Глава 2. Спасение

На следующий день вечером отряд без происшествий вернулся в Тверь. Олега проводили в его комнату и снова заперли, из чего ведун сделал вывод, что его сегодня к князю не поведут, и лег спать.
Утром его вывели на площадь перед княжеским теремом, где уже находился веселый Всеволод с дружинниками, и толпился гудящий народ, разразившийся радостными криками при виде Олега.
- Горожане и приезжие! – Начал князь и люди замолчали. – Вот уже второй день нечисть не выходит на берег реки. Глеб рассказал мне о том, как чародей Олег нашел логово темных сил и победил зло, обитавшее там.
Всеволод поднял руку, успокаивая ликующий народ, и продолжил:
- Я посылаю малый дозор в Горки. Он проверит, не осталось ли в лесу нечисти, и узнает, как дела в деревнях.
Люди одобрительно зашумели.
- Чародей Олег, похоже, что слова твои были не пустым бахвальством, - обратился князь к ведуну, - если нечисти в лесу больше нет, то ты получишь обещанную мной награду.
- Не я один заслужил твою благодарность, - покачал головой тот, - Радомир помог мне извести нежить.
- Кто? – удивился Всеволод.
- Торговец, который со мной в лес поехал, - уточнил Олег.
- А-а, которого демон в костре забрал. Так он к себе в пекло отправился, сбежал, значит, а ты мне за него поручился, – напомнил князь.
- Не сбежал он, – нахмурившись, пробурчал ведун, понимая, что Всеволода переубедить не удастся.
- Ладно-ладно, если нечисть больше не появится, я прощу тебе его побег.
Олега больше не запирали, но появляться на людях ему не хотелось. Все встречные тут же начинали его хвалить и благодарить, что ведуну, конечно, импонировало, но внутри его грызло чувство вины перед Радомиром. Середин понимал, что жизнь так устроена: одни спасают мир, другие получают за это награду, но чувство вины не слушало разумных доводов. Тогда Олег твердо решил найти торговца и вызволить его из плена, если он еще жив, или достойно похоронить, если нет.
«Демоны живут в другом мире - мире демонов, или пекельном царстве, как называют его славяне» - рассуждал Середин – «где-то он соприкасается с нашим миром, и в этом месте можно пройти из одного мира в другой. Как найти такое место? Как потом найти Радомира в пекельном царстве? Не буду же я подходить к каждому встречному монстру с вопросом: «Простите, вы не подскажете, где огненный демон держит своих пленников?»
Можно было вызвать демона в земной мир и поторговаться с ним. Но что Олег мог ему предложить?
«Значит, действую по первому варианту» - решил ведун, - «допустим, проход в пекельное царство я найду, поспрашиваю волхвов, что-нибудь на такое место укажет. Как там искать Радомира? Нужен проводник. А где его взять?»
И тут его осенило.
«У меня же есть знакомый демон, повелитель Запретного мира» - вспомнил Олег. Когда-то он согласился найти сына изборского князя, который оказался хранителем ключа времен. Его воспитатель, демон Сварт, скрывавший свою сущность, предал мальчика, но потом помог его спасти. В конечном итоге они с Серединым расстались друзьями.
Теперь Олег знал, что надо делать.
Между тем вернулся дозорный отряд с известием, что нечисть больше не появлялась в лесу и у деревень. Князь по этому поводу устроил пир, где и вручил ведуну обещанную награду. Середин за столом практически не пил, выжидая момент, когда можно будет уйти. Здесь его больше ничего не держало, сумки и лошадей он уже собрал в дорогу.
Наконец, Олег поблагодарил князя и вышел из-за стола.
В коридоре его окликнули. Обернувшись, ведун увидел идущего к нему с двумя кубками вина торговца, который обвинял Радомира в предательстве. Кажется, его звали Светлан, вспомнил Олег.
- Колдун! Давай выпьем за твою победу. Ты показал себя великим мастером, ты избавил тверские земли от нечисти. И ты сегодня стал богатым человеком. За это тоже надо выпить! – торговец подмигнул и протянул Середину один из кубков.
- Прости, но ты немного не прав, – покачал головой ведун, - без Радомира я бы не справился.
