Сердце друга 45

 
На следующий день на опознание пришли сестра, и двоюродный брат второго расстрелянного.
Брат и сестра Ибрагима, решили что не будут перезахоранивать Исмаила. Они поблагодарили Сулимана и его родственников за помощь в поиске и опознании брата, и забрали труп Ибрагима.
Вот так проходили послевоенные будни для тех, кто искал своих пропавших без вести близких. Находили – радовались, не находили – продолжали поиски. Эти суровые реалии человеческой трагедии еще долго будут отзываться болью в плачущем сердце каждого, кто искал среди трупов своих родных и близких. Последствия войны жестокие даже тогда, когда казалось бы, самое страшное уже  позади.
Труп Беслана привезли в село. Здесь уже собралось много народу. Молва всегда бежит впереди…
Наконец поиски Беслана были закончены, и тело дяди было предано земле, согласно мусульманским традициям.
Теперь Сулиман мог вздохнуть свободно. Ему даже не верилось, что все эти муки, бессоные ночи, ужасные дни поиска среди разлажившихся и разорванных трупов своего любимого дяди, уже позади. Что ему больше не придется видеть лица, измученных поисками своих пропавших без вести близких. Матерей, отцов, братьев сестер и детей. Он больше не мог видеть их заплаканные глаза наполненные страхом и ужасом.
Теперь он наконец, мог себе позволить немного отдохнуть, а потом заняться решением бытовых проблем. Но времени на отдых, не было. Сулиман, по возможности приобретал строительные материалы для строительства нового дома, а старый дом, в свободное время, неторопливо разбирал, вспоминая счастливое время, проведенное в нем.
- Зачем ты тратишь деньги на новый материал? – спросила его Мадина когда вечером семья собралась за ужином. – От старого дома останется немало. А потом докупишь, что не хватает.
- Деньги сейчас закончатся, потом не на что будет купить необходимое, – сказал Сулиман. – А материал, лишним не будет. Кушать не просит, пусть лежит.
- Зачем его столько? Ты что? Хоромы хочешь построить?
- Не хоромы. Хочу построить по возможности, просторный и уютный дом.
- Хватит нам и четырех комнат. Кухня, зал и две спальни.
- Ага, знаю я этот чеченский вариант. Нет уж, один раз построим, и все.
- Что за «чеченский вариант»?
- Построим пару комнат. Якобы, лишь бы была крыша над головой. Потом, весной, пристроим летнюю кухню. А осенью, чтобы не заносить кухню обратно в дом, стены возведем под крышей. Весной еще раз летняя кухня понадобится, еще пристроим, осенью опять под ней стены возведем, и так по всему участку, и до самой могилы. Вся жизнь в строительстве!
- Откуда ты знаешь про «чеченский вариант»? – рассмеялась Мадина. – Но сформулировал все точно. А ведь ты и прав. Действительно, строим до самой могилы, и света белого не видим. Не умеем мы жить. Выживать – да! При любых условиях, даже нечеловеческих, мы умеем. Но жить по-настоящему, а не только в заботах о пристройках, нашим людям еще надо учиться.
- Я что? Слепой что ли? Не вижу как наши строятся? Или с головой не дружу? Нет. Мы построим дом, большой, просторный, уютный. Построим раз и навсегда. По крайней мере, чтобы хоть на наш век хватило. Составим вместе план до начала строительства, не упуская ни одну мелочь. Вплоть до розеток и выключателей.
- Да. Ты прав, – согласилась Мадина. – У тебя наброски уже, наверное, есть?
-Да, конечно. Дом будет как минимум - двухэтажный. На первом этаже будут располагаться кухня, зал, гостиная и ванная комната. На втором - спальни и детская комната.
- Смотри-ка на него! Как разогнался! А у нас на все твои проекты денег хватит?
- Мама, не спорь с ним, –  Роза подошла к брату и взяла его за руку. – Правильно он говорит. К нам друзья его будут приходить, твои подруги, все - родственники. Дом должен быть таким, как  говорит Сулиман.
- А я и не разогнался, – сказал  Сулиман матери, почувствовав уверенность после поддержки сестры. - Была бы возможность, построил бы дом с бассейном, тренажерным залом, гаражом на цокольном этаже дома, бильярдным залом. А сейчас я просто хочу построить уютный домик. Что касается денег. Устроюсь куда-нибудь на хорошую работу.
- Ой, когда здесь будет хорошая работа? Лет, наверное, через тридцать - сорок.
- Ничего. Подождемс…  Другие ведь тоже ждут. А куда нам от народа деваться? – сказал Сулиман, подмигнув сестре, -  Будем жить и трудиться, как  все. Мы не лучше и не хуже других.
Так прошла зима.
Весной Сулиман полностью снес старый дом, зачистил территорию бульдозером и начал возведение фундамента под строительство нового дома.
Он выбирал свободное время на поиски работы. Часто ездил в город  с надеждой – найти достойное занятие. Он не хотел ждать, пока  закончатся деньги, чтобы не влезать в долги.  Из-за войны, Сулиман не смог обрести какую-нибудь профессию. Таких молодых ребят в республике было очень много. Да и возможности в республике для получения образования, сейчас не было. А выехать за пределы республики, Сулиману не позволяли семейные обстоятельства. Знания и квалификацию приходилось обретать трудом и практикой.
На тот момент единственная оплачиваемая работа в республике была только служба в силовых структурах. Да и там, не везде платили. Но Сулиман больше не хотел брать в руки оружие. И каждый раз он возвращался домой без результата.
Иногда ему приходила в голову мысль - уехать к Андрею. Но Мадина не соглашалась уезжать из республики, а Сулиман не мог оставить женщин дома одних.
 
*  *  *


Рецензии