Петля Апокалипсиса. Глава 11

   В какой-то миг я про себя успел отметить, что по-прежнему сохранил способность мыслить и чувствовать. Это было противоестественно. Впрочем, в свое время, мне приходилось слышать о, так называемых, эффектах клинической смерти. Человек практически умер, а органы чувств, например, слух и зрение, продолжают поставлять в мозг конкретную информацию. Слышится музыка, видится свет и так далее. Разумеется, мало, кто верил в подобные чудеса. Всем достоверно известно, что сведения из потустороннего мира к нам не поступают. Несмотря на это, с чисто теоретической точки зрения, я еще раньше допускал, что такие явления в отдельных случаях могут иметь место.
   В период клинической смерти клетки мозга продолжают какое-то время функционировать, создавая тем самым, иллюзию остатков реального мира. Обстоятельства, в которые я сам себя добровольно поставил, предоставляли мне уникальную возможность подтвердить или опровергнуть свидетельства тех, кто, по их утверждениям, временно побывал за чертой бытия.
   Впрочем, выражение «подтвердить» или «опровергнуть», в данном случае, просто неуместно. Я что, рассчитываю вернуться назад? Исключено, я вышел на финишную прямую своего предназначения - покончить с парадоксальным зверем раз и навсегда. Назад пути, даже при наличии желания, нет.
   Заиграла музыка. Тревожная, печальная и, одновременно, подчеркнуто торжественная. Она напомнила мне звуки марша, под который обычно провожают на войну новобранцев. В мелодии легко угадывалась тема трагической обреченности. Композитор был гениальной личностью. Посредством музыки он сумел передать то, о чем мало кто решился бы сказать в данную минуту, вслух: многим из них не суждено вернуться домой. Откуда музыка? Не знаю. Уверен в одном - музыка играет не для новобранцев, для меня. Нынче я встал на тропу войны.
   Свет… Не яркий, но достаточный, чтобы различать детали. Нечто похожее на  первозданную  пещеру,  свет - факелы,  которые освещают путь, проложенный кем-то в горном массиве. Куда он ведет? Сколько людей до меня прошагало по этой тропе? Судя по всему, не так уж и много. И какое это имеет значение? В данный момент, это - моя тропа…
   Я шел, не зная куда, но в странной уверенности, что именно туда мне крайне необходимо. Силе, которая неумолимо влекла меня в глубины небытия, я не мог, да и не имел желания, противостоять. Все совпало до жути с теми описаниями, с которыми я был ранее знаком:  музыка, свет, пещера… Видимо, душа моя достигла чертогов небытия.
   Душа… Что это такое? Для чего человек придумал это понятие? Сложно выразить словами что-либо определенное. Скорее всего, для того, чтобы обманывать себя, будто есть нечто такое, что остается после смерти. Затем, чтобы утвердиться в жизненном направлении: будешь вести себя хорошо, и, достойно, душа вознесется в рай; плохо и преступно - низвергнется в ад. Возможно ли такое? Сомневаюсь.
   Кто там был, или есть, отзовись! Расскажи нам правду, чтобы мы, раз и навсегда, создали себе Идеал и жили строго по его законам. В ответ, ни звука. Такое невозможно по одной бесхитростной причине: рай, в таком случае, будет перенаселен, а слуги дьявола останутся без работы. Может ли Творец позволить себе такую роскошь? Нет, конечно, равновесие нарушать нельзя. Следовательно, деление на плохих и хороших людей остается в силе на вечные времена.
   Признаться, я не часто докучал себе вопросом, а правильно ли живу на этом свете? Во-первых, я был уверен, что главные события моей жизни еще далеко впереди, а, во-вторых, сам по себе вопрос в высшей степени проблематичен. Действительно, кто знает, как правильно!?
   Стоп, здесь что-то не складывается. Так уж, и не знают? Знают! Все знают, как правильно! Ну, предположим, не все, но большинство знают, это точно. Знают и с примитивной тупостью парадоксального зверя делают все наоборот. В итоге, человечество получило фолсменов! Потому я вышел на тропу войны с парадоксальным зверем один на один.
   Звуки музыки оборвались внезапно, предоставляя мне свободу
решать, была ли она вообще или я пребывал в плену галлюцинаций. Второе выглядит предпочтительнее. Если можно мысленно представить, нарисовать любую картину, образ, то почему нельзя так же мысленно воспроизвести мелодию? Очень близко к тому, что я сам генерирую обстановку, которая сейчас окружает меня. Сколько времени длится клиническая смерть?
   Я шел своим путем в полной тишине, не оборачиваясь назад и не глядя по сторонам. У меня постепенно складывалось впечатление, что я здесь когда-то уже побывал. И, возможно, не один раз. Однако ничто из подобного рода воспоминаний на ум не приходило.
   Свод пещеры неожиданно растворился, растаял на глазах, и я оказался в небольшом гроте, похожем на келью средневекового схимника. Новые причуды подсознания?
   Мне доводилось видеть на других планетах огромные нагромождения скал, затейливые сплетения гигантских горных хребтов, бывать в гротах, пещерах, лабиринтах, сотворенных беспредельной фантазией природы. Но, вряд ли, мое воображение взялось бы самопроизвольно воспроизводить картину обители отшельника времен седой старины. В жизни я ничего такого не встречал даже на картинках в исторических романах.
   Так, или иначе, но я был вынужден констатировать, что место, где мне пришлось сделать остановку, явно рукотворного происхождения. Тупик? Очевидно, да. Мой воинственный поход за головой парадоксального зверя завершился довольно прозаично. Зверя я не обнаружил, остается повернуть назад и начать все с исходной точки.
   В тот миг, когда я принял решение возобновить поиски, в полумраке синих теней четко обозначилась человеческая фигура. У противоположной стены, в классической для медитации позе, сидел весьма колоритный старец. Это и есть парадоксальный зверь? Никакого соответствия… Тогда, кто? Египетский жрец эпохи фараонов? Сколько ему должно быть лет, тысяча?!