- Без кого? – удивился Светлан.
- Без карлика, которого ты в предательстве обвинил, - пояснил Олег. При этих словах молодой человек поморщился.
- Выпей за его здоровье, и от меня тоже, а мне надо ехать, – отрезал Середин и стремительно вышел во двор.
Ошарашенный Светлан с минуту глядел на закрывшуюся за Олегом дверь, затем плюнул и вылил на пол вино из кубка, который он предлагал Середину.
Ведун ехал в горы Аспида, к проходу в Запретный мир, где он собирался вызвать Сварта. Он спешил, зная, что чем больше времени прошло, тем меньше шансов, что Радомир жив.
Арка, образованная телами двух огромных, будто живых, змей, как и в первый раз, вызвала в Олеге отвращение. Он хорошо помнил дорогу и направлялся прямиком к ручью, текущему из Запретного мира в мир людей через стену проклятья.
Ручей весело журчал, ничем не выдавая своих особенных качеств, за ним раскинулась светлая березовая роща, где Олег разбил лагерь. Он не рискнул пить заколдованную воду и, побродив немного, нашел другой источник.
Остаток дня ведун провел, обустраивая лагерь и отдыхая после вымотавшего его месяца постоянной спешки. Кроме того, впереди его ждало не менее тяжелое дело.
На следующее утро, позавтракав, Олег отправился к заколдованному ручью. Он сел рядом с водой, опустив в нее руки, закрыл глаза и расслабился. Мысли оставили голову, спокойствие и отрешенность заполнили сознание. Ведун сосредоточился на руках, чувствуя пронизывающий холод студеной воды, ее влажность и упругость, ее торопливое, направленное движение. Он впустил в себя всю гамму этих ощущений, растворяясь и сливаясь с ними. Затем он собрал свою волю и направил через себя в воду ручья, зашептав:
- Стану не помолясь, выйду не благословясь, из избы не дверьми, из двора не воротами – мышьей норой, собачьей тропой, окладным бревном; выйду во чисто поле, под восточную сторону ко святому морю-окияну; среди моря-окияна на синей реке, на крутой горе лежит бел-горюч камень Алатырь. Стану я к реке лицом, посмотрю на чисту воду:  да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла - во темные леса, во зыбучие болота, во сырое коренье. Ты вода воротись, моей воле покорить, иди, куда я тебя пошлю: найди демона Сварта в Запретном мире и приведи ко мне. Аминь!
Олег открыл глаза, сложил ладони ковшиком, мгновенно заполнившиеся водой, и провел в сторону Запретного мира. Горсть воды отделилась от его ладоней и поскакала, вспениваясь, против течения в указанную ведуном сторону.
«Вызов послан» - подумал Середин – «Остается только ждать».
Он сидел у воды часа три, когда на берегу материализовалась фигура невысокого человека с белыми, как будто седыми, волосами, с бледными глазами и вытянутым лицом, лишенным какой-либо растительности.
- Олег? – удивился Сварт, - зачем ты позвал меня?
- Мне нужна твоя помощь, - признался ведун.
- Рассказывай.
- Мы с другом истребили нечисть в тверском лесу. После этого моего друга забрал демон. Он появился над костром… - начал Олег.
- Я понял кто, - прервал его Сварт, - я не смогу тебе помочь. Твой друг, скорее всего, мертв, его тело обратилось в пепел, а душа растворилась в горючей смоле.
- А ты можешь узнать точно, что с ним стало? – попросил Олег.
- Зачем тебе это?
- Я обещал, - признался ведун, не уточнив, что обещал самому себе.
- Хорошо, - согласился Сварт, немного подумав, - я постараюсь что-нибудь выяснить. Когда демон забрал его?
- Месяц назад.
- Это по земному времени, - кивнул повелитель Запретного мира, - жди здесь.
Сварт исчез.
Ждать всегда труднее любого другого дела, каким бы тяжелым оно не было. Ожидание забирает время, заполненное вынужденным бездельем, проходящее впустую.
- Ты не сказал, что твой друг – сильный колдун, - прервал раздумья ведуна появившийся через сутки Сварт.
- Ты что-то узнал?
