора ответа на данный вопрос.
Первый из них заключается в том, что дневник сам по себе выступает как помощник в поисках счастья. Он помогает человеку познать себя, расставить приоритеты, выстроить отношения с другими людьми, поднять или сохранить самооценку, найти выход из трудной ситуации. Но как инструмент в этом качестве он доступен, конечно, не всем. Для того, чтобы пользоваться таким специфичным инструментом нужно быть уже развитой личностью, со своим суждением на мир и вещи, его составляющие. А так же иметь соответствующие склонности к написанию. Лично меня мама с самого детства называла «бумажной душонкой», ибо копаться в книжках, тетрадках и географических картах для меня было в высшей степени приятно.
Второй вектор – это память о жизни. Эпоха нанороботов, которые наполнят человеческое тело и будут бесконечно его омолаживать, пока не наступила. Время, истраченное нами, никогда к нам больше не вернётся. Если, конечно, плоды этого времени мы не отразили в нашем дневнике. И осознание этого действительно способно хоть на миг сделать каждого из нас счастливее.

Список использованной литературы:
1. Верн Ж. «Ченслер». Дневник пассажира Ж.-Р. Казаллона. // Верн Ж. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том седьмой. – М.: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1956. – С. 7-162.
2. Демешко В. Мечта на маршруте. // http://www.proza.ru/2017/06/10/203
3. Дерлет А. Башня летучей мыши. // https://dom-knig.com/book/r/42061/1
4. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. – М.: Детская литература, 1981. – 270 с.
5. Кошевая Е.Н. Повесть о сыне. - М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986. - 158 с.
6. Михалков Н.С. «Бесогон. Кого растим?»  // https://www.youtube.com/watch?v=w5_ziXLYc7A
7. Пигафетта А. Путешествие Магеллана. – М.: Государственное издательство географической литературы, 1950. – 178 с.
8. Пошаговая инструкция для чайников «Как вести личный дневник». //


9. Рон Д. Как вести дневник. // https://www.youtube.com/watch?v=7hQ3Lk9MhkM
10. Татаринцев А.Г. Радищев в Сибири. – М.: Современник, 1977. – 269 с.

Продолжение очерка: http://www.proza.ru/2019/08/08/175

Страница автора: http://www.proza.ru/avtor/demits


Рецензии
Когда-то давно прочитала (в одной газете по аномальным явлениям), что дневник ведет (пишет) только 1 процент из всего человечества. (Как они это подсчитали - непонятно.) Так что, рада приветствовать собрата по этому 1 проценту!

Золотые слова:
"не выбрасывайте детали своей жизни, своих мыслей, переживаний, того, что было для Вас важно. Поверьте, когда Вы станете взрослыми, для Вас будет ценно каждое слово, каждая страничка, каждая буковка".

К сожалению, не все понимают ценность личного дневника. Нет потребности, не понимают смысла этого занятия, нет времени, не знают как это делать. Те дневники, что пишут девчонки, наклеивая картинки и разрисовывая - может, даже и не дневник, а модное увлечение. Хотя со временем, может, и станет ценностью, лет через 10-20 - для его обладательницы, (и пожалеет, что не писала больше и подробнее о том времени).
Наверное, важно записывать не только события своей жизни, но и мысли, душевные состояния, чувства, переживания, анализировать свои поступки.

Успехов Вам в творчестве и всех благ!


Наталия Черн   15.04.2018 09:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.