   Несуразность ситуации ошеломила меня, мысли натолкнулись на непреодолимый барьер. Попробуй найти здесь какое-либо разумное толкование. Вот уж не думал, что и на том свете можно испытывать недоумение.
 - Сядь,- тихим, но твердым голосом произнес старец.
   Не открывая глаз, он протянул вперед руку, поясняя жестом, какое место мне необходимо занять. От него исходила столь могучая и властная сила, что у меня и мысли не возникло оспорить его приказание или просьбу неповиновением. Я сел, приняв ту же позу, что и он.
   Некоторое время мы, молча, сидели друг против друга. Мне эта пауза была, в какой-то степени, на руку. Я достаточно хорошо успел рассмотреть моего сурового, как изваяние, собеседника. При этом сделал однозначно утешительный для себя вывод: мне ничто в данной ситуации не угрожает, поскольку дважды не умирают.
   Однако и в этой, казалось, предельно убедительной аргументации нашлось слабое место. Важно ведь не просто умереть, как подобает мужчине. Важно - как и от чего умереть! Возможно, во всем этом замешана рука дьявола? Не попал ли я на прием к дьяволу? Впрочем, нет. Не может дьявол предстать перед человеком в таком благообразном обличье.
   Обличье старца и впрямь впечатляло своей классичностью. Красивой формы высокий выпуклый лоб мыслителя, тонко очерченное лицо, прямой нос, ослепительно белые, как первый снег, длинные волосы. Мефистофель, насколько хватало моего воображения, должен был иметь совершенно иную внешность.
   Весьма приблизительно облик незнакомца напоминал мне моего деда. С учетом того, насколько детская память может сохранить черты, пусть близкого, но очень далекого в прошлом человека. Смутно припомнилось, что деда считали странноватой особой. В чем выражались его странности, я тогда так и не понял. На этом мои сравнительные воспоминания иссякли.
   В келье стало как будто чуть-чуть светлее. Я незаметно огляделся. Ничего такого, на чем можно было бы остановить взгляд. Старик по-прежнему хранил молчание, словно чего-то ждал.
 - Где мы находимся?-  наконец, решился я.
 - В храме памяти предков.- отозвался старец.
 - Мне это ни о чем не говорит,- усомнился я и настроился на волну тестирования.   
   Старик чуть-чуть поддался плечами  вперед и открыл  глаза. В
них была такая глубокая мудрость, затаенная грусть и, вместе с тем, безжалостная пронзительность, что я тут же устыдился своего наивного намерения заняться тестированием. Какое тестирование? Да я перед такими глазами бессловесное дитя! Уж не предстал ли я перед вершителем судеб на страшном суде?
   Святой Георгий! Не ты ли призвал мою грешную душу на последнюю исповедь? Мы ведь тебя не принимали буквально, ты был для нас условным символом, языческим тотемом, на который обрушивался шквал наших стрессов, неприятностей и личных невзгод. Редко кто-либо из нас делился с тобой своей радостью. В радости ты был нам не очень нужен, все хорошее мы оставляли себе. Тебе доставались наши печаль, невзгоды и неизбывная тоска. К сожалению, я понял это слишком поздно. Наверное, такова участь каждого из нас. Прозрение наступает тогда, когда уже нет времени исправлять свои ошибки.
 - Зрячий - увидит, мудрый – поймет, - тихо сказал старец.
   Я поглядел в его глаза. Они осветились изнутри мягким теплым светом. Потом стали увеличиваться в размерах до тех пор, пока не достигли пределов кельи. Бог мой! Что это?! Я знаком со многими сюрпризами космоса. Знаю, как он умеет казнить и миловать. Более-менее представляю его всеохватную сущность. Но это - Космос! Титан, божество! Неподвластен, недоступен, всеведущ… Но чтобы такое было под силу человеку!
   На моих глазах творилась история Земли… Несоизмеримо могучие всплески энергии сокрушали и создавали то, что, мы называем объективным миром. Гигантские скопления ядовитых паров пронизывались сотнями, тысячами, миллионами молний. Не тех молний, что мы привыкли видеть в сильную грозу, и от которых невольно охватывает мистический страх. Это был океан сплошного необузданного огня, который с неистовой силой бушевал в огромных пространствах, то, затихая в одном месте, то, возникая в другом.
   В буйстве сил хаоса зарождалась планетная система. Я понял, что стихия создавала Землю, не имея на то преднамеренных целей, все происходило случайно. Может быть, в масштабе вселенной и было нечто преднамеренное, но для нашего разума такие  масштабы  недоступны. По  капризу Его Величества случая
в новой планетной системе Земле было угодно занять место фаворитки. Все заслуги - мировому океану, он - наш отец, прародитель…
   Я видел, как появились первые примитивные живые существа. Уродливые, омерзительные, гадкие. Покрытые зловонной слизью, они ползали, копошились, пожирали один другого. Эксперимент? Удачный или нет, трудно сказать. Полное соответствие адепта условиям среды. Кто станет утверждать, что в парах агрессивных кислот, мощного ультрафиолетового и космических излучений должно появиться совершенство?
   Последующие твари могли уже бегать, прыгать и даже летать. Природа и в этом случае пренебрегла эстетикой. Эти были не менее уродливы и также пожирали одна другую. Однако Земля за это время успела принарядиться. Покрылась лесами, травами, потекли реки, заблистали под солнцем моря, озера. Некоторые виды живых существ избрали путь выживания за счет огромных, по земным меркам, размеров. Большинству хищников ходячие небоскребы оказались не по зубам.
   Далее гиганты стали интенсивно пожирать все, что могло произрастать. И, вдруг, из глубин вселенной по планетной системе вихрем промчался очередной всплеск энергии. В итоге - выжила только мелочь. Почему? Я насторожился. Предположим, попряталась в норы, в щели. Только поэтому?