- Говорят, что месяц назад по земному времени демон пребывал в сильной ярости, – вполголоса начал рассказывать повелитель Запретного мира, - говорят, у него провалилось какое-то дело, и с того момента у него появился пленник. Говорят, пленник до сих пор не сдался.
- Что это значит? – вполголоса поинтересовался Олег.
- Твой друг – сильный колдун. Демон не может сломить его защиту и добраться до души. Говорят, демон до сих пор очень сердит, почти все время проводит с пленником, и никто не рискует тревожить его напрасно.
- Значит, Радомир еще жив! – обрадовался ведун, - Сварт, я должен его вытащить, помоги мне попасть туда.
- Ты идешь на верную смерть, – буднично уточнил Сварт, будто сообщил Олегу погоду на завтра.
Середин пожал плечами:
- Я часто это делаю, но пока еще жив.
Повелитель Запретного мира нехорошо улыбнулся, обнажив два ряда белых острых зубов.
- Будь здесь, я что-нибудь придумаю, - кивнул он и исчез.
Сварт вернулся через двое суток.
- Все готово, пойдем – он протянул Олегу руку.
Ведун дотронулся до его ладони и оказался в огромной комнате с высоким потолком,  стенами и полом, выложенными розово-красным мрамором, и завешанными тяжелыми портьерами большими окнами. Вдоль стен стояли ряды жаровен с горящими в них углями. Почти в центре комнаты возвышался резной массивный стол, на котором размещались закрытые глиняные горшочки, полотняные мешочки и таз с бурой жидкостью. Рядом со столом стояла бочка с водой.
- Раздевайся. – Приказал Сварт.
Олег послушно снял одежду.
- Полностью. – Указал повелитель Запретного мира на повязку, под которой находился крест.
Ведун снял и ее тоже. Сварт высыпал содержимое одного горшочка в бочку, затем немного из другого, из-за чего вода забурлила, затем, удовлетворенно кивнул и бросил в воду щепотку сухой травы из мешочка.
- Залезай в бочку, – приказал он Олегу.
Холодная вода сразу приятно защекотала кожу. Ведун погрузился по шею, когда Сварт, схватив его за волосы, резко опустил вниз. Середин нырнул с головой, от неожиданности рефлекторно вдохнув, и почувствовал как нос и горло заполняются жидкостью. Он схватился руками за края бочки, оттолкнулся ногами и вынырнул. В тот же миг сильный кашель скрутил легкие ведуна.
- Хорошо. – Кивнул Сварт.
- Ты чего? – глянул Олег на демона, когда кашель отпустил, и сразу почувствовал, как неприятно стянуло на всем теле кожу, будто она стала мала.
- С тебя смыло твой запах, - пояснил Сварт, - вылезай, ложись сюда.
Демон указал в круг из пяти зажженных черных свечей.
Олег осторожно, боясь порвать натянутую кожу, вылез из бочки и, оставляя мокрые следы на мраморе, прошел в указанное место. Он лег на спину на холодный гладкий пол.
- Ты должен найти темницу демона, - навис над ведуном Сварт, - найти там пленника и выяснить, действительно ли это твой друг. Если да, то поставь рядом метку.
Повелитель Запретного мира достал красный граненый самоцвет размером с грецкий орех и, словно фокусник, подержав его двумя пальцами над глазами Олега, отпустил. Кристалл, вместо того, чтобы упасть, завис в воздухе и начал медленно вращаться. Ведун завороженно наблюдал игру света внутри прозрачного камня, крутящегося все быстрее и быстрее.
Внезапно Олег оказался в сером, медленно рассеивающемся тумане. Из него проступали черные громады массивных построек, под ногами расстилалась гладкая черная поверхность. Ведун осторожно двинулся вперед, внимательно разглядывая окружавшие его строения. Перед ним выросла черная стена, но не твердая, а будто сотканная из плотного непрозрачного тумана. Протянув руку, Олег хотел дотронуться до нее, но пальцы погрузились внутрь. Ведун не удержался и шагнул вперед, на миг оказавшись в полной темноте, затем снова вынырнул в серый туман с другой стороны стены. Заметив красный огонек справа от себя, он направился к нему. Впереди появился еще один огонек, затем еще, и еще, и еще. Красные, желтые и оранжевые, маленькие и большие, теперь огни окружали Олега со всех сторон и сверху, и даже несколько снизу. Они двигались в разных направлениях и с разной скоростью, словно насекомые, занятые каждый своим делом. Ведун с интересом наблюдал замысловатый танец множества ярких участников. Затем он увидел над собой скопление из шести красных и оранжевых огней.
