Он воевал, и строил три ГЭС

Недавно мы отметили 67-ю годовщину со дня окончания самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны, и победу над милитаристской Японией. С каждым годом всё меньше остаётся участников тех боевых сражений: годы и фронтовые ранения делают своё коварное дело. И самым младшим участникам тех лет сегодня уже далеко за восемьдесят.
Был участником войны с Японией и Степан Александрович Болтунов, с которым мы в его уютной квартире ведем мирную беседу, вспоминая и мирные, и военные годы. Родился Степан Александрович в Якутске 13 сентября 1927 года. После окончания пяти классов поступил учиться в профтехучилище. Получив профессию слесаря, стал работать на одном из предприятий города слесарем-инструментальщиком.
В начале 1944 года был призван в армию. В учебном дивизионе города Усолье - Сибирское, в Иркутской области, прошел курс молодого бойца - артиллериста. Отсюда их артиллерийский полк был отправлен на границу с Манчжурией. К этому времени с запада на Дальний восток было переброшено порядка миллиона наших воинов, ещё не успевших остыть от войны с Германией.
А в начале августа 45-го началась война с Японией. И молодой боец Степан Болтунов принимал участие в боевых сражениях с Японией с первого дня войны и до победного: в составе 4-ой батареи артиллерийского полка.
– Наша батарея состояла из девяти человек, - вспоминает Степан Александрович, - все ребята молодые, боевые. Состав нашей батареи был многонациональный: якут, бурят, мордовец, украинец, белорус, русские. Когда началась война с Японией, наш батарейный расчет в составе артполка, форсировав Амур, сразу же столкнулся с мощным японским укрепрайоном. Это были множество дотов и дзотов, в которых засели японцы, поливая наши войска пулями из пулеметов и автоматов. Двое суток наша авиация бомбила этот укрепрайон, стараясь уничтожить доты и дзоты, но бесполезно: стены их были из бетона толщиной 1,5 метра.
– И как же вам удалось всё же выкурить японцев из этих их убежищ? – спрашиваю я старого солдата.
– А вот тут как раз и пригодились мы, артиллеристы, - продолжает свой рассказ Степан Александрович. – Мы стали по этим вражеским укреплениям бить из пушек – прямой наводкой. А по ночам стали забрасывать в доты и дзоты гранаты и фугасы. Это дало результат. И японцы, поняв, что дальнейшее сопротивление бесполезно, стали выбрасывать белые флаги, выходить из своих укреплений и сдаваться в плен. Но были и хитрецы: флаг белый выбросят – а выходить из укреплений не хотят. А ведь по правилам войны, если белый флаг выброшен – стрелять по ним уже нельзя. Тогда мы делали предупредительный выстрел из пушки – японцы начали всё же выходить из своих дотов: а куда им было деваться – не сидеть же вечно в своих укреплениях? Так нашим войскам удалось в кратчайший срок ликвидировать этот мощный японский укрепрайон. Много тогда полегло здесь наших солдат.
В кратчайший срок, всего за месяц, была разгромлена и миллионная, хорошо вооруженная Квантунская армия. И 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. А после окончания войны Степан Александрович еще прослужил в армии семь лет. Демобилизовался только в 1952 году, и уехал с другом в Рыбинск. Работал слесарем-монтажником на кабельном заводе. Здесь встретился с симпатичной девушкой Ниной, влюбился в неё. А в 1953 году сыграли свадьбу. В том же году в Рыбинск приехали родственники Нины Ивановны из Карелии и сманили молодоженов поехать с ними строить в Карелии ГЭС. На строительстве этой ГЭС Степан Александрович проработал слесарем-монтажником четыре года, после чего переводом был направлен строить Мамаканскую ГЭС на севере Иркутской области. В 1964 году, после окончания строительства ГЭС в Сибири, Степан Александрович был направлен в наш город на строительство Зейской ГЭС, опять же – переводом. В «Зеягэстрое» супруги проработали с 1965 по 1978 год: Степан Александрович – слесарем-монтажником, а Нина Ивановна – штукатуром-маляром, после чего ушли на заслуженный отдых.
Но даже находясь на пенсии, они много лет ещё работали на даче, выращивая картошку, овощи, ягоды. И только два года тому назад, когда им обеим перевалило уже за восемьдесят, дачу передали внуку. Но маленький огородик все же имеют – возле дома, во Временном.
Супруги вырастили и воспитали двоих замечательных сыновей. В настоящее время, вот уже много лет, живут вдвоем в благоустроенной двухкомнатной квартире. На жизнь не жалуются. Пенсией довольны.
– Главное, - говорят они, - было бы здоровье, да пожить бы ещё подольше. А вот здоровье у Степана Александровича за последнее время начало шалить: беспокоят часто головные боли, плохо стал слышать, да и память уже совсем не та, что была раньше. А вот зрение ещё позволяет смотреть телепередачи, из которых он предпочтение отдает кинофильмам. Своё долголетие Степан Александрович объясняет тем, что он никогда не курил, а алкоголь употреблял только по большим праздникам и в незначительном количестве. К этому можно добавить ещё и то, что по своему характеру он – оптимист: любит жизнь, любит людей, добрый и очень скромный.
Вот такой он, ветеран моего поколения: воевал, участвовал в строительстве трех ГЭС, хороший семьянин. За свои ратные и трудовые подвиги награжден Орденом Отечественной войны I ст., медалями: «За победу над Японией», «Ветеран труда», юбилейными медалями.
Недавно Степан Александрович отметил своё восьмидесятипятилетие. Зейский горрайсовет ветеранов поздравляет его с этой датой и желает ему хорошего здоровья и благополучия.
Юбиляра также поздравили: депутат областного заксобрания Ольга Лысенко из Приемной Дмитрия Медведева, и глава нашего города Раиса Черная.


Рецензии