   В фатальной для гигантов катастрофе я уловил намек на преднамеренный умысел. Если бы гиганты повсеместно распространились по всей Земле, ее зеленому покрову пришел бы конец. Травы не смогли бы возобновить свой рост в силу нехватки времени. Не говоря, о деревьях. Земля приобрела животворную атмосферу благодаря растительности. Уничтожить растительность - означало уничтожить все живое. Гиганты, того не желая, обрекали планету на смерть. С какой стороны ни смотреть, они были фатально обречены на вымирание. Либо от голода, либо от недостатка кислорода.
   Я однажды ходил на Теллус. Туда, куда сейчас направляются космические острова с эвакуированными людьми. Планета по своим параметрам близка к Земле. Но она, пока,  в стадии развития. Атмосфера  еще не сложилась, чтобы  в  ней  могли существовать сложные организмы. Видел всего лишь несколько разновидностей мха и лишайника. При таких условиях для формирования атмосферы потребуются многие годы. А ведь планета возникла одновременно с Землей и является почти полной ее аналогией. Не гиганты ли стали причиной ее смерти? В такой интерпретации, не исключено, что та же участь ждала и Землю. Возможно, предположить, что Кто-то учел первую неудачу и продолжил эксперимент в другом направлении?!
Одна картина сменялась другой. Земля заметно похорошела. Голубое небо, синь океанов, красивые цветы. Животный мир все более тяготеет к гармоничным классическим формам. Я несколько отвлекся от просмотра и сосредоточил внимание на попытке разгадать секрет необычного демонстрационного устройства.
Изображение было трехмерным. В этом я не нашел ничего из ряда вон. Для современного кино такой прием - далеко не новинка. Мы давно перешли на показ трехмерного изображения, используя метод голографии. Однако на этом сходство заканчивалось. Здесь было нечто принципиально другое.
В обычном кино, зритель как был, так и оставался посторонним наблюдателем. Я был не зрителем, а непосредственным участником того, что происходило вокруг меня. Искусственно можно и в зрительном зале смоделировать ситуацию, когда зритель становится одним из героев киносюжета. Но это, опять же, не то. Даже если усилить иллюзию запахами, ветром и так далее. Полного эффекта присутствия техническими средствами не достичь никогда. Зритель всегда будет сознавать, особенно в критических ситуациях то, что он искусно вовлечен в игру.
Со мной не играли. Я, действительно, присутствовал. Постепенно у меня сложилось устойчивое впечатление, будто я переместился в иной реальный мир. Изображение было не технически искусственным, а физически живым!
Занятый этими мыслями, я едва не пропустил главное: из лесных дебрей на прогалину, крадучись и, озираясь, вышел...человек. Дикий, по-звериному подозрительный, сжатый до предела, как стальная пружина. В одной руке он держал дубину, в другой сжимал некое подобие каменного топора или  молота. Пряча туловище за густыми зарослями, он повернул лицо к ветру, и широкими ноздрями стал нюхать воздух. Не обнаружив ничего такого, что могло представлять угрозу, он посмотрел в сторону леса, и издал тихий гортанный звук. К нему присоединились еще трое. Судя по всему, это была разведка. Значит, за ними следуют основные силы. Куда они собрались? На войну или на охоту?
   Не знаю, за какие заслуги, но мне предоставлялась уникальная возможность столкнуться с парадоксальным зверем не в мыслях, а непосредственно, лицом к лицу! Я обнаружил его в первозданном виде! И где? В потустороннем мире! Так, или иначе, но я был основательно потрясен. Вот он - парадоксальный зверь! Голенький, тепленький, еще не прикрытый униформой цивилизации! Неужели такое возможно!?
   Затаив дыхание, я следил за тем, как станут разворачиваться события дальше. Потом понял - меня беспардонно обманули! Обманул тот, кто крутит эти картинки! Он сознательно скрыл от меня то, что составляет саму суть - как на Земле появился человек! Так или иначе, но на сегодняшний день данная проблема находится за чертой здравого смысла.
   Наука до сих пор безуспешно прорабатывает две главные гипотезы: самозарождение и проникновение зародыша жизни извне. Бумаги исписано тонны, а толку - ноль. Каждая имеет своих приверженцев и противников. Понятно, что компромисса между ними нет. Однако дальше словоблудия дело, пока, не пошло.
   В школе на уроках биологии учитель, ссылаясь на учение об эволюции,  говорил, что человек произошел от обезьяны. Говорил страстно и убедительно, но я понимал его плохо, до меня не доходило. Однажды, рискнул задать вопрос, причем, без всякого намека на подвох. Он прозвучал, примерно, так: на Земле насчитывается около 150 видов различных обезьян. Если человек произошел от обезьяны, то почему за 40 тысяч лет ни одна из этих 150 видов до сих пор не превратилась в человека?
   Класс затаился в немом восторге от моей  наглости. Учитель растерянно уставился на меня, хотел с досады выругаться, но сдержался и  пояснил, что человек произошел от обезьяны особого  рода - так  называемой,  человекообразной  обезьяны. Мои коллеги-одноклассники облегченно вздохнули. Казалось, гроза миновала, инцидент был исчерпан. Но я на этом не успокоился. Извините, пожалуйста, сказал я, но тогда еще более неясно, от какой обезьяны произошла человекообразная обезьяна... Гипотеза о проникновении зародыша жизни извне, то есть, о космических пришельцах, на мой взгляд, вообще лишена здравого смысла. Не в принципе, а в том, что она отодвигает проблему на задний план, не давая ответа практически на тот же вопрос: как возник человек. Там, откуда пришел на Землю?
Мне представляется, что эта проблема больше философская, нежели биологическая. Хотя, по сути, одно с другим тесно связано, но биологи, в свете проблемы происхождения человека, никогда ничего не докажут. Имея богатый арсенал современных теоретических и экспериментальных методов исследования, они, тем не менее, бессильны создать первичный зародыш жизни, то есть, за основу берется то, что уже давно известно.
