Если Бога нет, то всё позволено

Пять лет назад в Великобритании произошло чрезвычайное событие: «…на 168 году жизни скоропостижно скончалась самая популярная жёлтая газета страны –„News of the World“». Издание, специализирующееся на скандальных журналистских расследованиях, было закрыто волевым решением самого владельца – медиа-магната Руперта Мердока.
«Победой приличных людей» назвал Том Уотсон, член парламента от оппозиционной лейбористской партии, новость о закрытии этого таблоида.
Только с грустью думаешь: жёлтых изданий осталось ещё много, и вряд ли пример «News of the World» заставит задуматься охотников за сенсациями о том, что свобода пера заключается в рамки совести журналиста, а свобода слова не обозначает свободу подстрекательства или откровенной клеветы. И ещё – уважаемое издание никогда не назовут «жёлтой прессой»!
В погоне за сенсациями еженедельная газета в Эстонии «День за днём» пошла несколько дальше тех «этических норм», которых придерживалась «News of the World». Если британская газета проводила самым тщательным образом журналистское расследование, стараясь собрать все скандально-неопровержимые факты, то ряд корреспондентов газеты «День за днём», забыв о профессиональном достоинстве настоящего журналиста, приписывают людям бездоказательные обвинения, искажая в своих публикациях факты и суть самого дела. И примеров тому достаточно.
13 июля 2016 года появилась в газете «День за днём» публикация И. Токаревой «Сор из святой богадельни» – о Нарвской богадельне, где не понравилось жить-быть одной старушке, которую определили туда 31 декабря(!) 2015 года заботливые родственники – дочь и внучка.
Что тут сказать? Для православных людей немыслимо ставить под сомнение «дело во имя Бога», ибо, как написал Антоний Сурожский в своей книге «Человек перед Богом», «Христос всегда там, где буря, где человеческое горе». Собственно говоря, миссия христиан – быть вместе с Христом посреди несчастий. Богадельня в Нарве – это и есть то место, где посреди немощных людей, нуждающихся в заботе и духовном окормлении, находится Сам Господь. Жаль, что журналистка, не разобравшись в сути дела, взялась за метлу…
К сожалению, в журналистском «запросе», который получила Нарвская епархия, нет фактического материала, подтверждающего вину богадельни, а есть только предположения и ссылки на родственников «пострадавшей старушки»: родственники предполагают…, родственники рассказали…, как пояснили родственники…, по мнению родственников…, по словам родственников…и т.д. А где же опрос обвиняемой стороны? Где обсуждение поступившей жалобы с работниками богадельни? Где консультация-встреча с представителями Нарвской епархии? Отсутствует и беседа «по душам» с пожилыми насельницами, которые, к слову сказать, в новом фильме режиссёра О.Беседина «История Православия на Эстонской земле», со слезами благодарности рассказывают о «Божием месте на земле» – «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе…»(Лука.6:45)
«Если Бога нет, то всё позволено». Это «сводная» цитата вышла из романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено», «…только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без Бога-то и без будущей жизни?! Ведь это, стало быть, теперь всё позволено, все можно делать?», «…у Ивана Бога нет. /.../ Я ему говорю: стало быть, все позволено, коли так?»
Неслучайно вспомнились эти строки. Действительно, всё позволено (в том числе и очернить Божие дело!), если нет Бога в душе!
В своём «запросе» журналистка, приводя обвинительные доводы против работников богадельни, пишет: «…огорчало, что пожилая женщина постоянно плачет, жалуется на то, что персонал обижает её и даже бьёт. Больная жаловалась, что её против воли заставляют посещать церковные службы, во время которых ей становится дурно…» Нужно ли комментировать страдания этой пожилой женщины?! Да и вообще непонятно, зачем явно далёкую от религиозной жизни старушку родственники поместили в совершенно чуждое для её духа пространство? Изначально же было ясно, что в богадельне – свой распорядок жизни. Немощные люди, именуемые насельниками и подчиняющиеся уставу богадельни, живут в комнатах, в каждой – иконы. И молятся здесь ежедневно, да и до храма – сотня шагов… И не стоит думать, что перечисленное выше – это только форма. Не понравился такой образ жизни? Можно было устроить пожилую женщину в ближайший Дом престарелых – свободные места там были. Или всё же дело было в цене вопроса?!
