Зубы Дракона

(к воспоминаниям А. В. Войтоловской "ПО СЛЕДАМ СУДЬБЫ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ)

«Меня гвоздит страшная мысль, что наша
горькая участь может ничему не научить,
что страдания нашего поколения не дадут
нужных результатов» – А. Л. Войтоловская
       
     Великая драма одновременной силы и слабости человека – одна из вечных тем. Она обозначена ещё в Библии, где среди имен венца творения есть слова «энош» - слабый, немощный, болезненный и «адам» - человек в трансцендентном смысле, «подобный Всевышнему» – «эдамэ ле-элийон», (Ис. 14:14).  Эта тема – взлеты человеческого духа и его падения – в книгах Адды Войтоловской.
     Никогда не думал, что у мужского имени – Адам – может быть  такое женское соответствие. Адда,  се – Человек! Конечно же, не в местечковом, бытовом контексте.
     И можно было бы уже не писать никаких комментариев к творчеству этой потрясающе талантливой, мужественной женщины-провидицы-страстотерпицы-философа. Можно только повторять ее мысли. Повторять и делать выводы. И не только потому, что они содержат драгоценные свидетельства, мимо которых не пройдет ни один историк.

     Цитата:     «Голем — глиняная фигурка, в которую человек вдыхает жизнь и пишет на его лбу слово «эмет», что означает — истина, правда. Но созданный человеком голем растет со сказочной быстротой, обгоняя силы и возможности человека, его создавшего. Если человек не умертвит его, пока он может еще коснуться лба своего создания и не сотрет первую букву «э», чтобы осталось слово «мет», то есть мертвый, тогда голем становится опасен, страшен, является источником бедствий и зла для человечества. Не правит ли нами современный голем, сотворенный народом, с печатью истины и правды на лбу? Сам творец не посмел и не успел стереть символической буквы «э» и увидеть печать омертвения на челе своего создания. Голем же чудовищно вырос, приобрел фантастическую власть над людьми, сеет смерть, несет зло своему творцу-народу»

     Это голос Адды Львовны доносится к нам из Вечности. Как же она  была и есть права! Она чувствовала! Она знала! Она свидетельствует и  предостерегает!

     Цитата:     «Их изъяли, убрали с земли, могилы их никому неизвестны. И память о них хотят стереть с лица земли, выскоблить, изгладить, умертвить, опорочить. Зачем? Что останется людям и времени, если мы сознательно будем заглушать память об оруженосцах и творцах революции? Понесли убийцы кару или не понесли — не суть важна. Сама жизнь зло и жестоко мстит за них: слабеет пламя светильников общественной мысли, общественные науки с позиций критически-революционных скатываются на позиции консервативно-догматические, меркнет огонь политического темперамента и романтики. Размагничены основные полюсы нравственной жизни»

     Память людская эфемерна и ненадежна. Неблагодарна. Ее сглаживают, выкорчевывают, шлифуют, выветривают буйные ветры Времени . Она сникает под обвалом событий, непрерывно, сменяющих друг друга. И с каждым годом уходят свидетели и очевидцы, унеся с собой то, что видели, слышали, пережили и не успели передать потомкам.
     Вот почему я уверен - нам, чьи деды и отцы сгинули на бескрайних просторах советского ГУЛАГа, чьи сестры и братья сидели по тюрьмам и лагерям СССР – во имя светлой памяти борцов с коммунизмом и тоталитаризмом, во имя нашего будущего и наших детей и внуков - стоит, нет, НАДО почаще вчитываться в строки воспоминаний тех, кто был по другую сторону колючей проволоки советского ГУЛАГа. Чтобы помнить!

     Цитата: «Власть имеет сотни способов воздействия. Политика отделилась от морали. Совесть умолкла и разошлась с правдой. Люди сознательно или бессознательно закрывают на это глаза.
     ...Желание приспособиться к плохому, считать его «хорошим и уважительным» охватывает огромное большинство, оказывает влияние на психологию масс и подчиняет массы.  Создавалось впечатление, что людей, как скот перед убоем, загоняли в специальные психологические загоны, где мысль могла идти только в одном направлении. Это никого не спасало — гильотина делала свое дело, — но давало свои плоды, сказывалось на образе мыслей большинства. Сознание народа деморализовывалось»

     Может, это правильно, что мемуары Адды Войтоловской выходят в год столетия великой октябрьской социальной катастрофы.
  (Господи, как можно ди сих пор называть великим мыслителем мавзолейное инферно, зомби с известью в голове, босховский персонаж, делавший глобальные мыслительные ошибки: был уверен, что марксизм - истина в последней инстанции, что классовая борьба - суть жизни человечества и что вслед за Россией революция полыхнет по всему миру? Как?!)
     Миллионы жизней во всем мире, забрала эта сатанинская система c ее коммунистическими экспериментами.
    Но история повторяется. По улицам ходят молодчики со свастикой-тату, на черных флагах мелькает сдвоенная молния СС, оскверняются святыни-мемориалы и устанавливаются памятные доски лагерным палачам, вертухаям-маньякам, расползается раковая опухоль чекизма, разрастается аллилуйя военным преступникам и подонкам. Устанавливаются пятиметровые памятники усатому людоеду. В сапогах, с простертой рукой… Если очумевшие взрослые поставили – значит, хороший был человек!  Что же дальше будет с нашими детьми? Ведь они должны знать, что в нашей истории было полно таких вурдалаков!
     Появились телевизионные фильмы, книги и сайты «За Сталина! За Родину!»  Полоумные фанаты тоталитаризма и колючей  проволоки, нынешние сталинисты, сытая юная сволота, славят Сталина именно ЗА репрессии, ЗА аресты, лагеря и расстрелы. У сволочей нет национальности. Но они есть у каждого народа. Они и среди молодых и старых. Они и среди бедных и среди богатых. Их половина на Земле, -  ублюдков и нормальных. И борьба добра и зла идет на протяжении всей жизни человечества. Бесконечная борьба.
          Но снова и cнова всходят зубы Дракона и пробирает до костей жёсткое холодное дуновение той бесчеловечной эпохи. Данность ревет мраком, а восторженная выхолощенная толпа со стокгольмским синдромом, «под собою не чуя страны», подпевает аду. И снова те, кто родом из сталинской шинели стремятся в объятия лагерной фуфайки.
        Именно поэтому книги Адды Львовны принадлежат будущему. Но меня точит ужасная в своей безысходности мысль, что равнодушное, покорное безумие наше, как древний ящер с вирусом в клетках, проснется и настигнет наших детей и внуков в их настоящем.

     P. S. Если вы меня услышали и поняли, значит, я здесь не зря. Если я ни в чем вас не убедил, прочтите хотя бы, с какими  тонкими наблюдениями, красочными подробностями, волнением и душевным трепетом Адда Львовна описывает северное сияние, заснеженную тайгу, весеннее пробуждение Енисея, пение птиц. Увидьте и услышьте, как женщина, отдавшая двадцать лучших, зрелых лет лагерю и таежной ссылке, прошедшая пытки и лютую стужу, унижение и беззаконие, вшей и параши, зверства, подлость, травлю, предательство, аресты и смерть близких, жуткий абсурд бытия и апокалиптические зубы дракона, не превратилась в лагерную грязь и не разуверилась, сохранила верность себе и человеческое достоинство, и осталась в душе поэтом.

      И «не смейте, не смейте тосковать по аду!» – Леонид Броневой


Рецензии