Они могут искусственно в своих инкубаторах вырастить живого человека. Могут внедриться в генную структуру и помочь человеку избавиться от ряда наследственных заболеваний. Могут, наконец, изуродовать человека, превратить его, как я недавно узнал, в зомби или биоробота. Достижений современная биология имеет более чем достаточно. Но вся штука заключается в том, что самые гениальные ученые используют готовый генетический материал. Тот, который задолго до них сотворила природа. Из наиболее известных аминокислот, как утверждают специалисты - предвестников жизни, никогда искусственно не создать живое существо. Происхождение генетического кода по-прежнему остается тайной за семью замками.
Философы различных школ и направлений смотрят на проблему несколько по-иному. Я бы сказал, с позиций оценки интеллектуальной зрелости человека. Механизм нашего мышления крайне консервативен. Он ограничивает диапазон наших мыслительных возможностей снизу и сверху.
Ограничение снизу определяется тем, что человек инстинктивно стремится выяснить, с чего начинается исследуемое явление, где его начало? Ограничение сверху - чем заканчивается, где его конец. Например,  родился, жил и умер. Где он был до рождения? Неизвестно, бесконечная совокупность неопределенностей. Куда он делся после смерти? Никому знать, не дано. Проблема растворяется, уходит в область мистических представлений. Зато, для исследователя открывается огромное поле деятельности в промежутке между рождением человека и смертью. Здесь все просматривается, как на ладони.
   Иногда случаются и курьезные ситуации. Проблема образует круг логических неопределенностей, вызывая улыбку даже у того, кто не склонен к юмору. В космической академии это называлось «эффектом интеллектуального абсурда». Условие задачи гласило: что появилось раньше, курица или яйцо? Тот, кто не был знаком с этой шуткой раньше, сгоряча мог ляпнуть: яйцо! Такой ответ, как правило, сопровождался общим смехом аудитории. Подумай, приятель, кто снес яйцо, если нет курицы? Тогда - курица! Откуда взяться курице, если нет яйца!
   Таких задач можно придумать сколько угодно. На первый взгляд, они бесхитростны, но в них таится глубокая мудрость. Недаром, древние мудрецы процесс познания изображали символом змеи, которая пожирает свой собственный хвост. Примерно так подходят к этой проблеме философы.
   Они утверждают, что с каждым шагом науки в неизвестное, диапазон ограничений снизу и сверху расширяется. Иначе говоря, всему свое время. Человечество должно интеллектуально созреть для того, чтобы получить от природы ее очередную тайну. А до той поры, любая гипотеза имеет право на жизнь. Наблюдая историю сотворения мира, я возжелал получить эту тайну просто так, без труда и без науки. Кто-то счел такой подарок преждевременным. Имею ли я основания для обид?
   Разведчики, как я и предполагал, неожиданно засуетились, пренебрегая маскировкой, выбежали на открытое место. С противоположной от них стороны донеслись громкие пронзительные крики, треск, гулкие удары твердых предметов по стволам деревьев. Все это слилось в невообразимый единый шум. Одновременно из лесу потянулась цепочка из людей, образуя коридор, который замыкался там, где стояла, знакомая мне, четверка. Шла охота, люди гнали зверя.
   Вскоре, из-за могучих деревьев стремительно выскочил огромных размеров бык. Зверь на мгновенье замер и ринулся вдоль, оставленного для него, коридора. Раздраженный шумом, он, в слепой ярости, понесся в заданном направлении и, вдруг, исчез.
   Я догадался, что он попал в яму-ловушку. Исчезла и моя четверка. Теперь мне стало ясно, по какой причине они «вооружились» до зубов. В их функцию входило добить зверя в яме. Действие длилось не более минуты. Перед моим взором прошла заключительная стадия операции, которая была проведена с блеском. Теперь я жаждал удовлетворить свой интерес относительно того, как они будут транспортировать свой трофей. Неужели не придумают ничего лучшего, как тащить волоком?
   Люди подсунули под тушу быка шесть длинных жердей крест-накрест по три с каждой стороны. Я поразился столь остроумному решению задачи. Наверное, современный человек, при отсутствии технических средств, вряд ли, решил бы ее лучше. Получалось так, что под жерди могли подставить плечи одновременно двенадцать носильщиков. При таком распределении груза ноша становилась под силу даже подросткам.
   Охотники с восторгом били себя кулаками в грудь, одобрительно кивали головами, жадно ловили и втягивали ноздрями запах крови, который в изобилии излучала туша поверженного быка. Парадоксальный зверь! Впрочем, почему – парадоксальный? Просто, зверь!
   На Земле произрос качественно новый хищник. Гиганты обрекли себя на гибель отрешенным индивидуализмом. Они понадеялись на крупные размеры. Оказалось, чтобы выжить в иррациональном мире, необходимо принципиально другое - совместные действия, коллективный разум. Сформировалась первая социальная категория - общность людей.
   Иррациональный мир или гармония? Трезвый расчет или слепая игра стихии? Так, или иначе, этот мир далеко отстоял от принципов, почитаемых пацифистами и вегетарианцами. Им двигала железная логика биологического равновесия.
   Съедалось ровно столько, сколько могло произрастать и воспроизводиться. Кто не вписывался в эту систему, обрекался на вымирание. Я вспомнил заповедь древнего мудреца: учитесь у природы. Чему? Фатальной тупой жестокости? Разве другим путем нельзя достичь гармонии? Наверное, нет. Для высших форм материи, очевидно, характерны и свои законы.
   Иррациональный мир с появлением человека приобретал все более новые оттенки. Сформировались явные признаки того, что, мы называем цивилизацией: земледелие, ремесло, города, торговля, деньги, социальные и культовые структуры, искусство и так далее. Одновременно с ними -  войны, рабство.
