По НебЕсным горАм идти ГОЛЫм НЕ СРАМ!

(Продолженние опуса "В КОННом ТУРе ПулАт-ХАНа - я любОви не искАла" -
   мз СЕРии "В Долину Смерти Маркан-су - несУ любовь свлю красУ")

Как я уже рассказала в опусе "В КОННом ТУРе ПулАт-ХАНа - я любОви не искАла;
мои милые скандийские приятельки ХЕЛЬга и Инга предложили мне себя в попутчицы -
в походе по верху НебЕсных гор - по западному участку Чаткальского хребта.

                По НебЕсным горАм -
                идти ГОЛЫм НЕ СРАМ:
                СРАМ НАМ - ГОРЫ оголятть -
                БЕЗ наряда оставлять!

                ГОРы ж поумнЕй глупых людей -
                наподобье милых мне б глядЕй!
                ГОРы ж многое вилАли -
                ИХ же ГОЛыми созлАли!

                ГОРы срАма не имУт
                людей глупых не поймУт:
                ГОРы ж мудрые создАнья -
                людям глупым - в назидАнья!

                ГОРы ж - вро-де б - мирно спят,
                но ОНИ ж всё чётко понимают:
                люди ж - все подряд блудЯт
                и друг друга - в ЗЛОБе убивают!

                Даже ИМ - большим горАм -
                ГОРький стыд и ГОРький срам:
                ИМ покоя не ают -
                всё мз гор - себе гребУт:

                словно УМственны калЕки -
                словно жить им дОлги ВЕКи -
                а не жалкие гоДА -
                и исчЕзнуть навсегДА!

                И ЧаткАьские уж ГОРы -
                ТО ж познАли стыд и ГОРе -
                от заЕзжих врЕменных людей -
                что страшнЕе (вариация = хужЕе) всЯческиж б-глядЕй!

                По НебЕсным горАм -
                идти ГОЛЫм НЕ СРАМ:
                По НебЕсным снегАм
                По безЛЮДным местАм!
          ******

После стоянки в берёзовой роще в ущелье ТереклИ (тополиное) -
невдалеке от устья Каин-САя (каин = берёза) наша компания снова вернулись
на сандЫк - плато ПулАт-ХАН - и тут прищла пора мне уходить на Юг -
в снегА - бело-голубой стеной окаймляющие горизонт в нескольких десятках кило от нас!
     МОИ мамочки как малые дети - не хотели со мной расставться!
И тогда Хельга предложила:
"- ЛАНа - а что - асли мы с тобой - и дальше пойдём?" -
         - Идите - я буду только РАДа!
    
МЫ ещё долго любовались грандиозными панорамами гор - со всех сторон,
пытались найти входы в пещеры - но они были забиты снегом...

    И через два дня - мы распрощадись с милой интернациональной компанией:

         ОНИ поехали назад по тому же пути - а наши лошадки оказались кстати -
         заменив тех - что повредили ножки...
         
Хальга и Инга на плато Пулат-Хан быстро и умело выпросили у инструкторов -
более пуда всякой еды - которая полагалась всем нам троим - по рациону тура:
быстро свариваемые супы, какао, кофе, хрустящие хлебцы (типа мацы), тушОнки,
сгущёнки, мармелада и прочего. а также по дещеыке купили спальный мешок -
который хорошо состёгивался с моим - прекрасно помещая нащу пре-святую троицу!

Пюкзаки у них были ёмкие и удобные - хотя и без триллиОна ненужных (зато ж -
повыщшющих цену!) хлястиков, железок и прочей ненужной чепухи! ОНи забрали
у меня почти всё: "- Ты ж такая мини - донеСИ - хотя-б - своё бикИни!"

Меня всё время общения с ними удивляли и поражалали - ихние - кажущиеся наивной:
уверенность в себе и в своей правоте, полная не ограниченная свобода мнения,
поведения, общения, высказывания; решительность, безцеремонность и -
в то же время - любовная практичность: ОНИ везде и во всём -
хотели и старались - безкорыстно доставить мне (да и другим) -
побольше пользы и радости! ВОТ ЧТО ЗНАЧит родиться, воспитаться, обучиться,
потрудиться и прожить всю Жизнь в действительно (а не на словах) свободной
стране - где народ ни когда не бал в тысячи-ЛЕТнем рабстве (как евереи)
или сотни лет - крепостным холопом (как на Руси), или же сотни лет -
прикидываться, притвлояться лояльным: лояльным - абсолютно во всём
и перед всеми (перед Богом (в которого абсолютно не верят!),
перед рклигией, перед властями, перед друзьями, перед чужими людьми -
как Это практикуют в СЩАтах и не только в СЩАтах - сами знаета!
      ..................