«Надо посмотреть ближе» - подумал он и неожиданно для себя плавно полетел вверх. По мере приближения огни росли и превращались в крупные, движущиеся пятна. Олег некоторое время следовал за ними, затем спустился вниз.
«Так, надо искать Радомира» - наконец, вспомнил он о цели своего путешествия.
«Радомир в плену, скорее всего, где-то в подвале» - решил Олег и полетел вниз.
Он двинулся дальше, рассматривая проплывающие мимо огни и пытаясь сообразить, как здесь найти торговца. Ярко красное большое пятно привлекло его внимание, и ведун направился в его сторону. Пятно разрослось до размера человека, и рядом с ним Олег заметил еще один огонек, маленький, тусклый, и единственный из всех белого цвета. Ведун медленно приблизился и почувствовал силу, мощь и ярость, идущие от красного пятна. Он остановился, опасаясь подходить ближе, и пригляделся к белому пятну размером с ладонь.
В памяти Середина всплыл образ Радомира, когда лесная нечисть душила его: синее лицо, выпученные глаза, рот открывается, пытаясь вдохнуть немного воздуха, пальцы скребут по груди.
«Это он, нужна метка», - понял Олег и почувствовал в руке небольшой гладкий камень. Он огляделся вокруг, пытаясь угадать, где стены и пол. Выбрав место, где переход с черного на серый означал, что стена кончилась, ведун положил туда камень.
«Все» - пронеслось в голове Олега, и он осознал себя лежащим на полу в комнате Сварта. Самоцвет, не двигаясь, висел в воздухе над ним. Ведун скосил глаза и поймал напряженный взгляд повелителя Запретного мира, стоящего за кругом свечей.
- Готово. – Сообщил ему Середин.
- Это он? – уточнил Сварт, забирая кристалл.
- Да, - подтвердил Олег и встал.
- Тебя кто-нибудь заметил?
- Вроде нет, - пожал плечами ведун.
- Хорошо. Теперь действуем быстро, - повелитель стал излагать план действий, - мои слуги выманят демона, ты переместишься в камеру и заберешь друга, затем сразу назад. Но смотри, его душа должна быть в теле, иначе она навсегда останется в том мире.
Сварт подошел к столу и вытащил из таза с бурой жидкостью серый кожаный плащ с капюшоном.
- Надень это – приказал он, отдавая плащ Олегу, - это кожа демона, она позволит тебе скрыть истинную сущность, иначе тебя быстро найдут.
Ведун надел мокрый плащ на голое, еще влажное туловище и накинул на голову капюшон. Внезапно он почувствовал, как чужеродная материя прилипает к телу, проникает, покалывая, внутрь, врастая в его собственную кожу, растворяя и замещая ее. Середин с ужасом понял, что она проникает дальше в мышцы, в кости, в сосуды, в органы. Его кости стали удлиняться, суставы – выворачиваться, органы – перемешиваться и изменяться, голова – вытягиваться и тяжелеть, бешено бьющееся в панике сердце стало пропускать удары.
«Конец» - подумал Олег. У него закружилась голова, потемнело в глазах, скрученный желудок не выдержал, и Середина стошнило.
- Сейчас все пройдет, - обнадежил Сварт.
Действительно, через минуту Олегу стало значительно легче. Он оглядел себя и вместо привычного человеческого тела увидел жилистое странное серое существо. Пальцы на руках и ногах удлинились, пятка поднялась, колени вывернулись назад, тело стало короче, живот заметно вырос, руки стали доставать до пола, голова напоминала вытянутый треугольник с большими ушами и пятисантиметровыми рогами.
Сварт снова поместил перед Олегом красный самоцвет, который начал медленно раскручиваться.