   Войны… Являлись ли они вынужденно необходимым продолжением борьбы за право выжить? Места для рода людского на земном шаре хватало с избытком на долгие времена…
   Где-то в глубине, за пределами планетной системы, вызревало что-то страшное. Земля отзывалась тревожным гулом - предвестником близкой опасности. В некотором приближении он напоминал эффект преодоления звукового барьера доброй сотней гиперзвуковых самолетов одновременно. Вселенная посылала на периферию новый импульс сокрушительной энергии. Планета входила в очередную фазу глобальных катаклизмов.
   И, вдруг, в поднебесном пространстве возникли они, Фантомы! Две грандиозные фигуры затмили собой горизонт. Они были похожи, и не похожи на тех, которых видели мы с Робертом. Похожи, если можно так выразиться, параметрами, в бытовых деталях они были другими.
   Фантомы стали отдаляться один от другого в противоположные стороны, совершая руками манипуляции, подобно рыбакам, которые ставят сети. Образованное между ними пространство тут же заполыхало яркими вспышками. Складывалось впечатление, будто на одном километре фронта сосредоточены сотни тысяч артиллерийских орудий, которые ведут беглый огонь по заранее обозначенным целям. Однако их снаряды целей не достигали. Вспышки разрывов оставались за невидимым барьером. Не трудно было догадаться - Фантомы поставили на пути стихийных сил защитное поле. Они спасали планетную систему от слепой и необузданной ярости сил хаоса.
   В немом изумлении я следил за перипетиями сражения космических титанов. Вывод напрашивался сам собой: Кто-то благоволит к человеку, дает ему более реальный шанс занять приоритетное место в новом иррациональном мире. Древние цивилиза-
ции Египта, Эллады, Рима, Византии и многие другие исчезли с лица Земли не вследствие слепого каприза стихийных сил. Их уничтожил инстинкт парадоксального зверя. Тот самый, которому человек следовал по своему желанию и воле, пребывая в здравом рассудке и, осознанно направляя, свои действия! Кто же он есть, человек, в сути своей? Маньяк, самоубийца?
   Слишком категорично. На данном этапе, пожалуй, ни то, ни другое. Возможно, древние цивилизации оказались в чем-то несовершенными. Наверное, в них отсутствовала та внутренняя сила, пружина, которая побуждает общество развиваться все дальше и дальше вглубь к границам гармонии.
   Мне показалось, что я стал более отчетливо видеть контуры понятий социальная, биологическая и духовная эволюция человека. Все же я, во время своих размышлений, был где-то близок к истине. Природа взирает на самое себя глазами человека. Если земной мир в чем-то несовершенен, человеку даровано, едва ли не божественное, право изменить его по своему усмотрению. Не слишком ли велик риск? Что, если, творимые человеком изменения, пойдут в сторону нежелательную для природы?
   Десятилетия, века, эпохи мелькали перед моими глазами, как кадры кинохроники. Я видел, как формировался, крепчал и расползался по Земле обвальной эпидемией вирус зла. Предварительное знакомство с концепцией профессора Янга во многом открыло мне глаза на природу этого явления. Без нее я, наверняка, остался бы в плену умозрительных догадок. По-прежнему, делил бы людей на хороших, и плохих.
   Все оказалось гораздо сложнее. Вируса зла в чистом виде природа не создавала. Он возник вместе с человеком. Благодатная почва для него - алчность, корысть, жадность, зависть. Повивальная бабка - невежество. Не в том смысле, что человек не умеет читать и писать. Можно слыть вполне образованным человеком даже на современном уровне и, тем не менее…
   В какой-то мере, как и большинство людей, я знал о неизбежности комплекса отрицательных качеств в том, или ином человеке. Однако относил их к издержкам воспитания. На всю жизнь мне запомнились слова другого школьного учителя. Он, однажды сказал, что  для сотворения хорошего честного человека нео-
бходимы десятки лет, а чтобы сделать из человека мерзавца достаточно нескольких часов или даже минут. Я во многом согласен со своим учителем. Но все, действительно, оказалось намного сложнее. Любой человек, в любое время, в принципе, может быть инфицирован вирусом зла. Неужели фатально отсутствуют иммунитет или противоядия, способные справиться с этим злом? Смогли ведь в свое время земные гении найти средства против чумы, рака, СПИДа и прочих напастей! В чем состоит секрет вируса зла?
   На мгновенье я закрыл глаза, ждал озарения. Шестым чувством уловил его приближение. И оно пришло. Вируса зла в живой природе не существует. Он лишен органической структуры. Он - не материален! Он формируется в глубине инстинктов, рефлексов, чувств, эмоций, мыслей.
   Что такое инстинкты в той или иной мере представляет каждый. Они - неизменны. Рефлексы вырабатываются привычками. Чувства и эмоции могут отражаться в глазах, на лице, в поступках. Но, мысль… разве можно рассмотреть мысль в микроскоп пусть с тысячекратным увеличением? Вот так то, Роберт! Ты пытался убедить меня в неправомерности идеи о порочном круге! Но ведь оно так и есть! В новом поселении на Теллусе начнется все сначала. И окончится тем же! Парадоксальный зверь непобедим. Он порочен в сущности своей! Потому я и не нашел иного пути, как уничтожить парадоксального зверя в самом себе…
   Сокрушительным смерчем пронеслись по земле орды кочевников. Да и не только кочевников. В диком и цивилизованном мирах воцарилась жестокость. Люди овладели искусством вливать в рот расплавленный металл, выжигать друг другу глаза, отрезать язык, снимать с живого кожу… Варварство? Скорее, образ жизни, который стал нормой и в наши дни. Только в более изощренных, замысловатых формах. Например, в цинично откровенной бесстыжей философии хамов, в хитроумно сплетенной паутине тех, кто выдает себя за демократов, в бессовестной игре на человеческих слабостях интриганов-политиков и прочей мерзости. И причина всему - одна единственная! Очень хочется побольше власти, богатства, роскоши,  созданной талантливыми руками сотен и тысяч подневольных людей. А для этого просто необходимо быть более других хитрым, жестоким, беспощадным и, одновременно, делать вид, что желаешь всем добра.