Топографическую карту западного участка Чаткальского хребта мне прислал
по E-male мой братик Ваня - главный (по опыту - а не по должносте) срнц
по гидрологие этого района - зачатый и рожденный в Этих горах
и прошедший их вдоль и поперёк - в ходе гидрологической съёмки.
Так что я неплохо представляла себе - ЧТО меня ждёт:

по гребню хребта - плотный снег с выходами голых скал - которые можено обойти
по фирну. Перепады высот между вершинам (от 3340 м на западе - до 4075 м
на востоке) невелики (не более 200-300 м) и их не так уж и много.
И в случае необходимости - за несколько часов можно спуститься до мест -
где есть ТЕПЛиво для костра или люди. Для получения воды из снега
и приготовления супа - я приготовило бутыль с 2 литрами бензина и экономный примус.
     Ледоруб не нужен - нет открытого льда, а для равновесия при ходьбе
и для торможения при срыве на фирновом склоне - достаточно палки из твёрдого дерева!
     Для моих наследственно (от пра-деда Си-ни-цинь (Синицын)) близоруких глаз
у меня очки тёмные и светлые, три пары контактных линз и 12-кратный монокуляр.
А как фармацевт и ветеринар - я прихватила комплект инструментов, препараты,
зажимы, перевязочные матениалы.
      Палатка у меня 2 кг - парашютная ткань с силиконовой пропиткой.
Обувь - прочные пляжники для тёплого времени и крепкие кроссовки -
надеюсь - что хватит до выхода в цивилизацию!
     А на Экстра-случаи - у меня секретное средство - не оружие ж...

          ................

Мамочки изучили карту - сверяясь с видимой панорамой, посоветовались со мной -
и МЫ через час после расставания с туолм - тоже ушли с плато ПулАт-ХАНа.
МНЕ оставили не более 10 кило груза: мои одежки и спальник да еду всякую.
Так что я шла налегке - по тропе на плато Майдан-тал - видное с тропы -
в сотнях метров ниже нас. ОНО всё было пересечено множеством рытвин -
типа -овоашлв, так что мы решили идти не по нему - а по пойме речки Реващте-сай.
Через час мы уже были на валунистой пойме - где уже буйно зеленили желтоватой
листвой лозняки-тальняки и раскидистые вЕрбы! И - о чудо: почти-что из-под носа  -
от нас шарахнулось стадо грязно-серых кабАн-чущкА - самых различных размеров.
А ведь в туре мы не видели ни одного! ОНИ далеко не побежали -
за ближайшие тальники - и там остановились - следя за нами:
они не видели у нас - страшных для них ружей!

       Подошли к речке - и снова диво - в глубокой вымоине спокойно стояли
на месте - лищь чкть двигая поавниками - приличные рыбины - под метр длиной!
МЫ медленно отошли за куст тала, сняли рюкзаки и долго любовались неПОЙманной рыбой!
     Но как только я неосторожно быстро вышла из-за куста - рыбы тёмными
стрелами метнули - я даже не успела заметить - куда! Вот Это реакция и скорость!
Немудрено - что они взлетают вверх по струе водаПАДа высотой до десятка метров!
Это осмАн - более крупная разновидность марИнки:
у них тоже ядовиты икра и слизь - выстилающая внутренность брюшины.
Моя бабушка Мария (умершая за 11 лет до появления меня) - отравилась в этих
краях - очень аппетитной и вкусной икрой маринки - отделавшись только поносом!

Я достала из внутреннего кармана рюкзака - два запасных ножа - устрашающе
Острого вида, а также пилочку-ножовку (200 грамм массы) и - проверив на
гибкость и прочность - срезала три прута тала и выстрогала из нпх три
посошка - альпен-штока - даже теперь - в сыром виде - достаточно прочные
для поддержания равновесия при ходьбе!
     А мамочки - как детки резвились в холодных для меня бурных потоках
изумрудно-голубых вод - дождей же не было и вода была притягательно красива!
Мамочки же привыкли в своей заполярной Норге - к без-СЧЁТным бурным потокам с ледяной водой!
      По всеОбшему мнению знатоков - в солнечные дни:
Норге - и летом, и зимой - самая красивая страна - намного превосходя
в красоте пейзажей - знаменитую Швейцарию - в которой нет океана,
                в которой десятков уникальнецших фиордов,,
                в которой нет заполярья и многого иного!

