Сердце друга 53

Всю дорогу Сулиман думал о событиях пережитых в Грозном. Боль, обида, злость, за погибщих ребят, за выживший народ, которых предали Саид и ему подобные, переполняли сейчас его душу. У него не укладывалось в голове, как может человек так резко измениться. Ведь видел смерть, и знает что она придет и к нему. Ведь видел что погибший ничего не забирает с собой, а оставляет лишь память о себе. Неужели сам рассчитывает забрать богатство? Никак, и наверное, никогда не сможет Сулиман понять таких людей.
По прибытии в село, время уже было к вечеру, Сулиман с Хасаном пошел к нему домой, чтобы поделиться впечатлениями и рассказать  Хизиру о том, что произошло в городе.
- Вы правильно сделали, что поехали в город, – выслушав Сулимана, сказал Хизир. – Еще правильнее, что вернулись домой. Не испачкав руки и души этой чернью. Вернулись, пополнив багаж знаний. А знание Сулиман, это такое благо. Оно не требует отдельного, особого ухода. Денег, если ты ими делишься с другими, у тебя становится меньше, а знание не убывает, как бы и с кем бы ты не делился. Поэтому я всегда старался учить своих детей не столько к накоплению знаний, сколько к стремлению к ним.
- Хороший ты учитель Хизир, – сказал Сулиман. – Как я рад, что у меня есть ты. Очень точно и верно ты говоришь. И мне отец часто говорил, стремись к знаниям.
- Да. Салман был золотой человек. Как много мы потеряли вместе с ним, с Расулом, да и многими другими ребятами. Обнищал наш народ. Духовно обнищал с потерей таких сынов. Алимы говорят, что Аллах сказал: «Народу, из которого один человек  отдал свою жизнь ради Меня, Я подарю десять таких же». Пока наш народ беден верными сынами. Но, слава Аллаху они, точнее вы, еще остались. И вы воспитываете в подрастающем поколении верных и достойных сынов народа. На своем примере, на примере тех, кого уже к сожалению нет с нами. Дай Аллах вам сил не сломаться, и не сойти с этого пути. Вы есть, но эти плебеи, потомки плебеев, сейчас стоят глухой стеной между вами. Разделили на мелкие лагеря. Просто нет лидера, который собрал бы вас вокруг себя и повел бы народ в светлое будущее. Но такой появится. Должен появиться. Потому что это не может длиться вечно. Терпение народа небезгранично. Ничто ни вечно в этом мире, тем более, зло.
Хизир говорил очень спокойно и на очень простом, доступном для любого, даже малообразованного человека, языке. Он действительно был учителем от Бога, как считал Сулиман, и слушать его можно было бесконечно. «Кладезь знаний», как о нем отзывались сельчане.
- Предали наш народ эти плебеи, – продолжал Хизир. – Подло и позорно предали. Обидно, очень обидно. Ну, ничего, главное не терять голову и веру во Всевышнего. И все будет хорошо. Ладно. Что дальше собираешься делать Сулиман? Как жить думаешь?
- Даже не знаю. Я вот сейчас ехал, и всю дорогу об этом думал. Сначала я хотел поехать к другу отца, в Волгоград.
- К Андрею?
- Да. А ты его разве знаешь?
- Заочно. Со слов Салмана. Он ведь забрал из лагеря беженцев Мадину с Розой? Салман много рассказывал о нем. Даже если бы ничего и не говорил, тот поступок, что он забрал его семью, о многом говорит. Очень благородный шаг. Ну, и? Продолжай. Я тебя перебил.
- Ничего. Да. Сказать что дядя Андрей нам помог, не сказать ничего. Но поездка к нему это только крайний вариант. Я вот думал, денег у меня уже, можно сказать нет вообще. Мне пришла в голову одна идея. Продать стройматериал, купить бензовоз, и тоже заняться перевозкой конденсата вместе с Хасаном. Что ты на это скажешь?
- Да, это один из немногих источников дохода в республике. Но тоже связан с риском.
- Да, я в курсе. Почти каждый вечер наши ребята задерживали иногда и десятки бензовозов. Потом владельцы выкупали их у нашего командира. Но нам-то ведь не нужна «крыша»? Сами сможем защитить свой груз.
- Ты думаешь те, у которых отбирают машины, не умеют стрелять? Или у них нет оружия? Просто существуют определенные правила. Все взаимовыгодно, взаимосвязано.
- То есть? Чеченцы платят дань?
- Можно это и «данью» назвать. Но чтобы не задевать самолюбие горячих голов, здесь это просто называют «налогом».
- Я не буду никому платить.
- Значит тебе будут, мягко говоря, «ставить палки в колеса», в лучшем случае. Ты понимаешь, о чем я.
- Да, конечно. Ну, с этим как-то разберемся. Как тебе в целом идея? Ты ее поддерживаешь?
- Одного алима спросили: «Если тебе придется убить человека, кого бы ты убил?» Алим ответил: «Я убил бы человека, который не работает, - Почему? - спросили его. -Потому что работает человек или нет, кушать ему нужно каждый день. И если он не работает, не имеет источника дохода, от него будет исходить зло и вред окружающим. Он будет врать, воровать, грабить, одним словом, сеять зло на земле, чтобы не умереть с голоду». Так что Сулиман, кушать надо всем. Если бы был выбор профессии, работы я имею в виду, я тебе что-нибудь подсказал бы. А сейчас, ничего, кроме как поддержать и попросить быть осторожным, я ничего не могу сказать. А что касается машины, тебе не нужно делиться с Хасаном. У Хасана есть участок на краю села. Пока он ему не нужен. Я продам его, и у него будет своя машина.
- Отлично. Договорились. Скоро родители зятя должны приехать, потом и сам зять. Не хочу ударить лицом в грязь, и в долги тоже не хочу влезать.
- Ну, лицом в грязь мы в любом случае не дадим тебе ударить. А материальные проблемы, будем решать по мере их поступления.

*  *  *


Рецензии