   Ни одна социальная, общественная и культовые структуры, которые пыталось построить человечество за всю свою историю, не смогла противостоять соблазну людей красиво пожить за чужой счет. Одни воруют, другие берут взятки, третьи откровенно грабят, четвертые занимаются обманом, мошенничеством - всего не перечесть.
   Вирус зла не материален. Он и поражает не материальное - совесть. Больная совесть разлагает душу. В итоге - получаем фолсмена. Роберт как раз и делал упор на то, что у них отсутствует душа. Отсюда - патологическая ненависть ко всему живому. Где же выход?
   Постепенно я начинал кое-что понимать. На фоне хаотичного шквала мыслей, которые пытались пробиться к свету, стало, наконец, просматриваться основное. Никто меня не обманывал. Мне не собирались показывать где, когда и от кого произошел человек, ибо в данной ситуации не это было главным. Мне демонстрировали наиболее характерные этапы эволюции живого мира, в частности, человека.
   Я далеко не специалист в этой области, поэтому воспринимал то, что видел, соответственно своему уровню. Однако и моих познаний оказалось достаточно, чтобы уловить суть: человек не есть постоянное, раз и навсегда законченное творение природы. Он меняется. Меняется во времени и в пространстве.
   Даже за столь относительно короткое пребывание человека на Земле, эти изменения носили явно выраженные признаки. Я мог их различить благодаря сравнительному методу, который использовал демонстратор, подавая мне информацию отдельными фрагментами. Человек менялся внешне, менялись его физические характеристики, менялась продолжительность жизни и так далее. Я наблюдал воочию, как проявляют себя законы диалектики в сравнительно длительном историческом процессе.
   Вначале возникла одна эволюционная ветвь. Затем она разделилась на две отдельные. Какое-то время они продвигались вперед параллельно  одна вблизи  другой. Это  дало  мне  основание заключить, что в эволюционной ветви человечества начался процесс дивергенции. То, о чем говорил Роберт, мне довелось увидеть собственными глазами. Вирус зла сделал свое черное дело. Ветви разошлись в разные стороны и, описав крутую дугу, устремились навстречу одна другой. Смертельная схватка между людьми и фолсменами стала неизбежной. Ветви еще не пересеклись, но теперь я абсолютно точно знал, что это произойдет очень скоро.
   Говорят, что озарение приходит внезапно, независимо от того, желает человек этого или, нет. Возможно, и так, но при условии, если совершенно отбросить те творческие муки, которые предваряют молниеносный миг удачи. Архимед сделал свое открытие, купаясь, в ванне; Менделееву Периодическая таблица явилась во сне. Случайная удача?  Вот уж, нет! Миг удачи - есть концентрация мучительных раздумий, поисков, отчаяния, титанического труда, как правило, в течение всей жизни. Подобно тому, как небеса терпеливо собирают каплю за каплей, наполняя ими грозовую тучу, чтобы затем, в миг озарения, пролить на землю живительную влагу.
   Я испытал нечто подобное. В фатальном порочном круге я увидел рациональное зерно. У тех, кто дошел до уровня пресыщения, отсутствует перспектива развития. Они в полном смысле деградируют как лично, так и через своих потомков. Воистину, перст Судьбы!
   Это было, своего рода, озарение. С парадоксальным зверем можно и нужно бороться! Природа - не мачеха! Ее беспристрастность лишь внешняя сторона. Она дала человеку реальные возможности испытать себя, выплеснуть наружу все гадкое и мерзкое, что затаилось внутри с тем, чтобы он мог вступить в борьбу с собственным злом.
   Люди одержат верх над вековыми пороками, фолсмены исчезнут из памяти и возрожденная эволюционная ветвь продолжит свой рост, устремится к границам гармонии. Эпоха Ноосферы - не миф, она грядет. Роберт это понял, находясь в реальном мире, я прозрел слишком поздно. Я - дезертир, предатель. Я позорно сбежал, оставил людей в то самое время, когда они, как никогда остро, нуждались в моей помощи.
   Фантом показал мне картину гибели цивилизации, подобной нашей. Я неверно истолковал его послание. Он не давал мне установку на уничтожение человечества, как потенциального разрушителя вселенной. Его посылка была предупреждением о катастрофе, которую возможно либо предотвратить, либо смягчить ее последствия.
   Роберт назвал Фантомов предвестниками катаклизмов. Предвестниками, но не носителями. Это, очевидно хотя бы из того, что я видел здесь. Фантомы оберегали планетную систему от воздействия стихийных сил. Именно, стихийных…
   Нынешний катаклизм дело рук и ума самих людей, следовательно… Следовательно, судьба человечества находится в прямой зависимости от всех нас. Это показал мне Фантом и это пытался доказать мне Роберт, но я не внял его доводам. Что ж, вероятно эмоциональная структура человека не в состоянии перенести те нагрузки, которым я подвергся в течение столь короткого промежутка времени. Следствием этого стал мой безрассудный шаг в небытие…
   Действия, в которые меня вовлек необычный демонстратор, продолжали, тем временем, развиваться дальше. Передо мною разворачивались картины истории возникновения и деятельности тайного ордена Посвященных. Краем уха я где-то случайно слышал о таком, но полагал, что это всего лишь красивая легенда. Как выяснилось, такой орден был на самом деле. Главная его функция состояла в том, чтобы уберечь тайное знание от посягательств черных и злых сил.
   Первоначальные ростки тайного знания произросли из древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции и других. Впоследствии орден обособился и стал действовать самостоятельно, построив свои храмы в труднодоступных местах, известных строго ограниченному кругу особо доверенных лиц. Знания добывались везде, где только представлялась возможность. Специальными агентами ордена, в соответствии с каждым периодом истории, были жрецы, служители культов, ученые, государственные деятели, люди различных профессий. Получаемая информация проходила многоэтапную аналитическую обработку,  после  которой Посвященный,  используя известный только ему одному код, заносил ее в Книгу тайн природы.