А мне и тут неплохо - вон какие красавцы тюльпаны - на обращённом на север склоне:
и ярко Алые, и ярко оранжевые, и ярко жёлтые, а вон - вообще невиданных окрасок:
белые, голубые, сиренеыве, лиловые...

     А мамочки аж попИсывают от восторга: такая дивная водичка,
такие дивные цветочки, такие дивные рыбки, такие дивные кабанчики!
МЫ за 20 дней уже приспособились к ультра-фиолету горного солнышка -
и абсолютттттттно ГОЛенькие - я уже постигла прелесть ощущений голого тела -
и тоже раздета - как и они!
       МЫ не пошли дальше и заночевали здесь:
есть сушняк для костра - не надо расходовать бензин!
       Сходили на экскурсию вверх по восточному притоку - вспугнули несколько
стад кабанчиков, повидали много тюльпанчиков, берёзок, тополей....
Комаров и мух нет ни где в этих местах - вот это - великое благо длы нас - не для рыбок!
     А вечером сидели у костра (тесно друг к дружке прижавшись) и пели - мемц...

       В верховье западного истока Реваште (кстати - к сведению несведущих -
в этих местах в бассейне Реваште - густота речной сети = 2,5 км на 1 км2 -
что вдвое больше - чем на многоводном Кавказе и в Карпатах) мы заночевали
в последней рощице лозняка - чтобы не расходовать бензин и побыть у костра.
Здесь рядом - лавинные выносы снега: мы схолили - как на экскурсию,
ла и проверить прочность альпен-штоков - подСУШенных у костра:
имитировали срыв и способность торможения...

     В потом мы часов пять шли на хребет - тоже по лавинному выносу снега.
Мамочки - хотя и вдвое старше меня - шли гораздо резвее: голые -
со смехом и шутками кидая снежки тающего снега! Солнце уже июньское,
да и подъём греет не хужее Солнца!
      На верху хребта было много проталин с тёплыми камнями, щебнем и гравием.
А на север нависвали мощные карнизы из надутого зимой снега - с которых местами
свисали мощные толстые длинные сосульки - с их кончиков часто капали капли
талой воды - сказочное зрелище для лета в знойной Средней Азие!
    МЫ провели там два часа: резвились в снегу голенькими,
доели костёрную кашу, делали мороженое из мармелада и сгущёнок кофе и какао,
глядели в монокуляр - на дивные панорамы со всех сторон!
А мамочки благодарили меня - за столь дивный поход:
"- Эти три дня дали нам радости больше - чем три недели тура!"
     Честно говоря - я с ними была согласна!
        ..................


Я предложила ИМ сходить на экскурсию вниз - в верховье Баш-Кызыл-сАя
(Красно-головая речка) и его притока Минора-сАя (Бащня-рачка). Мамы с восторгом согласились! 
     И мы уже под вечер быстро спустились (местами - упав на голую попу!)
по лавинному языку, а потом - бежком по свеженькой зелёной травке родного
пырея - до зарослей тальника - где и поставили палатку на травяной площадке - 
над мощным потоком изумрудной воды - в лотке из красного порфира - брата гранита!
Мамочки скорее кинулись съезжать своими красными (от загара и от езды по жесткому
фирновому снегу!) попками - по красным лоткам!
     Меня непрестанно поражала ихняя детская бес-шабашность -
в поведение и в поступках - которых я - из боязни - ни когда бы не совершила -
а вот с НИМи - многократно совершила! И ничуть об этом не жалею - а боагодарю ИХ!

Я развела костёр, сварила кашу и какао, постелила постель,
а они всё ещё визжали (как малые дети) от восторгов с=езжания по каскадам лотков!
И уже в темноте прибеэали греться у ярко и жарко горящего костра:
"- Ах - милая ЛАНа - какую прелесть ты нам предоставилв!
   Такого дива мы даже у себя в Норге не встречали!"

Утром - как только к нам заглянуло жаркое солныщко - ОНИ - разгоряченные
в обьятиях - попрыгали в под-водоПАДные котлы и повторили вчерашнее -
пока я варила зелёный борщ из ревеня - что нашла на склоне горы!
Нарезвившись - они восторгались моим горячим варевом и от избытка чувств -
тискали и лобзали меня: "- Ну ЛАНа - какое ты маленькое чудо!"
     .........................

