Утки

               
                Пруд в Ашман-парке подчистили,  а берега его  укрепили камнем, который  оплели оцинкованной проволокой по всей окружности берега. Получилось так, что берега пруда стали  вертикальными высотой около  восьмидесяти  сантиметров. Из такого водоёма  утиные птенцы  уже никак  не смогут выбраться.    В  этом плену оказалось два семейства уток.  Одна  утка со своими шестерыми  утятами и другая с четырьмя. Они стали пленниками в этом  водоёме.  Сами-то  взрослые утки могли в любое время взмахнуть крыльями и покинуть пруд.  Но птенчики всегда рядом, и  вот они  с ними. 
                Невысокая зелёная  травка на мелководье  украшает  замкнутую поверхность пруда. Кое-где плавает растительность  в виде  ряски и  водорослей.  Небольшие участки каменного окаймления по всей окружности всё-таки имеются, и это   позволяет  иногда   птенчикам  сгрудиться  всем вместе на маленьком пятачке суши. Если идут  дожди, то вода прибывает, и эти кусочки суши временно исчезают.  Получается  так, что условия  здесь не совсем естественные,  особенно для птенцов.
                И мамы-утки, и птенчики всегда заняты добычей пропитания. Утки  иногда покрякивают, сообщают какую-то информацию на своём утином языке.  Я гуляю здесь с собачкой и прикармливаю   эти утиные семейства.  Один  выводок  чуть постарше. Мама-утка самых маленьких утят очень зорко следит за чужаками в момент моего кидания хлеба. Она гонит  в первую очередь взрослую утку. А потом принимается за чужих утят.  Взрослая  утка может  спокойно  ущипнуть кого-нибудь из них и потащить на глубину. При этом   чужой птенец погружается вместе с ней и затем выныривает метрах в двух-трёх от места кормления. При этом на поверхности воды остаются    выщипанные перья  от птенца.
                Однажды я заметил, что в семействе появился утёнок-приёмыш.  Он был  немного постарше  этих мелких утят. Мать утка никогда не забывала, что это пасынок. И при  активной делёжке корма нет-нет, да клюнет его, особенно когда он оказывался совсем рядом. Так что он научился не попадаться ей на глаза, хотя и был всегда рядом.  Он никуда не уходил, потому  как был тоже в этом плену. А крыльев у него пока не было. И матери родной тоже не было. Но он, всё же, всегда был вместе с ними. Чуть поодаль, но рядом. Видимо инстинкт подсказывал ему, что надо держаться  вместе со стаей.
                Сегодня после кормления. Я вернулся на  этот пруд и обошёл его по окружности. Вскоре увидел утку со своими шестью уже подросшими утятами.   Утка стояла на булыжнике и внимательно смотрела за своим выводком. Утята сгрудились рядом  на мелководье, потому как сухого места не было. После активного прикорма всё семейство позволяло себе  немного расслабиться. Это было заметно. Они чистили себе перья и не занимались добычей пищи.  Вот  один утёнок заглотнул при мне  небольшую прядь водорослей.  Вскоре я увидел поодаль  того самого пасынка. Он снова был неподалеку от семейства: спал на мелководье, засунув свою голову в своё же оперение на спине. 
                Я прошёл дальше по берегу пруда. Здесь две большие утки  устроились на сухом местечке.  Это было совсем рядом с берегом и мне показалось это место небезопасным. Тем более, что здесь часто прогуливают  собак.
                Сегодня встретил у пруда молодую маму с ребёнком. Она мне сказала, что у неё есть знакомая  по профессии эколог. Так вот этот специалист говорит, что кормить уток нельзя. Зашёл в интернет и убедился в правоте эколога.  Если мы подкармливаем птиц в тёплое время года, то у них притупляются естественные инстинкты. Желудок уток не приспособлен к хлебу. Я перестал  приносить  хлеб. Несколько раз встречал потом людей с пакетом, в котором был не только белый, но и чёрный хлеб,  от которого утка может просто погибнуть. Их желудок не приспособлен к дрожжам и  соли. И что я хочу отметить: скажешь людям, они выслушают и продолжают кормить, будто ничего и не слышали. Я говорю: «А зимой вы  же не будете их кормить» Они отвечают: «Будем приходить и зимой». Тогда я им напомнил, что пруд замёрзнет, а утки улетят. В общем, никто из «благодетелей» не уходит, а продолжает делать «доброе дело».