   Для меня было полным откровением узнать, что жрецы  древнего Египта, Греции и Рима пользовались телескопами с вогнутыми зеркалами, микроскопом, знали секреты фотографии, использовали силу пара высокого давления, умели управлять электричеством в виде  молний и многое другое, что является камнем преткновения и для современной науки.
   Увлечение технократией отвлекло наших ученых от исследований многих очень важных направлений, где древняя наука и сегодня сохранила свой приоритет, особенно в области химии,  теории мироздания, медицины, психологии,  нравственно-этического воспитания. Возможно, в этом сыграл свою роль и умысел, поскольку тайное знание писалось языком, недоступным для посторонних, а Книга тайн природы, в полном смысле слова, хранилась за семью замками.
   Другой функцией ордена была подготовка учеников и отбор из них кандидатов в Посвященные. Таким образом, орден не только собирал научную информацию со всего мира, но и готовил свои научные кадры. Здесь меня подстерег настоящий сюрприз. Я испытал истинное изумление, когда узнал, что режим суперсимметрии был известен еще во времена Пифагора, Платона, Геродота, Аристотеля, Плиния…
   Впервые на практике его применил Ной, когда деятельность ордена перестала быть тайной для непосвященных. Жрец Кармы Валлах, стремясь овладеть тайным знанием, преступил священную клятву и, в поисках Книги, разрушил храмы ордена. После гибели Валлаха его сыновья в старых вещах случайно обнаружили записи, при каких обстоятельствах можно захватить Книгу и использовать тайное знание для своих целей. Таким образом, охота за Книгой приобрела еще более широкий размах. Возникла острая необходимость надежно спрятать тайное знание от тех, кто мог использовать его во зло людям. Ной открыл космический коридор, основал храм памяти предков в пещере, расположенной на другой планете. После этого орден подвергся коренной реформации как количественно, так и качественно.
   Здесь не лишним  было  бы  задать  вопрос: зачем прятать от людей  знания,  которые  могли   бы  многократно облегчить  им жизнь, ускорить процесс развития человеческого общества и достичь социальной гармонии уже сейчас? Ответ я уже знал - вирус зла. Тем не менее, орден не ставил своей целью полную  изоляцию знаний от постороннего человека. Ученики ордена успешно лечили людей, передавали им свои опыт и знания. В критических ситуациях они помогали народам отстоять свою независимость в борьбе с завоевателями. Нередки случаи, когда отдельные, по нашим понятиям, герои и гении оказывали влияние на ход и развитие тех или иных исторических событий. Однако орден не являлся и не считал себя панацеей от всех бед и напастей, которым подвергалось человечество. Его члены тоже были просто людьми, хотя и с незаурядными способностями.
   Затем мне показали, где находится храм памяти предков и тайник, где хранится Книга. Впрочем, это была уже не книга буквально, а нечто среднее между древней экзотикой и современным компьютером. Как я догадался, меня посвятили в самые сокровенные секреты ордена, однако, чтобы проникнуть в суть тайного знания, необходимо знать кодовое слово. В заключение демонстратор заочно познакомил меня со всеми живыми ныне  потомками Валлаха.
   Пока я туго соображал, кому и зачем понадобилось мне все это показывать и, какое я ко всему этому имею отношение, изображение свернулось, погасло и я снова оказался в полутемной пещере на голом каменном полу.
   Старик сидел напротив меня, по-прежнему суровый и пронзительный.
 - Скоро ты будешь готов к посвящению в тайное знание,- тихим, но торжественным голосом произнес он. - Причину твоего появления здесь, узнаешь позже. Потомков Валлаха тебе показали потому, что можешь встретиться с одним из них. Будь готов, они представляют серьезную опасность.
 - Чем обязан столь высокой чести?- спросил я без обиняков, полагая, что наступил последний миг клинической смерти и, решив прояснить всю эту фантасмагорию до последней точки.
   Старик взял меня за левое запястье, немного сдвинул рукав комбинезона и указал пальцем на мою особую примету.
 -Этому. Ты  извлек  из своей души  последние крупицы зла. Теперь можешь возвращаться.
 - Куда?- с крайним недоумением спросил я.
 - Туда, откуда пришел.
   Я растерянно огляделся по сторонам, удивленно пожал плечами и не заметил, как старик неожиданно исчез неведомо куда, оставив меня в гордом одиночестве. Мой миг озарения достиг финишной черты. Я больше не слышал музыки, не пробирался сквозь туннель, не охотился за головой парадоксального зверя. Меня просто не стало. Я растворился в густой непроглядной тьме небытия…

*

   Гигантская панорама стала медленно смещаться вдоль оси и уходить в сторону. Узник догадался, что полет возобновился. С какой скоростью он проходил, определить было трудно. Космические тела, находясь на большом расстоянии, проплывали мимо с величавым спокойствием. Впереди необыкновенно красочным фейерверком рассыпался брызгами хвост кометы. Узник легко перегнал звездную красавицу, невольно любуясь ее великолепной, словно усыпанной крупными брильянтами, веерообразной косой.
   Сбоку, чуть в стороне, зияя кратерами, важно продефилировал огромный астероид. Они напоминали иллюминаторы океанского лайнера, за которыми представлялись любопытные взгляды пассажиров. Узник не удержался и помахал рукой вслед космическому мореплавателю.
   Увлеченно рассматривая шедевры первозданной красоты, Узник и мысли не допускал о возможности какой-либо опасности. Когда он ее заметил, стало неотвратимо поздно. Прямо на него стремительно мчался плотный рой метеоритов. Предотвратить столкновение ему не удалось. Огненные жала с беспощадной жестокостью прошли сквозь него. Он в ужасе закричал и, вдруг, понял, что метеориты не причинили ему никакого вреда. Узник радостно засмеялся своему новому открытию. Он - неуязвим! Силам стихии он неподвластен!
