Префигуративное Рождество

Вот и опять госпожа метелица выбивает  свои многочисленные белоснежные перины.  Как сладко ноет сердце, как надрывно думается под шорох падающих хлопьев. День-ночь, зима - лето, детство – старость. Обычный земной порядок.  Все идет своим чередом. Ничего вспять не поворотить. Ничего не исправить.  В следующий году, как, впрочем, и в прошлом, опять будет идти снег, но это уже будет другой снег. И кто-то другой по щенячьи будет  ему радоваться и ждать чудес на Рождество. И сказку про госпожу метелицу будет рассказывать другая бабушка другому внуку.
Несмотря  на то, что нам угораздило жить  в странные времена, именуемые социологами префигуративными.  Ну, это когда знания передаются не от старшего поколения к младшему, а наоборот. Если вы не верите мне  или социологам, вспомните, кто научил Вас отправлять СМС. Да, наши дети. Бегущие впереди прогресса. Протяните руку к ним. Погладьте по  их умным головам. В этом они нуждаются также,  как и раньше. А нам некогда, им некогда.
Я предлагаю Вам подумать об это, именно, на Рождественских каникулах.
 И взглянуть на нас глазами наших  детей помогут книги современных французских писателей. Уж как - то так получилось, что в нашу библиотеку почти одновременно пришли книги Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и розовая дама», «Тридцать пять кило надежды» Анны Гавальда и «Элегантность ёжика» Мюриель Барбери. Трудно даже сказать, какая из них будет интересней или полезнее, или то и другое вместе взятое. Читать начинаешь сразу и взахлеб. Настолько талантливо написаны эти книги. Настолько совпадают Ваши мысли с   мыслями авторов.
Все три книги написаны от лица подростков. И не ждите пощады от них. Мы, взрослые предстаем в них  во всем «блеске»: живущими иллюзиями и ожиданиями, не приемлющими всё, что не соответствует нашим ожиданиям, суетливыми  и  поверхностными, без Бога в сердце. В дневнике мальчика Оскара мы читаем: «Я попытался объяснить своим родителям, что жизнь – забавный подарок. Поначалу подарок переоценивают, думают, что им вручили вечную жизнь. После её недооценивают, находят её никудышной, слишком короткой, почти готовы её бросить. И наконец, сознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда её пытаются ценить». Трудно поверить, что это написал десятилетний ребенок. Если бы не одно но. Этот мальчик умирает от рака. Ему нужно научить родителей жить без него. Теперь поверили?
Главная героиня Мюриель Барбери – двенадцатилетняя девочка,  наблюдая за своими родителями, решает в день своего тринадцатилетия сжечь квартиру и покончить жизнь самооубийствовом, если не найдет за это время хоть малейший повод жить дальше. Такой никчемной и бестолковой кажется ей жизнь. Найдите время. Прижмите к сердцу свою юную интеллектуалку - дочь. Может быть вам удастся почувствовать,  какие мысли бродят в её хорошенькой головке. А вдруг такие же?
Эпиграфом к книге Гавальды «Тридцать пять кило надежды» стоят слова:  «Я ненавижу школу. Ненавижу её пуще всего на свете. Нет, даже сильней…Она испортила мне всю жизнь». Тоже веселенькое начало. Оказывается не только у нас, но и во Франции, выросло целое поколение людей ненавидящее школу. Или вот герой рассказывает о своей жизни: «Дома был скандал, дольше и тошнее обычного. Сил не было выносить. А я только сжимался с каждым днем, чтобы меня поменьше замечали. Я говорил себе, что если так уменьшаться, уменьшаться, то можно, в конце концов, исчезнуть, и тогда проблемы отпадут сами собой». Найдите время. Прижмите к сердцу голову вашего сына, когда он слегка брезгливо и с жалостью наблюдает ваш очередной скандал. Поговорите с ним. Расскажите ему, что-то интересное, если, конечно, Вы знаете, что его интересует. А он за это научит Вас менять браузер.
Конечно, это романы воспитания в лучших традициях классической французской литературы. Но… воспитания не детей, а взрослых.
Не бойтесь назидательности. Это я сознательно выдернула похожие места. Общее же впечатление от книг  гораздо более светлое, герои очень симпатичные, которых нельзя не полюбить, и рассказано о них  и весело, и грустно. Всё как в жизни. Да и заканчиваются они все хорошо. Так, к сожалению, в жизни не всегда бывает. Но ведь я их рекомендую  прочитать на Рождество. Пусть это будет Вашим маленьким Рождественским чудом!


Рецензии
... С мальчишками, девчонками происходит сейчас много бед.Что же, и кто в этом виноват? Мы виноваты? Почему? С нами то что произошло? Мне кажется, что те события, в конце 90-х - начале 2000 г.г., сломали железную стену, ограждавшую и защищавшую нас и нашу страну. И тут хлынуло столько того, что мы ( большинство из нас во всяком случае)не видели и не знали. Мы воспитывались и жили в другом окружающем мире. А его вдруг смыло. Дети выросли в том, о чём мы не имели никакого представления. И не знали они того мира, в котором выросли мы. Вот и получилось такое взаимонепонимание... Огромная пропасть. Мы не знаем, как научить их жить в этом всём новом. А они не могут и не хотят учиться жить в нашем старом мире.Поэтому, наверное.

Валентина Седлова   25.09.2017 18:56     Заявить о нарушении
Да Валетина Васильевна.Согласна с Вами.Они молодые, соориентируются.Только нам надо как-то с ними почеловечнее.

Светлана Вишнякова   25.09.2017 20:59   Заявить о нарушении