- Возьмешь кристалл в руку – перенесешься туда, где ты поставил метку. – Инструктировал Сварт ведуна. – Отпустишь – вернешься сюда. У тебя там будет не больше минуты. По моей команде отправляйся.
Повелитель Запретного мира достал хрустальный шар размером с кулак и дунул на него, отчего внутри шара заклубился туман.
- Начинаем – сказал Сварт в шар.
Прошла минута, затем другая, демон напряженно смотрел в шар, Олег стоял перед красным самоцветом, который бешено крутился.
- Олег, пошел! – крикнул Сварт, и ведун схватил кристалл.
Он оказался в небольшой квадратной камере без окон и дверей. Стены, пол, потолок – все выложено из грубого плотного камня. Несмотря на полный мрак, Олег прекрасно видел, что кроме лежащей на полу в углу бесформенной кучи тряпья в помещении ничего не было. Узнав в ней плащ Радомира, ведун подошел ближе и перевернул лежащего ничком недвижимого торговца. Его лицо: исхудавшее, осунувшееся, посеревшее, обтянутое сухой морщинистой кожей, отчего казавшееся еще более страшным, поразило Середина. Но самыми страшными были глаза: неподвижные, ввалившиеся, уставившиеся бессмысленным взглядом куда-то в пустоту.
- Радомир! – Олег тряхнул безжизненное тело. Время неумолимо бежало вперед.
- Радомир! – еще раз тряхнул ведун тело, лихорадочно соображая, как привести торговца в чувство.
Внезапно в глазах карлика появились искорки сознания. Его взгляд, уставившийся в лицо Олега, стал осмысленным и наполнился ужасом.
Ведун свободной рукой схватил торговца, оказавшегося неожиданно легким, закинул на плечо и отпустил кристалл. Самоцвет со звоном стукнулся о каменный пол в комнате Сварта. Олег рядом положил Радомира, потерявшего сознание.
- Уходите! – приказал Сварт в хрустальный шар и спрятал его. Затем он наклонился над торговцем и посмотрел в лицо.
- Его душа здесь, - отметил демон, - однако, я предполагал, что внешность твоего друга - иная.
Олег покачал головой. Казалось бы, постоянно общающийся с нелюдями Сварт должен был спокойно отреагировать на уродство Радомира.
Повелитель Запретного мира тем временем провел рукой по лицу ведуна и Олега начало выворачивать наизнанку. Из тела вытягивали жилы, сдирали кожу, перемешивали внутренности, зажав в тисках все кости, включая голову. Он упал на колени, но сдержал позыв тошноты. Через пару минут кожа слезла, превратившись в серый плащ с капюшоном, который демон сразу сдернул с ведуна и бросил в стоявшую рядом жаровню. Кожа вспыхнула и за секунду прогорела без остатка.
Олег отдышался и встал.
- Одевайся и отправляйтесь в свой мир, - кивнул Сварт, - демон будет искать его, поэтому наложи на него защитный заговор, самый сильный, который знаешь. А лучше спрячь его в тихом защищенном месте.
- Спасибо тебе, - сказал, одеваясь, ведун, - если тебе будет нужна помощь, можешь рассчитывать на меня.
- Я это запомню, - отозвался Сварт, - но тебе будет лучше, если мы с тобой больше никогда не увидимся.
Олег поднял Радомира, и повелитель бросил им под ноги серебристый порошок, который переместил их на берег ручья в березовой роще. Середин положил торговца на землю и проверил пульс, с облегчением нащупав очень слабое сердцебиение.
- Стану я благословясь, - ведун начал шептать защитный заговор, обходя карлика кругом, - пойду к синему морю, на синем море бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Богиня Джива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, ощипывает у лебедя белое крыло. Как отскочило, отпрыгнуло белое крыло, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от Радомира силы окаянные, хвори и невзгоды, всякие беды от врагов видимых и невидимых, от меча и огня, от воды и беды, от худого часа, от всякого глаза, от красной девицы, от черной вдовицы, от русоволосого и черноволосого, от рыжего и косого, от двоезубого и троезубого, от колдуна и колдуньи, от ведуна и ведуньи, от упыря и упырици, и от всякой нежити. И ныне и присно и от круга до круга! Да будет так!


Рецензии