НЕ снимая лаггеря - мы налегке (только взяв еды да необходимое - на всякий случай) -
сходили в Минора-сай с его серыми известняковыми башнями - минаретами -
где мамочки тоже не преминули поплавать в белесых водах...

А на следующий день устроили экскурс на гору ТекелИ (Козлиную). ЕЁ верщина
пониже хребта, зато с неё откоыты виды на всю западную оконечность хребта!
Мы часа три были на верху - любуясь видами, а на спуске - побес-покоили
несколько стад диких козлов - теке...
     ...................

С утра я напоследок сварила борщ и компот из ревеня.
Во все пластиковые бутылки набрали изумрудной воды -
и полезли по травяному склону - на южный отрог хребта.
И уже на его плече - во время передышки - мои дальноЗОРкие мамы заметили
метрах в ста выше по гребню - колонию сурков: милые пущистые грызунчики грелись
под солнышком, занимались делами и любовью, а сторода потешно стояли
пушистыми толстенькими столбиками - осматривая окрестностсти - с
 высоты своего полуМЕТРового РОСТа: НЕ крадётся лт к ним СМЕРТЬ -
в виде орла, медведя, снежного барса, волка или человека с ружьём - самого
страшного и ненасытного врага - из всего - что есть на Этом Свете!
          ..................


И вот мы уже наверу нашего хпкьив - гора Кызыл-НурА 3340 метроа -
выше ЧимгАна и Пулат-хАна! А вон видно и бунгало с системоц телевизионных
антенн - там под Новый 1967-й год мой будущий папа выполнял задание ПАРТии!

МЫ - НЕ одеваясь (пока-что это нам местность позволяла!) - БНЗ стука ввалились
в теле-рубку огромного района! Парень спал и видел сны и кайфовал соедИ весны!

Рюкзаки мы сняли снаружи и былм налегке - в самом полном смысле слова -
даже шлёпанцы пляжные внфли!
     Хельга тихонько легла рядом -
и потом вдруг всем своим центнером навалилась на него!
Парень спросонья ничего не понимая - захрипел,
а потом заорал жутким МАТом! А тут и Инга прижалась к нему,
а я - как мимолётное виденье -
ВСЕЙ красой своей чудовой - стояла у него на виду!
А мамочки начали теспераментно ЁРзать по нему сиськамии и письками -
да так - что его голубок встрепенулся и через мгновенье - излил содежимое -
в щтаны - а не на ГОЛеньких нимф! И отключился!
Я достала нащатырь и вернула парня в сознание!
        .......................

Это был пусак 30 лет - ПэтрО КуманЮк из Житомира.
Когда он ВСЁ понял - то очень устыдился своей слабости!
В урнлв я с инглиша внезапно перешла на украинську мову -
он снова чуть не лишился чувств - как - кстати - и мои мамоки -
почему-то считавшие меня голландкой! И Очень обрадовались -
ещё более прдермц сходсьву по пути "из варяг в греки" - через Киев и Днепро!
 
            Тут было в лрстатке еды и электоэнеогии, высота 3360 метроа -
идеальные условия для акклиматизации!
И был не так уж и плохой парень - "для акклиматизации! "!
    М мамочувс здесь нравилось!
И МЫ пробыли тут неделю...
О занятиях - я не скажу...

        **********

Над НАШей Азией - безъ-Облачное небо!
А вокруг - со всех сторон - фантастические виды - один краше другого!

    А в минуте хода - шикарный снежный карниз:
    прыжок, полёт и скольжение вниз по коутому снежному языку -
чуть ли не с километр! Поавда - потом такой же подъём по плотному летнему снегу -
подмерзающему за ночь!
      Вот уж РАДость для моих девочек - как я их теперь стада называть!
      Ла и парнем они довольны!
      ВОТ уж милые создания - которым МНОГое - Очень нравится!

     ****************

Вдали - километрах в слолка от нас - внмзу слегка дымит труба тнрловой
элеатростанции - там город Ангрен - дававшмй в 1960-80-тые гожы - ЗОЛота -
БЛДБШе - чем ВСЯ Россия - со знаменитыми на внсь МИР:
Кроымой, Чукоткой, Магаданом, Алданом, Витимом, Уралом, Алтаем
и прочими золотыми знаменитостями России!
       ....................

Я и мои девочки готовили шикарные блюда из мороженого мяса, рыбы и овощей,
пекли хлеб в мини пекарне, а мороженые ягоды и фрукты потребляли вместо мороженого.

