История гитары императрицы марии-луизы
В 1810 году шестнадцатилетний Кристофер де Монте из Индии был отправлен в Англию получать образование. Британский климат не подошёл Кристоферу, он страдал от лихорадки. Весной 1815 года отец отправил его путешествовать по Европе: посетить Францию, Бельгию, Голландию, Германию и Австрию, где его принимали в самых высоких кругах общества.
Из путевого дневника Кристофера де Монте известно, что он почитал музыку и посещал концерты достойных внимания музыкантов, по-любительски играл на гитаре, хотя отец настаивал, чтобы сын бросил «ерунду» и занялся фортепиано.
В Вене произошла встреча Кристофера с Мауро Джулиани - прославленным гитаристом, придворным музыкантом императрицы Марии-Луизы и он берёт уроки гитары у Джулиани. Среди нот Критстофера де Монте, помимо пьес Джулиани, было три экземпляра Концерта, хотя он явно не принадлежал к числу виртуозов, способных к исполнению столь сложных вещей.
Гитару, которую Джулиани получил в дар от Марии-Луизы, — он дарит Кристоферу де Монте. Об этом говорится в письме, написанном по-французски, причем, очень грамотно:
«Дорогой друг! - писал Джулиани. - В качестве доказательства моей любви к тебе, настоящим я лишаю себя инструмента, который я ценю более всего, в особенности за то, что эта гитара принадлежала императрице Марии-Луизе. Я дарю его тебе в знак нашей прочной дружбы. Пожалуйста, примите его от вашего преданного и искреннего Джулиани. Вена. 12 ноября 1815 года».
Из Вены де Монте намеревался отправиться в Италию, но вновь заболел и вынужден был вернуться домой. В дороге его состояние ухудшилось и 5 февраля 1816 года, в возрасте 22 лет, он умер в немецком городе Раштатт, расположенном недалеко от французской границы.
После смерти Кристофера Монте оставшиеся вещи, в том числе и значащаяся в описи «красивая гитара», были отправлены в Лондон. С 1816 года гитара находилась в хранилище лондонского банка «Куттс энд компани»
Гитара выглядит практически новой, без наружных механических повреждений. Однако сильно пострадала из-за продолжительного хранения в ненадлежащих условиях. Восстановить её звучание не удалось даже после реставрации. Находилась в футляре, отделанном зеленой кожей.
Конструкция гитары полностью соответствует типичным французским образцам первых лет XIX столетия:
- Судя по скромным размерам, это дамская модель.
- В изготовлении корпуса использованы клен и ель.
- Мензура стандартная для того времени, 63 см.
- Общая длина — 90,5 см.
- Длина корпуса — 44 см.
- Гриф не приподнят. Имеет 17серебряных ладовых порожков.
- Струны: первая гладкая жильная и пять витых - шёлковых с посеребренной навивкой.
- Большую часть нижнего овала гитары украшает, охватывающая подставку сложная гирлянда, так называемые «усами», выполненная из мелких кусочков черного дерева.
- Края верхней деки и розетки инкрустированы перламутровыми узорами, которые составлены из цветочных мотивов, внешнее кольцо розетки сделано из черепахового панцыря.
- Изготовил гитару мастер Жозеф Понс, родившийся в 1776 г. сын известного инструментального мастера Сезара Понса . Работал в Париже под маркой Понс сын.
- На головке грифа инкрустированный перламутром щит с именем мастера, местом и датой изготовления: «Pons Fils, ; Paris 1812».
Свидетельство о публикации №217082301762