   Презрев всякую опасность, Узник лихо устремился в неизвестность, желая повторить эксперимент, но вовремя спохватился. Как знать, может быть, эпизод с метеоритами закончился удачно, благодаря счастливому совпадению. Очевидно, плотность метеоритного дождя оказалась не столь уж высокой, как ему показалось издали. Он решил больше не искушать судьбу и впредь быть благоразумнее.
   В этот миг он увидел маятник. Собственно, не маятник в буквальном смысле слова. Множество маятников, которые двигались в различных направлениях. Постичь таинство колебаний каждого из них, нечего было и пытаться. Амплитуду и частоту колебаний маятники имели разную. Более или менее отчетливо просматривалась траектория, образованная совокупностью бесконечного множества колебаний. С места, откуда Узник наблюдал за маятником, траектория выглядела, как деформированный эллипс.
   Эллипс вел себя, как живое существо: изгибался, вытягивался, поворачивался, менял конфигурацию, словно демонстрировал перед кем-то свои безграничные капризы. Создавалось впечатление, что шаловливый ребенок от скуки придумывает и играет в игры, понятные ему одному. Узник тут же улыбнулся своему наивному сравнению. Хорош был бы ребенок, если учесть, что эллипс занимает пространство на многие и многие миллионы километров.
   Завороженный причудливыми играми эллипса, Узник не сразу заметил на линии траектории точку. Цвет ее постоянно менялся, периодически повторяя всю гамму спектра, включая и полутона. Точка двигалась едва заметно и, Узнику удалось выяснить ее происхождение. Она обозначала места, где в определенные мгновения пересекались маятники. Двигались маятники, двигалась точка, совершая свой бесконечный путь по эллипсу. Отчего зависел ее цвет, оставалось невыясненным. По сути, оставалось невыясненным все. Ему представилась возможность видеть, но понять суть того, что видел, он, как ни старался, не мог.
 - Вижу маятник,- сказал Узник.- Вижу точку. Какая между ними взаимосвязь?
 - Ты видишь, как функционирует время,- тотчас отозвался Странник.- Время  качает маятник, в  пространстве перемещается точка от созидания к разрушению, от разрушения к созиданию. Крайнее нижнее положение - во вселенной рождается новое качество. Ты спрашивал, в чем состоит функция природы, и нашел правильный ответ: постоянно творить новое совершенство. Каким путем? Через эволюцию. Полное качание маятника есть период эволюции. Точка, которая перемещается в пространстве, показывает, какие эволюционные процессы происходят в данный момент времени.
 - Природа, совершенство, эволюция… Как это происходит?
 - Точка перемещается в пространстве. При движении в сторону созидания возрастает интенсивность созидательного творения. При достижении точкой крайнего положения эволюционный период завершается, наступает гармония, достигается совершенство. Затем точка начинает перемещаться в обратном направлении по  траектории, расположенной в другой плоскости эллипса. Интенсивность созидательного творения становится все меньше. Гармония нарушается и в крайней нижней точке наступает хаос. Точка перемещается в сторону разрушения. Усиливается интенсивность разрушительного творения. Разрушается все, что препятствует восстановлению гармонии. При достижении точкой крайнего положения, эволюционный период получает новое начало. Такова общая формула процесса творения во вселенной.
   Странник умолк, понимая, что собеседнику необходимо время на осмысление огромного объема столь непривычной для него информации. Узник, закрыв глаза, тоже молчал. Возможно, отдыхал, устав от слишком новых и ярких впечатлений. Может быть, терзался в сомнениях, поскольку то, что он услышал от Странника, противоречило его недавним представлениям о строении вселенной. Общую формулу мироздания он постиг без особого труда. Что касается процесса творения…
   Время шло, Странник не торопил. Наконец, открыв глаза, Узник произнес:
 - До сих пор я полагал, что в природе зарождение и развитие явлений происходит естественным путем. На самом деле, не так. Процесс носит принудительный, фатальный характер. Фатальный, ибо  положения  созидание-разрушение заранее обусловлены. Кто мог такое придумать!?
 - Разумеется, никто. Такое абсолютно невозможно. Природа определяет ход своего развития естественным, стихийным путем. В этом, ты прав. Относительно фатальности, ошибаешься. Точка лишь указывает на то, в какой стадии развития находится процесс в данный момент времени. Никто не имеет возможности остановить, замедлить или ускорить его. Никто и никогда не создает и не может создать условий для фатального принудительного разрушения или возрождения чего-либо. Все происходит естественно. Природа стремится к гармонии. Потому, разрушение - есть движение, направленное на преодоление сил хаоса и возврат к гармонии. Люди, весьма приближенно, называет такое движение решением задачи методом проб и ошибок. Такова структура бытия. Допустим, по чьему желанию удалось остановить точку эволюции в положении созидание. Можно ли таким способом достичь вечной гармонии и совершенства?
 - Безусловно, нет! Застынет движение, исчезнет время, свернется пространство, погибнет вселенная!
 - Справедливо. Эволюция немыслима без таких категорий, как созидание и разрушение. Только при этих условиях природа приобретает способность творить гармонию и совершенство.
 - Где и как можно видеть  процесс творения в динамике?
 - К сожалению, здесь это невозможно. Препятствие - бесконечная протяженность фактора времени и пространства.
 - Да, понимаю. Чтобы увидеть реальный эпизод процесса эволюции, необходимо, чтобы время и пространство одновременно сжались в один определенный миг. Ты сказал, что здесь это невозможно… А где я сейчас нахожусь?
 - Ты находился и находишься на Земле.
 - Как, на Земле!? Не может такого быть! Движение, световая скорость, галактики, звезды, планеты, маятник, эллипс, точка эволюции! Разве все это можно увидеть с Земли!? Сон, галлюцинации, гипноз!?
 - Все, что ты видел - реальность.
 - Как же, находясь на Земле, я мог видеть всю вселенную!?
 - Воображением и мыслью ты научился входить в структуру пространства и времени.


Рецензии
Спасибо, Константин! Получил большое удовольствие от этой главы! Восхищён! Р.Р.

Роман Рассветов   05.05.2019 10:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.