Пэтро был в восторге - по всем направоениям - такое не может присниться!
По вечерам пел украинские и иные песни - сидя в объятиях трёх голеньких нимф:
ещё до заката солнышка начинао быстро холодать - так что мы таким спосоюом
гоелись в тёплом бунгало - как мы его любовно прозвали!
Зжесь можно было  смотреть почити любые телернондачи -
но мы предпочитали реальные развлечения и влечения-увлечения...

      **********************

А потом мы за два дня дошли до горы Кара-куш (Чёрная приуа) 3868 метров.
Путь был не альпинистским - прогулочным:
Не Острый скальный гребень с отвесными обрывами со всех сторон -
а широкая вершина хребта - где можно ездить -
если не на авто - то на бульдозере - где потребуется -
сглаживая выступы и засыпая выемки!
      Обходы всегда находили - и свободно проходили!
Днём - с 8-9 и до 18-19 часов - было достаточно тепло для нашей нулевой экипировки!
А остальные 14 часов мы проводили на стоянке: девочки в палатке,
а я снаружи - метрах в 10-15 от них - бензиновый примус даже корейский -
всё-равно опасен! 

       ВЕТРа практически не было, солнышко не обжигало - а согревало:
идеально комфортное место для высоко-горных прогулок - не чета Кавказу,
Памиру, Восточному Тянь-ШАНю, Алтаю и Саяну - а прочих я не знаю...

     ***************

Но мне и - как мне кажется - и моим милым девочкам - приЕлась грандиозность
видов, попки были до крови ободраны на подмёрзшем фирне, а так любимых
купаний - не стало! И МЫ - пройдя ещё несколько килО -
заметили под юэным склоном - зеркальце небольщого озерца! Девы воспряли духом -
и я предложила спуститься туда - ЧТО все с радостью и сделали:
через пару часов уже плескались в прохладной - но не ледяной прозрачной водичке!
     ТАМ МЫ и заночивали. Бензин был на донышке - но снег не надо было плавить -
главный расход тепла! А на подогрев воды для супа, кофе, какао - это мелочь!

        С утра девы уже бултыхались - как бобры в ХопрЕ -
после жарких объятий в палатке - приятно в прохладе оказаться!

МЫ вышли на знаменитый Калмак-Юль (КалмАков путь) -
который в 1980-тых - из тропЫ - превратили в автодорогу!
       Между двумя горными хребтами (Чат-кал на Севере и КурамА на Юге) -
щирокое - килов на двадцать - плато - на высотах - от 2600 м здесь -
до 3400 м на востоке - килов 40 отсюда - неплохо для аклимации!
Зато тут часты речки и ручьи - не надо снег плавить,
да вот и встречная грузовая автомашина! Я в бикини-стрингах, без лифа,
а девы - не только голы - но и босы - ИМ ТАК хочется!
ОНИ ничтоже сумняшися - подняли приветсвенно руки - задрав кверху шикарные сиси!
водитель - узбек по виду лет 40 - вышел к нам. Девы наперебой зптпрпторили
на неплохом инглише, но ОН - не сводя взгляда с ИХних ПИПочек -
развёл руками: "- МаЯ тваЯ НЭ панымАй!"
      Тогда я на русите попросила ивзинения за наш вид, сказала -
что МЫ только-что пришли от Ташкента по горам и просми продать нам два литра
бензина для примуса - готовить пищу в пути до МаргилАна!
     Водитель без акцента ответил руситом:
что восхищен нашим походом через грозные ГОРы,
что Очень РАД НАС видеть -
хоть тыщи зим и лет,
что готов - не продать - а с доплатой отдать НАМ - ВЕСЬ бенхин всей Вселенной,
да впридачу - и всего себя - в ПОЛное НАШе распоряжение!
Я перевела этот ответ девам - а они аж подпрыгнули от восторга:
"- МЫ себя ему отдаём дня на три - если привезёт нас на Озеро Ара-шан
и побудет ТАМ с НАМи - в НАШем ВИДе!"
      Я перевела это ему - и ОН - без малейших колебаний - согласился!
         .....................

             Надеюсь на скорое продолжение:

      Я прОшу пробАчення -
      за моє небАчення,
      та за прмилкЫ -
       що йдуть вид рукЫ -
       що ЙЭ набырАе -
       бо ж - ЗОРу нэМАе!
    ВИК: ДонЭцьк: 23 ЖНИВеня-сЭрпеня августа 2017-го


Рецензии