Стучит в моё сердце сентябрь

(по волнам памяти)

Возможно, это кощунственно писать: – «Стучит в моё сердце сентябрь»…
Такие известные  строки из романа Шарля де Костера звучат: – «пепел Клааса стучит в моё сердце».
Испанская инквизиция сожгла на костре  отца Тиля.
Пепел был собран,  зашит в мешочек, который Тиль носил на груди. Это выражение стало поговоркой -  "память о погибших и призыв к отмщению".

Правомерен вопрос: «Причём здесь сентябрь?».
Сама удивилась ассоциации, но она «имела место быть».
Так бывает.

Порылась в инете и ....о!
Оказалось, и у других встречаются мысли о разном восприятии этой ёмкой фразы.

Девушка в одном из постов смущённо пишет: -
«Пепел Клааса стучится в моё сердце" (Тиль Уленшпигель).
Вот недавно написала эту фразу в фан-клубе, а сегодня сообразила, что это же цитата! Как же определить случаи её употребления?
Может так: Используется в случаях, когда речь идет о ком-то (или чем-то), кого (или что) нельзя и невозможно забыть и предать и относительно чего нельзя успокоиться?».

Вот и я, говоря о приближении сентября, вспоминаю  о том, о чём нельзя забыть, нельзя успокоиться…..
Эмоции не иссушают меня изнутри, а просто ускоряют ритм сердца, заставляя его сильнее биться от приятности воспоминаний и добрых надежд.

Прошлое.
Прекрасное прошлое.
Не люблю жить прошлым, но, как говорится, из песни слов не выкинешь…

Тридцать лет в конце августа встречались мы в институте.
В первую встречу после отпуска преподаватели приветствовали друг друга: «С новым годом!».
И это был праздник.
---

Днями мне на прогулке молодой сотоварищ по выгулу наших питомцев задал вопрос -  помню ли я всех своих студентов?
Рассмеялась.

   - Посчитайте, Саша, сколько их у меня было.

Он достал  калькулятор. Я надиктовала.

   - В БПИ  два потока в учебный год. В потоке – примерно 150 студентов. Итого:  триста умножаем на тридцать…. девять тысяч человек…

Мы оба смотрим на экран калькулятора.
У моего визави потребность его протереть….. - не может быть..
А я мысленно добавила ещё 20 лет  работы со слушателями в ИПК при БГУ. Цифру можно смело удваивать.

Стучит…..
Многих помню, со многими по сей день встречаемся.
Теперь это принимаешь, как подарок судьбы.

Саша с  азартом стал вспоминать о своих педагогах.
Так хитренько рассказывал, как они «вешали лапшу» на уши преподавателям, ловя момент, когда у них к концу экзаменов притупляется восприятие.
Об искусстве изготовления и использования «шпор» он говорил с  гордостью изобретателя.

   - Сколько артистизма проявляли наши девочки. Они под преподавателя на экзамен одевались. То скромницы, то кокетки. А слезу пустить им  – раз плюнуть

Вот и я вспомнила о таланте студентки изобразить…

В один юбилейный год Победы, министерство отправило на экзамены «гонцов» на предмет выявления у студентов патриотизма.

Сидит у меня на экзамене авторитетный товарищ, в гражданском, с двумя рядами орденских колодок.
Девушка  достаточно  прилично отвечает.
Второй вопрос в билете, что-то о теории войн.

Смотрю на присутствующего. Строгое, достаточно вдумчивое лицо.
Задаёт вопрос: - «Можете назвать количество партизан Минской области?».
Пауза.
Внутренне улыбаюсь. Среди преподавателей была популярна присказка – «Хочешь «завалить» студента попроси его поименно перечислить философов 18 столетия».
Лицо девушки напрягается, прикрывает глаза и губами изображает счёт.

   - Одна…, полторы тысячи, - смотрит на меня.

Я ответа не знаю, - смотрю на гостя.

   - Вас устраивает ответ?

   - Да, - сухо отвечает. А чьи имена помните?

Тут девушка бойко затараторила: Марат Казей, Константин Заслонов, Вера Хоружая, Пётр Машеров…
Лицо «экзаменатора» засветилось. Он с благодарностью почему-то посмотрел на меня. Пришлось девице ставить «отл».

Смеёмся оба над тем, как  красиво сыграла студентка роль – «Вспоминаю-помню».

   - А, правда, сколько в нашем крае было партизан? Сейчас столько мифов гуляет, – неожиданно Саша спрашивает меня.

   - Да, Саша, любителей «поплясать на костях», перевернуть всё с ног на голову сейчас не счесть. Официальная цифра, по-моему,  300-350 тысяч. Приходилось общаться с участниками. В цифрах есть разночтения. Но, цифры цифрами, а суть никому не вытравить -  партизанское движение в Белоруссии носило всенародный характер.
----

Несколько дней не даёт покоя  вопрос:
- Какие они, нынешние студенты?

Разговорилась  об этом с бывшей своей слушательницей, которая ещё работает.

   - Что-то общее просматривается со студентами 80- 90 годов, - охотно стала она делиться своими думами, - но изменилось само время.
Образование сегодня становится товаром, а это влияет на представления ребят об учебе в высшем учебном заведении.
Раньше, помните, это была не только учеба, но турпоходы, совместные с преподавателями походы в кино, театры.  Эти мероприятия практически заглохли.
Для многих студентов сама учёба – полдела. Слишком большой процент тех, кто пришёл за диплом, или просто «косит» от армии. Для таких, важнее всего расслабиться, «словить кайф» вне аудитории. У них свои тусовки.   
А вот претензии ко всем и всему возросли. Часто проявляется какая-то агрессивность, фамильярность.
Как-то с дочкой иду через двор института, в руках поводок, выгуливаем свою красавицу. Прошли мимо двое моих «хвостистов». Теперь ведь за пересдачу надо платить.
Неласково прошипели в след: - «Собака и есть лучший друг препода. Гав-гав, дорогая».
Наговорила я вам тут. Не всё так страшно. Например, в этом году наша команда программистов заняла в Варшаве на международном конкурсе призовое место.
Есть, есть нам чем  гордиться. Но работать стало труднее.
---

Вузы Республики  в этом году приняли 53,5 тысячи первокурсников.
Как бы не менялось время, как бы не менялись люди, но всегда будут те, кто хочет учиться, «грызть науку»,  и те, кто считает своим долгом «сеять разумное, доброе, вечное».
 


Рецензии
Дина, добрый день.
Зачитываюсь вашими рассказами и воспоминаниями.
Как это у вас выходит? Начинаешь читать ваши воспоминания, а заканчиваешь своими, всплывающими из подвалов памяти.
Спасибо вам за это.
С уважением, счастья вам, любви близких

Никонов Андрей 2   27.05.2022 11:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей.
Как же вы меня умеете подбодрить, поддержать.
Сердечно признательна.
Ну, а если есть хоть один читатель, у которого
возникает что-то своё..это уже награда ))
До встречи.
С добром,

Дина Иванова 2   27.05.2022 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.