                Конец июля месяца.   Птенцы заметно подросли. Сейчас уже трудно отличить молодых уток от матери. Они уже часто окунаются в воду и ищут себе корм таким способом.  Сегодня в пруду  осталось только одно семейство. Те, что были постарше, улетели, наверное, в соседнее озеро с естественными берегами и островом посреди озера.  Вот это последнее обстоятельство очень важно для уток. Ведь  на острове можно переночевать в безопасности от людей и собак.  На этом естественном водоёме с островом я видел утку с восемью птенцами. И даже серую цаплю, которая важно ходила возле берега и охотилась на лягушек. Её длинная  шея частенько окуналась в воду. В естественном водоёме уток  примерно около пятидесяти штук.
                Сейчас, в  начале августа,  на водной глади пруда  можно было заметить только четыре крупные  молодые уточки со своей  мамой. И  ещё  в невысоких  травянистых кустиках сидел тот самый пасынок. И всё!  больше никакой  птицы не было.  Уже в первых числах августа   старшее семейство  пропало из этого пруда.
                В середине августа семейства уток уже трудно  было определить. Все они повырастали и держались самостоятельно по всему пруду.  И мне показалось, что иногда какое-то из двух семейств покидало на время пруд. Вскоре я наблюдал уже, как  три  утки, завидев меня, поплыли ко мне в надежде получить хлеб. Видимо вспомнили, когда я их прикармливал.  Я не стал близко подходить к берегу,  и тогда они  взмахнули крыльями и  поднялись в воздух.  Сделали надо мной круг почёта.  Вроде бы они демонстрировали мне своё умение летать. И тут я увидел, что на водной глади пруда нет вообще ни одной утки. Видимо неестественность этого водоёма всё-таки не привлекала  к себе обитателей.  Но вот они снова вернулись на воду.  Утки  при посадке выставляли свои лапки, как бы тормозя, затем плавно садились на водную гладь.   
                Однажды  я увидел ещё одного необычного обитателя пруда. Возле одной  молодой уточки, дремавшей в кустиках осоки, появилось этакое бурление воды. Кто-то там, под водой,  лазил возле уточки. И вскоре на поверхности показалась серая ондатра. Она по-деловому осмотрелась вокруг и  тут же пропала. Я подошёл ближе, но не обнаружил её. Куда она могла так быстро исчезнуть? Уточка  совершенно равнодушно  отреагировала на появление ондатры. Я отошёл немного подальше и увидел отверстие дренажной трубы в стене пруда. Вот куда  она  шмыгнула. А по  дренажной трубе  она могла спокойно пробраться в соседнее озеро метрах в пятидесяти.  Там    естественные берега  и есть ещё остров. Там больше раздолья для любой живности.
                В последней декаде августа  на  водной глади пруда не было ни одной утки. Инстинкт подсказал  им, что   отсюда надо  убираться. А на соседнем озере их было штук пятьдесят. И цапля всё так же важно ходила среди высоких кустов камыша, выискивая лягушек.   А на острове этого озера  сидели уточки.  Здесь они были в безопасности.  Но сюда часто приходили  «добродушные» люди и кормили птиц хлебом. Утки, завидев меня, старались подплыть поближе, чтобы их покормили.

Август 2017г.


Рецензии
Очень удачно.
Тоже гуляю с папильоном,вдоль реки,
Утки появились недавно(после включения очистных сооружений).
Очень интересно наблюдать.

Елена Печурина   22.08.2017 19:24     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за Ваш отзыв. Приятно, что Вас это тоже интересует. Всего доброго.

С уважением Николай

Братья Бирт   22.08.2017 20:06   Заявить о нарушении