Не понять, видимо, и самой журналистке, написавшей несколько раз в своём «запросе» «Божия Матерь»с маленькой буквы(только для неверующего человека это пустяк!), чем же отличается богадельня от Дома престарелых, в чём проявляется богоугодность?!
Ничего нет необыкновенного в том, что в богадельне всё чистенько, уютно, заботливо и сытно…Так, в общем, может вполне выглядеть и Дом престарелых. Но различия всё же есть. Дом престарелых ставит перед собой задачу обеспечить более-менее комфортное существование пожилым людям, оставшимся без поддержки родственников, и продлить их физическую активность, оказывая старикам социальный уход, отвечающий в полной мере санитарно-гигиеническим требованиям. Казалось бы, для престарелых людей, попавших сюда, здесь есть всё необходимое для «счастливой старости». Для жизни физической – да! Но здесь нет главного – персоналу нет дела до твоей души. Но именно душа делает человека высшим творением Божиим и ставит его «на грани двух миров – земного и небесного».
Журналистка пишет в своей статье: «Осмелюсь предположить, что идеальных богаделен в природе не существует, поскольку не идеально ни одно дело рук человеческих. Скорее всего, там, как и в любом другом нормальном коллективе, есть и прекрасные самоотверженные работники, и те, кто делает свое дело спустя рукава, приговаривая при этом про себя: сами бы возились со своими стариками, если вы такие привередливые!»
Осмелимся возразить. Во-первых, у нас с журналисткой разное представление о «нормальных коллективах» – странное представление о норме!
Во-вторых, выражение «пора о душе подумать» родилось не на пустом месте. Высокая миссия богадельни – спасение человеческой души, а не только оказание социальной помощи. Сюда идут работать по зову христианской Любви, помня, что Сам Господь есть любовь к ближнему. Работники богадельни знают и понимают, что если не сострадать старости и не научиться мириться со старческими «прихотями», за которыми порой стоят серьёзнейшие заболевания(пожилые люди иногда теряют связь с происходящим!), то и работать здесь не стоит. Богадельня – это проверка человека на «милое сердце»: не отработать, а отдать силы своей души. Богадельня формирует духовные отношения между персоналом и насельниками – это одна семья. И не может быть иначе в доме, где доброделание совершается во имя Бога. Богадельня – это служение Богу, это потребность отдавать любовь.
Болью в душе отозвались «пророческие» строки журналистки о том, что и мы с вами можем в своё время оказаться в Доме престарелых: «… простите за банальность – сами там будем. Или скажем так: имеем шанс когда-нибудь оказаться».
На всё – Промысел Божий! Но в семьях, где чтятся религиозные традиции, где взаимоотношения построены на любви, милосердии и сострадании, трудно представить «совет родственников», на котором принимается решение отправить немощного отца или мать-инвалида в казённый дом, да ещё и в канун Нового года, который традиционно является семейным праздником.
Как можно соблюсти преемственность, сняв с себя всякую ответственность за престарелых родителей, которые, стойко преодолевая житейские бури, воспитали своих детей?!
Дети должны знать – да, придёт время родительской старости, придёт время отдавать, а не получать любовь. Как правило, те дети, родители которых цинично сдали своих «дорогих стариков» в Дом престарелых, потом сдадут туда же и своих родителей, не пожелав тратить на старческую немощь труд своей души.
В Святом Писании сказано: «Не судите, да не судимы будете». Мы не судим. Господь запрещает осуждать, но не запрещает изобличать. Изобличение служит Правде, а охальное осуждение ближнего несёт разрушение Правды. Судить же всех нас по делам нашим будет только один Господь.
Ольга Майер


Рецензии