Калашников о калашникове

50 лет назад на вооружение нашей армии поступил знаменитый теперь автомат АК-47. На вопросы «Труда» отвечает его создатель Михаил Калашников, главный конструктор Ижевского машиностроительного завода.

-Михаил Тимофеевич, вашим автоматом АК-47 и его модификациями вооружена доб-рая треть армий мира. Скажите, а как случилось, что вы стали конструировать именно оружие, а не какие-то не менее сложные и нужные системы гражданского назначения?
-Наверное, я и в самом деле стал бы конструктором гражданским, если б не война. И первые мои разработки не были чисто военными. Но случилось так, что в начале Великой Отечественной меня ранило. В госпитале только и слышал вокруг разговоры: как же так, немец воюет автоматическим оружием, а у нас одна винтовка на двух-трех бойцов.
Свободного времени было вдоволь, и я стал думать, прикидывать, чертить схемы. Всё это время не выпускал карандаш из рук. И в результате родился пистолет-пулемет образца 1942-го, который я люблю больше всех. Он и сейчас хранится в Санкт-Петербурге в Историческом артиллерийском музее. Постепенные усовершенствования, доработки и изобретения привели к созданию АК-47, которому в нынешнем году исполняется полвека.
-Полагаю, вы знаете: некоторые специалисты за рубежом упрекают вас в том, что, мол, конструкции Калашникова – это не более чем «слепки» с каких-то румынских и немецких образцов времен войны.
Да, такое мне приходится слышать на протяжении практически всей жизни. Особенно от немцев. Правда же в том, что их системы МП-43 и МП.44 появились только в 1944 году, а у меня уже в 1942 году было несколько опытных образцов, в том числе карабин и пистолет-пулемет. И ни-каких немецких разработок я тогда, что называется, и в глаза не видел.
-Вашим автоматическим оружием пользуются едва ли не во всех теперешних вооруженных конфликтах, какую бы окраску они не носили. Как вы, его конструктор, к этому относитесь?
-Я много и долго размышлял над этим. И мне больно, что далеко не всегда моим оружием добиваются правых целей. Но я ведь создавал автомат для защиты моей Родины, моей страны от врагов, для того, чтобы наш боец мог бы защитить себя и остаться в живых. Поэтому моя совесть чиста. А то, что сегодня с «калашниковым» в руках вершат как правые, так и неправые дела, виноват не автомат. Не моя вина, что мир так устроен, что люди стреляют в людей.

01.03.97


Рецензии